Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс.
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Букина Алла Владимировна

Пояснительная записка, содержание образования по учебному предмету, планируемы результаты, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_osnovam_mirovyh_religiy.docx51.74 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к ООП  НОО

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 г. Майского»

4 класс

2016-2017 учебный год

Букина А. В.,

учитель начальных классов

 высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» и модулю «Основы мировых религиозных культур», концепции духовно – нравственного воспитания  для 4 класса  составлена на основе Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273 ФЗ,  в соответствии ФГОС НОО, на основе основной образовательной программы МКОУ «Гимназия №1 г. Майского», положения о рабочей программе педагога гимназии.

Рабочая программа составлена для учебника Беглова А.Л., Саплиной Е.В., Токаревой Е.С. (Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы: Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С.- М.: Просвещение)

В соответствии с учебным планом  программа составлена по  программе авторов Беглова А.Л., Саплиной Е.В., Токаревой Е.С..  из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год.

1 четверть- 9 ч                                      

 2 четверть- 7 ч                                                                        

 3 четверть- 11 ч                                                                  

 4 четверть- 7 ч

Проектная деятельность учащихся предусмотрена 2 часа за учебный год.

Содержание образования по учебному предмету.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент. Содержание каждого из шести модулей учебного курса организовано в рамках трех основных тематических разделов:

- духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества;

- основы мировых религиозных культур;

- духовные традиции многонационального народа России.

Первый и второй разделы являются общими для всех учебных модулей. Изучая курс, обучающийся в соответствии с выбранным модулем, получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Содержание учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».

Россия – наша Родина. Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книга религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Планируемые результаты

изучения курса "ОРКСЭ", 4 класс

Личностными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является:

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • различие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметными результатами изучения курса «ОРКСЭ» является:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Общие требования к уровню подготовки учащихся
к концу 4-го года обучения

        

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

 адекватное использование речевых средств и средств информационно- коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

 умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

 овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

 готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

 определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

  формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

 формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

 воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

 наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Основные виды учебной деятельности

Моделирование ситуаций, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, их языкам, традициям, религии; Объяснение смысла символов нашего Государства. Разыгрывание воображаемых ситуаций общения с носителями других языков.

Знакомство с историей возникновения и особенностями религиозных культур.  Изучение основы разных религиозных традиций. Давать определения основных понятий религиозной культуры.

 Установление взаимосвязи между религиозной культурой и поведением людей. Описание священных книг. Сравнение священных сооружений, религиозных праздников и святынь. Ориентирование в понятиях и терминах. Инсценирование притч, чтение по ролям.

Участие в драматизации, передаче особенности героев, использование различных выразительных средств. Наблюдение связи между мировыми религиозными культурами.

Анализ особенностей культур разных народов. Участие в диалоге.

Извлечение необходимой информации из учебника, дополнительных источников знаний и обсуждение полученных сведений.

Сбор материала из дополнительных источников о праздниках и традициях многонационального народа России.

Проявление уважения к религиозным праздникам различных верований.

Моделирование ситуаций общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО РАЗДЕЛУ.

п/п

Тема

Кол-во часов

Кол-во

проектов

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества

Основы мировых религиозных культур

28ч

1

Духовные традиции многонационального народа России.

1

Календарно – тематическое планирование

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

Е. В. Саплина

34 ч в год  1 ч в неделю

№ темы

Наименование тем

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт

1 четверть (9 ч)

I Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества 1ч

Россия  - наша Родина.

I I Основы мировых религиозных культур 28ч

Культура и религия

Культура и религия

Возникновение религий

Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Священные книги религий мира

Священные книги религий мира.

Хранители предания в религиях мира.

Добро и зло.

2 четверть (7ч)

1.Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния.

2.Человек в религиозных традициях мира.

3.Священные сооружения.

4.Священные сооружения

5.Искусство в религиозной культуре

6.Искусство в религиозной культуре

7.Проектная работа: «Праздники и традиции многонационального народа России».

3 четверть (11ч)

1.Презентация творческих работ.

1

2.История религий в России.

1

3.История религий в России.

1

4.Религиозные ритуалы.

1

5.Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды.

1

6.Паломничества и святыни.

1

7.Праздники и календари.

1

8.Праздники и календари.

1

9.Религия и мораль.

1

10.Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.

1

11.Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

1

4 четверть (7ч)

1.Семья.

1

2.Долг, свобода, ответственность, труд

1

III.Духовные традиции многонационального народа России 5ч

3.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

1

4.Подготовка творческих проектов.

