Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках ОРКСЭ
статья по орксэ (4 класс) на тему
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
на уроках ОРКСЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Борникова И.Р
МБОУ гимназия №1 города Челябинск
учитель начальных классов
учитель
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий
на уроках ОРКСЭ
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным гражданином. Главная задача современной школы – это раскрытие коммуникативных способностей каждого ученика, воспитание личности, обладающей необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.
Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию, а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Чрезвычайно благоприятным для формирования коммуникативных действий является учебный предмет ОРКСЭ. Уроки, организованные в форме диалога и дискуссии, позволяют прививать ученикам уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; умение четко и грамотно выражать свои мысли, аргументировать свое мнение и отступать от неверных доводов, принимать позицию собеседника.
Неотъемлемой частью учебной деятельности в рамках курса ОРКСЭ является работа с текстом. Тексты учебника помогают понять главную нравственную идею. На уроках используются разные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, рефлексивное. Беседа по прочитанному способствует развитию коммуникативных умений и навыков. Ученики отвечают на вопросы учителя, сами формулируют вопросы и задания содержательного и проблемного характера, которые распределяются между группами. На уроках ОРКСЭ используем такую форму работы как взаимообъяснение, когда учащиеся выступают в роли учителя, демонстрируя или объясняя небольшой фрагмент темы.
На страницах этого учебника встречаются такие задания, как «подготовь рассказ», «объясни», «дополни», «проанализируй поступок» и другие. Предполагается, что задания выполняются учеником индивидуально. Но, по сути, они имеют коммуникативную природу: ведь рассказ всегда адресован кому-то, описание и объяснение имеют смысл только в ситуации общения и взаимодействия. Для младших школьников необходимо социальное опосредствование. Поэтому, целесообразно практиковать выполнение хотя бы части таких заданий детьми, объединенными в пары или группы по 3-4 человека для обмена информацией, обсуждение разных точек зрения, выработки общего мнения и создания общего описания. Во время групповой работы педагог выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, следит за порядком и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом. Дети могут советоваться друг с другом, подсказывать, спорить, доказывать, словом, действовать естественно и раскованно.
В курсе ОРКСЭ много различных понятий. Составление общеклассного словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Чтобы учащиеся могли запомнить и свободно оперировать этими понятиями, используем на уроках следующие приемы:
« Домино» – состоит из карточек, каждая карточка разделена чертой на две части – на одной записано понятие, на другой – определение к другому понятию. Такой прием используется в парной работе.
«Кроссворды». Одна группа детей заранее готовит для другой группы кроссворд с использованием изученных понятий.
Всегда интересна для ребят такая форма работы как интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Детям предлагается взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, одноклассников, педагогов. Вопросы для интервью разрабатывают учащиеся индивидуально, после чего идет обсуждение в группах и отбираются наиболее интересные вопросы. Полученные ответы могут использоваться в качестве материала для создания проблемных ситуаций, творческих работ.
Театрализация привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре. Она может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации домашнего задания. Максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах деятельности: в написании сценария, распределении ролей, режиссуре, сценографии, костюмировании и т.д. Кроме того, драматизация привлекательна еще и тем, что через текст героев, постановку и общее настроение учащиеся могут более глубоко передать суть изучаемых явлений и собственного осмысления материала.
По итогам изучения темы предлагаем творческую работу по выбору. Она позволяет достаточно объективно раскрыть степень освоения материала, а также дает возможность учащимся сформулировать собственную позицию по изучаемой проблеме и выразить точку зрения, которую учащийся, по тем или иным причинам, не решался высказать публично на уроке или в рамках групповой работы.
Важно, чтобы творческие работы были оригинальными, стимулировали фантазию, образное мышление и позволяли переосмыслить информацию с новых позиций.
Педагогические мастерские – это система обучения, предложенная французскими педагогами. В нашей стране данная технология стала известной благодаря публикациям книг и статей А.А. Окунева, Н.И. Беловой и других российских педагогов.
