Технологическая карта урока ОПК "Монастырь. Духовный подвиг"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме

В данном материале представлена Технологическая карта уроа ОРКСЭ (модуль ОПК) по теме "Монастырь. Духовный подвиг". Это урок  " открытия" новых знаний. Технология урока - развитие критического мышления через чтение и письмо,ИКТ. Цели урока и планируемые результаты предусматривают формирование у учащихся представлений  о православном монашестве, о роли монастырей в православной религиозной культуре; развитие мотивации к изучению русского исторического и культурного наследия о монастырских поселениях, о жизни великих монахов, их духовном подвиге, формирование стремления у детей осознанному нравственному поведению, формирование у школьников потребности быть достойными гражданами России через приобщение к духовным и общечеловеческим ценностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                   Технологическая карта урока ОРКСЭ

   Дата проведения: 5 апреля 2016 года    

   Класс: 4 «Б»    

   Учитель: Новохижко А.Н.

Модуль

ОПК

Тема

Монастырь. Духовный подвиг

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Технологии

Развитие критического мышления через чтение и письмо. ИКТ

                  Цели урока-планируемые результаты

Предметные

Формирование представлений о православном монашестве, о роли монастырей в православной религиозной культуре, как о стержне духовности и земли русской. Работа с понятиями «Монастырь», «Духовный подвиг»

Личностные

Развитие мотивации к изучению русского исторического и культурного наследия о монастырских поселениях, о жизни великих монахов, их духовном подвиге, формирование стремления у детей к

Метапредметные

осознанному нравственному поведению

Формирование у школьников потребности быть достойными гражданами России через приобщение к духовным и общечеловеческим ценностям

Познавательные

Регулятивные

Коммуникатив-

ные

Личностные

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока

       Цели урока-универсальные учебные действия

Сравнение, установление причинно-следственных связей

Осознание степени информированности по теме урока, участие в коллективном обсуждении темы. Умение оценить сумму полученных знаний на уроке

Развитие навыков и способов общения

Развитие навыков публичного выступления, отстаивания собственных позиций в коллективном разговоре, умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по конкретным вопросам

 Основная литература:УМК: А.Кураев «Основы православной культуры» учебник, рабочая тетрадь «Основы православной культуры», ОПК «Методические рекомендации к рабочей тетради» для 4 класса, составитель Т.А. Берсенева, учебное пособие «Добрые уроки наставления» для 4-5 классов, А. Мороз, Т.А. Берсенева. DVDдиск

Дополнительная литература: И.С. Никитин «Монастырь». Протоирей А. Торик «Жизнь продолжается», Видеофильм «Монашество»

Интернет-ресурсы: bible-spbda.info  

School-collection.edu.

http://www.pravoslavie.ru/ https://azbyka.ru/https://www.miloserdie.ru/article/svyataya-elizaveta-fedorovna-pomoshh-delami/

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, диски.

                                                                                                     Содержание урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ожидаемый результат

 Приветствие. Просит проверить готовность к уроку

Показывает фрагмент презентации к уроку.

Чтение стихотворения И.С. Никитина «Монастырь»

Крестом высоким осененный, вдали от сел и городов, один стоишь ты окруженный густыми купами дерев.

Вокруг глубокое молчанье,

И только с шелестом листов

Однообразное журчанье

Живых сливается ручьев….

- О чем это стихотворенье?

- А что вы знаете о монастырях

- Имена каких монахов вам известны?

- Давайте сформулируем тему урока, обозначим учебные задачи

(тема выносится на доску)

- Каждое из предыдущих поколений оставило следы в русской культуре. Несомненно, православные монастыри спустя многие столетия вызывают восхищение и удивление во всем мире со стороны не только простых людей, но и профессиональных строителей. Памятники зодчества являются не только украшением любого города и селения, но ведь это еще и национальные сокровища и святыни каждого государства

Прием «Кластер»

- Давайте подберем слова (основные понятия), которые помогут нам лучше разобраться в теме урока

В первые времена христианской церкви почти все верующие вели чистую и святую жизнь, но среди них были такие, которые искали высшего подвига. Они отказывались от своего имущества, раздавали его бедным, решали не жениться, а проводить все время в непрестанной молитве и труде. Такие люди назывались аскетами. Но когда христианская вера широко распространилась, строгость жизни среди христиан стала ослабевать, подвижники стали удаляться жить в горы и пустыни, что вести уединенную строгую жизнь. Со временем таких людей стали называть иноками или монахами.

- Посмотрим видеофильм «Подвижники первых веков христианства»

Вопросы после просмотра:

- Каждый ли человек способен быть монахом?

- Где живут монахи?

