Преимущество и недостатки различных методов обучения преподавания курса ОРКСЭ.
учебно-методический материал по орксэ на тему

Сравнительная таблица методов обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительная таблица методов обучения

Метод обучения

Преимущество метода

Недостатки

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: формирования интереса к обучению

Метод формирования интереса к обучению (эмоционального воздействия).

- подготовка обучающихся к восприятию нового материала;

 - вызвать интерес у обучающих к изучаемому предмету, к новой теме;

-  возбуждает потребность в ее активном усвоении, используя разные приемы, ситуации, например:

  • создание ситуации эмоционально - нравственных переживаний;
  • создание ситуации занимательности;
  • ситуации успеха;
  • анализ художественных произведений по данной теме
  • дискуссии
  • анализ жизненных ситуаций;
  • увлеченность поиском неизвестного;
  • положительного подкрепления;
  • предъявление требований
  • игровые приемы и познавательные игры
  • сюрпризный момент
  • создание ситуации успеха у слабых, застенчивых учащихся
  • поощрение

Методы формирования сознания и личностных смыслов; долга и ответственности в учении

Формирования долга и ответственности в учении.

- стимулирование личной и общественной значимости обучения (мотивация обучения – для чего тебе это надо?), предъявление требований, приучение к выполнению требований, поощрение, поручение, порицание, контроль;

- опора не жизненный опыт;

-иммитационное моделирование жизненных затруднений;

- познавательные игры

Метод повествовательно-сообщающего изложения материала

- активизация познавательной деятельности обучающихся.

- чаще всего используется при изложении такого материала, который носит описательный характер.

Словесные методы:

  • Лекция

- логика излагаемого материала

- системный характер изложения материала

- в течение сравнительного продолжительного времени устно излагается значительный по объему материал;

- посвящается более принципиально важным вопросам учебной программы.

- более строгой структурой (научность);

- обилие сообщаемой информации;

- используется небольшой спектр приемов и видов деятельности;

- уменьшается восприятие и осмысление информации, пропадает интерес и обучающихся.

  • Беседа, этическая беседа

- побуждает обучающихся рассуждать и анализировать в определенной логической последовательности изучаемые факты и явления;

- побуждает самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям;

- систематическое и последовательное обсуждение знаний;

- проводится «по горячим следам».

- вопросно-ответная форма изложения материала

- может перейти в лекцию

- не всегда могут прийти к правильному выводу

  • Эвристическая  беседа

Эвристическая беседа.

- подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов;

- не сообщает готовых знаний;

- при умело поставленных вопросов заставляет обучающихся на основе уже имеющихся знаний, опыта, наблюдений подходить к новым понятиям, правилам, выводам;

- содержит познавательную трудность, границы известного и неизвестного;

- вызывает удивление при сопоставлении нового материала и известным.

Сообщающая беседа.

- вызывает у обучающихся состояние готовности  к познанию нового.

Закрепляющая беседа.

- применяется после изучения нового материала

- имеет логическую связь с раннее усвоенными понятиями;

- активизирует обучающих;

- имеет большую воспитательную силу;

- развивает память и речь;

- является хорошим диагностическим средством;

- подводит обучающихся к пониманию и усвоению новых знаний;

- обучающие извлекают знания из наблюдения предметов, процессов, явлений.

- подача информации в виде диалога по комплексу вопросов темы;

- подводит к усвоению понятий, терминов.

- вызывает неудовлетворенность имеющимися запасами знаний, умений, представлений, ценностей

  • Объяснение

- пояснением, анализом, истолкование и доказательством различных положений излагаемого материала;

- теоретическая доказательность.

- используется в работе с разными возрастными группами

- монологическая система изложения материала

- требует: четкого формулирования задач, сути, проблемы, вопроса;  аргументации и доказательств; привлечение ярких примеров; безукоризненной логики изложения.

  • Дискуссия

- стимулирование познавательного интереса обучающихся;

- обмен информацией между участниками;

- существование различных точек зрения;

- возможность критиковать или опровергать любое мнение;

- разные подходы к одному и тому же предмету;

- формирование и развитие критического мышления

- развитие творческого мышления;

- формирование и развитие позитивного мышления;

- поиск группового соглашения в виде общего мнения;

- планирование конкретных действий

- активизирует мыслительную деятельность

- большие затраты времени на содержательную подготовку;

- накопление знаний по данной теме, выбор формы изложения (чтобы дискуссия прошла успешно);

- необходимо, чтобы педагог обладал умением быстро корректировать действия обучающихся, выявлял дополнительные ходы и выходы вопросов, оставшихся вне обсуждения, на не замеченными обучающимися тонкости.

  • Рассказ

- применяется на всех этапах обучения;

Рассказ - вступление 

- помогает активизировать обучающихся к восприятию нового материала (краткий, яркий, эмоциональность изложения).

Рассказ - изложение

- помогает раскрыть содержание новой темы по логически развивающемуся плану, в четкой (краткий, яркий, эмоциональность изложения).

