«Применение игровых технологий и логических заданий на уроках литературного чтения , направленных на развитие логического мышления у младших школьников
план-конспект занятия по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

В статье авторром Торговой Г.Б.  предложены игры и логические задания на уроках литературного чтения по развитию логического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

« Применение игровых технологий и логических заданий на уроках литературного чтения , направленных на развитие логического мышления у младших школьников через использование сказок  и игровых элементов»

 

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Хочу поделиться с вами опытом работы и представляю Вам мастер-класс  

Цель моего мастер-класса показать, как можно применять на практике игровые технологии на уроках литературного чтения.(слайд 2)

Уроки литературного чтения в начальной школе являются неотъемлемым элементом воспитания культуры человека, средством   развития логического мышления личности.  Приобщать ребенка к чтению необходимо именно в младшем школьном возрасте на уроках литературного чтения.(слайд 3) 

     Одним из путей повышения интереса к предмету литературного чтения у младших школьников является использование игровых  технологий обучения, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с учителем и друг с другом.(слайд 4)

Используя игровые технологии на уроках литературного чтения, я преследую следующие цели: в игровой форме обобщить знания детей, полученные на уроках, пробуждать в детях интерес к книге, чтению; расширять их литературный кругозор; развивать их внимание, мышление, речь, память; учить детей соревноваться, сопереживать друг другу (слайды 5, 6)

Применение игровых технологий на уроках литературного чтения в начальной школе позволяет решить следующие задачи по работе с художественным произведением: (на слайде 7,8)

Использование игровых технологий на уроках литературного чтения возможно на всех его этапах – на этапе изучения нового материала, на этапе актуализации знаний, на этапе закрепления изученного материала. Наибольшее распространение находит применение игровых технологий при проведении уроков повторения, основной целью которых является определение полученных знаний и умений учащихся в обобщенной форме.

Игровые технологии на уроках литературного чтения могут внедряться в различных формах: (слайд 9)

1)        игры-реконструкции, которые предполагают наличие воображаемой ситуации, происходящей в прошлом или настоящем, а также распределение ролей;

2)        игры-обсуждения, включающие в себя наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений;

3)        игры-соревнования, которым характерно наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей;

4)        игры-поручения. Игровая задача и игровые действия в них опираются на предложения что-то сделать. Например, «Помоги Незнайке расставить строчки в стихотворении», «Помоги Карлсону закончить пословицу» и т.д.;

5)        игры-предположения, типа «Что было бы…?» или «Что бы я сделал?», «Кем бы ты хотел быть и почему?», «Кого бы из героев сказки ты выбрал себе в друзья?» и т.д. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.

6) игры-загадки, используемые на уроках литературного чтения для проверки знаний по прочитанным произведениям, находчивости и т.д.;

7)        игры-беседы (диалоги), основу которых составляет общение педагога с учениками, детей с педагогом и учащихся друг с другом. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение.

Необязательно проводить весь урок в игровой форме, можно использовать лишь отдельные игровые моменты, ситуации, позволяющие развивать у школьников интерес к литературному чтению.

Представляю Вашему вниманию несколько вариантов применения игровых технологий на уроке литературного чтения систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Устное народное творчество».

С целями и задачами применения игровых технологий на данном уроке можете ознакомиться на экране. (слайд 10)

1. Сегодня вы будете работать в группах. Для начала в каждой группе мы выберем хозяина стола. В 1 группе хозяином стола будет участник, в одежде которого больше всего присутствует красный цвет. Во 2 группе хозяином стола станет участник, в одежде которого больше всего присутствует синий цвет. И в 3 группе хозяин стола тот, в одежде которого больше всего белого цвета.

Начнем наше занятие немного необычно, с игры «Поздоровайся локтями». (слайд 11)

- Участникам каждой группы нужно встать в круг. Рассчитайтесь на первый-второй:

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны.

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево.

Поздоровайтесь с соседом справа и соседом слева, просто назвав свое имя, и коснувшись друг друга локтями.

( Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Данный метод можно использовать на организационном этапе урока.)

2. - Предлагаю разгадать ребус, который поможет продолжить наше общение. Разгадав данный ребус, вы поймете, в путешествие по какому жанру устного народного творчества мы сегодня отправимся (слайд 12).

-Итак, отправляемся с вами в путешествие по русским народным сказкам.

(-Данный прием игровых технологий можно использовать на этапе актуализации знаний.)

3. На этапе обобщения и систематизации знаний можно использовать следующие приемы.

Игра «Сказочный мешок». (слайд 13)

С целями и задачами данного приема можете ознакомиться на слайде

- Уважаемые коллеги, в мешке спрятаны предметы из сказок. Хозяин стола выбирает участника, который должен просунуть в мешок руку, выбрать один предмет, не вынимая ощупать его, узнать и назвать из какой он сказки, потом достать из мешка.

 (Предметы из сказок:

 «У страха глаза велики» - ведерко,

 «Гуси-лебеди»- яблоко,

 «Каша из топора» - мешочек с крупой,

 «Лиса и журавль» - тарелка,

 «Петушок и бобовое зернышко» - боб).

(Каждая команда получает свою сказку, по которой в дальнейшем работает).

Игра «Темная лошадка».(слайд 14)

В данной игре несколько этапов.

1 этап – «Выбери сказочных героев»:

- Каждой группе раздаю карточки с именами героев сказки, которую выбрала команда в процессе игры «Сказочный мешок», а также с именами лишних сказочных героев.