1

5.Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д.

1

6.Выступление учащихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг», и т.д.

1

7.Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

1

ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Притча о талантах

Мудрец 1 – В давние времена, когда Иисус Христос ходил по земле, он рассказал своим ученикам притчу против лени нашей и небрежности. Хотите ее услышать? Один богатый человек перед отъездом в другую страну на долгое время призвал к себе своих слуг и поручил им управлять имением.

Мудрец 2 – Одному слуге хозяин дал пять талантов (талант – крупная денежная единица),  другому – два таланта, третьему – один талант. И тотчас отправился в путь.

Мудрец 3 – Получивший 5 талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще  пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел и закопал его в землю.

Мудрец 4 – Прошло много времени. Возвратился господин и потребовал у своих слуг  отчета о их работе. Первый слуга, получивший пять талантов принес еще пять талантов, и подойдя к господину, говорит:

1 слуга – Господин! Пять талантов ты мне дал. Я на них приобрел для тебя землю, на  которой пахал и сеял, собирал урожаи, продавал людям и получил другие пять талантов, вот они.

Господин – Очень хорошо! Ты трудолюбивый, добрый и хороший человек! Ты верен мне. Я  многое тебе дам. Ты будешь жить в моем царстве, и не будет у тебя ни горестей, ни нужды.

Мудрец 5 – Подошел к Господину и второй слуга, получивший два таланта, и сказал:

2 слуга – Господин! Два таланта ты дал мне. На них я приобрел домашний скот, я  ухаживал за ним, молоко, сыр  продавал людям и приобрел еще два таланта. Вот они.

Мудрец 5 – Господин слушал второго слугу с улыбкой на устах. И сказал: Господин – Молодец. Ты хорошо поработал. Ты добрый и верный слуга. Ты тоже будешь жить в моем царстве, и не будет у тебя никаких горестей.

Мудрец 6 – Подошел к Господину и третий слуга, который получил один талант и сказал:

3 слуга – Господин! Я знаю, что ты жестокий и несправедливый. Ты собираешь урожаи  там, где не сеял. И чего я буду стараться увеличивать таланты? Я отдыхал. Я тебе ничего не должен, вот твой один талант, забери его, мне он не нужен.

Мудрец 6 – Господин с опечаленным лицом сказал в ответ:

Господин – Лукавый и ленивый раб! Твоими устами буду судить тебя. Ты должен был не  лениться, а работать и увеличивать талант. И я наградил бы тебя. Но ты сам отказываешься от награды. Имеющий 10 талантов! Подойди ко мне и возьми еще один талант. Слуги! Возьмите этого ленивого раба и отведите в темницу!

Мудрец7 – Эта притча означает: все люди получают от Бога различные дары: жизнь, здоровье, способности, ученье, житейские блага и многое другое. Чтобы этими дарованиями приносить пользу себе и людям.

Мудрец 8 – Все эти дары Божьи и разумеются в притче под именем талантов. Господь знает, сколько нужно дать каждому, по его трудолюбию и старанию. Поэтому люди получают, кто-то больше, а кто-то и меньше.

Мудрец 9 – Кто употребил дары Божьи на пользу себе и другим людям, тот получит похвалу от Господа и вечные небесные радости, а ленивые люди будут страдать.

Притча  о  мытаре  и фарисее

Мудрец 1 – 2000 лет назад Иисус Христос рассказал ученикам эту притчу о мытаре и  фарисее. Для чего?  Чтобы мы не были хвастливыми, горделивыми. Не унижали других людей. Чтобы уважали своих родителей, учителей, всех ближних.

Мудрец 2 – Эта притча о том, что мы должны учиться видеть свои ошибки и стараться исправлять их.

Мудрец 3 – Смысл этой притчи также и в том, чтобы мы не осуждали других людей, а искали недостатки в себе и исправляли их.

Мудрец 4 – Только добрый, смиренный человек возвышается душой к Богу. Итак, послушайте притчу. Два человека вошли в храм помолиться. Один был фарисей  (начальник), а другой – мытарь (слуга, сборщик налогов).

Мудрец 5 – Фарисей встал впереди с гордо поднятой головой и молился так:

Фарисей: - Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как другие! Ведь вокруг меня грабители, тупицы, беспутные, коварные, злодеи,  как позади меня мытарь. Я такой положительный! Работаю лучше всех. Даже пост соблюдаю, не то, что другие. В храм деньги даю. Я очень собою доволен.

