Интеграция уроков литературного чтения и предметов эстетического цикла - средство художественно-эстетического развития младших школьников
статья по чтению (3 класс) на тему

Григоровских Елена Сергеевна

Цель начального общего образования, согласно требованиям ФГОС, - личностное развитие младших школьников. Оно осуществляется во всех видах урочной и внеурочной деятельности.  Покажем это на примере интеграции трёх учебных дисциплин: литературное чтение, изобразительное искусство, музыка.                                                       

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Интеграция уроков литературного чтения и предметов эстетического цикла - средство  художественно-эстетического  развития младших школьников

Мастер – класс

Григоровских Елена Сергеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №6 им. М.В.Ломоносова г.о.Самара

Цель начального общего образования, согласно требованиям ФГОС, - личностное развитие младших школьников. Оно осуществляется во всех видах урочной и внеурочной деятельности.  Покажем это на примере интеграции трёх учебных дисциплин: литературное чтение, изобразительное искусство, музыка.                                                                        Начнём с понятия «интеграция». Для этого заглянем в словарь педагогических терминов.                                                                Интеграция – естественный способ познания себя и окружающего мира, который выражается в сочетании эстетического, познавательного, историко-генетического, общественно-функционального аспектов- такое определение даёт словарь.                           .                                                         А теперь обратимся к учебникам «Литературное чтение», соответствующим требованиям федерального стандарта (УМК «Школа России», «Начальная школа 21 века») В каждом из них реализуется интегративный подход. В учебнике для 1 класса, (автор Е. Лазарева) при чтении  стихотворения И.Токмаковой «Это ничья кошка» предусмотрено чтение не только текста, но и иллюстрации к нему, которая позволяет лучше понять и представить то, что сказано в тексте, ощутить всю гамму чувств и настроений. Просим детей сначала прочитать текст стихотворения, затем «читаем» иллюстрацию и, наконец, вместе решаем,  какая музыка лучше передаст настроение стихотворения.         При чтении стихотворения Ф.И.Тютчева «Весенняя гроза» сравниваем на страницах учебника два изображения грозы: поэта Фёдора Ивановича Тютчева и художника Ивана Ивановича Шишкина передаём свои впечатления от картины художника и стихов поэта.                                                                                           На уроках музыки (авт. учебника И.Критская УМК «Школа России», «Начальная школа 21 века») совершаем путешествие по «Океану Музыки». Читая рассказ королевы Мелодии, представляем прочитанное, слушаем музыкальный фрагмент Д.Кабалевского «Три кита» и  создаём свои иллюстрации к тому, что прочитали и что услышали. прослушали.                        Учебники  по изобразительному искусству также ориентирует нас на интеграцию на каждом уроке. На это указывают специальные значки.        Интегрированный подход необходим и в ходе внеурочной деятельности. Известно, что 2015 год в России объявлен  годом отечественной  литературы и чтения.  В начальных классах нашей школы  проводились и будут проводиться различные внеурочные и внешкольные мероприятия. Так, в конце 3 четверти в гостях у ребят побывал самарский поэт Василий Васильевич Семёнов. Он рассказал о себе, о своих стихах, прочитал ребятам поэму о Великой Победе «Ванька-встанька», а потом подарил нам сборник своих стихов «Фантазёры».                                         С большим интересом ребята читали стихотворения этого сборника, заучивали наизусть, чтобы принять участие в школьном конкурсе выразительного чтения, анализировали графические иллюстрации. Особое внимание детей и взрослых привлекло стихотворение В.Семёнова «Дождевые облака».  

Дождевые облака

К нам плывут издалека

Дождевые облака.

Сильный ветер гонит их,

Нет пристанища для них…

День и ночь они кочуют,

Где придётся, там ночуют.

Им бы малость отдохнуть,

Чтоб потом продолжить путь.

Где причал их? Где их ждут?

За Самарой след их тает.

А куда они плывут,

Облака, никто не знает.

Рвут их ветры, рвут их грозы…

И на землю свысока

Льют свои большие слёзы

Дождевые облака.

