Преимущество и недостатки различных методов обучения преподавания курса ОРКСЭ.
учебно-методический материал по орксэ на тему
Сравнительная таблица методов обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preimushchestva_i_nedostatki_razlichnyh_metodov_prepodavaniya_kursa_orkse.docx | 24.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнительная таблица методов обучения
Метод обучения | Преимущество метода | Недостатки |
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: формирования интереса к обучению | ||
Метод формирования интереса к обучению (эмоционального воздействия). | - подготовка обучающихся к восприятию нового материала; - вызвать интерес у обучающих к изучаемому предмету, к новой теме; - возбуждает потребность в ее активном усвоении, используя разные приемы, ситуации, например:
| |
Методы формирования сознания и личностных смыслов; долга и ответственности в учении | ||
Формирования долга и ответственности в учении. | - стимулирование личной и общественной значимости обучения (мотивация обучения – для чего тебе это надо?), предъявление требований, приучение к выполнению требований, поощрение, поручение, порицание, контроль; - опора не жизненный опыт; -иммитационное моделирование жизненных затруднений; - познавательные игры | |
Метод повествовательно-сообщающего изложения материала | - активизация познавательной деятельности обучающихся. | - чаще всего используется при изложении такого материала, который носит описательный характер. |
Словесные методы:
| - логика излагаемого материала - системный характер изложения материала | - в течение сравнительного продолжительного времени устно излагается значительный по объему материал; - посвящается более принципиально важным вопросам учебной программы. - более строгой структурой (научность); - обилие сообщаемой информации; - используется небольшой спектр приемов и видов деятельности; - уменьшается восприятие и осмысление информации, пропадает интерес и обучающихся. |
| - побуждает обучающихся рассуждать и анализировать в определенной логической последовательности изучаемые факты и явления; - побуждает самостоятельно подходить к соответствующим теоретическим выводам и обобщениям; - систематическое и последовательное обсуждение знаний; - проводится «по горячим следам». | - вопросно-ответная форма изложения материала - может перейти в лекцию - не всегда могут прийти к правильному выводу |
| Эвристическая беседа. - подводит их к пониманию и усвоению новых знаний, формулированию правил и выводов; - не сообщает готовых знаний; - при умело поставленных вопросов заставляет обучающихся на основе уже имеющихся знаний, опыта, наблюдений подходить к новым понятиям, правилам, выводам; - содержит познавательную трудность, границы известного и неизвестного; - вызывает удивление при сопоставлении нового материала и известным. Сообщающая беседа. - вызывает у обучающихся состояние готовности к познанию нового. Закрепляющая беседа. - применяется после изучения нового материала - имеет логическую связь с раннее усвоенными понятиями; - активизирует обучающих; - имеет большую воспитательную силу; - развивает память и речь; - является хорошим диагностическим средством; - подводит обучающихся к пониманию и усвоению новых знаний; - обучающие извлекают знания из наблюдения предметов, процессов, явлений. - подача информации в виде диалога по комплексу вопросов темы; - подводит к усвоению понятий, терминов. | - вызывает неудовлетворенность имеющимися запасами знаний, умений, представлений, ценностей |
| - пояснением, анализом, истолкование и доказательством различных положений излагаемого материала; - теоретическая доказательность. - используется в работе с разными возрастными группами | - монологическая система изложения материала - требует: четкого формулирования задач, сути, проблемы, вопроса; аргументации и доказательств; привлечение ярких примеров; безукоризненной логики изложения. |
| - стимулирование познавательного интереса обучающихся; - обмен информацией между участниками; - существование различных точек зрения; - возможность критиковать или опровергать любое мнение; - разные подходы к одному и тому же предмету; - формирование и развитие критического мышления - развитие творческого мышления; - формирование и развитие позитивного мышления; - поиск группового соглашения в виде общего мнения; - планирование конкретных действий - активизирует мыслительную деятельность | - большие затраты времени на содержательную подготовку; - накопление знаний по данной теме, выбор формы изложения (чтобы дискуссия прошла успешно); - необходимо, чтобы педагог обладал умением быстро корректировать действия обучающихся, выявлял дополнительные ходы и выходы вопросов, оставшихся вне обсуждения, на не замеченными обучающимися тонкости. |
| - применяется на всех этапах обучения; Рассказ - вступление - помогает активизировать обучающихся к восприятию нового материала (краткий, яркий, эмоциональность изложения). Рассказ - изложение - помогает раскрыть содержание новой темы по логически развивающемуся плану, в четкой (краткий, яркий, эмоциональность изложения). Рассказ-заключение - помогает сделать выводы и обобщения, - дает указания по дальнейшей самостоятельной работе по данной теме - помогает ускорить процесс запоминания; - образное живое, эмоциональное изложение явлений, событий; - содержит фактически материал | - содержит элемент риска (обучающий может дать неправильно ответ, который воспринимается другими обучающимися и фиксируется в памяти); - требует много времени; - необходим запас знаний; - не формирует у обучающих навыков поисковой работы. - требует много времени; - необходим запас знаний (необходимо выполнять ряд требований) - должен обеспечивать идейно-нравственную направленность; содержать только научные и достоверные факты; быть эмоциональным; включать достаточно много ярких примеров; излагаться доступным языком; отражать элементы личной оценки и отношения учителя к излагаемым фактам и событиям; иметь четкую логику изложения. - не ведет к созданию полноценных образов тех знаний и умений, которыми должен овладеть обучающийся; - требует сосредоточенного внимания и волевых усилий |