Мудрец 6 – Мытарь же стоял в конце храма. Он не смел поднять глаз своих к небу. Он молился так:

Мытарь – Боже! Я так виноват. Я обижал людей. Я грешник! Прости меня. Будь милостив ко мне.

Мудрец 7 – Мытарь вышел из храма домой более оправданным, нежели фарисей. Иисус Христос сказал, что возвышающий сам себя, унижен будет. А унижающий себя – возвысится.

Соломоново  решение

Ведущий 1 – Царь Соломон при вступлении на царский престол так молился Богу: Господи! Ты поставил меня царем. Даруй же мне разум, чтобы управлять народом Твоим. И Бог дал Соломону великую мудрость.

Ведущий 2 – Мудрость свою Соломон показал на суде. Пришли к нему на суд две женщины. Они жили в одном доме, и у каждой родился младенец. Ночью одна из женщин во сне придавила младенца. Когда она увидела ребенка мертвым, то от горя обезумела.

Ведущий 3 - Она пошла к другой женщине, подложила ей  своего мертвого младенца, а живого унесла. Утром женщины стали спорить.

1 Женщина – Этот мертвый ребенок не мой. Мой ребенок живой, это ты украла моего  ребенка. Отдай мне моего малыша.

2 Женщина – Этот живой младенец мой! Никому его не отдам.

1 Женщина – Побойся Бога. Отдай моего ребенка.

2 Женщина – Не отдам. Этот ребенок мой.

Ведущий 3-    Так спорили он пред царем. Выслушав их, Соломон сказал:

Соломон -    «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину  другой»

Ведущий 4 –  Женщины при этих словах сказали:

2 Женщина – Ну, и пусть не достанется никому.

1 Женщина -  Нет! Не убивайте ребенка. Отдайте лучше ей. Пускай мне будет плохо, лишь бы ребенку было хорошо.

Соломон -  Отдайте ребенка вот этой женщине, она его настоящая мать.

Ведущий 4 -  Мудрость свою царь Соломон выражал и в управлении народом и во всех царских делах. И разнеслась онам слава за пределы еврейской страны, в другие соседние народы.

Ведущий 5 – Царствование Соломона было мирным и счастливым. Но под конец своей  жизни Соломон стал грешить пред Богом. У него было много жен, среди них были язычницы, для которых он построил языческие капища. Тогда Господь отнял свое благословение от Соломона, и против него начались бунты и возмущения в народе. А после смерти Соломона царство его ослабело разделилось на два: иудейское и израильское.

Иудаистская притча  «По-человечески»

Мудрец 1 – В очень давние времена у одного уважаемого человека по имени Иоханана Заккая умер сын. Пришли к нему его ученики, чтобы утешить его. Первым вошел Элиэзер. Сел перед учителем и сказал:

Элиэзер – Разреши мне, учитель, сказать тебе слово утешения.

Учитель – Говори.

Элиэзер – Прародитель Адам имел сына, и когда сын его пал мертвым, Адам утешился так, сказав: «Бог даровал мне другое дитя вместо Авеля».Утешься и ты, учитель.

Учитель – Разве мало для меня моей собственной скорби, что ты еще про скорбь Адама  напоминаешь мне?

Мудрец 2 – Вошел другой ученик по имени Иошуа и сказал:

Иошуа– Разреши мне, учитель, сказать тебе слово утешения.

Учитель – Говори.

Иошуа – Иов имел сыновей и дочерей, и все погибли в один день. Но Иов сказал: «Бог дал и Бог взял». Утешься и ты, учитель.

Учитель – Разве мало для меня моей собственной скорби, что ты еще про скорбь Иова  напоминаешь мне?

Мудрец 2 – От слов учеников учитель еще больше помрачнел и опечалился. Подошел третий ученик по имени Симеон и сказал:

Симеон – Учитель, позволь мне утешить тебя….

Учитель – (кивает головой)

Симеон – Царь Давид имел сына, сын умер. Но Давид утешился другим младенцем, которого назвал Соломон. Утешься и ты, учитель.

Учитель – У меня такое горе, умер мой любимый сын, а ты мне напоминаешь о горе царя Давида? Никто не может утешить меня.

Мудрец 3 – В этот момент вошел мудрый человек по имени ЭлазарАзария и обратился к учителю с такими словами:

Элазар – Ты подобен человеку, которому царь отдал сокровище на хранение. Бог дал тебе сына, который изучал Священное Писание, поучения мудрецов и чистым ушел  он из этого мира. Не должен ли ты утешиться тем, что безупречно возвратил сокровище, отданное тебе на хранение?

