Рабочая программа по ОРКСЭ.
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Белова Ольга Викторовна

Рабочая программа по ОРКСЭ расчитана на 34 ч. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной образовательной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» и, как результат, «формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».

Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закрепленный социальный заказ для общего образования.

С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей. Программа «Основы мировых религиозных культур» является одним из модулей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики», нормативно – правовой базой введения которого являются:

  1. Конституция Российской Федерации (ст. 28);
  2. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. №125-ФЗ;
  3. Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции от 01.12.2007 г. №309 –ФЗ;
  4. Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (одобрена приказом Минобрнауки России от 03. 08. 2006 г. №201);
  5. Поручение Президента Российской Федерации от 02.08.2009г. (Пр2009 ВП-П44-4632);
  6. Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11.08.2009г. (ВП-П44-4532);
  7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29. 10.2009г.;
  8. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 7.12.2009г., в котором одобрены примерная программа комплексного учебного курса и структура учебных пособий для школьников;
  9. «О направлении методических материалов ОРКСЭ». Методические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации (№ МД-883/03) от 8 июля 2011 г.;
  10. Решение Комитета по образованию Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации «О проекте Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (№ 41-1) от 17 сентября 2009 г.;
  11. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 – 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 19 сентября 2011 г. о поэтапном введении с 1 апреля 2012 г. курса ОРКСЭ во всех субъектах Российской Федерации, не участвовавших в апробации;
  12. Протокол заседания Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009 - 2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» от 4 октября 2011 г. о взаимодействии государственных образовательных учреждений и религиозных организаций в решении вопросов, связанных с преподаванием основ религиозных культур в Российской Федерации;

  1. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О выполнении поручения Президента Российской Федерации» о введении с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях нового предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (МД-942/03) от 18.07.2011г.;
  2. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ» (МД-1427/03) от 24.10.2011г.;
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. №1089»;
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 февраля 2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №1312».

       Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

    Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников  10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

    Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

    Цель учебного курса ОРКСЭ - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

     Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

          Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение и защита творческих проектов и презентаций – 4 часа.

          Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является культу-рологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Курс  включает 6 модулей-учебников: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики» и является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к достижениям конечных результатов, а также в системе содержательных, понятийных и ценностно-смысловых связей с другими гуманитарными предметами начальной школы.

         Содержание учебников согласовано с руководителями и уполномоченными лицами соответствующих религиозных организаций. Учебники издательства «Просвещение» одобрены Межведомственным координационным советом при Минобрнауки России, успешно прошли экспертизу в РАН и РАО на соответствие Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, включены в Федеральный перечень учебников на 2016/17 учебный год.

Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно- нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно- историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.

В связи с этим критериями оценки образовательно - воспитательных результатов изучения православной, мусульманской, буддийской и исламской культуры школьниками являются: критерий  факта (что, в каком объёме и на каком уровне усвоено из предьявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает своё отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтам и учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность  ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая тестирование, анализ продуктов деятельности  (сочинения, рисунки, рефераты, творческие работы).

       Требования к уровню подготовки обучающихся

Освоение школьниками учебного содержания учебного содержания «Основы мировых религиозных культур», должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения  и развития культурных и духовных ценностей.
  • Обучение детей по программе модуля «Основы мировых религиозных культур» должно направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  • Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности духовности в человеческой жизни.

Основной формой организации учебного процесса в 4 классе (при изучении основ мировых религиозных культур) является традиционный школьный урок. Для закрепления изученного материала проводится беседа (собеседование). В 4 классе (при освоении нравственных основ мировых религиозных культур) беседа является основной формой проведения занятий. Занятия по курсу «Основы мировых религиозных культур» рекомендуется сопровождать демонстрацией изображений, совместным чтением и другими источниками, прослушиванием произведений, уроками - экскурсиями. При изучении основ мировых религиозных культур отметки не выставляются.

Планируемые результаты освоения программы

В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление:

  • о мировых религиях;
  • об основателях религий мира,
  • о священных книгах религий мира;
  • о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние»,
  • об искусстве в религиозной культуре;

узнают:

  • названия мировых религий,
  • имена основателей религий мира,
  • названия основных праздников религий мира,
  • особенности священных зданий каждой из традиционных религий;

научатся:

  • воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий;
  • работать с различными источниками информации;
  • осуществлять творческую деятельность;
  • овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.

