Главные вкладки

    Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента
    учебно-методический материал по теме

    Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon nrk_dlya_sayta.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Выступление на РМО

    Национально - региональный компонент и его педагогический потенциал.

    Народ не должен терять своего нравственного авторитета.  Ни при каких обстоятельствах мы не должны  забывать о своём  культурном  прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.                                                        

     (Д.Лихачёв)

    Современная система образования всё больше внимания  уделяет гуманизации и гуманитаризации  соде6ожания образования, отражению  на каждом этапе обучения всех аспектов  человеческой культуры, обеспечивающих физическое, интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, коммуникативное образование учащихся. В свете  этих преобразований  особый интерес представляет учебный материал, включающий национально- региональный компонент, который способствует не только формированию представлений об окружающем мире и усвоению  учащимися определённой теоретической базы, расширению кругозора, но в главном образом  создаёт условия для приобщения всех школьников, независимо от их этнической принадлежности к культурным традициям всех народов Уральского региона, закладывает основы национального и гражданского самосознания и патриотизма.

    Попытаюсь раскрыть задачи и содержание каждого из этих блоков, применительно к начальной школе.

    1. Социально – аксиологический блок.

    Задачи данного блока.

    - научить ребёнка ориентироваться в непосредственно окружающей его действительности ( в родном городе, районе, улице), самостоятельно находить источники нужной информации и умело пользоваться. Также, необходимо познакомить  с работой служб экстренной помощи, с местами. Проведения досуга, транспортом и другими объектами.

    - Дать возможность школьникам почувствовать себя полноправными гражданами своего города, принимать участие в общегородских мероприятиях, играх, конкурсах, викторинах, озеленении дворов и т.п.  

    - Осознать свою сопричастность к событиям, происходящим в городе, свою социальную и историческую значимость.

    - Помочь формировать учащимся свою систему ценностей- представление о предпочитаемых благах, объектах, являющихся предметом желаний, стремлений, интересов. Помочь осознать, что каждый человек, включая его самого – уникальная, неповторимая  личность, с богатым внутренним миром и огромным потенциалом возможностей. Родной дом, школа, город – это место, где этот потенциал можно реализовать, раскрыть свои таланты, добиться успеха, осуществить мечту, причём не в далёком будущем, а в настоящем времени, здесь и сейчас.

        Реализуется данный блок национально – регионального компонента как и в форме интеграции необходимого учебного материала и содержания школьного образования, так и в большей степени, практической деятельности: экскурсиях, посещениях музеев, театров, выставок, участие в викторинах, играх, городских мероприятиях, школьных праздниках.  В качестве учебного пособия ля начальной  школы социально – аксиологический блок можно представить в форме некоторого путеводителя по городу «Я и мой город», где будут затронуты следующие темы:

    1. Я и моя семья;
    2. Мой дом, мой двор, моя улица;
    3.  Моя школа. Дорога от дома до школы;
    4.  Мои друзья;
    5. Мой город Челябинск. Что можно узнать по улицам;
    6. Где я могу отдохнуть?
    7. Что такое парк? Парки в Челябинске. Как делают аттракционы?
    8.  Какие бывают театры? Как стать актёром?
    9. Что такое цирк?
    10. Где я могу научиться рисовать, танцевать, плавать, вышивать, петь, заниматься спортом?
    11. Где я могу узнать, что такое библиотека? Библиотека моего района. Что такое музей? Музеи города Челябинска. Для чего нужны справочные службы?
    12. « От лошади до метро» Как возник городской транспорт?
    13.  Что  делать, если случилась беда? (работа  медиков, пожарных служб, спасателей)

    Географический блок.

    В содержание географического блока национально – регионального компонента входит:

    * Знакомство с географическим положением Челябинской области. Челябинская область на карте России и мира;

    * Рельеф Челябинской области, разнообразие ландшафтов;

    * Климат Челябинской области, широтно – высотная зональность;

    * Полезные ископаемые Челябинской области и их использование человеком;

    * Водоёмы Челябинской области;

    * Памятники природы Челябинской области.

    Биологический блок.

    Задачи блока – познакомить с разнообразием растительного и животного мира Челябинской области, растениями и животными разных природных сообществ (леса, луга, водоёма, степи), охраняемыми видами растительного и животного мира. Географический и биологический блоки НРК в настоящее время хорошо разработаны и представлены учебными пособиями Е.В. Григорьевой.

    Исторический блок.

    В содержание блока входит изучение основных исторических событий, происходящих на территории Челябинской области:

    1. Заселение территории области первыми людьми
    2. Заселение башкирами
    3. Челябинская крепость
    4. Знакомство с основными династиями Челябинских купцов и промышленников (Демидовы, Яушевы, Валеевы)
    5. Народное восстание Пугачёва
    6. Челябинск начала 20-го века в названиях улиц, площадей, архитектурных сооружений
    7. Грозные годы войны. Челябиск – танкоград
    8. Челябинск сегодня. Мой район.

    Исторические труды по Челябинской области предоставлены в книге В. Виноградова «История Южного Урала», в качестве учебного пособия для школьников.

    Экологический блок.

    Задачи блока:

    1. Научить ребёнка выявлять связь между человеком и природой непосредственно в той местности, где он живёт. Научить вести себя, не нарушая законов природы. Формировать целостное представление о природном и социальном окружении, как среде жизни, труда и отдыха человека.
    2. Дать понятие экологической катастрофы и экологического равновесия на примере Челябинской области
    3. Познакомить с мероприятиями по охране почв, воды и воздуха на территории Челябинской области, с особо охраняемыми территориями (национальные парки, заповедники)
    4. Воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека.

    Экономический блок.

    Этот блок может быть включён в общефакультативный курс экономики в начальной школе или рассмотрен в ходе основного учебного материала.

    Задачи экономического блока НРК:

    Дать учащимся представление о городе Челябинске, как о промышленном центре, рассказать об основных заводах – гигантах, о том, какие вещи и материалы можно производить, какие культурные растения выращивают на полях, познакомить с разнообразными профессиями.

    Этнокультурный блок.

    Задачи блока:

    Познакомить учащихся с культурным наследием разных народностей, проживающих на территории Челябинской области, развитие национального самосознания, чувства национальной гордости и достоинства, уважительного отношения к представителям других народностей. Дать представление того, что Россия, и Урал в частности, единый общий дом для представителей всех национальностей, где каждый имеет одинаково равные права.

    В Челябинской области проживают представители более 133 национальностей. Конечно, достаточно подробно изучить особенности каждой нации не представляется возможным в рамках школьной программы, но основные этнические группы должны быть затронуты. Это русские, татары, башкиры, украинцы, немцы, казахи, белорусы, мордва, чуваши, евреи, армяне, азербайджанцы. Школьники должны быть ознакомлены с традициями и обычаями разных народностей, играми и праздниками, национальной одеждой и утварью, музыкой и литературой и др. Это можно осуществить как в ходе дополнительного факультативного курса, так и на уроках основного образования. Но наиболее органично и психологически приемлемее включить этот материал в проведение внеклассных мероприятий: игр, викторин, национальных праздников, театрализованных представлений и пр.

    Национально – региональный компонент

    Социально - аксиологический

    Исторический

    Экологический

    Биологический

    Географический

    Экономический

    Этнокультурный


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на открытом методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Возможности реализации ФГОС в условиях сельской малокомплектной школы».

    Выступление на открытом методическом объединении учителей начальных классов по теме: «Возможности реализации ФГОС в условиях сельской малокомплектной школы»....