Выступление на районном методическом объединении
статья по орксэ

Бондаренко Светлана Валентиновна

Содержание учебного курса «Истоки»

в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Содержание учебного курса «Истоки»

в начальной школе

СЛАЙД 2

Духовное образование должно с ранних лет

ложиться на душу человека, как верный залог

того, что он не собьется с дороги, как верный

якорь спасения в дни житейских бурь и

душевных тревог.

                                                                                                     К. Д. Ушинский

Одним из приоритетных направлений современного российского образования является создание системы духовно-нравственного воспитания школьников. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан…, обладающих высокой нравственностью…». Школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека, формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое др. 

На решение этих задач и ориентирован социокультурный курс «Истоки». Выбор курса «Истоки» нашим учебным учреждением был обусловлен тем, что его образовательный, воспитательный и развивающий потенциал, направленный на формирование у обучающихся духовно-нравственных ценностей, гражданской ответственности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда, в полной мере позволяет реализовать задачи школьного воспитания. 
        
СЛАЙД 3

Программа курса «Истоки» разработана профессором И.А. Кузьминым, членом-корреспондентом РАЕН, генеральным директором Издательского дома «Истоки», и доктором исторических наук А.В. Камкиным, профессором Вологодского государственного педагогического университета.

Цель курса - преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание гражданина России, способного сохранять и преумножать социокультурный опыт Отечества. 
        
СЛАЙД 4

Отличительным достоинством данного курса является то, что «Истоки» возрождают ценности, присущие большинству традиционных культур, способствуют приобщению в равной степени представителей всех национальностей, этнических групп, вероисповеданий к родным истокам, общечеловеческим ценностям. Для нашей многонациональной школы это особенно актуально. 
        Учебный курс «Истоки» является надпредметным и позволяет интегрировать знания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в единое образовательное пространство. 
        
СЛАЙД 5

В начальной школе учебный курс призван приблизить детей к вечным истинам через самые простые понятия – имя, род, семья, слово, книга, храм, вера, честь, надежда, терпение, любовь, покаяние и т.д. «Истоки» открывают детям (да и учителям тоже) в обычном необычное. Они помогают в, казалось бы, давно известном раскрыть новые смыслы, духовное наполнение, расчистить истоки вечных ценностей.

СЛАЙД 6

В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».

Содержание курса первого класса представляет собой своеобразную Азбуку Истоков. Ребенок постепенно вырабатывает свое представление об «Истоках», узнает, что значат Мир, Слово, Образ, Книга с большой буквы, в чем их духовный смысл.

Начинает первый класс тема «Мир», которая помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры нашего города, как мир людей ее созидающих.

Тема «Слово» раскрывается ребенку посредством обращения к особо значимым словам. Каждый человек должен ценить сказанное Слово, или оно станет пустым, бессодержательным – «медью звенящей». Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Использование учебного материала по теме «СЛОВО» способствует осуществлению социокультурного единения семьи и начальной школы.

Третья тема первого класса «Образ» рассматривает его как особый способ раскрытия духовных сущностей мира, способ познания и предполагает обучение посредством обращения к «Образу». Однако не все видимое есть Образ. Многое является безобразным (без-образным). Тема наполняется содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ».

СЛАЙД 7

Главным результатом совместной деятельности педагога, детей и родителей является ПЕРВАЯ КНИГА, на страницах которой запечатлено духовное и нравственное развитие детей.        

СЛАЙД 8

Изучая предмет «Истоки» во 2 классе, ребята открывают темы по следующим разделам.

   1) «Родной очаг» (Имя, Семья, Род, Дом, Деревня, Город);

   2) «Родные просторы» (Нива и поле, Лес, Река, Море-океан, Путь-дорога);

   3) «Труд земной» (Сев и жатва, Братья меньшие, Мастера-плотники, Ткачихи-рукодельницы, Кузнецы-умельцы, Ярмарка);

   4) «Труд души» (Слово, Сказка, Песня, Праздник, Книга, Храм, Икона).

