Урок по модулю "Основы православной культуры на тему "Защита Отечества"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Попова Марина Евгеньевна

Данный материал можно использовать при подготовке к урокам по курсу ОРКСЭ  при изучении модуля "Основы православной культуры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk_otk._urok.docx37.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Защита Отечества.

Цель: формирование понимания христианского взгляда на войну как объективное  зло  

           современного мира, на которую христианин идет во имя защиты добра и

           справедливости.

Знать:  какие действия допустимы для православного воина на войне, какие – нет.

Уметь: объяснять основные понятия: духовный подвиг, воины Христовы, Отечество земное, Отечество небесное, ратный подвиг, подвиг веры, враги Отечества.  Называть имена воинов, защитников Отечества.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний

 ( работа в группах)

Составление кластера -  Семь  Я.( 2 слайд)

Почему дом сравнили с крепостью?

Скажите, что еще необходимо защищать?

Тема:  Защита Отечества.(3слайд)

  1. Открытие новых знаний.

- Уже в древности богатые славянские земли не раз подвергались нападениям врагов.    Славяне храбро защищали свою родную землю, объединяясь, чтобы противостоять многочисленным и опасным врагам.

“Почему люди воюют?”(4 слайд)

Учащиеся высказывают предположения.

желание присвоить

                                             желание завладеть

 чужие богатства

                                                   чужой территорией

 желание иметь

                                                  желание заставить людей

 власть над людьми

                                             другой страны работать на себя

- Какой сложный и вечный вопрос! И как много на него ответов: по принуждению, за нефть, за деньги, за землю, за родину, за веру, за идею, за свободу, за счастье, просто из желания убивать - список можно продолжать и продолжать... Историки подсчитали, что за 5000 лет на Земле было всего 294 года мира и 14000 войн, в которых погибло примерно 5 млрд. человек. Представляете! Всего 294 года за 5000 лет!!! (5слайд)

- А что на войне самое страшное?

- При этом нарушается одна из заповедей Христа , какая? (нарушение заповеди  Не убий. Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов.  Он говорил, что лучше подставить левую щеку, если тебя ударили в правую)

-Что же тогда заставляло христиан нарушать эту заповедь?

- Когда речь идет об обидах, причиненных тебе, ты можешь простить свою обиду. Если же надо было защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие. Поэтому убийство на войне святая Церковь не рассматривает как частный грех человека, тем более, что каждый воин готов, по учению  Христа, «положить душу свою (отдать жизнь), за друзей своих», для защиты веры и Отечества.(слайд6)

- В каких случаях война бывает справедливой?(слайд7)

- С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы.

Формула справедливой войны известна издревле – «за алтари и очаги», то есть за душу (алтарь здесь синоним святыни и родной культуры) и за семью.(слайд8)

- Какими качествами должен обладать защитник? (обсуждение в группах)(слайд9)

- А как помогает ответить на этот вопрос народная мудрость?

Кто храбро сражается в бою,… (тот честно защищает Родину свою)

Тот герой, … (кто за Родину стоит горой)

Умелый воин не … (дрогнет в бою)

За край родной иди … (бесстрашно в бой)

Чужой земли не хотим, … (но и своей не отдадим)

- В какой из этих пословиц,  на ваш взгляд,  наиболее точно отражена тема нашего урока?

- Русские люди всегда отличались смелостью, отвагой, боевым умением дать отпор захватчикам. В памяти хранится много имен святых героев.  Герой всегда самоотвержен, полагая душу свою за ближних. Своими подвигами он прославляет родную землю, защищает ее от врагов.

 ( слайд 10) Христиане считают, что рождение в народе героя – это всегда милость Божия. Бог посылает святых героев в самые тяжелые времена. Каждый народ знает их по именам, хранит о них память веками и обращается  за помощью в тяжёлые годины испытаний.  Каких христианских воинов знаете вы?

-Каждой группе предлагается выполнить небольшое исследование на тему «Святые защитники Руси», в ходе которого вы должны подготовить ответ на вопрос «Почему именно эти защитники были причислены к лику святых?» ( слайд11)

- Кто были первые  защитники на Руси? 