| - активный поиск, работа самостоятельная (с учебной книгой, с дополнительной литературой, с архивными документами, со СМИ, с Интернет, с периодической печатью). | - не должна занимать много времени |
| - осмысление и примеривание к себе образцов: исторических деятелей, литературных героев, родителей, любимого учителя, знакомых - воспитательный метод (сильное впечатление) | - обучающиеся могут заблуждаться в правильности примера (необходимо правильно анализировать последствия неправильных поступков) |
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: | ||
Методы организации учебной работы | - инструктаж, упражнение, приучение наблюдение, самостоятельная работа, практическая работа, работа с книгой, по карточкам, практическая работа. | |
| - развитие наглядно-образного мышления (показ иллюстраций, схем, фотографий, картин; демонстрации видеозаписи, электронного приложения) - комментирует происходящие на экране; - привлекает обучающих к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстративном устройстве | - должны использоваться в меру, показываться постепенно; - обучающиеся должны видеть хорошо демонстрируемый объект; - детально продумывать пояснения; - наглядность должна быть четко согласована с содержанием материала - соответствие возрасту обучающихся |
методы организации поисковой деятельности
| - ученик в роли учителя – выполняет свою деятельность самостоятельно, без руководства со стороны педагога (работа с книгой, сочинение и т.п). - предполагают активное восприятие и запоминание излагаемого материала и его воспроизведение: фактов, явлений, их понимание; повторение способов деятельности за педагогом (на вербальном и образном материале, практическими действиями и предметами, знаковой системой); - деятельность по алгоритму, программирование; - обучающие становятся свидетелями и соучастниками поиска. - обучающие исследуют самостоятельно под руководством педагога. - обучающие самостоятельно изучают литературу, ведут наблюдения и другие действия поискового характера. Добывание, творческое приобретение и применение полученных знаний; - побудительная сила; - стимулирует поиск выхода, решение - создание противоречивых ситуаций, при разрешении которой необходимо думать. | - вызывает неудовлетворенность имеющимися запасами знаний, умений, представлений, ценностей |
| - эмпирические, теоретические, анализ, сравнение, аналогия, обобщение, индуктивные, дедуктивные | |
| - практическая, познавательная, теоретическая значимость предполагаемых результатов; - самостоятельная, групповая деятельность обучающихся; - исследовательская работа, развитие исследовательских умений (определение проблемы, задач, методов, анализ данных, оформление, подведение итогов, выводы); - мозговой штурм; - инициативность; - создание творческих отчетов; - повышает эффективность обучения. | - требует много времени: приходится привлекать знания из разных областей, из разных источников - глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях. |
| - активные - интерактивные | - пассивные |
| - указание, предъявление требований, индивидуальная поддержка, самоуправление, - направляющие вопросы - тренировка в применении усвоенного материала - развивают мышление и творческие способности обучающихся - не требуют затрат времени на ведение записей - выработка умений - закрепление знаний | - иногда носят несознательный характер - должно быть четкое соблюдение дидактической последовательности - обучающие не всегда легко оперируют ими |
Методы контроля и самоконтроля в процессе обучения | ||
(опрос: устный, письменный, индивидуальный, групповой, компьютерный, фронтальный) | - способствуют установлению обратной связи; - помогают корректировать образовательный процесс. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Преимущества и недостатки различных методов преподавания ОРКСЭ"
Сравнительная таблица...
«Преимущества и недостатки различных методов преподавания курса ОРКСЭ»
Различные методы преподавания...
«Преподавание курса ОРКСЭ в условиях ФГОС: методы и приемы» статья.
Статья. "Преподавание курса ОРКСЭ в условиях ФГОС: методыи приемы преподавания"....
Преимущества и недостатки различных методов преподавания учебного курса ОРКСЭ.
Материал для учебного курса ОРКСЭ....
Использование активных и интерактивных методов в преподавании курса ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Статья адресована педагогам курса ОРКСЭ (модуль светская этика)...
Методическая статья «Эвристические методы как методы активного обучения в процессе преподавания курса ОРКСЭ»
Сегодняшний учебный процесс включает в себя множество установок и методов обучения, направленных на развитие познавательного интереса у учеников, которые хорошо зарекомендовали себя на практике,...
Преимущества и недостатки разных методов обучения.
Преимущества и недостатки разных методов обучения....