Использование активных и интерактивных методов в преподавании курса ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
статья по орксэ (4 класс)

Зорич Екатерина Александровна

Статья адресована педагогам курса ОРКСЭ (модуль светская этика)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zorich_konferentsiya_orkse.doc54 КБ
Файл zorich_orkse.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Зорич Екатерина Александровна

учитель начальных классов

МБОУСОШ №12

Мурманская область, г. Североморск

Использование активных и интерактивных методов в преподавании курса ОРКСЭ  (модуль "Основы светской этики")

        В современных условиях образование требует наибольшего включение обучающегося в процесс познания. Особенности предмета ОРКСЭ заключаются в том, что в изучении модуля Светской этики требуется не столько освоение теоретической части знаний, сколько вовлечение ребенка в процесс оценивания нравственной ситуации. Ребенок должен научиться расставлять ценностные приоритеты.

        Л.В.Занков говорил: «Школа должна не только удовлетворять запросы уже имеющиеся у детей, но и формировать духовные потребности». Реализация этих духовных потребностей возможна с использованием активных и интерактивных  форм работы. Обучающиеся должны быть активно включены в работу в ходе изучения данного курса. К таким методам могут быть отнесены активные и интерактивные методы обучения, которые помогают судить о том, что следует и чего не следует делать, отличать добро и зло, различать прекрасное и безобразное. Опора на собственный опыт, опыт который может быть включен в решение ситуаций на практике.

        Главное условие активных методов:  учитель и учащиеся находятся на равных правах.  Методы  предполагают демократический стиль обучения, основанный на  взаимодействии учащихся и учителя, где обучающиеся являются субъектом обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Учащиеся активные участники урока.

         Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех участников группы, включая педагога. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых.

        Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращено к опыту самого учащегося, причем не только учебному, школьному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

          В методическом сопровождении курса имеются задания, ориентированные на интерактивную работу. В каждом уроке предусмотрена насыщенная и объёмная интерактивная работа, опирающаяся на предыдущие темы для отработки понятий до уровня навыка и новые, для сохранения интереса. Весь интерактивный материал учебника красочно иллюстрирован, научно обоснован. «Какая культура изучается в рамках курса», «Представление о нравственности в обществе», использование иллюстраций на выбор, дифференцированно «Как поступить?», «Что такое ответственность, справедливость?» с опорой на пословицы, « человеческие пороки», работа с художественным словом и притчами.   Их  использование   позволяет  наиболее продуктивно и интересно осваивать основные понятия.  

К интерактивным методам работы, может быть отнесена работа с наглядными видео- и аудио материалами, где ученик выступает в роли учителя, например, при защите собственной презентации.

        Работа в малых группах  дает всем учащимся  возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения: в частности, умение слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия. Так, например, при обсуждении темы "Добро и зло" каждая группа получила конверт с заданием, которое в течение определенного времени должны были выполнить.

1 группа. Расскажите, что такое зло. Приведите примеры проявления зла. При подготовке используйте материал учебника, собственные наблюдения, иллюстрации.

2 группа. Расскажите, что такое добро. Приведите примеры проявления добра. При подготовке используйте материал учебника, собственные наблюдения, иллюстрации.

3 группа. Каким русским словам дает начало слово «добро»? Запишите все слова, которые сможете подобрать. Можно пользоваться орфографическим справочником.

4 группа. Распределите слова на две группы: умение говорить правду, борьба за свободу, хвастовство, ограничение свободы другого человека, ложь. Приведите свои примеры.

По окончании времени подготовки группы выступают.

Эффективным средством повышения активности детей являются  обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые  и образовательные игры).

Например: при изучении темы "Нравственные идеалы", может быть проведена обучающая игра "Богатырь, рыцарь, джентльмен ", в ходе которой дети найдут ответ кто такой богатырь, рыцарь, джентльмен. Какими качествами характера должен быть наделен каждый, увидят, чем отличается внешний вид каждого. Разберутся,  кого в современном мире можно назвать богатырем, рыцарем, джентльменом.

В конце урока рефлексия - написание каждым учащимся «7 строк»: Что узнал,  какой информацией можешь  поделиться.

