Урок по ОРКСЭ на тему "Новый год по лунному календарю".
учебно-методический материал по орксэ (4 класс) на тему

Очирова Долгор Кимовна

Ребята, послушайте текст телеграммы  " Поздравляю с Новым годом!" Дата отправления: февраль 2017 года. Телеграмма опоздала, ведь Новый год уже наступил1 января.

Дети находят ответ в учебнике, интернете. Они делают вывод, что Новый год некоторые народы встречают дважды. Новый год по лунному календарю широко празднуют в Монголии, странах Юго-Восточной Азии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_god.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по ОРКСЭ на тему "Новый год по лунному календарю".

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока: Новый год.

Цель: Сформировать представления детей об особенностях  праздника Новый год  ;

Тип урока: изучение нового материала

Механизмы создания мотивационного поля: создание проблемной ситуации, а также задания, для которых недостаёт знаний, наблюдение за ошибками, для объяснения которых нужны новые сведения

Проблемная задача: что произойдет, если люди не будут знать о празднике Новый год.  

Формы организации работы: работа в группах, по рядам

Рефлексия: соотносят результат урока с целью (на сколько цель урока достигнута, реализована)

Домашнее задание: (на выбор)

  1. Обсуди с родителями: почему Новый год наступает у разных народов отдельно и представь на следующем уроке в виде презентации.
  2. Как называется Новый год у разных народов? Запиши.
  3. Совместно с родителями назови те даты, по которым наступает Новый год у калмыков, народов Кавказа, башкир и запиши некоторые из них.
  4. Узнай, какие традиции встречи Нового года  существуют. Запиши.

Результат урока: учащиеся будут:

- знать, что у каждого народа Новый год наступает не 1 января, культурные традиции народа, основные понятия темы;

- уметь извлекать информацию из источников и представлять ее в классе, выражать собственное мнение;

- уметь работать в группе, вести диалог, приводить примеры из жизни;

Основные понятия: Новый год , Сагаалган, Навруз, Цаган Цар, , культурные традиции.

Ресурсы: учебник, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал






Ход урока

Этапы урока

Деятельность

педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Предлагает упражнение «Поздороваемся!»

Слушают и выполняют упражнение. В этой игре дети получают урок толерантности: все мы разные, но рады друг другу.

Личностные: осознание причастности к успеху учебной деятельности

2.Актуализация знаний

Организует работу с  телеграммой.

-Ребята, послушайте текст телеграммы  " Поздравляю с Новым годом!" Дата отправления: февраль 2017 года.

-Скажите, телеграмма опоздала или нет?

-Телеграмма опоздала, ведь Новый год уже наступил1 января.

Дети находят ответ в учебнике, интернете. Они делают вывод, что Новый год некоторые народы встречают дважды. Новый год по лунному календарю широко празднуют в Монголии, странах Юго-Восточной Азии, Китае, Японии, Корее, Вьетнаме.  

Познавательные: структурирование знаний

Регулятивные: адекватная оценка выполненных действий

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения.

3.Постановка учебной задачи

-Ответьте на такой вопрос "Что означает слово Сагаалган, Навруз, Цаган цар.

Работают со словами и составляют кластер. Записывают тему урока в тетрадь.

Познавательные: поиск и выделение информации; использование знаково-

символических средств;

Регулятивные: выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью

Коммуникативные: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения.

Личностные: осознание ответственности за

общее дело;

4. Открытие новых знаний

- Я предлагаю отправиться в путешествие .

Организует беседу "Новый год по лунному календарю"

Новый год по лунному календарю вместе со своими друзьями и родственниками празднуют все жители Бурятии, демонстрируя уважение к национальным обычаям бурят. «Сагаалган» как государственный праздник Республики Бурятия является символом дружбы, единения и согласия среди многонационального населения республики. Объявленный выходным днем, он естественным образом дополняет и завершает череду новогодних праздников россиян.

С рассветом, когда Новый год вступает в свои права, во всех дацанах устраивается пятнадцатидневный хурал, посвященный победе Будды над врагами его учения. По легенде именно столько потребовалось Будде, чтобы одержать победу, проявляя различные чудеса. В это же время ламы читают священные книги и молитвы, молятся о плодородии, о здравии, о процветании и благополучии в Новом году.

Сагаалган можно условно разделить на три основные фазы: канун, первый день Нового года, остальной месяц.

Организует задания по рядам

Предлагает составить список названий праздника Новый год.

Работают с картой мира, России, Бурятии. Записывают в тетрадь.