Учитель – Элазар! Благодарю тебя. По-человечески утешил ты меня.

Мудрец 3 – Очень поучительная история, не правда ли?

Исламская притча  «Мудрый маленький муслим»

1)-Много лет назад, во времена Табиинов (следующее после сподвижников Пророка Мухаммеда поколение мусульман), Багдад  являлся центром исламского знания. Однажды в Багдад приехал язычник и сообщил, что у него есть к мусульманам три сложных вопроса, и он бросает им вызов: смогут ли они на них ответить?

2)-Тогда халиф приказал созвать к себе во дворец всех ученых города. Вестник взобрался на высокую трибуну, и изрек:

Язычник-- “Я пришел к вам с тремя вопросами. Если вы сумеете на них ответить, то мой владыка осыплет вас несметным количеством богатства. Вот мои вопросы: что было до Аллаха? Куда смотрит Аллах? Чем занят Аллах в настоящий момент?”

2)-Толпа мудрецов оставалась безмолвной... И вдруг среди толпы послышался тонкий голосок:

Мальчик - “О дорогой папа, можно я отвечу на них ?”

3)-Это был голос мальчика, который пришел на собрание со своим отцом -  халифом , и правитель дозволил ему говорить.

3)-Язычник обратился к молодому мусульманину и повторил свой первый вопрос:
Язычник --“Что было до Аллаха?”

Мальчик: “Умеешь ли ты считать?”

Язычник -- “Да”,

Мальчик -- “Тогда посчитай обратно с десяти!”

4) - Язычник начал считать: “десять, девять восемь,7,6,5,4,3,2, “один”………

Мальчик - - “Ну,  а что дальше после единицы?”

Язычник  - “После единицы нет ничего, она самая последняя”

Мальчик  - “Если нет ничего после арифметической единицы, то как ты мог подумать, что что-то могло быть перед Единым, который является Абсолютной Истиной, Вездесущим, Бесконечным – Первым, Последним, Скрытым?”

4) - -Язычник не ожидал получить такой прямой ответ, который он не в силах был опровергнуть. Он задал свой второй вопрос:

Язычник - “Тогда скажи мне, в каком направлении смотрит Аллах?”

Мальчик - “Принеси свечу, зажги ее и скажи, в каком направлении смотрит ее свет”.

Язычник - “Но свет пламени свечи смотрит во все стороны: на север, юг, запад, восток...  Он не смотрит в каком-либо одном из них”

-Мальчик: “Если физический свет распространяется во все четыре стороны, и ты не можешь ответить, в каком конкретно направлении он смотрит, чего же ты ожидаешь от Аллаха – Света Небес и Земли? Свет над Светом, Аллах смотрит во всех направлениях во все времена”.
5) - Язычник не мог поверить своим глазам: перед ним  мальчик, отвечающий на его вопросы так, что ему нечего сказать в его опровержение... Тогда мужчина повторил свой последний вопрос:

Язычник - “Скажи мне, что Аллах делает сейчас?

Мальчик:- “ Всемогущий Аллах каждый день занят делом, и он все видит, и все слышит”.  5) -И язычнику ничего не оставалось делать, как поверженному  возвратиться в родной   город.

6) - Мальчик вырос и стал одним из самых выдающихся ученых Ислама. Всемогущий Аллах благословил его особой мудростью и глубоким пониманием религии. Ребенка звали Абу Ханифа, и он известен, как Аль-Имам Аль-Азам, великий имам и исламский ученый. Пусть Аллах ниспошлет хоть частицу такой мудрости на детей-мусульман, подрастающих сегодня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по математике 4класс по программе "Школа России"

рабочая программа по математике 4 класс по программе "Школа России" (пояснительная записка,календарно- тематичическое планирование, содержание)...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа, окружающий мир, 4класс, Планета знаний

В программе представлены: пояснительная записка, требования к результатам, планирование, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое оснащение....

Рабочие программы по предметам 4класс Школа России

Рабочие программы по предметам 4класс Школа России...

Рабочая программа математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро

Рабочая программа по математике в 4классе по программе "Школа России" М.И.Моро и др.составлена в соответствии с требованиями ФГОС с УУД....

Рабочая программа по математике,4класс, "Планета знаний"

Рабочая программа по математике, 4 класс, "Планета знаний"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (Основам православной культуры). 4класс.

Пояснительная записка  по ОРКСЭ (Основам православной культуры). 4класс. "Школа России"...