        Метод круглого стола   позволяет стимулировать интерес к поиску нового.  В качестве примера приведу  фрагмент урока  на тему "Толерантность...  или как жить в мире с другими людьми".

Цель урока: ознакомление учащихся с понятием «толерантность», формирование определенных качеств личности  ребенка, важных для построения позитивных межличностных  отношений.

Задачи: формирование ключевых компетенций учащихся:

1.Ценностно-смысловую;

2.Учебно-познавательную, информационную;

3.Коммуникативную;

4.Личностного совершенствования;

5.Здоровьесберегающую;

6.Гражданскую.

В начале урока детям были заданы вопросы:

- Что для вас значит жить в согласии с миром?

- Всегда ли вы можете понять, простить, уступить ближнему?

- Как вы думаете, можно ли научиться жить в мире с другими людьми?

Ответы на них дети искали путем вовлечения в этическую проблему, детям было предложено наделить сказочных персонажей присущими им качествами. А потом разобраться что же объединяет всех героев. Ответ все персонажи -  это человечки. Отсюда вывод: все мы разные, но все мы люди и поэтому должны находить способы жить в мире и согласии. Так же были проведены упражнения-тренинги для формирования толерантного поведения. Игра "Чем мы похожи?", "Становись по порядку" (дети выстраиваются по какому-либо внешнему признаку, например, цвет волос, рост, цвет глаз и т.д.), "Пойми меня" (дети должны были проявить свои дружеские отношения).

В конце урока дети пришли к  выводу: мы не можем сделать в одночасье толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей.  Но надо делать каждый день хотя бы один шаг в этом направлении.

        В качестве рефлексии детям было предложено написать на листочках пожелания для сказочных героев  "Чтобы жить в мире с другими людьми, ты должен......".

        При изучении темы: "Этикет" обучающимся  была предложена познавательная  викторина  "Ежели вы вежливы", где в различных конкурсах ребята показали свои знания этикета, были инсценированы ситуации "В театре", "В транспорте", показывающие как правильно себя вести в общественных местах.  Разобрали ситуации, в которых герой совершает не верное действие и дали совет как поступить правильно. Так же ребята вырастили дерево вежливых слов. Дети разделились на группы и были ответственны: 1 группа -  слова приветствия, 2 группа - слова прощания, 3 группа - слова прощения, извинения, 4 - слова благодарности.

Основными средствами нравственного воспитания являются социальные проекты (соревнования, газеты, спектакли,  представления, песни, инсценирование  сказок). В нашей школе среди четвероклассников был объявлен конкурс стенгазет "Патриоты и нравственные идеалы России". Обучающиеся изготавливали плакаты с фотографиями и краткими биографиями людей, которые по достоинству могут носить звание патриота России.

        Хорошо, если в городе есть возможность участия в городских проектах связанных с изучаемой дисциплиной. Нашим ребятам удалось принять участие в съемке телевизионной передачи о семьях военнослужащих, о семьях военных династий. Встреча проходила в очень дружелюбной обстановке. На вечере присутствовало две семьи военных в четырех поколениях. Вначале глава каждой семьи рассказал о создании своей семьи, о том, где и кем служили прадеды, затем  непосредственно о своей семье. Дети узнали как состоялся выбор профессии и как профессия родителей сказалась на дальнейшем профессиональном определении детей. В конце встречи ребята смогли задать интересующие их вопросы. Все смогли побывать активными участниками данной встречи.  На уроке в классе мы обсудили эту встречу на уроке по изучению темы: " Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества ".

        Использование активных и интерактивных методов работы в курсе ОРКСЭ способствует развитию творческого потенциала учащихся, формирует у младшего подростка мотивации  к осознанному нравственному поведению, создаёт условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России, на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия. На уроках по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" в результате использования активных и интерактивных методов обучения дети   учатся   глубоко, системно и последовательно мыслить,  быть творцами в большом  и малом,  не бояться трудностей, а преодолевать их.

