Статья на тему "Общение с джазовой музыкой как способ эстетического развития младших школьников".
статья по музыке по теме

Воробьева Юлия Вадимовна

В данной статье делается акцент на воспитательно-эстетических возможностях джазовой музыки, которая в настоящее время в общеобразовательных учреждениях на уроках музыки звучит очень редко.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchenie_s_dzhazovoi_muzykoi_doc.doc48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

А.А. Мёдова, Ю.В. Воробьева (Красноярск)

Общение с джазовой музыкой как способ эстетического развития младших школьников

В наше время  общеобразовательная школа ориентирована на всестороннее развитие личности и интеграцию ребёнка в современное культурное пространство; актуальным представляется целенаправленное развитие всех способностей детей, в том числе эстетических. Отсюда следует то, что проблема эстетического воспитания и развития эстетического восприятия младших школьников является одной из важных задач, стоящих перед школой. Но ей не всегда удается в полной мере выполнить поставленные требования, как в силу ограниченности объема предметов эстетического цикла, так и по причине методологических проблем.

Произведения, используемые на уроках музыки, большую часть которых составляют классические, возвышают человека,  приоткрывают краешек завесы в неведомое. Но при этом между содержанием классической и фольклорной музыки и духовным опытом современного ребенка все же выстраивается определенный барьер, можно говорить о «границе отчуждения» школьников (да и взрослых людей) от академической музыки. С другой стороны, современная профессиональная музыка, созданная начиная со второй половины ХХ века, практически не используется на уроках в общеобразовательной школе.

В данной статье мы хотели бы акцентировать внимание на воспитательно-эстетических возможностях джаза. В настоящее время в общеобразовательных школах произведения этого стиля редко звучат на уроках музыки. Это связано с тем, что в программах по данному предмету используются только отдельные джазовые произведения, но нигде не рассматриваются их характерные особенности, присущие джазу как стилю. При слушании джазовых образцов, если даже таковое и предусмотрено, не акцентируется внимание учащихся на том, что это именно джазовая музыка, а не какая-то иная, не говоря уже о более подробном знакомстве школьников с данным направлением. Джазовый стиль в начальной школе не изучается. А ведь возможности развития эстетического восприятия и эстетической культуры младших школьников в процессе изучения джазовой музыки велики. Умение воспринимать эстетику джазовой музыки открывает широкие возможности к формированию духовной культуры, культуры чувств. Многие произведения джазовой музыки доступны, понятны младшим школьникам, соответствуют их психофизиологическим особенностям развития.

Как писал известный отечественный джазмен Ю. Чугунов, «джаз – это музыка, которая затрагивает сердце, а это уже мостик к духовности!» [5].

Джаз – это эстетический опыт, которого нет в любой другой музыке. Он развивает умение наслаждаться музыкой, удивляться, в нем есть моменты неожиданности, юмор и динамика, побуждающая к движению.

Ценность джазовой музыки как эстетического направления и ее эффективность при развитии эстетического восприятия заключается в том, что джаз отличается непосредственной эмоциональностью, яркой чувственностью, экспрессивностью [2], вследствие чего вызывает живой интерес детей, притягивает к себе их внимание.

Джазовая музыка высокохудожественна, является профессиональным направлением и содержит в себе весь спектр выразительных средств, доступный музыкальному искусству. Но при этом она воспринимается как более современная и актуальная музыка, нежели классика или фольклор. Она не кажется младшим школьникам абстрактной, поэтому в процессе изучения у детей не возникает чувства навязывания эстетических идеалов.

Джазовая музыка является одновременно академической и легкой, развлекательной, что позволяет получать в процессе её изучения естественное эстетическое удовольствие.

Можно предложить учителям общеобразовательной школы ряд форм работы с джазовой музыкой, на основе которых возможно успешное «вхождение» школьников в этот стиль и которые могут стимулировать формирование эстетической культуры и эстетического восприятия детей. При изучении джаза акцент наиболее целесообразно делать на активное восприятие, образно-игровые приемы, методы словесного творчества, пластического интонирования, а также на метод визуализации слуховых образов и метод эстетических сопоставлений.

Активное слушание предполагает такое прослушивание музыкальных произведений, которое направлено на формирование основных качеств эстетического восприятия: целостности, структурности, эмоциональности восприятия. А именно этот метод формирует умения различать детали целого, выделять главное и различие в сходных музыкальных фрагментах, он развивает способность воспринимать предметы в совокупности их устойчивых связей и отношений [6], побуждает к возникновению эстетических чувств и культуры их выражения, пробуждает в учащихся отзывчивость к необычному.

Музыкальный репертуар при этом необходимо отбирать с учетом особенностей психического развития школьников. Музыкальные произведения должны быть небольшими по объему и доступными по содержанию.   Образы этих произведений должны быть яркими и понятными детям в соответствии с их жизненным опытом. В целях развития эстетических эмоций музыка подбирается разная по эмоциональному содержанию (веселая, грустная, ласковая и т. д.), контрастная в целях достижения более яркого выражения учащимися эмоциональности их восприятия.

С целью развития целостности эстетического восприятия, а именно умения различать детали целого, слушание должно быть ориентировано на  выделение в целостном образе не случайных, а главных деталей. В данном случае перед детьми ставится задача на основе этого более точно дифференцировать сходные предметы, различать их, а не путать.

