Зачем творить добро?
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ Гнездовская СШ Вавилова Наталья Николаевна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Зачем творить добро? »
ФИО учителя: Вавилова Наталья Николаевна
Предмет: «Основы религиозных культур и светской этики», модуль
«Основы православной культуры»
Класс: 4
Тема: «Зачем творить добро?»
Базовый учебник: «Основы православной культуры» Кураев А.В., изд-во
Просвещение, 2012 г.
Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле как этических категориях. Прийти к осмыслению «Зачем творить добро?»
Задачи:
Образовательная: Формирование основ морали – осознанной обучающимися необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом. Знакомство с новыми понятиями. Расширение словарного запаса.
Развивающая: Развивать умения анализировать, выдвигать гипотезы. Формировать позитивный опыт сотрудничества, умение наблюдать за своим поведением и отношением к другим.
Воспитывающая: Создание условий для формирования нравственных ценностей, воспитывать стремление детей совершать добрые поступки, жить в ладу со своей совестью.
Требования к результатам обучения:
- личностные: – развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о добре и зле; учить видеть сущность терминов: самоотверженность, святой, благодарность, добро и зло;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения на основе ситуационного метода;
-метапредметные: -овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
-овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
-овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог;
-предметные: – знание, понимание и принятие личностью моральных ценностей; понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся: беседа, словарная работа, анализ легенды, работа с притчей, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа в парах, участие в учебном диалоге.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.
Раздаточный материал: смайлики, карточки с пословицами.
Перечень используемых на уроке ЭОР:
- Презентация к уроку.
- Видеофайл «Притча «В больнице»»
- Музыкальный файл - песня «Добрым быть совсем не просто»
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент.
- Сегодня мы снова отправляемся в удивительный мир православной культуры.
Закройте на минуту глаза, улыбнитесь. Откройте, у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые лица.
2. Самоопределение к деятельности. Мотивация.
Звучит песня «Добрым быть совсем не просто »
-О чем эта песня?
-Предположите о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
- Сегодня мы на уроке попытаемся ответить на вопрос «Зачем творить добро?» (СЛАЙД 1)
- Какие задачи мы поставим перед собой и будем решать их на протяжении всего урока?
3.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Упражнение «Ассоциации»
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «добро»?
- Дома вы нарисовали рисунки на тему «Добро». Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Обобщение: давайте произнесем слова, которые ассоциируются со словом «добро».(Мама, дом, здоровье, красота, мир, Бог, любовь, надежда, истина, верность, вежливость, дружба, милосердие, улыбка, честность, отзывчивость, забота, помощь.)
Словарная работа
- Ребята, слову «добро» дается следующее лексическое значение:
Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Прием «Рассыпанные пословицы» (работа в парах)
- Перед вами лежат карточки, на которых написаны начало и конец пословиц. Попробуйте их восстановить.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе слово и кошке приятно.
За недобрым пойдешь - на беду набредешь.
Злой плачет от зависти, добрый - от радости.
Проверка – фронтально
- Много пословиц и поговорок создала народная мудрость о добре, добром человеке.
4.Открытие новых знаний.
- Давайте вспомним золотое правило этики.(СЛАЙД 2)
- По этому правилу живут все люди мира. Однако есть разница в понимании этого правила разными людьми. Как вы думаете какая? (Все люди, живущие по этому правилу, добрые, но не все среди них христиане.)
Работа по учебнику
- Почему все христиане живут по этому правилу? Прочитайте об этом 1 и 2 абзацы в учебнике на с. 68. (Ответы ребят) (СЛАЙД 3)
- Давайте еще раз обратимся к тексту учебника и прочитаем древнюю легенду, как апостол Петр пришел в Рим. (с. 68- 69, до слова ОПАСНОСТИ). (СЛАЙД 4)
Беседа о прочитанном.
-Кого обвинили в поджоге города? (Христиан.)
-Как с ними поступали? (Арестовывали, казнили.)
-Почему Пётр решил покинуть Рим? (Он был христианином.)
-Что это за странник повстречавшийся Петру? (Христос)
-Что спросил поражённый Пётр у Христа? (Куда ты идёшь, Господи?)
