Рабочая программа по ОРКСЭ
календарно-тематическое планирование по орксэ (4 класс) на тему

Иксанова Рашида Сафаровна

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Основы религиозных культур

и светской этики

4 класс

Учитель: Иксанова Р.С.

Нижневартовск

2016


Оглавление

  1. Пояснительная записка
  2.  Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
  3. Содержание учебного предмета, курса
  4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
  5. Календарно-тематическое планирование

1.Пояснительная записка

Планирование составлено на основе государственной программы общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы»/А.Я.Данилюк.-2-е изд. - М.: Просвещение, 2011

Учебник: Основы светской этики. 4-5 классы/ А.Я.Данилюк.- М.: Просвещение, 2012

Рабочая тетрадь по этике для учащихся 5 класса/ВИПКРО, Владимир, 2010

Учебно-методическое пособие по курсу ОРКСЭ. Часть 1/ВИПКРО

Учебно-методический комплект

Учебная

программа

Учебники,

учебные пособия

Методические

материалы

Дидактические

материалы

Материалы

для контроля

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4–5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2012.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.

Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем

Количество учебных часов

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской

этики» изучается в объёме 1 ч в неделю.

Основные содержательные модули курса:

Основы православной культуры

Основы исламской культуры

Основы буддийской культуры

Основы иудейской культуры

Основы мировых религиозных культур

Основы светской этики

  Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

   Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации

образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля.

     В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и

коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельности форме. Подготовка и презентация проекта (уроки 31—34) могут проводиться по решению школы всем классом.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их

понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯУЧЕБНОГО КУРСА

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей,религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных

ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и

духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее

эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы вих

выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха  учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных

технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного

построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования

различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.


Тематическое планирование

№ блока

Наименование блок

Всего часов

Блок 1

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1 час

Блок 2

Основы религиозных культур и светской этики.Часть№1

16часов

Блок 3

Основы религиозных культур и светской этики.Часть№2

12часов

Блок 4

Духовные традиции многонационального народа России.

5часов.


Темы

по  ОРКСЭ

Кол- во

часов

Тип урока

Характеристика деятельности

Вид контроля на уроке

Планируемый результат

Дата

План

Факт

I.

Россия – наша  Родина.

1

01.09

Культура  и  религия. Россия- Родина моя.

1

Урок введения новых знаний

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Творческая работа «Составление предложений со словами Россия, Отечество, патриот, президент, духовные ценности»

Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

08.09

II.

Человек  и  Бог  в  православии.Этика и этикет.Что такое светская этика. Культура и религия . Пророк Муххамед - основатель ислама.

16

15.09

Православная  молитва. Этика и этикет. Современные правила поведения. Возникновение религий. Древнейшие верования. Начало пророчества.

1

Урок введения новых знаний

Знакомятся с общественными нормами нравственности и морали.

Творческая работа «Составление предложений со словами культура».

Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России.

22.09

Библия  и  Евангелие.Вежливость. Возникновение религий. Религии мира и их основатели.Чудесное путешествие пророка.

1

Урок введения новых знаний

Знакомятся с историей развития представлений человечества о морали и нравственности.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Знакомство с основами светской морали, понимание ее значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.

29.09

Проповедь  Христа. Вежливость. Священные книги религий мира: Веды,  Авеста, Трипитака. Хиджара.

1

Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры»

Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.

06.10

5-6

Христос  и  его Крест. Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран. Коран и сунна.

2

Урок введения новых знаний

Знакомятся с основными определениями понятий этики, культуры, морали.

Самостоятельная работа «Выписать 2-3 предложения, которые показались особенно важными»

Понимать и сопереживать чувствам других людей.

13.10

7-8

Пасха.Добро и зло. Хранители предания в религиях мира. Вера в Аллаха.

1

Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их»

Уметь уважительно относиться  к иному мнению, истории и культуре других народов.

20.10

9

Православное  учение  о  человеке. Добродетель и порок. Человек в религиозных традициях мира.  Божественные Писания. Посланники Бога.

2

Урок введения новых знаний

Знакомятся с взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей.

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор».

Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.

27.10

10

Как вести себя в православном храме. Дружба . Священные сооружения  (Православие. Ислам). Вера в Судный день и судьбу.