   В результате изучения предмета у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Характеристика универсальных учебных действий

Предметные:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства ее осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Основное содержание курса «Основы религиозных культур  и светской этики»

Учебный модуль «Основы светской этики»

  • Россия – наша Родина.
  • Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
  • Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность.
  • Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье.
  • Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали.
  • Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
  • В качестве основного методологического принципа реализации курса выбран культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о религиозной и светской культуре.
  • В основу построения уроков в рамках курса ОРКСЭ закладывается ряд методических принципов, реализация которых является условием оптимизации и повышения качества изучения предмета:
  • диалогическое взаимодействие, которое подразумевает демократическое, субъект- субъектное построение учебного процесса;
  • приоритет личностного развития учащихся в интеллектуальной, духовно- нравственной жизни;
  • актуальность;
  • вариативность (возможность выбора на уровне модуля, проблемы, вопроса, текста для анализа, способов деятельности и презентации образовательного результата);
  • опора на самостоятельность мышления учащихся;
  • деятельностное обучение, создание коммуникативно-активной образовательной среды, которая является необходимым фактором актуализации и саморазвития личности;
  • соблюдение баланса между теоретическим материалом и текстами для эмпирического и творческого освоения;
  • органическое и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.
  • Формы и виды учебной деятельности в рамках курса «Основы светской этики»
  • основываются на сочетании различных методов обучения: словесных, наглядных, практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы. Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как основа для создания учебной ситуации, которая проектируется учителем с учетом возраста, специфики предмета ОРКСЭ, меры сформированности действий учащихся.

Формы контроля и возможные варианты его проведения:

       Индивидуальный контроль (контроль учителем): устный опрос, домашняя работа (поисковая, творческая), самостоятельная работа (воспроизводящая; вариативная; эвристическая; творческая).

       Взаимоконтроль: проверка работы по эталону (образцу), устный опрос (в парах, в группах).

       Самоконтроль.

       Фронтальный контроль.

       Тестирование, викторины, кроссворды и т.п.

       Итоговой формой оценки деятельности учащегося является проектная работа по индивидуаль-ной теме в рамках курса.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Интернет-ресурсы.

1. Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx 

2. Основы религиозных культур и светской этики в ИИПКРО 

http://orkse.ipkro-38.ru/

3. Основы религиозных культур и светской этики http://www.orkce.ru/

2. Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Экран проекционный.

3. Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

2. Шкаф для хранения карт, таблиц.

3.Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2012.

4. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

    А. Я. Данилюк. Программы  «Основы религиозных культур и Светкой этики». М. «Просвещение», 2014.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

модуль «Основы светской этики».

4 класс (1ч в неделю 34 часа)

Ф.И.О. учителя: Белова Ольга Викторовна.

№ уро-ка

Тема урока

Цель урока

Планируемые результаты (задачи)

Основные понятия

Виды деятельности

Необходимое оборудование ЦОР и  проекты

Дата

по плану

Дата по факту

предметныерезультаты

УУД

личностные результаты

1.

Введение. Россия – Родина моя.

Дать представ

ление о поня-тии Родина.

Формирова-ние первона-чальных пред

ставлений о происхожде-нии Руси, её географическом населении,

природе,куль-туре.

Уметь показывать границы России, пересказывать, составлять рассказ.

Воспитание доброжела-тельности, нравственно-сти на основе духовных тра

диций наро-дов России.

Родина, Россия, патриот, столица, президент, государственные символы.

Изучение ново-го материала (беседа, чтение

, работа с кар-ой, пересказ по опорным словам).

Диск, презентация, справочники, карта.

2.

Россия – Родина моя. Российская Федерация.

Дать предста

вление о поня

тиях: Родина,

Россия,нацио-нальность, ра-са; кто такие славяне.Уметь показывать границыРФ

на карте.

Формирова-ние первона-чальных пред

ставлений о народных тра

дициях и их роли в культу-ре, истории и современной России.