- Как вы думаете, это былинные герои или реальные исторические личности? 

(слайд12)

проект

- Воин-христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой долг, не боясь смертельной угрозы.  Но даже на войне христианский воин должен оставаться человеком.

- Какие поступки недопустимы даже на войне? ( карточка с заданием) (слайд)

(Нельзя добивать раненных. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже как к простому человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны )

- Как вы думаете, влияет ли война на человека? Как? (2 воп. На слайде)

- Может ли человек во время войны измениться в плохую сторону? (предательство, дезертирство, мародерство и т.д.)

(Кто-то думает, что если во время войны на каждом шагу подстерегает смерть, то можно делать что угодно безнаказанно).

- Будет ли такой поступок христианским? Почему? (надо поступать по заповедям Божьим)

- Может ли человек во время войны измениться в лучшую сторону? Как?

- Действительно, перед лицом смерти человек может сильно измениться.

Какие же чувств вызывают эти великие самоотверженные люди, для которых чужая жизнь дороже своей?

( слайд)Люди, о которых мы сегодня говорили, отдавали свою жизнь за Родину, не думая о славе, о наградах, о деньгах. Они любили свою  Родину,  жили с ней одной жизнью. Для человека все должно быть дорого на своей Родине: и ее народ, и ее земля, и ее история, и ее завтрашний день. Радоваться, когда у Родины праздник, и страдать, когда Родине тяжело. И главное – беречь Родину, беречь, как свою мать. Не давать в обиду врагам, которые идут на нее с оружием… Не давать в обиду тем, кто думает только о себе и забывает о Родине.

( слайд) Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый, 
Тот отдал ей сердце и душу свою. 
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне, 
О ней, о России, я песню пою

Рефлексия

Продолжи: (слайд)

Сегодня на уроке мы говорили о ……

Теперь мы знаем …….

Задание 2.

Подумай и напиши, как должен вести себя воин

  • С ранеными? ______________________________________________

____________________________________________________________________________

  • с безоружными? _____________________________________________________

___________________________________________________________________________

  • с жителями? ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

  • с пленными? ____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Георгий Победоносец


          Георгий служил в древнеримской армии. В сражениях, которые он прошел, он показал свою храбрость и смекалку. Именно за эти качества он получил звание старшего военачальника во дворе императора. Но правивший в то время Диоклетиан был язычником, и при нем жестоко истреблялись христиане. Георгий не смог терпеть такого отношения и заявил о своей вере христианина, хотя понимал, что его ждет мученическая смерть. Но Победоносец не только объявил о своей вере, но и обвинил императора в несправедливости и жестокости перед Сенатом. Так же он призывал к вере истинной, христианской! Император предлагал Георгию образумиться, но мужчина твердо стоял на своей позиции. После Диоклетиан приказал солдатам, чтобы те вытолкали военачальника из Сената копьями. Но при всех усилиях этого не удавалось сделать, копья гнулись о тело святого. В темнице мужчину пытали, но он смог выдержать все трудности ради веры.

Император приказал колесовать христианина, но Бог услышал мольбы Георгия и спас его. Со временем многие люди стали отказываться от язычества, и приходить к Георгию. Он лечил больных святой водой и обещал им жизнь в раю за признание веры истиной.

Георгия стали называть Победоносцем за терпение и мужество, с которым он победил все страдания. Великомученик Святой Георгий стал покровителем православных воинов. В честь него установили знаки отличия — Георгиевский крест и Георгиевская медаль. Эти знаки были в старой русской армии наиболее почетными наградами и присваивались только за подвиги.

Спустя много веков, в России, в честь великого святого Георгия Победоносца, был установлен почетный орден «За службу и храбрость». Ими награждались солдаты за подвиги совершенные в защиту Отечества.

