Конспект урока-отчета (защиты коллективного творческого проекта) по основам религиозных культур и светской этики в 4 классе РОССИЯ – НАША РОДИНА
план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему

Захарова Марина Александровна

Цель. Воспитание патриотизма и гражданственности обучающихся начальных классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект    урока-отчета

(защиты коллективного творческого проекта)

по основам религиозных культур и светской этики   в 4 классе

РОССИЯ – НАША РОДИНА

Цель. Воспитание патриотизма и гражданственности обучающихся начальных классов.

Задачи

  • Популяризация государственных символов Российской Федерации;
  • Изучение учащимися истории государственной символики России;
  • Расширение исторических знаний и представлений обучающихся об истории появления государственной символики.
  • Формирование личностного отношение к понятиям “Родина”, “Отечество”.

Оборудование:  мультимедийный проектор для просмотра слайд-шоу, герб и флаг России, рисунки детей с пейзажами родной природы, физическая карта России, карточки со словами, изображение бога Рода.

Подготовительная работа: 1) дети с помощью толкового, этимологического словаря и словаря однокоренных слов подбирают слова, родственные слову «род», готовят карточки-кирпичики, собрав которые получается домик;

2) самостоятельно подбирают стихотворения по содержаниё урока, в разных источниках ищут информацию о государственной символике России, об исторических событиях и фактах нашей Родины;

3) рисуют пейзажи, иллюстрирующие стихотворение П.Синявского «Рисунок»;

4) приглашают на открытый урок родителей, учителей, школьников.

Ход  урока

Учитель

- Добрый день,  ребята, уважаемые гости. Очень часто нас спрашивают: «Где вы живёте?» На этот вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет: в городе Москве, другой -  в городе Новгороде, третий – в городе Смоленске, четвертый – в деревне . Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живёт и  в Москве, и в Новгороде, и в Смоленске, и в других городах и деревнях нашей страны, говоря о своём местожительстве, начнут одинаково: «Мой адрес – Россия».

- «Россия - наша Родина» так звучит тема нашего отчетного урока по новому предмету «Основы религиозных культур и светской этики», где речь пойдет  о нашей Родине. В течение года мы с ребятами-четвероклассниками изучали основы светской этики, говорили о доброте, о нравственности, о добродетели наших соотечественников. И сегодня хотели бы показать вам, чему мы научились за это время, продемонстрируем свои знания.

Ученик 1. Мы хотим вам представить наш итоговый проект – устный журнал «Россия – наша Родина».

Дети по - очереди читают стихотворение  Пётра Синявского «Рисунок» и показывают свой рисунок на доске.

Ученик 2. На моём рисунке

Поле с колосками,

Церковка на горке

Рядом с облаками.

Ученик 3. На моём рисунке

Мама и друзья,

На моём рисунке

Родина моя. 

Ученик 4. На моём рисунке

Лучики рассвета,

Рощица и речка,

Солнышко и лето.

Ученик 5. На моём рисунке

Песенка ручья,

На моём рисунке

Родина моя. 

Ученик 6. На моём рисунке

Выросли ромашки,

Вдоль по тропке скачет

Всадник на коняшке,

Ученик 7. На моём рисунке

Радуга и я,

На моём рисунке

Родина моя.

Ученик 8. Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной? Страну,  в которой живет,  дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. Откуда произошло слово РОДИНА? Давайте заглянем в толковый словарь.

Ученик 1. Слово родина произошло от древнего слова «род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас – потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово «род» означает древнейшего бога славян Рода (показывает репродукцию изображения бога Рода). Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Ученик 2. Мы провели небольшое исследование и с помощью словарей смогли создать свой словарик однокоренных слов для слова «род». Сейчас мы вам его представим.

Дети прикрепляют к доске карточки со словами, которые в итоге трансформируются в образ домика.

        

Ученик 3. Если представить, что в основе всего лежит слово «род» (прикрепляет 1-ую карточку), выше мы расположили глаголы: родить, рождать, рождаться, уродиться, породниться и др., еще выше мы поместим некоторые имена существительные: рождение, рождаемость, родинка, зародыш, врожденность, уроженец, урожай, родственники, родители, родня, родство, родина, природа и др., затем мы расположим имена прилагательные: родной, родительский, родненький, высокоурожайный, рожденный и др.

Ученик 4. Осталось поместить сверху крышу и получается, что РОДИНА – это наш общий ДОМ!

На карте мира не найдёшь
Тот дом, в котором ты живёшь,
И даже улицы родной
Мы не найдём на карте той.
Но мы всегда на ней найдём
Свою страну - наш общий дом.

Ученики поют песню «Россия – родина моя».

1.Россия – родина моя,

Смотрю вокруг – и что я вижу:

Кругом бескрайние поля,

И белый снег лежит на крыше.