           Воспитательная работа строится с применением программы «Воспитание на социокультурном опыте», которая предполагает тесное сотрудничество с родителями. Занятия по данной программе позволяют активно приобщить учителя, воспитанников и их родителей к базисным категориям, изучаемым в предмете «Истоки». Во 2 классе «Воспитание на социокультурном опыте» направлено на развитие чувства ответственности за благополучие семьи, за продолжение рода, чувства любви к родному очагу и родной природе. Активный воспитательный процесс позволяет наполнить практическим содержанием категории «Труд земной» и «Труд души».  

СЛАЙД 9

Главными темами курса в 3-м классе являются: освоение социокультурных категорий Вера, Надежда, Любовь, София.

        Тема «Вера»

ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце, как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело. Веру к делу применяй, а дело - к вере.

ВЕРНОСТЬ - преданность и надежность. Верность - знак веры. Почему в большом деле дают присягу. Нарушать клятву — веру ломать (вероломство).

Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Что означает - жить по правде. Правда, в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность.

Справедливость. Правосудие. Право. Правила.
ЧЕСТЬ. Почему говорят: «Береги честь смолоду». Честное дело и скромность. Честь и хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон добродетели. 

        Тема «Надежда» 
НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надежда на собственные силы и помощь близких. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.
СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают. Несогласие, собственное мнение и разногласие.
ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).
ПОСЛУШАНИЕ - доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Непослушание (нарушение норм и правил).

        Тема «Любовь» 
ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь - дружба. Святая любовь. Любовь - созидательный труд души и тела.
ДРУЖБА. Внутренняя духовная близость людей. Дружба народов. Единство людей - условие дружбы и мира. Уважение к человеку. 
МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.
ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.
ПОКАЯНИЕ - чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние ведет к очищению. Покаяние любви учит.
        Тема «София» 
УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.
РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа. Ум без разума - беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение - труд.
ИСТИНА - не ложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. Истина и правда.
ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. Премудрость. Жизнь ума и жизнь сердца. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры.
ЛАД. Мир как справедливые отношения. Мир как духовная общность людей (соборность). Мир - благочестие в отношениях. Вечный мир - мечта людей. Лада, ладушки.
МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ. Творчество как саморазвитие. Путь к себе. Учение как творчество и путь саморазвития. Как научиться сотрудничать.
ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА. Внутреннее достоинство человека. Как внутренний мир человека проявляется. Как люди узнают о внутреннем мире друг друга. Мир да согласие. Мир как согласие. Служение Отечеству, Смелость, Упорство, Отвага, Смекалка, Ответственность.
ИСТОКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ. Поступки нравственные и безнравственные. Воля, стремление к цели, дисциплинированность, преодоление трудностей. Здоровье и красота (в здоровом теле – здоровый дух).
Народные традиции здорового образа жизни – питание (пост), движение (игры), чистоплотность (баня), чистота помыслов.

СЛАЙД 10

В 4 классе обучающиеся знакомятся с такими категориями, как: Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиги души.

Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, крестный, духовный, названый. Мать. Родная мать, мать-хранительница очага, крестная мать.

Мир-Вселенная, мир-сообщество, мир-согласие. Щит и меч. Троица. Спаситель и «Спасы». Покров Пресвятой Богородицы. Образы Богородицы. Ангел-Хранитель. Праведники и мудрецы. Купол и крест.  Свет, свеча и лампада. Моление и крестный ход.

Сообщество. Община, артель, сотни, гильдии, цехи, собор, дружина, братия, училище. Опыт. Праведный труд. Талант. Выгода и добро.

Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Обет. Укор. Укоризна. Подвижники. Благодарение. Поминание и почитание. Трапеза.

СЛАЙД 11

Таким образом, внедрение программы «Истоки» в практику начальной школы помогает решать актуальную задачу духовно-нравственного становления обучающихся, формирования единого социокультурного пространства их воспитания и развития.

Образовательные, воспитывающие и развивающие возможности курса «Истоки» реализуются в нашей школе во внеурочной деятельности совместно с Храмом Николая Чудотворца.         
         