Несколько раз слушали это стихотворение, чтобы услышать ритм и мелодию стиха, почувствовать его настроение. Затем работали над словесными образами,  рисовали словесные картины. Так появилось желание стать соавтором: рассказать эту историю с помощью рисунка, а готовые работы подарить автору – поэту-земляку В.Семёнову.                         Чтобы передать настроение стихотворения, его образы средствами изобразительного искусства, обратились к разделу «Азбука изобразительного искусства», вспомнили, что такое композиция рисунка, какой может быть его цветовая гамма этого стихотворения, какими будут линии, формы. Не забыли и о  приёме контраста.        Потом  каждый желающий  решал для себя: сколько иллюстраций будет рисовать к этому стихотворению, что и как изображать. Все иллюстрации выполнялись дома, результаты работы представили на классной выставке. Авторы сами представляли свои работы, были  и те, кто  сопровождал свой рассказ музыкой.                                                                 В четвёртой четверти самым интересным уроком для всех нас стал  интегрированный  урок изобразительного искусства на  тему «Пейзажная иллюстрация. Стихотворение Юнны Мориц «Идёт Весна по городу».                        Во вступительной беседе выяснили, что с помощью художественных образов, которые создаются словом, музыкой, линиями и красками, можно передать наши чувства, поделиться своими открытиями и настроением. Для этого созданы разные виды искусства: искусство слова - литература, музыкальное искусство, изобразительное искусство.                                                Под музыку  из цикла П.И.Чайковского «Времена года. Апрель» учитель читает  стихотворение Юнны Мориц «Идёт весна по городу».                                                                                         

Динь! Дон!
Динь! Дон!
Это что за нежный звон?
Это пролесок-подснежник
Улыбается сквозь сон!

Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей?

Это чья же теплота,
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться
Зайца, курицу, кота?
И по какому поводу?


Идёт Весна
По городу!

Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворешникова
Весна Маевна Черешникова!

После задаём один вопрос: «Что вас удивило, порадовало в этом стихотворении?»                                                                                Анализ содержания начинаем заголовка. Выясняем, что каждый год к нам в гости приходит не одна, а три весны и у каждой из них есть своё имя, которое.  складывается  из трёх слов – фамилии, имени и отчества. Так издавна принято  звать-величать нас, россиян. Значит, наша задача  иллюстратора – представить, нарисовать  нашу русскую красавицу Весну.                На этом уроке мы уточняем с помощью словарей, что такое иллюстрация. Вспоминаем, что иллюстрации  могут быть словесные, музыкальные и графические.                                                 Иллюстрация – рисунок, который изображает, дополняет, уточняет то, что сказано в тексте. Иллюстрация может принадлежать автору текста или художнику-иллюстратору.                                                        Иллюстрации бывают двух видов: фактические и иллюстрации подтекста. В нашем случае фактические иллюстрации – это картины природы в  марте, апреле, мае. А иллюстрации подтекста  к этому же стихотворению – это портреты  трех красавиц в русских сарафанах: Весны Мартовны Подснежниковой, Весны Апрелевны Скворешковой,  Весны Маевны Черешниковой.                                                                                         После этого класс разделился на две группы, чтобы воплотить всё сказанное в коллективных  иллюстрациях.                                                Таким образом, интегрированный подход к урокам литературного чтения, изобразительного искусства и музыки позволяет не просто представить целостную картину мира, но и обеспечивает личностное развитие каждого школьника, помогая          познавать себя, выявлять свои способности, учиться  сотрудничеству со сверстниками и взрослыми.                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция уроков литературного чтения и ИЗО в начальных классах

Прежде чем говорить об интеграции литературного чтения и изобразительного искусства, хочется напомнить- что же такое интеграция предметов?...

Формирование экологической культуры младших школьников посредством предметов эстетического цикла

выступление учителя  из опыта работы по формированию экологической культуры...

Мастер - класс к конкурсу "Учитель Года 2017" на тему " Методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"

В этой презентации  есть краткие сведения о методах и приемах работы на уроках литературного чтения младших школьников...

ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЛИРИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В данной статье рассматривается значение интеграции уроков литературного чтения и изобразительного искусства в процессе изучения пейзажной лирики в начальных классах....

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Методическая разработка технологических карт уроков литературного чтения для формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи...