Педагогическая система Л.В.Занкова как способ оптимального личностного развития младшего школьника
статья по теме

 

В данной статье рассматривается вопрос об особенности  содержания современного начального образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Ведущей тенденцией современного образования в нашей стране, как и за рубежом, является ориентация на психическое и личностное развитие ребенка в процессе обучения. Этим требованиям соответствуетцелостная, разработанная во всех частях педагогическая система Л.В. Занкова, которая видит процесс обучения  как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Обучение должно быть личностно-ориентированным, развивающим.Система Л.В.Занкова полностью соотносится с целью современного  российского образования -построение личностно-ориентированной развивающей модели школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_yasaveevoy_d.m..doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая система Л.В.Занкова как способ оптимального

личностного развития младшего школьника

Ясавеева Динара Масгутовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

МБОУ «Гимназия № 125»  г.Казань

 Республика Татарстан

Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача – подготовить человека, соответствующего этой новой культуре. Во введении к Концепции государственного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности – смысл и цель современного образования… Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества». Таким образом, современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной и профессиональной.

Высокотехнологичный мир стремительно меняется день ото дня. У детей 21 века мы обязаны воспитать привычку к переменам, научить их быстро реагировать на смену условий, добывать нужную информацию, разносторонне анализировать её. Характерно, что тяга к новизне, исследовательской деятельности, по утверждению нейропсихологов, свойственна именно младшему школьнику. У детей этого возраста ведущим является правое полушарие, отвечающее за целостное эмоционально-образное восприятие и мышление. Человек правополушарного типа – исследователь. 

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Движущей силой, импульсом развития личности выступает особым образом организованное обучение – совместная деятельность и общение, под воздействием которых осуществляется становление и развитие личности в единстве внутреннего и внешнего воздействия на неё, взаимоотношение между индивидом, личностью, усваивающей общественный, социальный опыт, и индивидуальностью. «Социальное» и «индивидуальное» не является противоположным друг другу, и это дает мне основание считать, что личность – это человек,  с его социальной обусловленностью и индивидуально выраженными качествами и особенностями (характером, способностями, своеобразием познавательной и эмоционально–волевой сферы). Поэтому говорят: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». Я рассматриваю каждого ученика как самоценное, саморазвивающееся, сложное явление, обладающее своей собственной логикой развития, которую нельзя игнорировать или видоизменять, а можно лишь согласиться с ней, приняв личность ребенка такой, какая она есть.

В любых педагогических инновациях подчеркивается проблемная структура учебных материалов, направленность на организацию учебно-поисковой деятельности детей в атмосфере сотрудничества и сотворчества учителя и детей. Еще недавно административная оценка успешности педагогической деятельности школьного учителя включала прежде всего сведения о проценте успеваемости. Сейчас в официальных документах подчеркивается, что смысл профессиональной деятельности учителя видится в создании условий, благоприятных для проявления и развития личностного потенциала учащихся. Несомненно, что в общественном и педагогическом сознании происходит смена приоритетов, что идеи развивающего обучения вошли в российское образование.

В Законе Российской Федерации «Об образовании», в Концепции модернизации российского образования в качестве основной, главной и определяющей его цели называется развитие личности школьника.

Анализ научных данных о перспективах развития образования, о тенденциях развития отечественной и зарубежной образовательных систем, изучение прогнозов экспертов свидетельствуют о том, что в третьем тысячелетии именно личностно-ориентированные развивающие педагогические системы будут занимать доминирующие позиции в мировом контексте.

Таким образом, ведущей тенденцией современного образования в нашей стране, как и за рубежом, является ориентация на психическое и личностное развитие ребенка в процессе обучения.

В настоящее время в российской начальной школе представлены три целостные системы начального образования – традиционная и две педагогические системы развивающего обучения: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Признаком любой системы является её целостность:

  1. общность цели;
  2. общие задачи обучения;
  3. единые дидактические принципы;
  4. типические свойства методической системы;
  5. система изучения результативности;
  6. требования к организационным формам и условиям протекания учебного процесса.

 Целостность педагогической системы Л.В.Занкова достигается благодаря взаимодействию всех её частей, именно поэтому в своей деятельности я использую вышеназванную систему.

Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Обучение должно быть личностно ориентированным, развивающим. При этом мною ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого ребенка, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым». Вот почему, я считаю, что в школе нет «главных» и «неглавных» предметов: каждый из предметов вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то является тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь. Развивающая система признаёт неповторимость, уникальность каждого ученика, отношение к нему как к личности, одновременно как к объекту и субъекту учебно-воспитательного процесса.