СЛАЙД 12

Творческих успехов! Спасибо за внмиание!

Докладчик:  Бондаренко С.В.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ» С.В. Бондаренко 17 .11.2017 Содержание учебного курса «Истоки» в начальной школе

Слайд 2

Духовное образование должно с ранних лет ложиться на душу человека, как верный залог того, что он не собьется с дороги, как верный якорь спасения в дни житейских бурь и душевных тревог. К.Д. Ушинский

Слайд 4

Методологическая основа - социокультурный системный подход Развивать социокультурную основу личности с первого года обучения начальной школы Осуществить присоединение от семьи к начальной школе и от начальной школы к средней Создать социокультурный стержень в учебном процессе и развить межпредметные связи

Слайд 5

На ступени начального образования осуществляется: преобразование школы в социальный институт, для которого важнейшей функцией является гармоничное развитие и воспитание Гражданина России, способного сохранять и приумножать социокультурный опыт Отечества.

Слайд 6

Азбука Истоков «ЗОЛОТОЕ СЕРДЕЧКО» 1 класс Мир Слово Образ Книга Родители Мир и лад Истоки и школа Дар Истоки и радуга Сказки А.Пушкина Родной край Щит и герб Илья Муромец Слово Золотое сердечко Доброе слово Честное слово Слово о родителях Святое слово Жизнь Родник Образ Родины Образ защитника Отечества Образ праздника Книга Книга книг Живое слово Первая книга Мир книги

Слайд 7

Первая Книга

Слайд 8

«ИСТОКИ» 2 класс РОДНОЙ ОЧАГ РОДНЫЕ ПРОСТОРЫ ТРУД ЗЕМНОЙ ТРУД ДУШИ Семья Род Имя Дом Деревня Город Нива и поле Лес Река Море-океан Путь-дорога Сев и жатва Братья меньшие Мастера-плотники Кузнецы-удальцы Ткачихи-рукодельницы Ярмарка Слово Книга Сказка Праздник Песня Икона Храм

Слайд 9

«ИСТОКИ» 3 класс ВЕРА НАДЕЖДА ЛЮБОВЬ СОФИЯ Вера. Верность Правда Честь Надежда Согласие Терпение Послушание Любовь Милосердие Доброта Покаяние Ум да разум Истина Знания и мудрость Вера, Надежда и Любовь

Слайд 10

«ИСТОКИ» 4 класс ТРАДИЦИИ ОБРАЗА ТРАДИЦИИ СЛОВА ТРАДИЦИИ ДЕЛА ТРАДИЦИИ ДУШИ Традиции первого образа Традиции Образа Веры, Надежды и Любви Традиции Образа Покрова Традиции Образа Троицы Традиции Слова Добра Традиции Слова Чести Традиции Слова Родителей Традиции Слова Покаяния Труд Служение Творчество Традиции праведного дела Традиции Праздника Традиции Песни Традиции Сказки Традиции Книги Традиции Подвига Традиции Истоков

Слайд 11

«Истоки» обладают мощным интегративным потенциалом и способствуют воссозданию ценностной основы межрегионального взаимодействия и развитию единого социокультурного пространства России.

Слайд 13

Информационные источники Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/ Фон Цветок Уголок Рамка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента

Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...

Выступление на районном методическом объединении по теме самообразования:" Развитие творческих способностей учащихся I ступени в условиях компетентностного подхода "

Период начального образования заключает в себе большие возможности для развития творческих задатков детей. В это время игровая деятельность постепенно сменяется учебной. Внеучебная деятельность станов...

"Современные подходы к организации образовательной деятельности в соответствии с ФГОС" Выступление на районном методическом объединениии начальных классов

Доклад о нормах и требованиях,определяющих обязательный минимум содержания образовательных программ, максимальный объём учебной нагрузки, уровень подготовки выпускников, а также основных требованиях к...

Из опыта работы. Выступление на районном методическом объединении. «Одарённый ребёнок. Наши успехи и достижения»

       «Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать з...