Доклад на тему "Влияние курса ОРКСЭ на личностное развитие младшего школьника на основе семейных ценностей"
статья по орксэ (4 класс) на тему

Клементьева Надежда Николаевна

Доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx215.76 КБ

Предварительный просмотр:

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Влияние курса ОРКСЭ на личностное развитие учащихся на основе семейных ценностей».

Постановка проблемы:

Введение в школе курса «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. Они не понимали, для чего необходимо все это нашим детям и что они будут делать на этих уроках. После проведения родительского собрания, на котором мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители  единогласно поддержали введение нового учебного курса.

Проблемой исследования является создание педагогических условий для  духовно-нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности ( конкретно изучения модулей курса ОРКСЭ).

Цель:  Изучение возможностей духовно-нравственного воспитания и личностного развития младших школьников в процессе учебной деятельности на основе семейных ценностей.

Задачи :  Углубить и расширить личностно –ориентированный  компонент образования за счет использования в процессе обучения по курсу  ОРКСЭ ( модуль «Основы светской этики») методов семейного воспитания, потенциала семейного, духовного и житейского опыта.

Гипотеза : Я предполагаю, что сотрудничество семьи и школы – необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Курс ОРКСЭ, как показывает практика, успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития.

Основополагающий вопрос моей работы:

Как курс  ОРКСЭ и его взаимодействие с семьёй влияют на личностное развитие младшего школьника?

Проблемный вопрос:

  • Что значит личностное развитие?

С древних времен люди  высоко ценили духовно-нравственное воспитание.  Этот вопрос является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

С 1 сентября 2012 года в учебный процесс образовательных школ Российской Федерации в соответствии с Поручением Президента России вводится новый курс «Основы религиозных культур и светской этики». Введением нового предмета государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через изучение традиций этносов.

  • Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
  • Основная задача курса – сформировать первоначальное представление об определенной духовной традиции, познакомить обучающихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям, сформировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из шести модулей, по выбору родителей ученики нашей школы приступили к изучению модуля «Основы светской этики»  Данный  курс успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина». Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем и поколения к поколению. Одним из положительных эффектов введения курса ОРКСЭ следует считать интерес к семейным традициям и своей родословной, к прошлому своей страны, её культуре. В рамках курса рассматриваются семейные ценности, которые закладываю основу для формирования нравственных идеалов, чувства гордости за свою Родину,     свой народ.  Данный  курс успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина».  

Основным содержанием духовно-нравственного развития и воспитания являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем и поколения к поколению.

Одним из положительных эффектов введения курса ОРКСЭ следует считать интерес к семейным традициям и своей родословной, к прошлому своей страны, её культуре. В рамках курса рассматриваются семейные ценности, которые закладываю основу для формирования нравственных идеалов, чувства гордости за свою Родину,     свой народ.

Введением нового предмета государство стремится расширить образовательное и воспитательное культурно-историческое поле миропонимания учащихся через изучение традиций этносов

В современных условиях большая ответственность за воспитание детей ложится на семью и систему школьного обучения и воспитания, где собственно и закладываются личностные основания гражданственности и патриотизма будущих поколений Отечества.

Что значит «личностное развитие» учащегося?

Личностные результаты – это готовность и способность учащегося к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки.

Действия   самоопределения на уроках ОРКСЭ

- самопознание

-самооценка

-идентичность 

Действия  смыслообразования на   уроках ОРКСЭ

- Сформированная учебная мотивация

-Осознанность учения и личная ответственность

-Адекватное реагирование на трудности

Положительные нравственные качества;

-Адекватное оценивание своих и чужих поступков

-Нетерпимость и умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни и здоровья .

-Действия нравственно-этического оценивания на уроках ОРКСЭ

Технология проектной деятельности на уроках ОРКСЭ

-Технология проблемного диалога на уроках ОРКСЭ

-Информационные и коммуникационные технологии на уроке ОРКСЭ

-Технология уровневой дифференциации на уроках ОРКСЭ

Данные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении, так как основаны на прямом взаимодействии учащегося со своим опытом. Они позволяют сделать знания более доступными, а также анализировать учебную информацию и творчески подходить к усвоению учебного материала.

Одним из приоритетных направлений моей деятельности по духовно-нравственному воспитанию учащихся, является работа с родителями. Убеждена, что сотрудничество семьи и школы – является необходимым для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.

Наша «Верхнежиримская СОШ  успешно реализует один из шести модулей курса - Основы светской этики, который был единогласно выбран родителями учащихся.