Зимой не слышен соловей,

А как поет он ночью летом.

И нет нигде берез стройней,

И нет красивей – вся Россия в этом.

2. Когда расстанусь с детством я,

Объеду я дорог немало,

Россия – родина моя,

Хочу, чтоб ты сильнее стала.

И чем смогу, я помогу

Цвести садам, расти деревьям.

Российский дух поднять смогу,

Чтоб гордость за него досталась детям.

3.Когда расстанусь с детством я,

Объеду я дорог немало,

Россия – родина моя,

Пусть видят все, какой сейчас ты стала.

Ученик 5. Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга.

И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Ученик 6. Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

Ученик 7. Россия, Русь –
Куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя…

Ученик 8. Откуда появилось такое название – «Россия?»

Давным-давно, в  далёкие времена  жили-были добры молодцы – могучие богатыри русские и девицы – красавицы, у них были добрые  матушки и мудрые батюшки. Умели они пахать, косить, дома рубить, умели холсты ткать, узорами их вышивать, а также Родину защищать от нашествий вражеских. В ту пору государство называлось Киевская Русь, так как столицей был город Киев.

 

Слово  «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течёт меж берегов.

 

Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света. Солнца, добрых людей. Русских называют ещё росами, а страну, где они живут – Россией.

Имя Россия у русского государства появилось постепенно в конце 11 века. Оно впервые встречается в летописях. Созданных при царе Иване 3.тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться самостоятельно.

 Ученик 1.  Сегодня наша страна называется Российская Федерация. Она состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей, одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения - равноправных субъектов Российской Федерации.

Ученик 2.Живут в России разные народы с давних пор.
Одним - тайга по нраву, другим - степной простор.
У каждого народа язык свой и наряд.
Один черкеску носит, другой надел халат.

Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод.
Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд.
Одним – милее осень, другим - милей весна,
А Родина Россия у нас у всех одна.

Ученик 3.Россия многонациональная страна, на ее огромной территории живут люди разных национальностей, разных вероисповеданий, но все они уживаются под одной большой крышей нашего бескрайнего дома – Русского дома.

Ученик читает стихотворение Андрея Усачева «Русский дом», сопровождая чтение показом географических объектов на физической карте России

 Россия подобна огромной квартире.

 Четыре окна в ней и двери четыре:

 На север, на запад, на юг, на восток.

 Над нею небесный висит потолок.

 Роскошный ковер устилает в квартире

 Полы на Таймыре и в Анадыре.

 И солнце горит в миллиард киловатт,

 Поскольку местами наш дом темноват.

 И, как и положено каждой квартире,

 Имеется в ней Кладовая Сибири:

 Хранится там ягод различных запас,

 И рыба, и мясо, и уголь, и газ.

 А рядом с Курилкой - Курильской грядою -

 Находятся краны с горячей водою,

 У сопки Ключевской клокочут ключи

 (Пойди и горячую воду включи!)

 Еще есть в квартире три классные ванны:

 Северный, Тихий и Атлантический океаны.

 И мощная печка системы "Кузбасс",

 Что греет зимою холодною нас.

 А вот холодильник с названием "Арктика",

 Прекрасно работает в нем автоматика.

 И справа от древних кремлевских часов

 Идут еще семь часовых поясов.

 Все есть в Русском доме для жизни удобной,

 Но нету порядка в квартире огромной:

 Тут вспыхнет пожар, там труба потекла.

 То громко соседи стучат из угла.

 То стены трещат, то посыпалась краска,

 Лет двести назад отвалилась Аляска,

 Поехала крыша, пропал горизонт...

 Опять перестройка и снова ремонт.

 Что строят, строители сами не знают:

 Сначала построят, а после сломают.

 Всем хочется - сразу построили чтоб

 Избу-Чум-Ярангу-Дворец-Небоскреб!

 Мы все в нашем доме соседи и жители:

 Простые жильцы, управдомы, строители.

 И что мы построим теперь на Руси?..

 Об этом ты папу и маму спроси.

Ученик 4. Сегодня мы расскажем вам о символах нашей славной Отчизны. Скажите, а что для вас является символом? Есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституция. Государственными символами в любой стране являются государственный герб, флаг, гимн.

Ученик 5.  У каждого государства есть свой герб. Слово «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие». Это отличительный знак, эмблема государства, города, сословия, рода. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству.

– У нас очень красивый и древний герб. Он появился 500 лет назад.  На нём изображён двуглавый золотой орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Над орлом 3 короны (две малые и одна большая), в лапах орла скипетр и держава, а на груди на красном щите всадник, поражающий копьем дракона. Двуглавый орел в нашем гербе является символом единства народов России,  живущих как в европейской, так и в азиатской ее частях. Поэтому одна голова орла смотрит на запад, а другая на восток. Короны над головами орла рассматриваются как символы союза республик, краев, областей, из которых состоит Российская Федерация. Скипетр и держава означают сильную государственную власть, защиту страны и ее единство. Внутри российского герба – герб Москвы. На нём на красном фоне изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона.