Уметь пользовать

ся справочника-ми, словарями, оформлять и пред

ставлять резуль-таты труда.

Воспитание доброжела-тельности, нравственно-сти на основе духовных тра

диций наро-дов России.

Родина, Россия, патриот, столица, президент, государственные символы.

Опережающее задание.

Презентация.

3.

Этика и этикет. Что такое свет-ская этика?

Знакомство с основами све

тской этики. Дать представ

ление о поня-тиях: этика, этикет, мане-ры, нравствен

ность(мораль). Уметь следо

вать прави-лам хорошего тона.

Формирование представ-

лений о поня-тиях: этика, этикет, мане-ры, нравствен

ность.

Формирование  умений следовать правилам хоро-

шего тона, прояв-лять стремление к

добрым поступ-кам.

Воспитание этических чувств, как ре

гуляторов морального поведения.

Этика, мораль,этикет, манеры, нравственность.

Тестирование, ролевые игры, прект «Прави-ла поведения в классе, магази-не и т.д.» (груп

повая работа).

Тесты, раздаточный материал.

4.

Этика и этикет.

Современные правила поведе-ния.

Знакомство с основами све

тской этики. Объяснять практические ситуации, про

явление этики и этикета в повседневной жизни.

Формирование представ-

лений о поня-тиях: этика, этикет, мане-ры, нравствен

ность.

Формирование  умений следовать правилам хоро-

шего тона, прояв-лять стремление к

добрым поступ-кам.

Развитие этических чувсв, как регуляторов морального поведения.

Этика, мораль, этикет, манеры, нравственность.

Тестирование, ролевые игры, прект «Прави-ла поведения в классе, магази-не и т.д.» (груп

повая работа).

Тесты, раздаточный  материал,презентация.

5.

Вежливость. Этикет приветствия.

Способство-вать формиро

ванию прави-льного выбо-ра поступка на основе доб

рого отноше-ния к другому человеку

Формирова-ние знаний об обычаях руко-пожатия, обы-чаи снимать головной убор. Этикет приветствия в школе, дома, на улице.

Уметь говорить и слушать, дискути-ровать, участво-вать в беседе, ар-гументированно обосновывать свою точку зрения.

Осознанно использовать слова вежли-вости в раз-ных жизнен-

ных ситуаци-ях, соблюдать правила веж-ливости и эти

кетана улице, в школе и дома.

Вежливость, уважение, тактичность, скромность.

Самостоятель-ная работа с источниками информации.

Презентация.

6.

Вежливость, уважение, тактичность.

Способство-вать формиро

ванию прави-льного выбо-ра поступка на основе доб

рого отноше-ния к другому человеку

Формирова-ние знаний об обычаях руко-пожатия, обы-чаи снимать головной убор. Этикет приветствия в школе, дома, на улице

Уметь говорить и слушать, дискути-ровать, участво-вать в беседе, ар-гументированно обосновывать свою точку зрения.

Осознанно использовать слова вежли-вости в раз-ных жизнен-

ных ситуаци-ях, соблюдать правила веж-ливости и эти

кетана улице, в школе и дома.

Вежливость, уважение, тактичность, скромность.

Самостоятель-ная работа с источниками информации.

Презентация.

7.

Добро и зло.

Дать представ

ление о поня-тиях: добро, доброта, забота,щедрость, жадность, зло, тактич-ность, сдер-жанность  бла

гожелатель-ность, безду-шие.

Понимание значения нрав

ственности в жизни чело-века и общес-тва.

Выявление обще-человеческих ценностей.

Воспитание потребности в добрых людях.

Добро, зло, забо-та, щедрость ду-ши, бездушие.

Чтение и обсуж

дение русских сказок, былин, инсценировка.

Раздаточный материал, иллюстрации к сказкам, словари.

8.

Добро и зло. Щедрость, доброта.

Формировать внутренние установки ли-чности посту-пать согласно требованиям морали.

Понимание значения нра-вственности в жизни чело-века и обще-ства.

Выявление обще-человеческих ценностей.

Воспитание потребности в добрых людях

Добро, зло, забо-та, щедрость ду-ши, бездушие.

