Урок - экскурсия Храмы нашего города ( Ачинск, Красноярский край)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Брага Наталья Вениаминовна

Урок - экскурсия Храмы нашего города ( Ачинск, Красноярский край)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-ekskursiya_hramy_nashego_goroda.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 8»

Урок – экскурсия

«Храмы нашего города»

(Основы религиозных культур и светской этики.

Основы православной культуры. 4 класс, 10-11лет.

 Материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий для учащихся 7-14лет)

                                                                        Учитель начальных классов

                                                                         Брага Наталья Вениаминовна

г. Ачинск

2017 год

Урок – экскурсия «Храмы нашего города.

Цели урока:

  • Образовательные:
  • знакомство с православными храмами г. Ачинска;
  • приобщение учащихся к изучению культурно-исторического наследия;
  • Развивающие:
  • развитие монологической речи учащихся, их образного мышления;
  • Воспитательные:
  • формирование бережного отношения к историческим памятникам, православным храмам, как наследию православия.

Тип урока: открытие новых знаний

Формируемые УУД:

Метапредметные:

  • Коммуникативные: 
  • слушает и слышит учителя и сверстника, вступает в учебный диалог;
  • Регулятивные: 
  • планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • анализирует объекты с целью выделения существенных признаков;
  • сравнивает, классифицирует объекты.
  • Познавательные: 
  • даёт определение понятиям;
  • выделяет и ищет необходимую информацию;
  •  выполняет задание на основе заданного алгоритма.

Оборудование и материалы к уроку:

  • Основные: учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры».
  • Дополнительные источники:
  • видеоролик «Храмы нашего города»;
  • тексты из энциклопедий о православных храмах.

                                                   Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Мотивационный этап.

Учитель: Добрый день! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы узнаете много нового, интересного и полезного, будете не только зрителями, но и активными участниками нашей деятельности.

  1. Работа по теме. Вступительное слово учителя. 

        Учитель включает музыку – раздаются звуки колокольного перезвона.    

Учитель: Что вы сейчас услышали? Как вы думаете, почему именно эту музыку я вам приготовила для прослушивания? (Ответы детей.) Рассмотрите иллюстрации на доске. Что там изображено? Догадайтесь, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?  (О храмах.)

                      Сегодня у нас не будет урока, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, в путешествие по нашему родному городу, на котором произойдёт знакомство с Храмами Ачинска.

           В давние времена на месте нашего города находился острог, в котором первые поселенцы сразу же построили церковь, чтобы просить у Бога помощи и защиты в тяжелых жизненных условиях. Когда город рос, Храмов становилось больше и больше, и это были, в основном, православные Храмы.  В нашем городе проживают представители иудейского и исламского вероисповедания. Но православного населения у нас больше всего, поэтому и на территории Ачинска православных Храмов больше, чем других.  Я приглашаю вас отправиться в виртуальное   путешествие по родному городу и увидеть, какие культовые сооружения есть у нас.

        В второй половине 19 века в Ачинске и Ачинском районе началось строительство Храмов и часовен.  До революции 1917 года в Ачинском уезде существовали 59 сельских приходов и два городских. «Краткое описание приходов Енисейской Епархии», которое хранится в Ачинском архиве, содержит перечень сельских приходов, бывших на территории нынешнего Ачинского района. Храмы были построены в деревнях Покровке, Ольховке, Тарутино, Тимонино и других. При многих из них были школы, где деревенских детей учили грамоте. Несмотря на бедность сельских библиотек, эти школы давали прочное и добротное начальное образование.

         Выполняя свою апостольскую миссию, Церковь воспитывала народ в духе православного мировоззрения, в духе смирения и любви, заботилась о его просвещении. Храмы для православных были не только местом молитвы и духовного укрепления, они являлись центрами общественной жизни городов и деревень Российской Империи.

         У всех людей есть свои имена. Также и Храмы имеют свое имя. Одни названы в честь Господа, Его праздников, другие – в честь Божьей Матери, третьи – в честь святых.  Постарайтесь запомнить, какие Храмы есть в нашем городе, как они названы.

4. Просмотр видеоролика «Храмы нашего города» (педагог комментирует фильм по ходу, по окончанию просмотра происходит обсуждение фильма)

5. Обсуждение фильма.

Учитель: Что вам запомнилось? Бывали ли вы когда-нибудь в этих Храмах? В честь кого названы Храмы в нашем городе?

Ответы учащихся.

Ученик читает стихотворение.

Воды тихой речки отражают

Окруженный деревцами Храм.

Годы и столетья пролетают –

Каждый день молитвы слышны там.

Свечи здесь пылают и лампады,

Блики их на образах горят,

Девы Пресвятой святые взгляды

Прямо в душу ласково глядят.

По каким признакам мы определяем, что это Храм православный? (Купола, крест, иконы, свечи).