(Это жизнь для тех, кто желает достичь высокой духовности, способен  терпеть лишения, молиться за весь мир и много трудиться)

- Людям свойственно жить вместе, создавать семьи, воспитывать детей. Поэтому удивительным является существование людей, ведущих уединенный образ жизни.

- Сейчас мы посмотрим видеофильм «Монашеский путь жизни»

- Прочитаем статью в книге «Добрые уроки наставления» с128-131

- В чем заключается монашеский образ жизни?

- Главная цель монашества?

- Чтобы лучше разобраться в теме урока, давайте мысленно представим себе встречу с монахом

Визуализация

Представьте себе. Вдруг кто-то постучал в дверь, и входит человек. Он пришел из святых мест, из монастыря. Это монах. Рассмотрим его облачение и узнаем название предметов одежды.

Клобук – именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.

Мантия – охраняющая сила божия и неуклонное исполнение монахом правил

Пояс – символ того, что монах всегда должен быть готов к подвижническому деянию

Четки – меч духовный, перебирая узелки четок монаху легче сосредоточиться на молитве.

- Слово «монах» происходит от греческого слова «монос» - один. Монахами становятся те люди, которые решили посвятить себя Богу

- Прочитайте информацию на с. 80 учебника. Определите главное правило монахов

- Утро в монастыре начинается рано, иногда даже в 3-4 часа  монахи совершают утреннюю молитву. Прием пищи происходит 2 раза в день. В перерывах между молитвами монах усердно трудится, выполняет послушания, работает на полях, на огородах, в монастырской кухне ремонтирует здание монастыря.

- Монастырь – это святое место, где нужно вести себя по-особенному. Если вы захотите посетить монастырь, как паломники, то обязаны будете соблюдать определенные правила поведения.

- - Давайте разработаем правила поведения в монастыре.

- Стать монахом непросто. Для этого человек проходит определенные этапы жизни в монастыре.

- Используя учебник с. 81 выделите этапы жизни в

монастыре при принятии монашества.

- Кстати, монахом могут стать не только мужчины, но и женщины. Этапы духовного роста соответствуют монашеской иерархии. Высшая степень монашеской иерархии – схия. Родиной  монашества считается Египет. А основателем  Антоний великий

- На Руси монашество зародилось вместе с принятием христианства. Первый русский монастырь возник в XIв. – это Киево-Печерская Лавра. Она находилась в Киеве, а слово «Печерская» происходит от слова «пещеры». Именно в здешних пещерах селились первые монахи. Святые старцы Антоний и Феодосий Печерские положили начало русскому монашеству, они основали первый монастырь на Руси.

(Монастырь – это место, где монахи живут вместе, трудятся на общую пользу, подчиняются одним правилам. Большие монастыри с несколькими сотнями монахов называются Лаврами)

- Посмотрите видеофильм «Появление монашества на Руси»

Ответьте на вопросы:

-В каком веке возникло монашество на Руси?

- Где возник первый русский монастырь, как он называется?

-

- После услышанной и увиденной информации скажите, можно ли назвать жизнь монахов подвигом?

Подвиг – это слово однокоренное словам «двигаться», «движение», т.е. , целенаправленное движение к цели.

- О жизни одного из монахов, о его духовном подвиге мы сейчас прочитаем на с. Учебника 83(начиная со слов «Вот описание жизни одного монаха»)

- При духовном подвиге поле битвы- душа человека. Духовный подвиг – это борьба человека за чистоту своей души. Эта духовная битва несет счастье самому человеку, делает добрее и светлее мир, в котором он живет

- Сейчас нужно выполнить задание № 3 из Рабочей тетради. Но прежде послушайте информацию и посмотрите видеоматериал о самых известных монастырях России.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ее основатель – преподобный Сергий Радонежский. Он основал обитель близ Радонежа. Эта обитель стала центром духовного образования России Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Сейчас в этой обители находится Московская духовная Академия и Семинария. Среди известных последователей Радонежского чудотворца – Андрей Рублев. Икона «Троица» была написана А.Рублевым для собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Таким образом, внешняя культура, включая архитектуру, книги, живопись оказывается пронизанной нитями святых угодников. Художественная культура рождалась как результат духовной жизни церкви.

Раньше монастыри были центром наук и распространяли различные знания. Но не раз монастырские стены защищали людей от врагов.

Соловецкий монастырь-самый крупный на Севере. В 1429 году старец Савватий из Валаамского монастыря и инок-отшельник Герма основали на Соловках Скит. Они прожили там 6 лет, потом вернулись на материк. Савватий умер, а Герман  с монахом Зосимой вернулись на Соловки. Зосима основа монастырь. В XVI в. – каменная застройка монастыря. С приходом Советской власти монастырь был упразднен, а на его месте размещались лагеря: Слон и Стон. В годы ВОВ на Соловках была открыта Соловецкая школа юнг. В настоящее время монастырь переживает второе рождение.