Литература

  1. Власова М.А. Познавательные игры для младших школьников: методика, технологии и практика. Мн.: 2015
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
  3. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики 4-5 класс. Учебное пособие для общеобразоват. учреждений. - М.: Просвещение, 2015.
  4. Основы светской этики: Поурочные разработки. Метод. разработка. Авт.- сост.  Мацыяк Е.В.
  5. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2016.
  6. Разум сердца: мир нравственности в высказываниях и афоризмах. М.: 1990

Интернет источники

http://www.orkce.org/sites/default/files/file/08250%20согласованное%20инстр_письмо.pdf

http://www.prepodi.ru/praktika-pedagoga/problem-obytenie/1170-metodu?showall=1

http://www.proshkolu.ru/user/K-Hanna/file/2917352/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование активных и интерактивных методов в преподавании курса ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») Зорич Екатерина Александровна у читель начальных классов МБОУСОШ №12 Мурманская область, г. Североморск

Слайд 2

Л.В. Занков говорил: «Школа должна не только удовлетворять запросы уже имеющиеся у детей, но и формировать их духовные потребности» Активные Интерактивные Ф О Р М Ы Р А Б О Т Ы

Слайд 3

Особенности активных методов: д емократический стиль обучения; о бучающиеся являются субъектами обучения; д иалог с учителем; в ыполнение творческих заданий.

Слайд 4

Особенности интерактивных методов: включенность в процесс познания всех участников группы, включая педагога; в ходе работы идет обмен знаниями, идеями и пр.; работа с различными источниками информации; проектная работа; принцип взаимодействия, активности обучаемых; взаимодействие обучающихся со своим опытом и опытом друзей.

Слайд 5

Богатырь, рыцарь, джентльмен Богатырь. Сильный, смелый, большой. Защищает, спасает. Всегда готов защитить Родину. Патриот. Старовойтова Виктория, 4 класс Рыцарь. Галантный, романтичный, смелый. Сражается, воюет. Гордость – средних веков. Защитник. Проценко Алексей, 4 класс Джентльмен. Деловой, спокойный, воспитанный. Обещает, делает, побеждает. Словом всех убеждает. Аристократ. Иванькович Виктория, 4 класс.

Слайд 6

Викторина «Еже ли Вы вежливы»

Слайд 7

Дерево вежливых слов

Слайд 8

Встреча с семьями военных династий

Слайд 9

Активные и интерактивные методы способствуют: р азвитию творческого потенциала обучающихся; формированию мотивации к осознанному нравственному поведению; созданию условий для воспитания высоконравственного гражданина России; о бучению глубоко, системно и последовательно мыслить.

Слайд 10

Интернет источники: http://www.orkce.org/sites/default/files/file/08250%20 согласованное%20инстр_письмо. pdf http://www.prepodi.ru/praktika-pedagoga/problem-obytenie/1170-metodu?showall=1 http://www.proshkolu.ru/user/K-Hanna/file/2917352/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования активных и интерактивных методик в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Цель этого курса - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и ключевым понятиям, открытие  дополнительных возможностей  для укрепления и развития духовных связей родителей и дете...

Преподавание курса ОРКСЭ (модуль Светская этика)

Все больше и больше людей приходят ныне к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Никакая сумма наук сама по себе не в со...

Использование активных и интерактивных методик в преподавании курса ОРКСЭ

Современная педагогика богата целым арсеналом интерактивных методик. Какие же их них можно применять в ходе изучения курса ОРКСЭ?...

Доклад на августовской педагогической конференции по теме "Использование активных форм и методов преподавания в современном образовании»

Доклад  на августовской педагогической конференции  по теме "Использование  активных форм и методов преподавания в  современном  образовании»...

ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКиСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс. Из опыта работы

В статье раскрываются задачи, которые необходимо решить на уроках светской этики. Подробно объясняется необходимость тесного сотрудничества школы и родителей. Приводится пример моделирования урока, не...

Анализ педагогического опыта использования активных и интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе

В работе рассматривается эффективность использования активных и интерактивных методов обучения на  уроках русского языка в начальной школе...

Использование активных и интерактивных методов в работе учителя-логопеда для коррекции речи обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в условиях инклюзивного образования

Среди обучающихся  с ОВЗ   распространены  нарушения устной и письменной речи: чтения и письма (дислексия и дисграфия) –  затрудненность в овладении чтением и письмом...