Чтение и обсуж

дение русских сказок, былин, инсценировка.

Раздаточный материал, иллюстрации к сказкам, словари.

9.

Добродетель и порок.

Формировать внутренние установки ли-чности посту-пать согласно требованиям морали.

Понимание значения нра-вственности в жизни чело-века и обще-ства.

Выявление обще-человеческих ценностей.

Воспитание потребности в добрых людях

Добро, зло, забо-та, щедрость ду-ши, бездушие.

Чтение и обсуж

дение русских сказок, былин, инсценировка.

Раздаточный материал, иллюстрации к сказкам, словари.

10.

Дружба.

Роль доверия в укреплении дружбы.

Дать представ

ление о поня-тиях: дружба, бескорыстие,порядочность, доверие,чес-

тность, трудо-любие беско-ристие, спра-ведливость, ответственность.

Формирова-ние положи-тельного до-брожелатель-ного отноше-ния к окружа-ющим людям.

Формировать потребность вы-полнять в повсед-невной жизни со-циальные нормы и правила поведе-ния.

Воспитание уважения друг к другу, доброжелательности.

Честность, добро

та,порядочность, трудолюбие по-нимание, беско-рыстие, справед-ливость.

Беседа, ролевая игра, решение познаватель-ных задач.

Диск, фрагменты источников.

11.

Дружба и порядочность.

Формирование положитель

ного доброже

лательного отношения к окружающим людям, общес

тву в целом, к духовным и культурным ценностям.

Ознакомление с социальны-ми нормами

поведения, одобряемы-

ми и неодобря

емыми форма-ми поведения в окружении.

Формировать потребность вы-полнять в повсед-невной жизни со-циальные нормы и правила поведе-ния.

Воспитание этических чувств, добро

желательно-сти, эмоцио-нально-нравс-твенной отзы

вчивости, по-нимания и со

переживания чувствам дру-гих людей.

Нравственность, дружба, доброжелатель-ность, отзывчи-вость.

Беседа, ролевая игра, решение познаватель-ных задач.

Диск, фрагменты источников.

12.

Честность и искренность.

Формировать умение крити

чески отно-ситься к себе, давать чест-ную оценку своих поступ-ков; побуж-дать детей к самоанализу, к размышле-нию о себе.

Формировать у обучающих-ся представле-ние о стыде, чести, совес-ти, как регуля

торов поведе-ния человека в обществе.

Создание условий для формирова-ния ценностно-мировоззренчес-ких основ личнос-ти.

Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совес-ти, воспита-ние нравствен

ности.

Стыд, честь, честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон совести.

Решение по-знавательных задач, чтение и обсуждение русских сказок, притч, диалог по предложен-ной проблеме.

Раздаточный материал, извлечение из источников.

13.

Честность и искренность, правдивость, тактичность.

Формировать умение крити

чески отно-ситься к себе, давать чест-ную оценку своих поступ-ков; побуж-дать детей к самоанализу, к размышле-нию о себе.

Формировать у обучающих-ся представле-ние о морали гражданина.

Уметь пользовать

ся справочника-ми, словарями, оформлять и пред

ставлять резуль-таты труда.

Сравнивать и сопоставлять; критически осмысливать свои поступ-ки; оценивать позитивные качества честности.

Честность, искренность, правдивость, тактичность.

Работа с источ-никами, реше-ние познава-тельных задач, диалог по предложенной проблеме.

Извлечение из источников, проблемные задачи.

14.

Гордость и гордыня.

Дать представ

ление о поня-тиях:гордость, гордыня, са-моуважение, человечность, скромность, тщеславие.

Формировать положитель-ные качества личности, гор-дость за хоро-шие дела и поступки героев Росии.

Выявление обще-человеческих ценностей.

Проявлять по

рядочность и скромность, гордость за поступки ге-роев России; раскрывать авторский за-

мысел художе

ственного про

изведения.

Гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.

Беседа, ролевая игра, решение познавательных задач.

Раздаточный материал, иллю

страции к сказ-кам, словари.

15.

Гордость и гордыня. Человечность и тщеславие.

Дать представ

ление о поня-тиях:гордость, гордыня, са-моуважение, человечность, скромность, тщеславие.