Каким же образом стараюсь привлекать родителей в  учебный процесс. Выделила для себя основные задачи в реализации данного направления:

• создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации образовательно-воспитательной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики», а также предполагаемого результата;

• активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;

Введению курса «Основы религиозных культур и светской этики» предшествовала подготовительная работа с родителями. Главная задача этого этапа - создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат - мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.

Первым шагом стало проведение родительских собраний, на которых родители были ознакомлены с особенностями учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием компьютерной презентации.

Помимо этого ознакомила родителей с учебными пособиями, книгами для родителей, которые обеспечивают преподавание данного курса, ответила на возникшие у родителей вопросы.

Также было проведено анкетирование. На данных родительских собраниях родители определились с тем модулем, который будет изучаться их детьми.

На одном из мини-конференций  я дала ряд Практических советов родителям о том, как они могут помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Учебный модуль «Основы светской этики» предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.

В начале работы поняла, что необходима более эффективная и целенаправленная работа с родителями по реализации ключевых положений данного курса.

В ходе работы с родителями мной используется дифференцированный подход, который строится на выделении 4 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса:

• 1 тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений;

• 2 тип – семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительной направленности в воспитании детей;

• 3 тип – конфликтные семьи, в которых родителям не до детей, они разбираются в своих отношениях;

• 4 тип – неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, аморальное поведение, жестокость.

В  своей практике организации педагогической деятельности использую массовые, групповые, индивидуальные формы работы с родителями. Осуществляется данная деятельность по двум направлениям:

1.Психолого-педагогическое просвещение родителей. Этому направлению отводится значительное место, используются такие формы работы как: индивидуальные и тематические консультации, родительские конференции, педагогические практикумы и дискуссии.

2. Вторым направлением деятельности с родителями является вовлечение их в учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».

В реализации данного направления использую такие формы как: дни творчества детей и родителей, день открытых дверей (открытые уроки-(20 декабря по теме «Дружба»), помощь в организации и проведении занятий, совместная творческая работа учащихся и родителей по выполнению домашних предложений.

Реализация данного направления осуществляется с применением таких форм деятельности как:

1.Обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних предложений, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.

2. Оказание родителями помощи в подборе иллюстративного материала к занятиям, материала для галереи образов.

3. При изучении тем, связанных к бытовым укладом, ученики с помощью родителей, готовят выступления с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.

У родителей, бабушек и дедушек есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, знание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Именно это богатое содержание должно быть задействовано в учебно-воспитательном процессе. Такое слаженное, педагогически организованное взаимодействие учителя, ученика и родителей позволяет, с одной стороны, существенно расширить содержание предмета, придать ему личностные (родительские) смыслы. С другой стороны, делает общение детей с родителями на нравственные, жизненные темы более интенсивным, систематическим, глубоким и, в конечном счете, продуктивным

Таким образом, изучая роль курса ОРКСЭ на  личностное развития на основе семейных ценностей я пришла к выводу, что активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, согласованная педагогическая деятельность учителей и родителей реально содействует содержательному наполнению внутрисемейных программ нравственного воспитания детей, укреплению доверительных отношений между детьми и родителями, смягчению негативных последствий кризиса младшего подросткового возраста.

C:\Users\1\Desktop\для доклада 22.11\IMG_4898.JPGC:\Users\1\Desktop\для доклада 22.11\DSC02043.JPGC:\Users\1\Desktop\для доклада 22.11\DSC01773.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебно-воспитательной деятельности Класса Юных Моряков «Фрегат»: «Индивидуально-личностное развитие младших школьников через систему обучения и воспитанияв условиях морского класса».

Программа создана в 2006 году в соавторстве с педагогом дополнительного образования Стариковым С.А. , а также в разработке программы приняла участие в качестве научного консультанта -cтарший преподава...

Педагогическая система Л.В.Занкова как способ оптимального личностного развития младшего школьника

В данной статье рассматривается вопрос об особенности  содержания современного начального образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию...

Роль чтения в образовательном процессе и личностном развитии младшего школьника"

В статье приводятся примеры тренировочных упражнений, которые помогаю ребёнку правльно и грамотно научиться читать (под руководством учителя и родителей). Упражнения помогают правильно дышать при чтен...

Духовно – нравственное воспитание как фактор личностного развития младшего школьника.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ...

Физическое и психологическое здоровье – основа личностного развития младшего школьника

В настоящее время внимание многих педагогов и психологов во всем мире привлечено к проблемам детей дошкольного и младшего школьного возраста. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживает...

Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования их нравственных ценностей

Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников как основа формирования  их нравственных ценностей...