В честь Георгия Победоносца возглавлялся бой под предводительством Жукова в годы Великой Отечественной войны. Образ Георгия Победоносца призывал людей к военным действиям и, в конце концов, и вера людей помогала победить фашистов. Как Георгий преодолевал все испытания посланные судьбой, так и наши солдаты храбро сражались за свою территорию, за свои жизни, за свою веру. И 6 мая было названо Днем святого Георгия Победоносца в честь еще одной его заслуги, помощи русским солдатам в бою.

 

Александр Невский

ХІІІ век – в истории нашего народа время, когда  князья правили своими вотчинами и вели междоусобные войны. Все это сделало Русскую землю беспомощной перед надвигавшейся опасностью в лице татаро-монгол. В это трудное для Руси время в 1231 году Великим князем Новгорода становится Александр. Но реальной властью обладал его отец, Ярослав Всеволодович, Александр же принимал участие в военных походах вместе с отцом.

В 1236 году, когда отец занимает киевский престол, Александр становится полноправным правителем Новгорода. Было ему тогда 16 лет. Уже в 1237-1238 годах орды Батыя разрушили многие русские города: Владимир, Рязань, Суздаль. Особого труда установить свою власть над разрозненными русскими княжествами татаро-монголам не составило. При этом Новгород уцелел, а главную угрозу для него представляли литовские и немецкие рыцари, нападавшие с запада, и шведы – с севера. Уже в двадцатилетнем возрасте Александр возглавил войско в битве со шведами на Неве, состоявшейся 15 июля 1240 г.

Перед битвой князь долго молился в церкви Святой Софии, потом получил благословение и сказал воинам такие слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные — с оружием, иные — на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!» Так за правду, за Русь, за Бога вышел молодой князь на битву и одержал победу, ставшую первой в долгой череде побед великого полководца. С того времени князь Александр стал называться Невским. Как полководец он считался по праву великим, так как не проиграл ни единого сражения.

Но не только за военные заслуги он был любим в народе. Его отвага и военная гениальность сочетались с благородством: ни разу Александр не поднял меча на своих русских собратьев и не участвовал в княжеских разборках. Он умел сказать такое пламенное слово своему народу, которое объединяло, вселяло веру и поднимало дух.

    Этот воин-молитвенник проявил себя как дальновидный и мудрый государственный деятель. Он защищал интересы не только Новгородского княжества, но и всех северо-восточных земель.  Александр так выстраивал свою внутреннюю и внешнюю политику, чтобы уберечь русские земли от разрушения. Для этого он не раз выступал послом к хану Батыю от всех русских князей. Он заключал соответствующие мирные договоры как с татаро-монголами, так и с норвегами. Его ясный ум, точные просчеты, желание созидать оказались крайне важны для будущего объединения русских земель вокруг Московского княжества.

Умер он 14 ноября 1263 года. Учитывая заслуги князя перед отечеством, царь Петр І в 1724 году приказал перенести его мощи в Санкт-Петербург, где они и хранятся в Александро-Невской Лавре. После смерти великого князя Александра Невского он был причислен к лику святых.


 
   

Фёдор Ушаков

Фёдор Ушаков родился в  феврале 1745 в Ярославской области в семье людей благочестивых и глубоко верующих . Главным условием воспитания детей родители Фёдора считали развитие в них религиозных чувств и высокой нравственности. Этому же способствовал пример родного дяди – монаха Феодора.

            Ушаков не проиграл ни одного сражения и всегда заботился и берег жизни своих матросов. Войны, в которых участвовал адмирал Фёдор Ушаков, были направлены на защиту православного Отечества.  Воевал не числом, а умением и перед каждым боем адмирал напутствовал своих моряков: «Идя в бой, читайте 26, 50 и 90 псалмы. И вас не возьмут ни пуля, ни сабля!» Да и на кораблях, которыми он командовал, им был заведен порядок, подобный монастырскому... После каждого боя он приносил Всевышнему моления в церкви святого Николая Чудотворца в Севастополе, в строительстве которого Ушаков принимал непосредственное участие – личным примером и пожертвованиями. За заслуги перед Отечеством Фёдора Ушакова наградили золотым складень - крестом с мощами святых угодников, с которым он никогда с тех пор не расставался. Везде, где удавалось,  он устраивал Господу Богу благодарственные молебны. Адмирал Ушаков проявлял милосердие к военнопленным. Он благодарил Бога за то, что во всех боях он не потерял ни одного судна и пленными ни один человек врагу не достался. В его дом всегда приходили за помощью: одних он снабжал деньгами, одеждой, за других особо нуждающихся, хлопотал перед начальством, взял на себя заботу об осиротевших племянниках.

