Статья "Игровые технологии как способы воспитания и развития младшего школьника"
статья

Приходько Маргарита Сергеевна

В данной статье  описываются основные виды групповых игр, которые может использовать воспитатель  в группе продленного дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Статья  «Игровые технологии как способы

воспитания и развития младшего школьника».

   Игры являются универсальным средством познания детьми окружающего мира, творческого развития, так как они сочетают в себе как игровую, так и учебную задачу. Игра в начальной школе является своеобразной точкой пересечения целенаправленной деятельности воспитателя группы продлённого дня и потребностей ребенка. Разнообразие функций развивающих игр предлагает полное влияние на развитие личности. Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают различные аспекты жизни, в частности отношения взрослых, и совершенствуют свои знания об окружающей действительности.

   Необходимо отметить, что если для детей игра – это веселое развлечение, то для педагогов данная форма обучения – сложная работа, которая требует порой немалой предварительной подготовки, выполнения ряда упражнений и огромного стремления сделать процесс обучения веселым, увлекательным и эффективным.

   А чтобы добиться этого воспитателю группы продлённого дня приходится учитывать не только личностные и психологические, но и физиологические особенности детей, проявляющиеся во время игры и непосредственно влияющие на ее ход и результаты. Это делается для того, чтобы дети могли с максимальной пользой использовать в реальной жизни полученный в процессе игры опыт. Ведь физическое и умственное развитие ребенка тесно взаимосвязаны, и учитывая этот факт, воспитатель может при помощи активных занятий одновременно воздействовать как на внешне проявляющиеся качества ребенка (сила, ловкость, подтянутость), так и на внутренние его особенности (ум, воспитание).

Игровые формы обучения. Особенности игровых технологий.

   Существует три группы игр, на которые сегодня опираются педагоги в воспитании детей младшего школьного возраста:

• игры, связанные с функционированием абстрактного мышления,

• игры, направленные на формирование, закрепление и развитие «образа я»,

• игры, рассчитанные на управление собственной памятью.

   Итак, первая и наибольшая группа детских игр связана с развитием у школьников абстрактного мышления, которое можно наблюдать даже у младенцев на первом году жизни (отметим, что абстрактное мышление развивается задолго до появления речи как способа выражения своих мыслей). Такие игры основаны на предоставлении ученикам определенных наглядных пособий для их дальнейшего логического анализа, определения их основных свойств и качеств, изучения форм и последующего представления этих предметов в пространстве.

   Вторая группа игр, направленная на формирование у детей «образа я», служит для укрепления чувства собственной идентичности и самосознания. Известно, что дети раннего возраста не проводят границ между собой и окружающим миром. Они ощущают себя единой его составляющей, зависят от него, а потому абсолютно не боятся потерять самого себя и свою индивидуальность. На этом факте и основаны игры, формирующие индивидуальные качества личности, развивающие присущие конкретному ученику способности до тех пор, пока маленький человек не осознает свое отличие и идентичность.

    Третья группа воспитательных игр служит для развития памяти ребенка. А если быть точнее, то такие игры прививают навыки воспроизведения впечатлений и способствуют их репродукции. Данные игры считаются особенно необходимыми именно для дошкольников и детей младшего школьного возраста, так как эта категория ребят еще не научилась контролировать свою память и постоянно освежать в ней те или иные впечатления. Память, как известно, необходимо тренировать. Ролевые игры, постановочные игры, соревнования, конкурсы, игры на внимание и память помогают педагогам сформировать у учеников важный навык репродукции моментов и впечатлений, который пригодится им в будущем.

   Еще один значимый момент в игре – её коллективный характер. Пожалуй, нет ни одной по-настоящему интересной и полезной игры, рассчитанной на одного человека. А это значит, что в игре дети учатся общаться, уступать, отстаивать свое мнение, проявлять заботу о других, демонстрировать свои знания и умения, позиционировать себя в обществе и многому другому.

   Таким образом, можно сделать вывод, что игра, как один из излюбленных видов деятельности детей, помогает педагогу-профессионалу не только наладить контакт с учениками, но и эффективно организовать воспитательный процесс. Своевременное внедрение той или иной игры значительно облегчает обучение, развитие и воспитание.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры.

В игровой модели воспитательного процесса создание проблемной ситуации происходит через введение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении, основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане.

Ребята действуют по игровым правилам (так, в случае ролевых игр - по логике разыгрываемой роли, в имитационно-моделирующих играх наряду с ролевой позицией действуют «правила» имитируемой реальности). Игровая обстановка трансформирует и позицию взрослого, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как воспитательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью. Важнейшая роль в данной модели принадлежит заключительному ретроспективному обсуждению, в котором учащиеся совместно анализируют ход и результаты игры, соотношение игровой (имитационной) модели и реальности, а также ход учебно-игрового взаимодействия. В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлений, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематическое их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

В отечественной педагогике имеется ряд таких игровых технологий («Сам Самыч» В.В.Репкина, «Мумми-тролли» томских авторов, персонажи «Волшебника Изумрудного города», «Приключений Буратино» и т.д.), встроенных в основное содержание обучения.

Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе и дидактических, на занятии. В начале занятия цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В конце занятия игра может носить поисковый характер. На любом этапе занятия игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности. Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания младших школьников.

    В заключение можно отметить, что включение в учебный процесс игры или игровой ситуации обуславливает то, что обучающиеся, увлеченные игрой, неосознанно приобретают определенные знания, умения и навыки, а применение игровых технологий позволяет сделать обобщение, осознать правила, которые только что усвоили, закрепить, воспроизвести полученные знания в системе каких-либо отношений, что способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, и является для воспитателя группы продлённого дня одной из важнейших целей работы. Исходя из этого, игровая технология воспитателя должна строиться как целостное образование, охватывающее определенную часть образовательного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, характером.

Список литературы

1.     Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

2.     Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983.

3.     Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

4.     Удовольствие - в игре. - М.

5.     Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.

6.     ЭлъконинД.Б. Психология игры. - М., 1979.

7.    Яновская М.Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. - М., 1974


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая система Л.В.Занкова как способ оптимального личностного развития младшего школьника

В данной статье рассматривается вопрос об особенности  содержания современного начального образования. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию...

"Квест - технология как способ активизации учебной деятельности младших школьников

Материал презентации будет интересен учителям начальных классов, желающих разнообразить практическую деятельность, правратить урок в интересное приключение....

Применение инновационных технологий как способ повышения качества подготовки младших школьников к олимпиадам

В статье раскрывается необходимость использования инновауционных технологий в обучении младших школьников....

Мастер - класс. Тема: «Работа с пословицами как способ духовно-нравственного развития младших школьников"

Мастер-классТема:   «Работа с пословицами  как  способ духовно-нравственного развития младших школьников"Цель: выявить нравственное влияние притч.Задачи:1.Дать понятие п...

Внеурочная деятельность в начальной школе как один из способов воспитания гармоничной личности младшего школьника

Воспитание детей – сложное и ответственное дело. Школа играет ведущую роль в воспитании ребёнка, его становление как личности.  Воспитывать – значит любить, понимать, помогать.В после...