Активная познавательная деятельность ребенка может состояться только в том случае, если в классе установились добрые доверительные отношения. И я, как учитель, способствую развитию благоприятного климата в нашем коллективе. Дети не боятся высказывать своё мнение, участвуют в коллизиях,  задают вопросы, как учителю, так и своим одноклассникам, учатся высказывать своё мнение. Ученики могут не согласиться не только с мнением товарищей, но и с мнением учителя. Им предоставлено право спорить, отстаивать и аргументировать свою точку зрения. При таком подходе возможны ошибочные суждения, поэтому чрезвычайно важно, чтобы учащиеся не боялись допустить ошибки.  Роль педагога в данный момент быть предельно внимательным к личности каждого ребенка, к его мнению. Я, придерживаюсь высказывания,  Л.В. Занкова, что «личность растет и крепнет в условиях многогранной, содержательной жизни школьников, в условиях дружеских отношений, полных уважения и внимания между учителем и детьми».

Цель моего обучения – достижение оптимального общего развития каждого ребёнка. Под общим развитием понимается развитие ума, воли, эмоционально-нравственных представлений, то есть то, что лежит в основе учебной деятельности и успешной социализации школьника. Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, с его окружением, поэтому я уделяю особое внимание организации учебной деятельности и социализации детей.

Мною была поставлена задача – представить учащимся широкую целостную картину мира средствами науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

В своей работе я использую следующие дидактические принципы –

  1. обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Реализация этого принципа создает условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей детей, на уроке формируется атмосфера доверительного общения. Он предусматривает организацию коллективной учебной деятельности на уроке, которая ведет к решению задачи, с которой ребенок не может справиться самостоятельно, но оказывается в состоянии решить в сотрудничестве с учителем и одноклассниками.
  2. ведущая роль теоретических знаний.

Этот принцип нацеливает не на простое заучивание формулировок, терминов, а на осознание связей и зависимостей между теоретическим материалом внутри определенного учебного предмета и между разными предметами, ведущей роли теоретического знания по отношению к практическому.

  1. осознание процесса учения.

В соответствии с принципом обучение строится так, чтобы ученики осознали не  только закономерность последовательности материала и взаимосвязь понятий, но и сам процесс добывания знаний, чтобы они оценили свои возможности.

  1. быстрый темп прохождения учебного материала.

Принцип затрагивает не столько количественную, сколько качественную характеристику обучения. Процесс познания строится так,  что более быстрое продвижение вперед идет одновременно с возвращением к пройденному.

  1. целенаправленная и систематическая работа над общим развитием  всех учащихся.

Этот принцип предусматривает такое осуществление индивидуального подхода в обучении, при котором каждый ученик проходит своеобразный путь в своем развитии.

  1.  принцип деятельности.

      Он заключается в такой организации обучения, когда ребенок получает знание не в готовом виде, а добывает его сам в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания. Этот принцип является основным механизмом реализации развивающей функции образования.

  1.  принцип психологической комфортности.

Обязательным требованием к организации процесса обучения детей является сохранение их здоровья. Для этого необходимо снять по возможности все стрессообразующие факторы учебного процесса. Он предполагает: создание в классе спокойной доброжелательной атмосферы; веру в силу ребёнка;  осознание им процесса учения; понимание учителем и родителями функциональной роли знаний. Моя роль, как учителя, заключается в том, чтобы создать на уроке атмосферу,  которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя как дома.

  1. принцип вариативности.

Он предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимание возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Обучение, в котором реализуется принцип вариативности, снимает у учащихся страх перед неудачей. Я  учу детей  воспринимать ошибку не как трагедию, а как сигнал для её исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни, в случае неудачи – не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

Обучение по развивающей системе Л.В.Занкова осуществляется на основании единой методической системы, обладающей типическими свойствами, охватывающими все учебные предметы. Это - многогранность, процессуальность, коллизии, вариантность.

Методическая система является реальным механизмом для достижения таких приоритетов современного начального общего образования, как системная организация поисковой самостоятельной деятельности, сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, реализация межпредметных связей, формирование общеучебных умений и навыков, в том числе информационно-коммуникативных.

Развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе служит прежде всего организованное учителем содержательное сотрудничество детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при коллективном поиске информации, непосредственном ознакомлении с окружающим миром. Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие взаимодействий, отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. Поэтому мне, как учителю, необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, их умелое использование служит для взаимопонимания людей. В ходе развития коммуникативных способностей осуществляется воспитание толерантности.

Работая по системе Л.В.Занкова 12 лет, я создаю атмосферу искренности и доверия на уроках, так как это необходимое условие успешности учебного процесса. В ходе общения с учениками я внимательно выслушиваю вопросы, ответы, побуждаю к доказательству высказываемых суждений, наблюдаю за классом, ободряю не только словом, но и взглядом, поощряя стремление ученика доискаться до истины.

В общение «учитель – ученик» я придерживаюсь следующих критериев:

  1. Учитель испытывает интерес к детям, их мыслям, чувствам, создает у каждого ученика чувство, что его понимают и принимают.
  2. Учитель владеет умением «подать себя».
  3. Дети испытывают и проявляют интерес, уважение к учителю.
  4. Учитель внимателен ко всем детям, это дает возможность высказаться каждому ребенку; умеет организовать меру помощи, чтобы каждый испытал успех деятельности.
  5. Учитель умеет во время диалога на уроке отдавать инициативу детям.
  6. Учитель содействует спокойному, естественному поведению детей на уроке.

