Конспект урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе. Модуль «Основы светской этики».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Илькани Анна Сергеевна

Конспект урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе. Модуль "Основы светской этики". Тема: "Вежливость". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_orkse_4_kl.docx318.15 КБ

Предварительный просмотр:

Илькани Анна Сергеевна,

 учитель начальных классов

 МКОУ «Ачайваямская средняя школа»

Конспект урока по предмету

 «Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы светской этики»

Тема - Вежливость

Класс - 4

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель урока

Узнать, что такое вежливость, повторить и узнать новые вежливые слова.

Задачи урока

Развивать навыки общения, правильного применения
«волшебных слов», добрых дел на практике;
воспитывать у учащихся чувство взаимопомощи, доброты,
чуткости, уважения к личности другого человека, воспитывать
культуру общения, правила хорошего тона.

Формируемые УУД

- личностные: строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в общении, желание при необходимости прийти на помощь;

метапредметные УУД:

-познавательные: применять логические действия и операции для решения учебных задач: сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого фактического материала;

-работа с информацией: анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и правильность.

-коммуникативные: соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к собеседнику с учётом особенностей участников общения;

-регулятивные: выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам, действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление несправедливости, жадности, нечестности, зла;

-совместная деятельность: владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться, руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;

-предметные: выражать понимание и принятие значения российских традиционных духовных и нравственных ценностей, духовно- нравственной культуры народов России, российского общества как источника и основы духовного развития, нравственного совершенствования;

Основные понятия урока

Вежливость, приветливость, скромность, готовность прийти на помощь, здравствуйте, спасибо, пожалуйста, благодарю.

Оборудование

Учебник М.Т.Студеникин 4 класс «Основы светской этики», М. 2012 г.; компьютер, проектор, мультимедийная презентация.

Формы организации работы

Фронтальная работа, работа в группах.  

Оформление доски

Кластер «Вежливость» на доске, изображения рыцаря, кавалера, дамы на доске.

Конспект  урока соответствует обновленному ФГОС НОО 2021 г.

На уроке применяются приёмы технологии развития критического мышления, такие как: кластер, «верно-неверно».

Карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Здравствуйте, дети! «Здравствуйте» - кажется, совсем простое, обыкновенное слово. Мы его применяем в речи каждый день, по несколько раз в день.  А какое оно доброе, солнечное,  и сколько радости и света несет  оно в себе! Скажите, кому мы говорим  «здравствуйте», а кому «привет»?

Здороваются.

Отвечают.

Актуализация знаний

Учитель формулирует задание, используя приём «Верно – неверно».

Сейчас мы с вами поиграем в игру, я буду читать утверждение, а вы отвечать, верно я сказала или нет.

1.Этика -  это нормы и правила поведения (мораль, нравственность).

2. Этикет – установленный, принятый порядок поведения.

3. Манеры – способ держать себя.

4. К манерам относят деликатность и учтивость.

5. К этикету относят осанку и мимику.

Дети слушают учителя, отвечают:

  1. Верно
  2. Верно
  3. Верно
  4. Неверно  
  5. Неверно

Постановка и формулирование

проблемы

Учитель обращает внимание на доску, на незаполненный  кластер в «сердцевине» в форме цветка.

Лепестки – «добро пожаловать», «до свидания», «доброе утро», «добрый вечер», «доброй ночи», «благодарю».

Сердцевина – «вежливость», клеится после формулирования учениками темы и цели урока.

Учащиеся читают слова и объясняют, какое слово пропущено в середине, тем самым определяя тему урока, затем формулируют тему урока и цель урока:

Тема урока – вежливость.

Цель урока – узнать, что такое вежливость, повторить и узнать новые вежливые слова.

Открытие новых знаний

  1. Учитель организовывает беседу: каждый из нас знает, что такое вежливость? Просит желающих высказать своё определение слову вежливость.

Да, всё верно, ребята, вы отвечаете.

  1. Посмотрим, что обозначает вежливость у нас в учебнике. Прочитайте понятие вежливости на стр. 27.
  2. Учитель делит класс на три группы и даёт группам задание: каждой группе выдана таблица с её «волшебным словом», необходимо по учебнику определить происхождение этого слова и что оно обозначало. Работа в учебниках на стр. 27-32 (слова – «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста»).
  1. Отвечают: вежливость – это приветливость, вежливость – это скромность, готовность прийти на помощь и т.д.
  2. Самостоятельное прочтение.
  3. Делятся на группы, выполняют задание, выступают с результатом. Остальные учащиеся при выступлениях групп слушают, запоминают.

Физминутка

Игра  «Вежливо - невежливо».

Если я говорю вежливо – нужно поклониться три раза, невежливо – присесть три раза.

Поздороваться при встрече - …

Не встать, когда отвечаешь учителю –…

Толкнуть и не извиниться -…   

Не уступить место в транспорте -…

-Поздороваться со взрослым, вошедшим в класс - …

-Пожелать хорошего дня друзьям, учителям, родителям - …      

- Молодцы! Сделаем глубокий вдох- выдох. Тихо сядем на место.