Формировать положитель-ные качества личности, гор-дость за хоро-шие дела и поступки героев Росии.

Выявление обще-человеческих ценностей.

Проявлять по

рядочность и скромность, гордость за поступки ге-роев России; раскрывать авторский за-

мысел художе

ственного про

изведения.

Гордость, гордыня, самоуважение, человечность, скромность, тщеславие.

Беседа, ролевая игра, решение познавательных задач.

Раздаточный материал, иллю

страции к сказ-кам, словари.

16.

Обычаи и обряды русского народа.

Дать пред-ставление о понятиях: обычай,обряд, помолвка, венчание, бра

косочетание.

Формировать умение под-бирать нуж-ные послови-цы и поговор-ки;соотносить рисунок с текс

том; пользо-ваться слова-рём в конце учебника.

Пользоваться сло-варями, справоч-никами, оформ-лять и представ-лять результаты труда.

Знание обычаев русского народа

Обычай, обряд.

Чтение и обсуждение русских сказок, былин. Инсценировка.

Фрагменты из периодической печати.

17.

Обычаи и обряды русского народа. Особенности бракосочетания в современной России.

Дать представ

ление о поня

тиях: обычай,

обряд, помол

вка, венчание, бракосочета-ние.

Формировать умение под-бирать нуж-ные послови-цы и поговор-ки;соотносить рисунок с текс

том; пользо-ваться слова-рём в конце учебника.

Пользоваться словарями, справочниками, оформлять и представлять результаты труда.

Знание особенностей бракосочета-ния в совре-менной России.

Обычай, обряд.

Чтение и обсуждение русских сказок, былин. Инсценировка.

Фрагменты из периодической печати.

18.

Терпение и труд.

Раскрыть

роль и значе-ние повседне

вного труда подростка,его посильной

 помощи

взрослым.

Формировать умение под-бирать нуж-ные послови-цы и поговор-ки;соотносить рисунок с текс

том; пользо-ваться слова-рём в конце учебника.

Пользоваться словарями, справочниками, оформлять и представлять результаты труда.

Воспитывать умение береж

но относиться к материаль-ным и духов-ным ценнос-тям, выпол-нять поручен-ное дело.

Терпение, труд, прилежание, старание, профессия, отдых, лень.

Проекты «Пере

довики произ-водств»,«Извес

тные люди го-рода»,«Роль

труда в моей семье».

Презентация. Фрагменты из периодической печати.

19.

Терпение и труд. Сочетание труда умственного и физического.

Раскрыть

роль и значе-ние повседне

вного труда подростка,его посильной

 помощи

взрослым

Формировать умение под-бирать нуж-ные послови-цы и поговор-ки;соотносить рисунок с текс

том; пользо-ваться слова-рём в конце учебника.

Пользоваться словарями, справочниками, оформлять и представлять результаты труда.

Воспитывать умение береж

но относиться к материаль-ным и духов-ным ценнос-тям, выпол-нять поручен-ное дело.

Труд, материаль-ные и духовные ценности, умст-венный и физи-ческий труд, профессия, прилежание.

Проекты «Пере

довики произ-водств»,«Извес

тные люди го-рода»,«Роль

труда в моей семье».

Презентация. Фрагменты из периодической печати.

20.

Семья.

Формировать представление о семье, как части общес-тва, о роли и месте семьи в жизни чело-века.

Расширять представления детей о семье, роде, семей-ных традици-ях, реликвиях.

Развивать интерес к истории своей семьи, формиро-вать позитивный опыт семейных отношений.

Воспитывать бережное отношение к семье, к семейным ценностям.

Род, семья, фамилия, родословная.

Беседа,коммен-тированное чте

ние, самостоя

тельная работа с источниками информации, работа в груп-пах.

Презентация. Справочники.

21.

Род и семья. Родословная семьи.

Формировать представление о семье, как части общес-тва, о роли и месте семьи в жизни чело-века.

Расширять представления детей о семье, роде, семей-ных традици-ях, реликвиях.

Развивать интерес к истории своей семьи, формиро-вать позитивный опыт семейных отношений.