Учитывая слабую детализацию при восприятии музыки учащимися,   целесообразно подбирать музыкальные произведения, сходные по характеру. По мере обучения музыкальный материал для слушания должен усложняться, произведения - увеличиваться в объеме, также должна усложняться их ритмическая структура, увеличиваться многообразие выразительных средств. 

Развитие культуры эстетического восприятия не допускает беглого, поспешного прослушивания музыки. Поэтому, каждый раз учащимся необходимо давать время после прослушивания на обдумывание, что способствует развитию способности любоваться музыкой. При этом, музыка не должна прерываться комментариями учителя. Музыкальные картинки должны быть краткими, яркими, а комментарии учителя – интересными, краткими, отточенными.

Образно-игровые приемы: в качестве таковых целесообразно использовать музыкально - ритмические движения, игру на элементарных музыкальных инструментах, музыкальные игры. Примером музыкальной игры может являться следующее: учитель с разной громкостью воспроизводит два звука одинаковой высоты на фортепиано, учащимся необходимо установить признак, по которому различаются звуки, а затем с помощью ударов в ладоши передать аналогию звучания; учитель воспроизводит два звука с одинаковой громкостью, но разной высоты или два звука одинаковой высоты, с одинаковой громкостью, но один при помощи педали, а другой без нее, и учащимся необходимо выполнить аналогичное задание, как и в первом случае. Радость узнавания, эмоциональный подъем от правильных ответов должны стимулировать эстетическое восприятие мира.

Метод пластического интонирования (Т.Вендерова, В.Коэн); [1] заключается в целостном восприятии музыкальной ткани через моторику своего тела. Он направлен на освоение способа активного слушания, развитие музыкального слуха. Новые ощущения себя учащимися активизируют восприятие, мышление, память, способствует увлечённости и творчеству и возникновению непроизвольного внимания. Данный метод помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания: секвенции, фразировку, динамические градации, смену лада, штрихов, среагировать на малейшее изменение эмоционального плана, наглядно показать построение музыки, превратив «сухую» беседу в увлекательную игру, где все эти понятия связываются в сюжет, участником которого становится каждый ребёнок. Главным образом данный метод используется с целью развития эмоциональности восприятия, выражения эмоций, возникающих под действием музыки,  выражения душевного состояния, развития творческих способностей учащихся.

Визуализация музыки является особым источником знаний, способствующим более эффективному усвоению материала. В процессе прослушивания музыки визуализируются определенные вещи, которые ассоциируются с музыкой, например, детям предлагается представить, как выглядит джазовая певица, голос которой они слышат. После обсуждения вариантов, учитель показывает им портрет этой исполнительницы.

Подводя итог всему выше сказанному, можно отметить, что джазовая музыка обладает живучестью и современностью. Джаз дает большие возможности для формирования у младших школьников культуры восприятия музыки, как основы художественной культуры человека еще и потому, что он впитал в себя тенденции разных жанровых стилей и музыкальных культур. Джаз дает возможность почувствовать мотивы латиноамериканской, афрокубинской музыки, наследие европейской классики, мотивы восточной музыкальной культуры.

Всё это богатство джазового музыкального искусства, большие задатки детской психики к восприятию, высокий профессионализм и творчество учителя создают большие возможности для формирования у детей эстетического восприятия окружающего мира.

Использованная литература:

  1. Затямина, Т.А. Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно-метод. пособие / Т.А. Затямина. - М.: Глобус, 2007. - 170с.
  2. Конен, В. Рождение джаза / В. Конен. – М.: Советский композитор, 1990 – 320 с.
  3. Масловская, С.В. Педагогические основы становления эстетической культуры учащихся. Методическое пособие / С.В. Масловская – Оренбург: ООИПКРО, 2002. – 77с.
  4. Овчинников, Е. История джаза. Учебное пособие / Е. Овчинников – Выпуск первый - М.: Музыка, 1994 – 240 с.
  5. Чугунов, Ю. Н. Эволюция гармонического языка джаза / Ю.Н. Чугунов. -  М.: Муравей, 1997. – 168с.
  6. http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_01_02_00.htm#K1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс занятий, направленных на развитие эстетического восприятия младших школьников в процессе изучения джазовой музыки.

Здесь представлены конспекты 8 занятий, которые помогут в развитии эстетического восприятия младших школьников посредством джазовой музыки учителям музыки, работающим в общеобразовательной школе, а та...

Роль художественно-эстетического развития младших школьников в формировании универсальных учебных действий

С каждым годом роль художественно-эстетического развития младших школьников растет. И педагоги, и дети понимают: прекрасное – добрый союзник в деле обучения и воспитания....

Интеграция уроков литературного чтения и предметов эстетического цикла - средство художественно-эстетического развития младших школьников

Цель начального общего образования, согласно требованиям ФГОС, - личностное развитие младших школьников. Оно осуществляется во всех видах урочной и внеурочной деятельности.  Покажем это на пример...

Эстетическое развитие младших школьников

Взаимодействие учителя начальных классов и воспитателя группы продлённого дня в эстетическом воспитании млачших школьников....

Методические рекомендации по эстетическому развитию младших школьников в урочной деятельности.

Постоянная смена педагогических приоритетов на общечеловеческие смыслы доказывает необходимость развития младших школьников в духе созидательного, гармоничного, эстетического отношения к действительно...

Статья "Игровые технологии как способы воспитания и развития младшего школьника"

В данной статье  описываются основные виды групповых игр, которые может использовать воспитатель  в группе продленного дня....