Задание: выберете только тех героев, которые живут в вашей сказке.

2 этап – «Опиши героя»:

Каждый участник группы выбирает себе одного героя сказки.

Задание: опиши героя, используя слова любой части речи. Также можно использовать словосочетания, предложения. Можно нарисовать портрет героя. (На одной стороне листа А4 нужно написать словесный портрет сказочного героя, на другой стороне листа – нарисовать его портрет).

При выполнении данного задания вам поможет схема описания (на слайде 15). (На эту работу 2-3 минуты).

3 этап – «Узнай героя сказки по описанию»  

Каждый участник группы представляет своего сказочного героя (описывает его и показывает портрет).  Участники других групп должны угадать имя героя сказки.

Игра «Угадай название сказки».
Учитель зачитывает отрывки из сказок.
Учащиеся должны отгадать автора сказки и название, (команд может быть
несколько)
Пример: «Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого
ореха. Вместо перинки положим несколько фиалок, а вместо одеяльца - лепесток
розы».
(Г.X. Андерсен «Дюймовочка»).

Игра «Торги или Начинаем с десяти слов».
Ведущий называет по очереди предложение из десяти слов. Кто быстрее назовёт,
тот выиграл.
Пример:
1. «Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю всё...»
(«По щучьему велению»)
2. «Жил старик со своею старухой у самого синего моря...»
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. «В старые - стародавние времена царь Горох воевал с грибами...»
(«Война грибов»)
4. «Посадил дед репку - выросла репка большая - пребольшая. Стал дед
репку тащить...»
(«Репка»)
5. «Захотелось петушку посмотреть, кто так сладко поёт: выглянул он в
окно...»
(«Петух и кот»)
6. «- Уже полную корзину набрала? Проворные у тебя руки.
- Да ведь их там...»
(«Двенадцать месяцев»)
7. «Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нём собрались гурьбой…»
(Дедушка Мазай и зайцы»)

Конкурс «Вспомни, кто написал».
Детям раздаются карточки с отрывками произведений, которые изучались в
данном разделе. Задача - прочитать выразительно для соперников. Соперники
должны назвать автора.

Игра «Что такое хорошо, и что такое плохо»:
Цель: обогащение словарного запаса, развивать мышление, речь
1 группа детей ищет достоинства героя произведения, а 2 группа – его
недостатки.

Игра «Сочини рассказ»
Ученикам предлагается придумать рассказ. Один из участников игры должен
произнести первую фразу, другой – повторить её и добавить следующую Например:
1 ученик: «Жил-был в Антарктиде пингвин.»
2 ученик: «Жил был в Антарктиде пингвин. Однажды он пошел на прогулку» и т.д

Вывод:

Игра на уроке литературного чтения — это активная форма учебного занятия, в ходе которого моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, «оживают» и действуют люди, участники и сказочные герои. Развивается логическое мышление.  (слайд 16)

У каждой методики есть свои плюсы и минусы.

Как активные методы обучения, игровые технологии помогают:

  •  развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
  • учить учащихся самостоятельно добывать знания,
  •   развивать интерес к предмету,
  •  позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

    -  Активные методы обучения имеют недостатки

Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, следовательно,  на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.(слайд 17)

Таким образом, применение игровых технологий на уроке литературного чтения создает предпосылки для активизации познавательной деятельности и раскрытия творческих способностей обучающихся, создает ситуацию психологической раскованности. Способствует повышению общего развития, умению ориентироваться в различных жизненных обстоятельствах.

Игровые технологии вызывают у детей интерес к урокам литературного чтения, делают их разнообразными, содержательными. Однако педагогам не следует забывать о том, что игровые технологии на уроке являются не развлечением, а учебной деятельностью, сложной, но интересной.(слайд 18,19)

Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса.

Подводя итог работы мастер-класса, предлагаю Вам  рефлексивную технику  

- Надеюсь, мой мастер-класс был полезен.

Благодарю за сотрудничество!

Спасибо за внимание! (слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изучение и применение технологий, для развития критического мышления у младших школьников.

Мы и наши учащиеся стоят перед проблемой выбора информации. Необходимо не только умело овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся ...

Мастер - класс к конкурсу "Учитель Года 2017" на тему " Методы и приемы работы на уроках литературного чтения с целью формирования читательской самостоятельности у младших школьников"

В этой презентации  есть краткие сведения о методах и приемах работы на уроках литературного чтения младших школьников...

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие речевых навыков у младших школьников на основе системы индивидуальных заданий на уроках литературного чтения"

Началом работы по теме опыта стало проведение педагогической диагностики по методике О.С. Ушаковой и ее сотрудников (школа Ф.А. Сохина) [18,170-283], в которой разработаны материалы, направлен...

Использование приемов художественного мышления на уроках литературного чтения как способ развития эстетического отношения к миру у младших школьников

Предложенные приемы художественного мышления представляют эффективные формы работы по развитию эстетического отношения к миру и могут стать одним из приемов комплексного анализа поэтического произведе...

ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Современные ученики проводят всё больше и больше времени в своих гаджетах. Внимание учителю добиться сложнее, в связи с этим мне пришло оперативно искать выход из этой ситуации.На уроках литературного...

Творческая деятельность на уроках литературного чтения, как объект усвоения знаний и умений младших школьников

В статье рассматриваются теоретические и практические аспекты развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения. Анализируются методы и приёмы, которые нацелены на стимулировани...