Воспитывать бережное отношение к семье, к семейным ценностям.

Род, семья, фамилия, родословная.

Беседа,коммен-тированное чте

ние, самостоя

тельная работа с источниками информации, работа в груп-пах.

Презентация. Справочники.

22.

Семейные традиции.

Способство-вать понима-нию важнос-ти семейных

традиций.

Уточнить по-нятия: празд-ник, ритуал, подарок, традиция.

Формировать уме

ние договаривать-ся о распределе-нии ролей в совме

стной деятельно-сти.

Формирова-ние семейных ценностей и традиций.

Праздник, традиция, ритуал, подарок.

Урок-презентация.

Материал из интернета. Проект «Праздник моей семьи».

23.

Семейные традиции. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

Способство-вать понима-нию важнос-ти семейных

традиций.

Уточнить по-нятия: празд-ник, ритуал, подарок, традиция.

Формировать уме

ние договаривать-ся о распределе-нии ролей в совме

стной деятельно-сти.

Формирова-ние семейных ценностей и традиций.

Традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.

Самостоятель-ная работа с источниками информации, работа в группах.

Материал из интернета. Проект «Праздник моей семьи».

24.

Сердце матери.

Дать представ

ление о поня-тиях: семья, любовь, счас-тье, забота, терпение.

Формировать знания о праз-дновании Дня Матери у народов мира.

Пользоваться словарями, справочниками, оформлять и представлять результаты труда.

Проявлять внимательное уважительное отношение к своим близ-ким, к маме.

Семья, любовь, счастье, забота, терпение.

Самостоятель-ная работа с источниками информации.

Диск, фрагменты источников.

25.

Сердце матери. Материнская любовь.

Дать представ

ление о поня-тиях: семья, любовь, счас-тье, забота, терпение.

Формировать знания о праз-дновании Дня Матери у народов мира.

Пользоваться словарями, справочниками, оформлять и представлять результаты труда.

Проявлять внимательное уважительное отношение к своим близ-ким, к маме.

Семья, любовь, счастье, забота, терпение.

Самостоятель-ная работа с источниками информации.

Диск, фрагменты источников.

26.

Правила твоей жизни.

Дать представ

ление о поня-тиях: прави-ла, дисципли-на, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.

Формировать знания о созна

тельной дис-циплине обу-чающихся в школе. Прави-ла приёма пи-щи в школе. Этикет школь

ного праздни-ка.

Говорить и слу-шать, участвовать в беседе, дискути-ровать, аргументи

рованно обосно-вывать свою точ-ку зрения.

Выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; под-держивать чи

стоту в школе и дома; соблю

дать распоря-док дня; выпо

лнять правила личной безо-пасности.

Правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.

Самостоятель-ная работа с источниками информации.

Диск, фрагменты источников.

27.

Правила твоей жизни. Культура общения сверстников.

Дать представ

ление о поня-тиях: прави-ла, дисципли-на, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.

Формировать знания о созна

тельной дис-циплине обу-чающихся в школе. Прави-ла приёма пи-щи в школе. Этикет школь

ного праздни-ка.

Говорить и слу-шать, участвовать в беседе, дискути-ровать, аргументи

рованно обосно-вывать свою точ-ку зрения.

Выполнять требования соблюдения дисциплины; заниматься самообслуживанием; под-держивать чи

стоту в школе и дома; соблю

дать распоря-док дня; выпо

лнять правила личной безо-пасности.

Правила, дисциплина, честность, равнодушие, сочувствие, вежливость.

Самостоятель-ная работа с источниками информации.

Презентация.

28.

Праздники народов России.

Дать представ

ление о поня-тиях: празд-ник, религия, христианство, мусульманст-во, буддизм, крещение, сво

бода совести.

Формировать знания о правилах поведения на праздниках.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Выполнять правила пове-дения на праз

дниках, прояв

лять уваже-ние, терпимое отношение к людям, к их религии.

Религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение.

Проекты по разным религиям.

Презентация.Справочники.

29.

Праздники народов России. Религии.

Сформиро-вать представ

ление о поня-тиях: празд-ник, религия, христианство, мусульманст-во, буддизм, крещение, сво

бода совести.