Мастерская - это необычная форма проведения учебных занятий, которая состоит из последовательности взаимосвязанных семи этапов.
Первый этап мастерской – индукция, предполагает создание эмоционального настроя, мотивирующего творческую и исследовательскую деятельность каждого ученика. В качестве индуктора могут быть использованы: слово, образ, фраза, предмет, мелодия, текст, рисунок. Всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Данный этап определяет успех всей мастерской, так как именно он должен мотивировать участников мастерской на активную деятельность.
Самоконструкция - этап, на котором ребенок пытается ответить на вопрос сам, ориентируясь только на собственные мысли, имеющийся жизненный опыт, точку зрения. Задача мастера – не мешать ученику в самопроявлении. После выполнения задания индивидуально, каждый сообщает свою точку зрения, характеризует свое видение проблемы и варианты ее решения.
Социоконструкция – парная работа, в процессе которой происходит взаимная оценка индивидуально созданных проектов, сопоставление своих знаний с опытом товарища, взаимная корректировка их.
На этапе социализации процесс рассмотрения гипотез, проектов, идей продолжается в группах не более пяти человек. Творческий процесс в группе позволяет ребенку обогатить свой опыт за счет знаний, умений коллег, сопоставить точку зрения с мнением других, научиться корректировать свою работу с учетом сделанного товарищами, осознать преимущества совместного творчества.
Результат работы группы оформляется в виде текстов, схем, стихотворений, рисунков, проектов. Их презентация происходит на этапе афиширования, задача которого – обеспечить «официальное» признание полученных результатов, взаимообогащение, формирование творческого коллективного опыта.
Шестой этап - разрыв, предполагает возникновение у ученика в некоторой степени внутреннего противоречия, своеобразного эмоционального конфликта между имевшимися у него и новыми знаниями. Для того, чтобы разрешить несоответствие, ребенку требуется дополнительная информация, сверка с авторитетными источниками, поиск доказательств достоверности полученного в мастерской нового знания.
Седьмой этап – рефлексия. Это возможность высказаться и рассказать о том, что для него на занятии было наиболее важным и значимым.
Развитие коммуникативных умений и навыков – непрерывный педагогический процесс, требующий усилий совместной деятельности ученика и учителя. Ценность и значимость коммуникативных умений в том, что они выходят за рамки чисто учебных умений. Коммуникативные задачи - это те ситуации, с которыми ребенок постоянно встречается в жизни. Сформированные коммуникативные умения это уже новообразования личности, которые присваиваются личностью и становятся её достоянием. Коммуникативный ребенок умеет слушать и слышать, и не только делиться переживаниями, но и сопереживать.
Список источников
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.
2. Методологические особенности преподавания комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»: Учебно-методическое пособие/ [А. В. Левитский]; – Екатеринбург, 2011. – 73 с.
3. Мухина И. А. " Что такое педагогическая мастерская."Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. СПБ, 2002
4.ВолковаТ.Г.(г.Апатиты)-учитель нач.классов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе
В данной статье рассматривается актуальность формирования коммутикативных УУД , приведён конспект урока русского языка...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/05/picture-396588-1672935263.jpg)
Курсовая работа по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира"
Приоритетной целью школьного образования становится: развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Уро...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/05/picture-415324-1393990705.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка.
Предлпгпю вашему вниманию презентацию на тему "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка в начальной школе" . Презентация содержит как теоретическую, так и ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/05/picture-431283-1396686026.jpg)
"Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках по окружающему миру"
Задание 1:Определите по признакам, о каком насекомом идет речь: прыгает, стрекочет, зеленое, безобидное, незаметное, живет в малой семье. Кто это, по-вашему?(Это кузнечик.)-А что помогло вам узнать, к...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/30/picture-638696-1432970867.jpg)
Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Образование в начальной школе явля...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/20/picture-717657-1611161337.jpg)
«Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира».
«Приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира»....
Презентация "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе"
Данная презентация рассказывает о необходимости формирования коммуникативных универсальных учебных действий посредством групповой и парной работы на уроках литературного чтения в начальной школе, опи...