Выполняют.

Продолжение работы по теме урока

Учитель обращает внимание учащихся на интерактивную доску. Давайте рассмотрим ситуации на слайдах, можно ли назвать поведение детей вежливым?

  1. На слайде изображено, как несколько ребят обижают девочку Дашу. Ира кричала ей, что она глупая, Коля бросил её тетради на пол, а Женя ходил и передразнивал её походку, мимику и каждое слово.
  2. Обиженная Маша зашла домой и стала жаловаться маме, показывая пальцем в окно, по направлению к песочнице:

- Тот мальчик меня зовет Машка.

-Понимаю, тебе не нравится. А как его зовешь ты?

-А я ему просто говорю «Эй, ты!»

Права ли Маша?

Учитель предлагает парную работу коротких стишков в рифму, их прочтение одним учащимся из пары (стихотворения в рифму на каждой парте).

1 парта: 

Встречу, новый разговор
Мы со «...» начнем.


2 парта:

Друг пришел вдруг на обед –
Скажем мы ему «….».

3 парта:
Если вы на именины
Друга Петю пригласили,
Он принес цветок красивый –
Скажем мы ему «…».

4 парта:
«Приятного аппетита!» -
Блюдо первое налито.
Супчик скушали мы с вами,
Скажем все «...» маме.

5 парта:

Если ты сломал игрушку
Друга или вдруг подружки,
Ты скажи им «…»
И свою им предложи.

6 парта:

Если бабушка с утра

Пирожок тебе дала,

Ты возьми, скажи «…»

Станет бабушка счастливой!

7 парта:

Тебе подарят что-нибудь-

…… ты не забудь!

8 парта:

Если сон смыкает очи

И тебя отправят спать,

Всем скажи - ……!

А потом иди в кровать.

Учащиеся выполняют фронтальную работу.  

  1. Отвечают: нет, настроение девочки, которую обидели, будет весь день плохим, потому что ребята дразнят её, обижают, не извиняются.
  2. Отвечают: нет, Маша не права. К людям нужно относиться так, как бы ты хотел, чтобы обращались к тебе.

Выполняют, читают.

Рефлексия

Учитель организует рефлексию «Яблоня» 
На доске изображена яблоня. Детям раздаются бумажные, вырезанные яблоки двух цветов – красные и зелёные. Они приклеивают яблоки на яблоню:
зелёные – я считаю, что сделал всё на отлично, у меня хорошее настроение; красные – не справился с заданием, у меня грустное настроение. 

Учащиеся клеят яблоки, смотрят на результат.  

Подведение итогов

-Какова тема урока у нас сегодня?

- Какова была цель урока? Мы достигли её?

 

-О значении каких слов мы узнали сегодня на уроке?

 -Важно ли знать вежливые слова?

Дети отвечают на вопросы

Домашнее задание

Подготовить памятки  «Вежливые слова» на карточках с помощью учебника на стр.36-37.

Дети  записывают задание

Дополнительный материал к этапам урока:

Картинка кавалера и дамы на доску  - C:\Users\User\Desktop\IMG_20231023_0002.jpg

Картинка рыцаря на доску - C:\Users\User\Pictures\Video Web Camera\kak-narisovat-rytsarya-title-1024x682.jpg

Этап определения темы и цели урока

Кластер «Вежливость» - C:\Users\User\Desktop\Без названия (12).png

Этап открытия новых знаний

Таблицы для работы в группе

1 группа:

Слово

От какого слова произошло

Что обозначало это слово

«Здравствуйте»

2 группа:

Слово

От какого слова произошло

Что обозначало это слово

«Спасибо»

3 группа:

Слово

От какого слова произошло

Что обозначало это слово

«Пожалуйста»

К этапу «Продолжение работы по теме урока»

C:\Users\User\Pictures\Video Web Camera\640.jpg

C:\Users\User\Pictures\Video Web Camera\Untitled_Artwork_95.jpg

Этап рефлексии

C:\Users\User\Pictures\Video Web Camera\Без названия (31).jpg

Этап домашнего задания

Название группы слов

Слова

Слова благодарности

Слова извинения

Слова просьб

Слова приветствия

Слова прощания

Остальные вежливые слова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль: «Основы православной культуры» Тема урока: «Жизненный подвиг Сергия Радонежского. Трудолюбие» (4 класс)

Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, в том числе и православной. Знакомство детей с православной культурой – необходимое условие воспитани...

Методическая разработка урока по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ)

Методическая разработка урока направлена на обеспечение духовно-нравственного развития учащихся 4 класса в единстве урочной и внеурочной деятельности.  Тип урока- открытие новых знаний. На уроке ...

Технологическая карта урока по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры " 4 класс тема урока:"Защитники отечества"

Представлен материал  для 4 класса по предмету: "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Основы православной культуры" тема урока "Защитники отечества&quo...