Формировать знания о правилах поведения на праздниках, о религиях.

Коммуникатив-ные умения(вести диалог, работать в группе), регуляти

вные(давать оцен-ку ситуации, пове

дения окружаю-щих и самооценку поведения).

Выполнять правила пове-дения на праз

дниках, прояв

лять уваже-ние, терпимое отношение к людям, к их религии, со-блюдать праз-дничный застольный этикет.

Религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести.

Беседа, коммен

тированное чте

ние, устный рассказ на те-му, работа с ил

люстративным материалом, са

мостоятельная работа с источ-никами инфор-мации, подго-товка творчес-кой беседы с членами семьи.

Карта России.

30.

Защитники Отечества.

Дать представ

ление о поня-тиях:Отечество, защитник, патриот,воин.

Формировать знания о праз-днике 23 фев-раля-Дне за-щитника Оте-чества,составе Вооружённых сил РФ.

Готовность слушать собеседника и вести диалог.

Уважительно относиться к защитникам Отечества, к ветеранам ВОВ 1941-1945гг.

Отечество, защитник, патриот, воин.

Беседа, коммен

тированное чте

ние, устный рассказ на те-му, работа с ил

люстративным материалом, са

мостоятельная работа с источ-никами инфор-мации, подго-товка творчес-кой беседы с членами семьи.

Мультимедий-ная энциклопе-дия Кирилла и Мефодия.

31.

Презентация проектов по теме «Моя семья – моя опора»

Обобщить ра-нее изучен-ный материал в активной творческой деятельност-ной форме.

Расширять представления детей о семье, роде, семей-ных традици-ях, реликвиях.

Развивать интерес к истории своей семьи, формиро-вать позитивный опыт семейных отношений.

Воспитывать бережное отношение к семье, к семейным ценностям.

Род, семья, фамилия, родословная, семейные традиции.

Презентации проектов, обсуждение, рейтинг.

Презентации, проектор, интерактивная доска.

32.

Презентация проектов по теме «Моя семья – моя опора»

Обобщить ра-нее изучен-ный материал в активной творческой деятельност-ной форме.

Расширять представления детей о семье, роде, семей-ных традици-ях, реликвиях.

Развивать интерес к истории своей семьи, формиро-вать позитивный опыт семейных отношений.

Воспитывать бережное отношение к семье, к семейным ценностям.

Род, семья, фамилия, родословная, семейные традиции.

Презентации проектов, обсуждение, рейтинг.

Презентации, проектор, интерактивная доска.

33.

Презентация проектов по теме «Моя родина – Россия».

Обобщить ра-нее изучен-ный материал в активной творческой деятельност-ной форме.

Расширять представления детей о своей стране, о Роди

не, о народах, населяющих Россию.

Освоение началь-

ных форм познава

тельной и личнос-тной рефлексии, готовность слу-шать собеседника и вести диалог, го

товность призна-вать различные точки зрения.

Воспитание патриотизма,любви и ува-жения к Оте-честву, чувст-ва гордости за свою Родину, прошлое и на-стоящее мно-гонациональ-ного народа.

Родина,Россия,

патриот,столица, президент, госу-дарственные символы.

Презентации проектов, обсуждение, рейтинг.

Презентации, проектор, интерактивная доска.

34.

Презентация проектов по теме «Этикет в моей жизни». Итоговое повторение.

Обобщить ра

нее изучен-ный матери-ал в активной творческой деятельност-ной форме.

Вести работу по формиро-ванию прави

льных пред-ставлений о понятиях: эти

кет,этика,манеры, нравст-венность.

Освоение началь-

ных форм познава

тельной и личнос-тной рефлексии, готовность слу-шать собеседника и вести диалог, го

товность призна-вать различные точки зрения.

Формирова-ние уважи-тельного отно

шения к окру-жающим, уме

ние выбирать форму поведе

ния в соответ-ствии с ситуа-цией.

Этика, мораль, этикет, манеры, нравственность, вежливость, уважение, тактичность, скромность

Презентации проектов, обсуждение, рейтинг.

Презентации, проектор, интерактивная доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...