1

Обобщение

Самостоятельная работа «Выписать из текста пособия, что входит в отношения ответственности»

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

9.11

11

Внутреннее строение и убранство храма. Дружба и порядочность. Священные сооружения (Иудаизм.Буддизм). Обязанности мусульман.

1

Урок введения новых знаний

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях.

Самостоятельная работа «Составить предложение со словом долг»

Уметь осознавать ценности человеческой жизни.

16.11

12

Православная молитва. Честность и искренность. Искусство в религиозной культуре (Православие.Ислам). Поклонение Аллаху.

1

Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа «Составить план статьи из пособия»

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

23.11

13

Тема 13. Золотое  правило  этики.(1ч)

1

Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа «Найти и выписать определения альтруизма и эгоизма»

Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

30.11

14

Отличие иконы от картины. Гордость и гордыня. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. (Православие.Ислам). Пожертвование во имя Всевышнего.

1

Урок введения новых знаний

Самостоятельная работа «Продолжить предложение «Быть моральным – это значит …»

Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

07.12

15

Образ Христа в искусстве. Гордость и гордыня.Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. (Иудаизм.Буддизм).Поломничество

1

Урок введения новых знаний

Анализируют человеком важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

14.12

16

Православные традиции и семейные ценности.Обычаи и обряды русского народа. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира  (Православие.Ислам). Творческие

1

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

Уметь слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную.

21.12

17

Календарный год в православии.Обычаи и обряды русского народа

1

Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.

11.01

18

Как  христианство  на  Русь  пришло.Терпение и труд. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира  (Иудаизм.Буддизм). История ислама в России.

1

Урок   изучения   нового материала.

Комбинированный урок.

Род, фамилии, семья.

Самостоятельная работа

18.01

19

Подвиг.Терпение и труд.Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Нраственные ценности ислама.

1

Урок   изучения   нового материала.

Комбинированный урок.

Поступок, нравственный поступок.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

25.01

20

Заповеди  блаженств. Семья. Религиозные ритуалы  в искусстве. Сотворение добра.

1

Комбинированный урок.

Золотое правило нравственности

Самостоятельная работа

01.02

21

Зачем  творить  добро?Род и семья. Родословная семьи. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Дружба и взаимопомощь.

1

Урок   изучения   нового материала.

Комбинированный урок.

Стыд, вина.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

08.02

22

Чудо  в  жизни  христианина.Семейныетрадиции.Праздники в религиях мира (Православие. Ислам). Семья в исламе.Праздники в религиях мира (Иудаизм. Буддизм). Родители и дети.

1

Урок   изучения   нового материала.

Комбинированный урок.

Честь, достоинство.

Самостоятельная работа

Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

15.02

23

Православие  о  Божием  суде.Семейные традиции.

1

Урок   изучения   нового материала.

Комбинированный урок.

Совесть

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

22.02

24

Таинство  Причастия.  Сердце матери. Семья. Отношение к старшим.

1

Урок   изучения   нового материала.

Комбинированный урок

Богатыри, правила честного поединка.

Самостоятельная работа

Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

01.03

25

Монастырь.Сердце матери

1

Комбинированный урок

Рыцари, джентльмены, леди.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

15.03

26

Отношение  христианина  к  природе. Правила твоей жизни. Долг, свобода, ответственность, учение  и труд. Ценность и польза образования.

1

Комбинированный урок

Труженик, патриот, воин, активист.

Самостоятельная работа

22.03

27

Христианская  семья.Правила твоей жизни

1

Урок   изучения   нового материала.

Комбинированный урок

Этике, об одежде , о значении речи в этикете, правила этикета.

Самостоятельная работа

05.04

28

Праздники народов России. Защита  Отечества.

1

Урок   изучения   нового материала.

Комбинированный урок

Праздники, возникновение праздников.

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

12.04

29

Праздники народов России. Христианин  в  труде.

1

Урок   изучения   нового материала.

Комбинированный урок

 Жизнь человека.

Самостоятельная работа

Развитие этических чувств, как регуляторов морального поведения.

19.04

30

Любовь  и  уважение  к  Отечеству.Патриотизм много-национального  и много-конфессио-нального народа России.

1

Комбинированный урок

Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.

26.04

31-34

Итоговая  презентация  творческих  проектов.

4

Итоговый урок

Участвуют в диспутах

учатся слушать собеседника и излагать своё мнение

Коллективная рефлексия, предусмотренная в электронном сопровождении к уроку

03.05

10.05

17.05

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...