Ученик 6.  У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток.
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он - России дух свободный.

Ученик 7.  Флаг – это прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов. Над Большим Кремлевским дворцом, где находится место пребывания Президента России всегда, ночью и днем, в хорошую погоду и в ненастье развивается бело-сине-красное полотнище. Такой же флаг мы видим и над другими зданиями, где находятся органы власти России. Это государственный флаг нашей Родины, один из важнейших символов государства.

Ученик 6.   А что символизируют эти цвета?

Белый цвет- берёзка.
Синий - неба цвет.
Красная полоска-
Солнечный рассвет.

Ученик 8: Есть разные версии. По одной, это единство моря, земли и неба. По другой – это содружество трех славянских народов. По третьей- цвета флага символизировали : белый – веру, чистоту; синий – небо, благородство, верность; красный – героизм, отвагу, смелость. Есть и такая версия: Белый – вера, синий – надежда, а красный – любовь.

Ученик 1: Гимн - это торжественная песня, исполняемая в особых торжественных случаях. Каждое государство имеет свой гимн. Гимн - это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Музыку для нашего гимна написал композитор Александр Васильевич Александров, слова Сергей Владимирович Михалков.

Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем уважение к своей Родине. 

Ученик 2: На самом деле, кроме официальных, символов у России много - это и блины, и баня, и матрёшка, и валенки, и балалайка, и березы, и гостеприимство, и чествование героев, и  Кремль, и Знамя Победы.

Москва- это Красная площадь.
Москва-это башни Кремля.
Москва-это сердце России,
Которое любит тебя.

Ученик 3. Символами знаменитого русского гостеприимства издревле являются хлеб да соль.

Какая беседа без хлеба и соли?

Без хлеба и соли на свете нет доли!
Без хлеба и соли вся жизнь станет пресной,
Без хлеба и соли не будет и песни.
 

 (Участники выносят каравай «хлеб – соль» под народную песню)

Ученик 4: Кроме гостеприимства во всем мире известна доброта, благодарность и самоотверженность российского народа, а также его уважительное отношение ко всем народностям, населяющим нашу большую страну. Даже обычные слова приветствия и благодарности звучат у нас необычно. Так,  например, слово «здравствуйте» - это пожелание собеседнику здоровья, а слово «спасибо» - это сокращенное от «Спаси вас Бог».

Ученик 5: Спасибо-это звук добра.
И это слово каждый знает.
И мы спасибо говорим,
Всем тем, кто в жизни нас сопровождает.

Всем близким и учителям,
дающим знания, науки,
и тем, кто в трудный час порой,
протянет дружескую руку.

От слов спасибо на земле
теплее и добрее станет,
не будет злобы и войны,
обиды лед в душе растает.


Дарите близким и друзьям 
улыбку с чуткими словами.
"Спасибо" пусть звучит везде,
как добрый символ мирозданья

Ученики поют песню Булата Окуджавы «Пожелание» (из к/ф "Ключ без права передачи")

 Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

 Высокопарных слов не надо опасаться.

 Давайте говорить друг другу комплименты -

 Ведь это все любви счастливые моменты.

 Давайте горевать и плакать откровенно

 То вместе, то поврозь, а то попеременно.

 Не нужно придавать значения злословью -

 Поскольку грусть всегда соседствует с любовью.

 Давайте понимать друг друга с полуслова,

 Чтоб ошибившись раз, не ошибиться снова.

 Давайте жить, во всем другу потакая, -

 Тем более, что жизнь короткая такая. 

Ученик 6: Помимо государственного флага в Российской Федерации есть еще особое знамя вооруженных сил России, представляющее собой красное полотнище. Это знамя Победы, под которым воевали наши деды и прадеды, которое взвилось над рейхстагом как знак взятия Берлина в годы Великой Отечественной войны.

Ученик 7:

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой,
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу.
В стране единство навсегда!

Ученик 8:  Родина и единство…Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды. Когда страна слабела, на неё набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше да пожирнее. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания. Но страна снова и снова вставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Ученик 1: За всю историю нашей страны не раз приходилось воевать с неприятелем: и с монголо-татарами, и со шведами, и с поляками, и с французами, и с немцами. И всегда на борьбу с врагами объединялись все сословия, все национальности россиян, деревни, города.

Ученик 2: В каждой российской семье есть люди, которые воевали на войне и проливали свою кровь за мир и свободу нашей страны. Мы благодарны нашим ветеранам и помним, что благодаря им мы сейчас живем. В послевоенные годы эти же замечательные люди восстанавливали нашу страну из руин.