Рассказ-заключение 

- помогает сделать выводы и обобщения,

-  дает указания по дальнейшей самостоятельной работе по данной теме

- помогает ускорить процесс запоминания;

- образное живое, эмоциональное изложение явлений, событий;

- содержит фактически материал

- содержит элемент риска (обучающий может дать неправильно ответ, который воспринимается другими обучающимися и фиксируется в памяти);

- требует много времени;

- необходим запас знаний;

- не формирует у обучающих навыков поисковой работы.

- требует много времени;

- необходим запас знаний  (необходимо выполнять ряд требований)

- должен обеспечивать идейно-нравственную направленность; содержать только научные и достоверные факты;  быть эмоциональным;  включать достаточно много ярких примеров;  излагаться доступным языком;

отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам и событиям; иметь четкую логику изложения.

- не ведет к созданию полноценных образов тех знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся;

- требует сосредоточенного внимания и волевых усилий

  • Работа с информацией

- активный поиск, работа самостоятельная (с учебной книгой, с дополнительной литературой, с архивными документами, со СМИ, с Интернет, с периодической печатью).

- не должна занимать много времени

  • Метод примера

- осмысление и примеривание к себе образцов: исторических деятелей, литературных героев, родителей, любимого учителя, знакомых

- воспитательный метод (сильное впечатление)

- обучающиеся могут заблуждаться в правильности примера (необходимо правильно анализировать последствия неправильных поступков)

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Методы организации учебной работы

- инструктаж, упражнение, приучение наблюдение, самостоятельная работа, практическая работа, работа с книгой, по карточкам, практическая работа.

  • Методы наглядной передачи и зрительного восприятия

- развитие наглядно-образного мышления (показ иллюстраций, схем, фотографий, картин; демонстрации видеозаписи, электронного приложения)

- комментирует происходящие на экране;

- привлекает обучающих к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстративном устройстве

- должны использоваться в меру, показываться постепенно;

- обучающиеся должны видеть хорошо демонстрируемый объект;

- детально продумывать пояснения;

- наглядность должна быть четко согласована с содержанием материала

- соответствие возрасту обучающихся

  • Гностические методы:

  • Репродуктивные методы:
  • продуктивные методы: проблемно-поисковые
  • эвристические или частично-поисковые
  • исследовательские

 методы организации поисковой деятельности

  • проблемное изложение материала

- ученик в роли учителя – выполняет свою деятельность самостоятельно, без руководства со стороны педагога (работа с книгой, сочинение и т.п).

- предполагают активное восприятие и запоминание излагаемого материала и его воспроизведение: фактов, явлений, их понимание; повторение способов деятельности за педагогом (на вербальном и образном материале, практическими действиями и предметами, знаковой системой);

- деятельность по алгоритму, программирование;

- обучающие становятся свидетелями и соучастниками поиска.

- обучающие исследуют самостоятельно под руководством педагога.

- обучающие самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения и другие действия поискового характера.  Добывание, творческое приобретение и применение полученных знаний;

- побудительная сила;

- стимулирует поиск выхода, решение

- создание противоречивых ситуаций, при разрешении которой необходимо думать.

- вызывает неудовлетворенность имеющимися запасами знаний, умений, представлений, ценностей

  • Методы отражающие логический путь познания

- эмпирические, теоретические, анализ, сравнение, аналогия, обобщение, индуктивные, дедуктивные

  • Метод проектов

- практическая, познавательная, теоретическая значимость предполагаемых результатов;

- самостоятельная, групповая деятельность обучающихся;

- исследовательская работа, развитие исследовательских умений (определение проблемы, задач, методов, анализ данных, оформление, подведение итогов, выводы);

- мозговой штурм;

- инициативность;

- создание творческих отчетов;

- повышает эффективность обучения.

- требует много времени: приходится привлекать знания из разных областей, из разных источников

- глубокое, осознанное усвоение базовых знаний  обеспечивается за счет универсального их использования  в разных ситуациях.

  • Методы, отражающие степень субъективное  ученика

- активные

- интерактивные

- пассивные

  • Методы упражнения учебно-познавательной деятельности

- указание, предъявление требований, индивидуальная поддержка, самоуправление,

- направляющие вопросы

- тренировка в применении усвоенного материала

- развивают мышление и творческие способности обучающихся
- развивают речь, память, внимание

- не требуют затрат  времени на ведение записей

- выработка умений

- закрепление знаний

- иногда носят несознательный характер

- должно быть четкое соблюдение дидактической последовательности

- обучающие не всегда легко оперируют ими

Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения

  • Это методы устного, письменного контроля.

(опрос: устный, письменный, индивидуальный, групповой, компьютерный, фронтальный)

- способствуют установлению обратной связи;

-  помогают корректировать образовательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преподавание курса ОРКСЭ в условиях ФГОС: методы и приемы» статья.

Статья. "Преподавание курса ОРКСЭ в условиях ФГОС: методыи приемы преподавания"....

Методическая статья «Эвристические методы как методы активного обучения в процессе преподавания курса ОРКСЭ»

Сегодняшний учебный  процесс включает в себя множество установок и методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса у учеников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике,...

Преимущества и недостатки разных методов обучения.

Преимущества и недостатки разных методов обучения....