Конспект урока на тему: «Основы религиозных культур и светской этики».
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Громова Наталья Васильевна

Цели урока:

1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых поступках.

2. Развивающая: развитие коммуникативных способностей обучающихся; накопление социокультурного опыта.

3.  Воспитательная: воспитывать духовно-нравственную личность

         Задачи урока:

1. Знать понятия «добро» и «зло».

2.  Уметь отличать добро от зла.

3. Показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dobro_i_zlo.docx38.02 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ

МОЖАЙСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УВАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Урок   по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы светской этики»

Тема урока:    «Добро и зло»

Громова Наталья Васильевна

учитель начальных классов

                                                                     

2017/2018 уч. год.

п. Уваровеа


Тема урока: «Добро и зло»

        Цели урока:

1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых поступках.

2. Развивающая: развитие коммуникативных способностей обучающихся; накопление социокультурного опыта.

3.  Воспитательная: воспитывать духовно-нравственную личность

        Задачи урока:

1. Знать понятия «добро» и «зло».

2.  Уметь отличать добро от зла.

3. Показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технологии: развития критического мышления, работа в группах.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

Предметные: знакомство с этическими понятиями «добро» и «зло», понимание их значения.

Метапредметные:

Регулятивные формирование умения планировать и оценивать учебные действия, определять эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные – овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений.

Коммуникативные адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; овладение навыком смыслового чтения текстов различных жанров; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение.

Ход урока

I.Организация деятельности учащихся.

В жизни по-разному можно жить –  

Можно в беде, а можно в радости.

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой, обожженною, солнце достать

И подарить его людям.

- Давайте подарим себе и друг другу наш сегодняшний урок.

         

II.  Проверка  домашнего задания. 

Часть  1.

1. Как называется наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений  о добре и зле?

А) эстетика        Б) этика                В) философия                Г) история

2. Что означает слово «мораль»?

А) привычки        Б) обычаи                В) правила поведения        Г) все верно

3. Что означает понятие «культура»?

А) правила поведения                        Б) хороший тон

В) возделывание земли                 Г) манеры

4. Культуру иногда называют:

А) первой природой                        Б) второй природой

В) третьей природой                        Г) четвертой природой

Часть 2

На эти суждения вам надо дать ответ «Да» или «Нет»

5. Моральные нормы (правила) нигде не записаны.

6. В русский язык слово «культура» вошло в середине 18 века

III. Определение  темы урока.

- Прочитайте эпиграфы на доске.

Эпиграфы:

 «Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки».

Древнекитайское изречение.

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

В.О.Ключевский.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Сегодня на уроке будем говорить об основных этических понятиях – добро и зло.

- На какие вопросы мы должны найти ответы?

IV. Работа над новой темой урока.

1.Чтение наизусть строк учеником.

… Крошка-сын к отцу пришёл,

     и спросила кроха:

    -Что такое хорошо

     и что такое плохо?

- Ребята, вам известны эти строки?

- Какова, по вашему мнению, тема нашего урока?

«Морозко», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

- Какие добрые и злые поступки совершали герои этих сказок?

- Может ли больной, бедный человек быть добрым?

- Зависит ли доброе отношение к людям от возраста человека? От благосостояния?

- Где заложена основа добра и зла? (В нас самих).

- Дайте характеристику вы сами себе. Какой ты человек?

- Легко ли быть добрым? Почему?

2. Работа в группах.

- Как вы понимаете понятие «Добро»?

- Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

- К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.

Работая в группах вам необходимо найти определения добра и зла.

Группа 1. Работа с Толковым словарём.

С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное,  хорошее,  то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».

С.И.Ожегов:  «Зло -  нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».

Группа 2.  Работа с учебником. Что такое добро?

Группа 3. Работа с учебником. Что такое зло?

Группа 4. Какая бывает доброта? Что такое зло? Работа с текстом.

     -  Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

     Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

     Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

       И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

       Почему же добро всегда побеждает над злом?

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

V. Закрепление понятий.  

Давайте проверим, как вы знаете  сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.

С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жанне его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чём-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

(«Цветик – семицветик»   В.Катаев.

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север через юг,

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.)

Сейчас потолкуем о книге другой:

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю

Он невод забросил.

Кого-то поймает и

Что-то попросит.

(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Колотил да колотил

 По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Сказка «Лиса и журавль»)

Снег валил, клубились тучи

Гнулись сосны до земли

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку отвели.

Замолчать заставили

Замерзать оставили.

(Сказка «Морозко»)

Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за обед.

