Выступление в 2018 г. на районном методическом объединении учителей начальных классов «Отличие проектной деятельности от исследовательской» (презентация)
презентация к уроку

Коновцева Наталья Владимировна

«Отличие проектной деятельности от исследовательской»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_mo_30.08.pptx496.31 КБ
Файл vystuplenie_na_rmo_2018_g.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Отличие проектной деятельности от исследовательской» Выполнила: учитель начальных классов Коновцева Н.В.

Слайд 2

Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".

Слайд 3

Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В исследовании обнаруживается то, что уже есть. Краткая схема организации исследования (естественнонаучного типа): явление – описание – модель (объяснение).

Слайд 4

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности? цель : цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п . исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).

Слайд 5

Гипотеза – предположение, суждение о закономерной связи явлений. Может быть Предположим Допустим Возможно Наверное

Слайд 6

Наличие гипотезы Исследование подразумевает обязательное выдвижение гипотез и теорий их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). В проекте гипотеза необязательна.

Слайд 7

Различие Этапы исследования Этапы проекта 1.Выбор темы исследования. 1.Выбор темы исследования. 2.Постановка целей и задач. 2.Постановка целей и задач. 3.Выдвижение гипотезы исследования. 3.Планирование проектной деятельности. 4.Организация исследования: методы исследования, план . 4.Реализация проекта . 5.Самостоятельная деятельность, фиксирование результатов. 5.Оценка и самооценка проекта. 6.Презентация 6.Презентация

Слайд 8

Проект – это «пять П »: Проблема Проектирование Поиск информации Продукт Презентация.

Слайд 9

Тематическая выставка Рекламный буклет (например: для Новогодней выставки) Сценарий праздника Видеофильм (например: «Наши таланты») Фантастический проект (например: «Город моей мечты») Костюм (показ собственных моделей) Музыкальное произведение (собственного сочинения) Оформление кабинетов (например, проект стенд) Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: краеведческий уголок в кабинете) Прогноз развития ситуации (например: экологический проект) и пр.

Слайд 10

Оформление работ, результаты проектов и их защита происходит на : конкурсах; праздниках; выставках; акциях; конференциях и т.д .

Слайд 11

Успехов в работе! Интересных проектов и захватывающих исследований)) Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

 Куртамышского района

«Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1»

Выступление на РМО учителей начальных классов

«Отличие проектной деятельности

от исследовательской»

 Автор: Коновцева Наталья Владимировна

       учитель начальных классов    

                      первая квалификационная

        категория

Куртамыш, 2018 г.

«Отличие проектной деятельности от исследовательской»

К сожалению, зачастую наблюдается путаница в понимании обучающимися и их руководителями основ проектной и основ исследовательской деятельности.

Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации". Проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Исследование и проектирование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Краткая схема организации проекта: задумал – спроектировал – осуществил (т.е. получил продукт). Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.

Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В исследовании обнаруживается то, что уже есть. Краткая схема организации исследования (естественнонаучного типа): явление – описание – модель (объяснение). Цель исследовательской деятельности – уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).

А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда,

нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

•    Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

•    Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

•    Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений;

•    Подготовка и защита презентации;

•    Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Выбор метода (методики) проведения исследования.
  • Описание процесса исследования.
  • Обсуждение результатов исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану.

Некоторые ученые говорят, что проект – это пять «П»:

  • Проблема
  • Проектирование (планирование)
  • Поиск информации
  • Продукт (создание проектного продукта)
  • Презентация проектного продукта

Перед вами небольшой перечень возможных выходов проектной деятельности:

  • — Тематическая выставка
  • — Рекламный буклет (например: для Новогодней выставки)
  • — Сценарий праздника
  • — Видеофильм (например: «Наши таланты»)
  • — Фантастический проект (например: «Город моей мечты»)
  • — Костюм (показ собственных моделей)
  • — Музыкальное произведение (собственного сочинения)
  • — Оформление кабинетов (например, проект стенд)
  • — Конкретные предложения по улучшению какой-то ситуации (например: краеведческий уголок в кабинете)
  • — Прогноз развития ситуации (например: экологический проект) и пр.

Какими бы не были проекты с их помощью можно:

1. Обучить детей:

— выявлять и формулировать проблемы, проводить их анализ;

— находить необходимые источники информации для выработки вариантов решения проблемы;

— находить конкретные собственные пути решения проблем;

— применять полученную информацию для решения поставленных задач.

2. Развивать у учащихся исследовательские умения.

3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи.

4. Развивать у школьников умение творчески подходить к способу подачи материала.

5. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя», коммуникабельность и умение сотрудничать.

6. Способствовать повышению личной уверенности и самореализации каждого участника проектного обучения

Оформление работ, результаты проектов

и их защита происходит на:

  • конкурсах;
  • праздниках;
  • выставках;
  • акциях;
  • конференциях и т.д.

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Принципиальное отличие проекта от исследования состоит в том, что работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной лично значимой или социально-значимой проблемы, исследование же не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта. Исследование – по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний. Исследовательская деятельность учащихся связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.

Проект всегда ориентирован на практику. Ребенок, реализующий тот или иной проект, решает реальную проблему. Проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий.

Проектирование изначально задает предел, глубину решения проблемы, в то время как исследование допускает бесконечное движение вглубь. Исследовательская деятельность, в отличие от проектирования, значительно более гибкая, в ней больше места для импровизации.

Если вместо того, чтобы «пойти туда - не знаю куда, попытаться найти то не знаю что…», начинающий исследователь под руководством педагога (особенно на первоначальном этапе работы) может ясно сказать, куда он идет, что ищет, и самое удивительное – что он это найдет, то тут возникает вопрос: если то, что предполагается найти, известно до начала исследования, то  что же они собрались искать?… Это не исследовательский поиск, это проектирование – воплощение уже известной идеи в практику.

Поэтому так важно, чтобы педагог, занимающийся проектно-исследовательским обучением, мог не только сам четко разграничивать эти понятия, но и помощь ребенку разобраться в отличительных особенностях основ проектной и основ исследовательской деятельности.

Ведь утверждение Ян  Амос  Коменского «обучая других, обучаешься сам» — не преувеличение.

Успехов в работе!

Интересных  проектов  и  захватывающих исследований!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ РАЙОННОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ на 2017-2018 учебный год

Тема  работы РМО: «Построение образовательного процесса на начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС»...

План работы районного методического объединения учителей начальных классов на 2017-2018 уч. год

План открытого внеурочное занятия Квеста-игры " Жизнь без опасности".Цель: представление опыта работы по организации развивающей образовательной среды для обучающихся начальных классов (клас...

Протокол №4 от 14.03.2018 районного методического объединения учителей начальных классов.

Протокол по теме: " Использование инновационных педагогических технологий как фактор профессионального роста учителя и повышения качества образования обучающихся". В документе также представ...