 В общение учащихся друг с другом я работаю и добиваюсь следующих показателей:

  1. Дети умеют общаться без постоянного вмешательства взрослых, испытывают интерес к групповой и парной формам работы, в заданиях на коллективное творчество умеют распределять роли, добиваются слаженности и взаимопонимание.
  2. Дети испытывают интерес к мыслям, суждениям, знаниям одноклассников.
  3. Ученики владеют диалогической формой общения, умеют слушать друг друга, поддерживать чужие идеи и развивать их.
  4. Коллектив класса мобилизует познавательную деятельность ученика.
  5. Дети владеют мимикой, могут открыто передавать свои чувства, умеют устанавливать зрительный и вербальный контакт.

В качестве иллюстрации направлений и критериев общения «учитель – ученик» приведу фрагмент урока русского языка в 3 классе по теме «Сложные слова».

Обратите внимание на доску. (На доске написано слово варить.) Определите корень. Образуйте новые слова. Ответы учащихся: повар, варка, варенье, навар, вареный, заварка, заварной, самовар и т.д. Предлагается классифицировать слова по способам образования. Учащиеся классифицируют, высказывают свое мнение, обсуждают в парах варианты ответов, внимательно выслушивая друг друга. Таким образом были сделаны выводы. Приставочный  -  навар, повар. Суффиксальный - варка, варенье, вареный. Приставочно-суффиксальный - заварка, заварочный, заварной. Во время работы на доске были поставлены вопросы (?) с правой и с левой стороны от слова варить, которые убирались в ходе рассуждения учеников. А сложные слова – это способ образования новых слов? Давайте порассуждаем. Что такое сложные слова? Ответы: это сложение или слияние двух основ (корней) с помощью соединительных гласных о, е или без них. Во время данной работы создалась проблемная ситуация - сложные слова это способ образования слов? Ребята смогли доказать и убедить, что это именно так. И последний вопрос был решен.

В русском языке есть термин неологизм «неос» - новый, «логос» - слово – образование новых слов. На какую сторону доски нам прикрепить слово неологизмы? В ходе обсуждения и общения ребята высказывают свое мнение на левую, т.к. там размещены 4 способа образования слов; на правую, т.к. именно там образованы новые слова; в середину, объединив и способы образования и сами слова.

Развивающее обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни. Напротив – яркую, насыщенную, интенсивную. Ведь без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека! Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию,  к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения. Психолог А. Маслоу утверждает, что «путь к осуществлению потенциальных возможностей человека в его самореализации открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей, в том числе, потребности защищенности и в хорошем отношении к нему». При удовлетворении этих потребностей, я считаю, что в личности ребёнка возникают новые черты и качества: уверенность в себе, вера в окружающих людей, оптимизм, стремление к осуществлению полезных целей, жизнерадостность. Чувство собственного достоинства, ощущение значимости собственного «Я», уверенность в своих силах и положительная оценка со стороны окружающих – всё это я поддерживаю в своих учениках, так как кардинальная потребность человека – осознавать себя личностью.

  Совершенно очевидна соотносимость современной цели российского образования и цели системы, созданной под руководством Л.В. Занкова. Сравните: «построение личностно-ориентированной развивающей модели школы» и «общее развитие каждого школьника». Смысл один, различно только словесное выражение. Сейчас эта целостная, разработанная во всех частях дидактическая система, проверенная временем в разных условиях обучения, должна быть включена и использована в реализации образовательных стандартов нового поколения.                                  

Литература:

1.Педагогическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: Учебное пособие / Н.В.Нечаева, Н.Н.Рощина. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2006./

2.Учебная деятельность: знакомая и незнакомая: От теории – к практике обучения / Н.Я. Чутко. – Самара: Издательский дом « Федоров», 2005./  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы диагностики регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, применяемые в процессе речевого развития младших школьников

В презентации представлены методики проведения диагностических исследований регулятивных и коммуникативных УУД младших школьников....

Статья на тему "Общение с джазовой музыкой как способ эстетического развития младших школьников".

В данной статье делается акцент на воспитательно-эстетических возможностях джазовой музыки, которая в настоящее время в общеобразовательных учреждениях на уроках музыки звучит очень редко....

Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (из опыта работы)

Материал содержит формы и методы обучения младших школьников на уроках русского языка. Дается разработка модели способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка с целью и...

Совершенствование способов практической деятельности младших школьников на уроках русского языка как условие их интеллектуального развития

Согласно стандартам второго поколения важно развивать у детей умение учиться. Развитие интеллекта происходит на многих уроках. Я расскажу об уроках русского языка....

Развитие индивидуальных особенностей младших школьников в педагогической системе Л.В.Занкова

«Развитие индивидуальных особенностей младших школьников в педагогической системе Л.В. Занкова»...


 

Комментарии

Спасибо! Достаточно подробно описана суть педагогической системы Занкова. Пригодится для ознакомления активной молодежи.