-Что ответил Христос?( Я иду в Рим, чтобы там умереть ещё раз.)
-Почему Пётр содрогнулся от слов Христа? (Однажды он уже отрекся от своего учителя. Теперь он бросал ещё и своих учеников.)
- Как поступил Пётр в минуту тяжких преследований? (Вернулся в город)
-Для чего, с какой целью Пётр решил вернуться в опасный для жизни город?
(Чтобы в минуту тяжких преследований уберечь своих учеников от трусости и предательства, поддержать их словом и примером…»)
-Можно сказать, что Пётр подражал Христу и благодарен ему за его подвиг?
(Да Пётр был благодарен Христу.)
-Как вы считаете, кто в этой легенде творил добро, возможно даже рискуя своей жизнью.( Христос и Пётр.)
-Что говорил Христос, найдите в учебнике. (Христос говорил, что Он «не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить». И пояснил, что если кто хочет быть ему благодарным за его жертву, то пусть он сам будет добр к людям.) (СЛАЙД 5)
- Ученики Христа подражая его жертве стремились меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности. (СЛАЙД 6)
-Такое состояние человека называют самоотверженность. Как вы понимаете это слово?
Самоотверженность - жертвование своими интересами ради других, ради общего блага. (СЛАЙДЫ 7-9)
5.ФИЗМИНУТКА.
6.Продолжение работы по учебнику.
Работа с древней церковной притчей с 69.(СЛАЙДЫ 10-11) .
Рассказ учителя «Судьба апостола Петра» (Слайд 13- 14)
- Судьба апостола Петра интересна. Много было совершено им ошибок, много совершено было и добрых дел. И смерть свою Пётр принял достойно.
Слушание притчи «В больнице»
Беседа
-Зачем больной, который лежал у кровати рассказывал, что видел лес, речку, облака, людей? Ведь он не мог этого видеть, он был слепым. (хотел утешить, приободрить, поднять настроение, облегчить страдания другому больному, который лежал у дверей)
-Что можно сказать о слепом человеке? (добрый, заботливый, внимательный, чуткий, душевный, отзывчивый, проявлял сочувствие, сострадание и т.д.)
-Что можно сказать о больном, который лежал у дверей? Какими качествами характера он обладал? (зависть, злоба, ненависть, эгоизм, равнодушие, жестокость, бессердечность)
-Какое самое страшное его качество привело к несчастному случаю?
Вывод: Жизнь всегда дает нам шанс проявить милосердие и здесь каждый человек выбирает сам по какой тропинке он пойдет – по тропинке милосердия и помочь нуждающемуся или свернуть на тропинку равнодушия и пройти мимо, закрыв глаза.
-Как бы вам хотелось, чтобы закончилась притча? (Работа в группах)
7. Рефлексия учебной деятельности.
-Оцените свою работу на уроке, перед вами лежат листочки, на которых вам нужно нарисовать смайлик.
Заключительное слово учителя (СЛАЙД 15)
Мне хочется закончить урок стихотворением:
Хочу я, чтоб ДОБРО
к тебе пришло,
Как свет весенний,
как тепло костра:
Пусть для тебя источником добра.
Не станет то, что для другого зло.
8.Дифференцированное домашнее задание.
Прочитать текст параграфа и ответить на вопросы на стр 69;
Учитель предлагает выбрать домашнее задание из предложенных на выбор:
- подбери пословицы о доброте;
- напиши письмо другу на тему «Спеши творить добро!»
- подобрать притчу на тему «Добро»
-Я благодарю вас за урок. Надеюсь, что он останется в вашем сердце и верю, что еще много добрых дел вы совершите в своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"
Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...

Зачем творить добро
Цель: способствовать усвоению ценностно-смысловой компетенции, устанавливая взаимосвязь между религиозной культурой и правилами поведения человека; формированию коммуникативной компетенции через...
Зачем творить добро
Разработка урока по ОПК, 4 класс...
разработка урока «Зачем творить добро»
Данный урок был разработан и проведен в рамках районного семинара учителей ОРКСЭ и ОПК....