Александро-Невская Лавра. В июле 1710 года Петр I, осмотрев место победы войск св. А.Невского над шведами в Невской битве, распорядился строить здесь монастырь (близ реки Монастырки). В 1721 г.  В обители была основана славянская школа, позже преобразована в Главную семинарию, в Александро-Невскую духовную Академию.

С приходом к власти большевиков были изЪяты у лавры все помещения,кроме храмов. В мае 20 года вскрыты мощи А. Невского, с 1922 г. Мощи находились в музее Истории религии и атеизма. 1936 г. - - все храмы Лавры  закрыты. На ее территории размещалось 17 советских учреждений. Лишь в 1957 г. Соборы Лавры были возвращены Православной церкви. В июне 1989 г. В собор возвращены мощи св. А. Невского.

Иоановский женский монастырь (Иоана Кронштадтского)

В 1899 г. В с. Сура Иоан Сергиев обосновал общину. Община была бедна, Иоан решает приобрести в столице участок для подворья. 1902 г. – сурское подворье переименовано в женский монастырь. Вначале30гг. все монахи были арестованы и сосланы в Казахстан. Лишь в 1989 г. Обитель вернули церкви.

- Итак, выполняем Задание №3 из Рабочей тетради. Подпишите фотографии, укажите названия монастырей.

Прием «Верное или неверное утверждение»

( см. Рабочий лист)

Домашнее задание: учебник с. 80-83. Совместно с родителями. Какие советы и поучения оптинских старцев полезно использовать в мирской жизни

- Благодарю вас, ребята, вы отлично сегодня потрудились. Поделитесь своими впечатлениями, используя методику «Незаконченные предложения»

Регулятивные: учащиеся обеспечивают организацию своей учебной деятельности

Регулятивные: каждый обучающийся формулирует свои цели вне зависимости от целей других учеников, обозначаются вопросы, на которые ученик хочет получить ответ

Предметный результат: анализ имеющихся знаний по теме.

Личностные: проявление интереса к новому содержанию

Познавательные:извлекают информацию представленную в разных формах.

Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение, оформляют свои мысли в устной речи

Регулятивные: умеют работать по предложенному плану, сопоставляют свою оценку с оценкой другого человека.

Познавательные: определяют главную мысль в тексте, находят опорные слова, понимают цель чтения и осмысливают прочитанное

Развивающие: развитее творческого воображения.

 

Познавательные: извлекают информацию, делают выводы

Коммуникативные: оформляют свою мысль в устной речи, аргументируют свои выводы

Личностные: проявляют интерес к чтению и ведению диалога, обнаруживают настойчивость, терпение

Познавательные:понимают цель просмотра и осмысливают увиденное

Коммуникативные: развивают умения слушать друг друга, вступать в диалог, отстаивать собственную точку зрения строят продуктивные взаимодействия,

Познавательные: понимают цель прочтения и осмысливают прочитанное

Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено.

Коммуникативные: учатся обосновать и доказать свою точку зрения, слушают собеседника

Познавательные: ищут и выделяют необходимую информацию

Личностные: проявляют способность к саморазвитию

Познавательные: воспринимают, осознают, анализируют необходимую информацию.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблемы, проявляют интерес к чужому мнению и высказывают свое

Личностные : развивают учебную активность

Познавательные: анализируют объекты с целью выявления их признаков

Регулятивные: сопоставляют свои старые и новые знания, оценивают правильность выполнения действий

Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения учебного материала, занимаются саморегуляцией

Познавательные: оценивают процесс и результаты деятельности

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свое мнение, учитывают разные мнения

Личностные: понимают причины успеха (неуспеха) в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока по ОПК на тему: "Подвиг"

Предлагаю построить урок, используя при этом технологию проблемного изложения и критического мышления ( Инсерт- чтение с маркировкой, создание кластеров "  движение", " подвиг", синквейн " подвиг...

Технологическая карта урока по православной культуре для 4 класса по теме урока" Подвиг"

Карта составлена по учебнику Кураева А  Основы религиозных культур и светской этики. Модуль "Основы православной культуры", 4 класс.Подведение под понятие слово "Подвиг".Осмысление статьи учебник...

Основы православной культуры 4 класс Технологическая карта урока изучения темы Тема: Подвиг .

Создавать условия для  формирования у учащихся представлений о подвиге ради себя, ради других, ради Бога, формировать умения работать с текстом по заданной теме Создавать условия для  р...

Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

Технологическая карта урока "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Технологическая карта урока в 4 классе по предмету Основы православной культуры "Основы духовно-нравственной культуры народов России"...

Технологическая карта урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Технологическая карта урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»...