Всем нашим дедушкам и бабушкам мы бы хотели посвятить эту песню.

        

Ученики поют песню А. Ермолова,  М. Загота «Прадедушка».

 
Я на свете недавно живу
И историю знаю по книжкам,
Но зато про большую войну 
Я живые рассказы слышу.
Есть хороший один человек,
Он всегда говорит мне правду.
И в душе остаётся след, -
Остаётся со мной мой прадед!

Припев: 
Прадедушка, прадедушка, он всю прошёл войну,
От Волги и до самого Берлина. 
Прадедушка, прадедушка, он защищал страну,
Он защищал жену свою и сына.
Прадедушка, прадедушка, он жизнью рисковал,
Чтоб опять запели в небе птицы,
И стало небо голубым, и смех не угасал,
И чтобы мне на белый свет родиться,
И чтобы мне на белый свет родиться!

Он так рано ушёл на войну,
Был как я он в военные годы,
Побывать довелось и в плену
И пройти сквозь огонь и воду.
Он защитником Родины стал,
Хоть совсем ещё был мальчишкой,
И победу завоевал
И с победою к дому вышел!

Припев

Я прадедушкой очень горжусь,
Мне пример его - в жизни подмога,
Но из сердца не выкинуть грусть -
Трудной стала его дорога.
У меня всё ещё впереди,
И свой путь выбирать мне надо.
Но хочу я его пройти,
Как по жизни прошёл мой прадед!

Припев (2 раза)

Ученик 3: Каждый день мы будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Ученик 6: Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть,
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом РУСЬ.

Ученик 7: Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Ученик 8: У реки берёзка — скромница

И ромашковый бугор...

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

Ученик 4: Россия…Как из песни слово,
Берёзок юная листва,
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа-

Ученик 1: В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Ученик 5: Люблю тебя, моя Россия!
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.

Ученик 2: Или степь, от маков красная,

Золотая целина...

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Ученица поет песню «Звезда Россия» 

Хохлома, волжский Плес

Ширь полей, плач берез,

Это ты, Родина моя,

Это ты- Россия.

Купола, неба высь,

Для тебя – наша жизнь.

Это ты, Родина моя,

В мире нет красивей.

Припев:Россия, Россия, - ты моя звезда,

Россия, Россия – ты моя судьба,

Россия, Россия, повторю я вновь,

Россия, Россия, ты – моя любовь.

Журавли, тополя,

Хлеб да соль, пик Кремля,

Это ты – Родина моя,

Это ты – Россия.

Детский смех, перепляс,

Доброта синих глаз.

Это ты, Родина моя,

В мире нет красивей.

Ученик 3: Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.

Ученик 4: Каждый житель России очень для нее важен. Каждый человек творит историю нашей страны. Героическое прошлое России  - это подвиги наших дедов и прадедов, настоящее России – это наши родители. Мы понимаем, что будущее великой России зависит от нас. И мы, как молодое поколение нашей страны, обещаем, что вырастем достойными гражданами России, будем ее любить и охранять природу родной земли. И если потребуется, сможем защитить нашу страну.

Ученики поют песню «Детство – это я и ты».

1. Детство, детство, детство - это свет и радость,
Это - песни, это - дружба и мечты.
Детство, детство, детство - это краски радуг,
Детство, детство, детство - это я и ты!

Припев:Все люди на большой планете
Должны всегда дружить,
Должны всегда смеяться дети
И в мирном мире жить!

2.Ярко-ярко пусть пылают лишь рассветы,
Ночью звездной пусть спокойно спят поля...
Детство, детство добротой не зря согрето,
Детство, детство - завтрашний твой день. Земля!

3. Детство, детство, детство - это летний вечер,
Парус неба и хрустальный звон зимы.
Детство, детство, детство - это значит дети,
Дети, дети, дети - это значит мы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс "Основы религиозных культур и светской этики" тема "С чего начинается Родина"

Урок по основам религиозных культур и светской этике" модуль "Светская этика"...

Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" на тему: "Россия - наша Родина"

Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия - наша Родина" (4 класс)...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок по учебному модулю «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: « Россия наша Родина»

Тема:«Россия –наша Родина»Цель урока: __ Расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека. Определить отношение каждого ученика к Родине. Задачи:— Формиров...

Проект по основам религиозных культур и светской этики, модуль основы православной культуры "Чудо в жизни христианина"

Работа посвящена изучению созидательной роли чудесных явлений в истории развития православной веры.В работе приводятся факты почитания самоедами - самобытной народностью Русского Севера,  с...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Чувство Родины» («Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс)

Мои методические разработки: Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятиях «Родина», «патриотизм» и их роли в обществе.Планируемые результаты:Предме...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...