Ребята, в некоторых наших Храмах есть колокольни. Кто запомнил, в каких именно?  Зачем нужны колокола? (Ответы детей, обобщение учителя).

Колокольный звон созывает людей на молитву, в праздничные дни колокола звонят по-особенному звонко и торжественно, а в старинные времена колокольный звон мог сообщить людям о надвигающейся опасности – например, о пожаре или даже о войне.

 Учитель: Церковь — слово греческое, означает всех верующих в Иисуса Христа людей и Дом Божий. Поэтому храм часто называют церковью, то есть домом Божиим, где собирается церковь — Божия семья.  Запомните, Храм – это дом Божий, где всегда незримо присутствует сам Господь Бог. Это великое святое место, поэтому мы должны соблюдать в любом Храме определенные правила поведения.

   Как вы думаете, какие это правила?  Ответы детей, обобщение.

В Храм нужно входить с молитвою, крестным знамением, вести себя тихо и благоговейно. Во время богослужения нельзя разговаривать, шуметь, ведь это помешает стоящим рядом людям молиться, а священнослужителю – вести службу. В храме существуют особые правила поведения, называющиеся церковный этикет. Сейчас мы прочтём стихотворение и вместе выведем свод правил для мальчиков и девочек, посещающих храм:

(Учащиеся читают стихотворение по ролям)

Памятка мальчику:

Прежде чем зайти в собор,

Головной сними убор,

Злые мысли отгони:

 Не нужны тебе они...

Памятка девочке:

Скромную надень одежду,

В брюках в храм идёт невежда,

Голову платком покрой

И тихонько в храме стой.

Мальчику и девочке:

Никого не осуждай,

Помощь нищему подай,

Поставь свечку и потом

Осени себя крестом.      

О чём необходимо помнить мальчику, заходя в храм?

Как должны выглядеть девочки, приходящие на службу в церковь?

Как мы заходим в храм?

Как мы стоим во время богослужения?

        Учитель: Хотите ли вы узнать, как устроен Храм изнутри?  На следующем уроке мы посетим самый главный Храм нашего города…догадайтесь, какой? (Храм Казанской Божьей Матери) и познакомимся с внутренним устройством Храма, для этого мы и обсуждали сегодня правила поведения. А сейчас я предлагаю вам нарисовать свой Храм, таким, каким бы вы хотели его видеть.

6. Самостоятельная работа.

 (учащиеся рисуют рисунки, которые по их желанию будут предоставлены на выставке)

7. Подведение итогов урока.

Дети организовывают выставку рисунков.

Заключительное слово учителя.

– Сегодня мы познакомились с православными храмами нашего родного города. Далее вы узнаете, что в храме нет ничего лишнего, всё находится в строгом порядке, имеет свой символический смысл и служит одной цели – спасению души человека. Поэтому человек свою душу тоже должен освободить от всего лишнего, ненужного, всего того, что мешает добрым помыслам и поступкам. В душе человека тоже должно быть всё в строгом порядке. Отсюда среди православных христиан бытует выражение «храм души». Я желаю вам, чтобы и вы начали строить храм в своей душе, избавляясь от всего негативного и умножая добро и любовь.          

Тысячи лет люди ходят в храм.

 Идут страждущие и плачущие –и там утешаются.

Идут растерявшиеся – и там получают наставление.

Идут провинившиеся – и получают прощение.

Идут счастливые – поделиться радостью и поблагодарить Бога.

Береги храм в своей душе и созидай его всю свою жизнь.

Благодарю всех за хорошую работу на уроке!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -экскурсия по теме "Город и село", 4класс

Урок-экскурсия по теме "город и село", 4класс по учебнику М.З. Биболетова. Россия и Великобритания в сравнении....

Социальный проект "Храм нашего города"

   В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное образование и воспитание школьников, которое направлено на усвоение нравственных ценностей, обеспечивающих общес...

Экологическая экскурсия "Птицы нашего города"

Сценарий экологической экскурсии для младших школьников "Птицы нашего города"...

Виртуальная экскурсия по музеям и памятным местам Красноярского края

Виртаульная экскурсия по музеям и памятникам Красноярского края составлена по материалам, которые подготовлены учащимися 4 класса. Материал использовался для подготовки к ВПР по окружающему миру. зада...

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсия

Тихвинский храм Божьей Матери - открытие храма и урок-экскурсияПрезентация открытия храма по ссылке:https://disk.yandex.ru/i/g_6RzBbLgIVLPgУрок-экскурсия в Тихвинский храм Божьей Матери....

Разработка урока-экскурсии "Храм. Икона"

     Урок-экскурсия по теме «Храм. Икона» (ОРКСЭ, 4 классы) проводился с участием иерея Романа (Капитанюка), с привлечением родителей в Храме святого апостола Андрея ...