Старушоночка сказала,

Поклонилась и пропала.

(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)

         - Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.

       В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

        Из сказок мы знаем, что трудности, неудачи временны, что они преодолеваются знанием, терпением,  трудом, верой в победу над злом.

        Перед вами карточки с высказываниями мудрых людей, в которые необходимо вставить пропущенные слова:

 - «Ни один …. человек не бывает счастлив»

Ювенал

 - «Жизнь …. людей полна тревог»

Д.Дидро

 - «Добро помни, а … забывай»

Пословица

 - « Не делай … , не то на зло нарвешься»

Восточная мудрость

 - « Если не хочешь знать страха, не делай …»

Кабус

Добрый человек ни когда не ответит злом на зло. Он найдет в себе силы простить обидчика, и в этом сила доброты, высота духа доброго человека.

Анкетирование.

  - Может  ли кто-нибудь из вас сказать по совести: «Я добрый человек».

Давайте проведём анкету «Добрый ли вы человек?»

1.У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?

2.Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует, даже если это так?

3.Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать ему приятное?

4.Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?

5.Любите ли вы злые шутки?

6.Вы злопамятны?

7.Сможете ли вы терпеливо выслушивать даже то, что вас совершенно не интересует?

8.Умеете ли на практике применять свои способности?

9.Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?

10.Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы оппонента?

11.Вы охотно выполняете просьбы?

12.Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Результаты анкеты

 А теперь вы можете засчитать себе 1 очко за ответ «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

       Вы набрали больше 8 очков. Вы любезны. Нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми – всем не угодишь, да и на пользу это вам не пойдёт.

         От 4 до 8 очков. Ну что же, ваша доброта – вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на всё, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков. Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелательны, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения…

VI. Обобщение и рефлексия.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение о доброте, которое написала Л.Курочкина из Улан-Удэ.

Доброта последнюю рубашку

Снимет с плеч своих и нищему отдаст.

Разведет сады, похожие на сказку,

И в несчастье друга не предаст.

Не обидит добрую старушку,

Приласкает малое дитя

И отдаст последнюю краюшку,

Не оставив корки для себя.

Доброта как солнце, теплый ветер,

На неё ты не предъявишь счет.

Доброта нам достается даром,

Ценится дороже всех щедрот.

Доброта в глазах лучистым светом

Отражает путь своей души.

В добром деле и решенье смелом

Все ёе поступки хороши.

Будем жить в согласии и вере,

Говорить лишь правду и не лгать!

Будем доброту повсюду сеять,

Чтобы зло потом не пожинать!

- Что хотела передать автор в этих строках?

- К чему она нас призывает?
- Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.

     Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
      Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам и, соблазняя к совершению греха, губит душу. Зло обычно выступает под личиной ложного добра, пытаясь подменить собой истинное добро.

Домашнее задание (по выбору)

         а) Опиши свой добродетельный поступок. Кому он принёс пользу, почему ты его совершил.

      б) Приготовь сообщение о знаменитых добродетельных людях.

                                 Список используемой литературы:

Основы эволюционной педагогики «Учебник добрых знаний» /Л.Барышникова /Томск,  1998

Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. Книга для учащихся. - М.: Просвещение, 1988.

Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.

Периодические издания.

Психология: Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М.Просвещение, 1990.

Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Просвещение, 1962.

Энциклопедия. К и М, 2007 г.

               Интернет-источники:

http://www.medkrug.ru/article/show/5562

http://www.infobank.by/327/itemid/4599/Default.aspx

http://blogs.mail.ru/mail/vodoleysha/6bc751ccd7ff814c.html

Музыка.http.//www.sefon.ru/mp3/Детские песни/Дорога Добра

http://www.stihi.ru/2010/01/25/2991


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»

Конспект  урока по курсу  «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: « СЕМЕЙНЫЕ ПРАЗДНИКИ»...

Конспект урока учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль: «Основы мировых религиозных культур» по теме «Священные книги религий мира»

Данный урок входит в модуль "Основы мировых религиозных культур" по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». К уроку прилагается презентация, в которой отражены некоторые этапы работы на у...

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»

Конспект урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Связь культуры и религии»...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  «Росс...

Конспект урока в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» по модулю «Основы православной культуры» в 4-ом классе по теме: «Россия – наша Родина»

Конспект урока в курсе«Основы религиозных культур и светской этики»по модулю  «Основы православной культуры» в 4-ом классе  по теме:  &laqu...

Конспект урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе. Модуль «Основы светской этики».

Конспект урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе. Модуль "Основы светской этики". Тема: "Вежливость"....