Работают со словами «Новый год по лунному календарю» и «Сагаалган»

1 ряд: Выбирают из предложенных праздников Сагаалган и представляют рассказ о нем.

Сагаалган — белый месяц,
Праздник Нового года.
Подковывают лошадей, готовят сани,
Медными, серебряными бляхами
Украшают уздечки, сбруи.

2 ряд: Выбирают Цаган Цар и рассказывают о нем.

-  Во время празднования Цаган Сара мы поздравляем друг друга с приходом весны и желаем друг другу, чтобы следующий год был урожайным, а люди жили в достатке.

3 ряд. Выбирают Навруз и рассказывают о нем

 Великолепием весенним,
Как песнь акына на айтыс,
Ручьем звенящим, птичьим пеньем
Приходит в гости Наурыз!

Пусть изобилие и счастье
С собою в дом он принесет.
И меньше будет дней ненастных,
И светел, ясен небосвод!

И дастархан богатым будет,
Чтоб угощался весь народ.

Определяют общий список названий праздника Новый год и время наступления. Учащиеся представляют свои результаты. Карточки прикрепляют к доске.

 Новый год — самый длинный и самый важный праздник в китайском (лунном) календаре. Фестивали, гулянья, приуроченные к этому празднику, длятся 15 дней. Он приходится на второе новолуние после зимнего солнцестояния, на период между 12 января и 19 февраля. Нередко Новый год по лунному календарю называют «китайским», потому что его празднование распространилось по Азии, а в дальнейшем и по миру, именно из Поднебесной. 

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; могут осуществить поиск необходимой информации в разных источниках.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы.

5. Физкульминутка

Проводит физкульминутку

Выполняют упражнения под музыкальное сопровождение

6.Первичное закрепление

Объясняет творческую работу «Праздник».

- Какие пожелания звучали у каждого народа в канун праздника?

Записывают свои пожелания, поздравления .

Справляются
О здоровье, о благополучии соседей,
О состояний лошадей и скота.

В ночь с 8-го на 9-е февраля буддисты отмечают начало Белого месяца — Новый год по лунно-солнечному календарю. Буряты называют этот праздник Сагаалган, калмыки — Цаган Сар, тувинцы — Шагаа. Перед праздником хозяйки убираются в домах, готовят национальные блюда и вкусные угощения для гостей. В праздник наступления весны принято желать друг другу мира, тепла, гармонии, счастья и благополучия. 

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, классификация; подведение под понятие; установление причинно-

следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания; построение логической цепи

рассуждений, доказательство;

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач;

формулирование и аргументация

своего мнения в коммуникации; достижение договоренностей и

согласование общего решения;

Личностные: осознание ответственности за

общее дело;

7.Самостоятельная работа с проверкой

Предлагает самостоятельную работу с заданиями

Работают в парах с понятиями (по выбору).

Задание 1.- заполняют пропуски в предложениях.

Задание 2.-заполняют таблицу- название Нового года и какой народ отмечает.

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия;

подведение под понятие; определение основной и

второстепенной информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное

построение речевого высказывания

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и

позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций;

Регулятивные: контроль (сличение с эталоном), коррекция

8.Рефлексия

Организует обсуждения и консультирует

Соотносят результат урока с целью ( на сколько цель урока достигнута, реализована)

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать высказывания учителя или товарищей, содержащие оценочный характер.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

9.Домашнее задание (на выбор)

Объясняет д/ задание

Советуются с родителями и выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока окружающий мир 2 класс. Тема"Почему луна бывает разной?"

Цели: познакомить с естественным спутником Земли – Луной, ее особенностями; показать изображение различных созвездий и расположение в них звезд; рассказать о различных способах изучения Луны, от...

Урок по ОРКСЭ на тему "Новый год по лунному календарю". (диалог).

Сформировать представления детей об особенностях  праздника Новый год ....

Лунные календари на востоке

Презентация к классному часу "Лунные календари на востоке"...

Открытый урок по ОРКСЭ " Праздники и календари"

В данной разработке представлен конспект открытого урока по ОРКСЕ по теме "Праздники и календари" с презентацией и дополнительными материалами....

Празднование Нового года - Сагаалган по лунному календарю

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной и именно этой проблеме посвящена  предлагаемая праздничная программа дл...

Празднование Нового года - Сагаалган по лунному календарю

Традиции народа важно знать каждому...  Праздничное мероприятие знакомит с традициями бурятского народа...