            Отдав всю жизнь службе, Федор Ушаков никогда не имел ни семьи, ни детей, а это является одним из правил монашеской жизни. После отставки он поселился в тихой деревушке Алексеевка. Во время Отечественной войны 1812 года он на свои средства устроил госпиталь для раненых, внес две тысячи рублей на формирование 1-го Тамбовского пехотного полка. Все, что имел, отдавал он нуждающимся . Остаток своих дней адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святой Церкви». 2 октября 1817 года похоронен  по его  желанию  в монастыре.

             Вся его жизнь была посвящена искреннему, честному и бесстрашному служению Господу Богу и православному Отечеству.

Дмитрий Донской

Благоверный великий князь московский Дмитрий, прозванный Донским, родился в 1350 г. О детстве  великого князя известно совсем немного. Воспитан был в благочестии. Детство его прошло под непосредственным влиянием св. митрополита Алексия,  друга и советника отца.

С самого начала своей жизни великий князь Дмитрий  Донской учился терпению и мужеству. Среди русских князей шли междоусобные войны. В междоусобице благоверный князь постигал науку московской политики, заключавшейся в сочетании силы и милосердия. Дмитрий уже в начале своего правления начинает работу по объединению Московской земли. В многотрудной деятельности по собиранию земли Русской св. князю Дмитрию Донскому на протяжении всей жизни пришлось вести войны с многочисленными врагами: Орда и Литва извне, княжества Нижегородское, Рязанское и Тверское изнутри.

В 70-е гг. включился великий князь Дмитрий в борьбу с Золотой Ордой.  В 1376 г. состоялся победный поход на Волжскую Булгарию,  в 1378 г. русскими было разбито посланное ханом Мамаем войско на Рязань. Еще через два года - Куликовская битва. Готовясь выступить в поход, св. князь Дмитрий посетил обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу и принять напутственное благословение от преподобного Сергия.  Среди иноков Троицкой обители были два инока-боярина: Александр Пересвет и Андрей Ослябя; их мужество и воинское искусство были еще в памяти, так как до принятия монашества были они доблестными воинами. Этих иноков-богатырей благословил преподобный присоединиться к войску русскому.

Перед битвой благоверный князь Дмитрий напутствовал ратников своих воодушевляющими словами: «... Господа ради сражайтесь и святых ради церквей и веры христианской, ибо эта смерть нам ныне не смерть, но жизнь вечная...» Много доблестных русских воинов полегло на поле брани. В Троицком монастыре по погибшим служились многочисленные панихиды, был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Дмитриевской субботой. Так в церковной памяти была увековечена Куликовская битва.

Не только ратные и мужественные поступки характеризуют жизнь князя в эти годы. В похвалу Дмитрию в его житии сказано: «С Богом все творящий и за Него борющийся», «Царским саном облаченный, жил он по-ангельски...»

Последние годы жизни были многотрудными для великого князя: новые неприятельские нашествия, разорение Москвы, возобновление вражды с Тверью, болезнь.

19 мая 1389 г. великий князь Дмитрий Иоаннович скончался. Кончина эта поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил русский народ.

Великий князь московский Дмитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"

Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство  учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...

Урок по Основе православной культуры в 4 классе по теме: «Православный храм»

Урок по Основе православной культурыв 4 классе по теме: «Православный храм»...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...

Разработка урока по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм».

Разработка урока  по основам православной культуры в 4 классе на тему: «Православный храм»....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...