Главные вкладки

    Выступление в 2019 г. на районном методическом объединении учителей начальных классов «Современные технологии в работе со способными и одаренными детьми в начальной школе»
    опыты и эксперименты

    Коновцева Наталья Владимировна

    «Современные технологии в работе со способными и одаренными детьми в начальной школе»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rmo.docx28.29 КБ
    Файл anketa.docx14.77 КБ
    Файл rmo.pptx1.53 МБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

     Куртамышского района

    «Куртамышская средняя общеобразовательная школа №1»

    Выступление на РМО учителей начальных классов

    «Современные технологии в работе со способными и

    одаренными детьми в начальной школе»

    Автор: Коновцева Наталья Владимировна

       учитель начальных классов    

                      первая квалификационная

        категория

    Куртамыш, 2019 г.

    (1 слайд)

    Здравствуйте! Давайте познакомимся: зовут меня Коновцева Наталья Владимировна, работаю в средней школе № 1, города Куртамыша, учителем начальных классов. Имею первую квалификационную категорию.
    Тема моего выступления: «Современные технологии в работе со способными и одаренными детьми в начальной школе»

    Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности. 

    (2 слайд)

     «Если не хотим серой и мрачной жизни, убогости человеческой души,
    то мы обязаны находить и поддержать одаренного человечка …»

    Один из российских учителей

    Заявленная тема звучит крайне актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня последних лет поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной государственной задачей.

    Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов и т.д.

    Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей - либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа.

    Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности.

    (3 слайд)

    Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно - исследовательской деятельности учеников - никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.

    (4 слайд)

    Цель-создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.

     

    Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности.

    Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей.

    Работа по обучению одарённых детей - задача, требующая совместных действий с родителями.

    (5 слайд)

    В школьном возрасте процент таких детей очень мал, и чаще всего они лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Одаренный ребенок, в отличие от одарённого взрослого, сформировавшаяся личность, будущее которого ещё не определено. Поэтому и заниматься с такими детьми необходимо.

    (6 слайд)

    Мой опыт показывает, что всех одаренных детей можно разделить на три категории:

    • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще встречаются в младшем школьном возрасте).
    • Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки (такие учащиеся чаще обнаруживаются в подростковом возрасте).
    • Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (возможности таких учащихся нередко раскрываются в старшем школьном возрасте).

    Отсюда вывод - выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения.

    Конечно, очень многое зависит от того, как ведется преподавание, но как бы педагог не старался относиться к ученикам индивидуально, имея дело с целым классом, он лишен возможности ориентироваться на сильных учеников. Умный и активный ученик, стремясь обратить на себя внимание, быстро и легко выполняя все задания, скоро может стать в тягость и учителю, и своим сверстникам.

    (7 слайд)

    Выявление одаренных детей необходимо начинать в начальной школе и основываться на итогах диагностических методик по изучению психических познавательных процессов, на результатах творческой деятельности, а также по наблюдению педагогов, психологов и родителей. А также создавать благоприятные условия для развития, обучения и самореализации одаренных учащихся.
    (8 слайд)

    Использование на уроке с учетом возрастных ориентиров педагогических технологий, основанных на применении исследовательского метода обучения:

    (9 слайд)

    • технология развивающего обучения

    (В последние годы внимание учителей все чаще привлекают идеи развивающего обучения, с которыми они связывают возможность изменений в школе. Развивающее обучение направлено на подготовку учащихся к самостоятельной “взрослой” жизни. Главной целью современной школы является обеспечение усвоения школьниками определенного круга умений, знаний и навыков, которые им понадобятся в профессиональной, общественной, семейной сферах жизни.

    Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского и др. Свое дальнейшее развитие она получила в экспериментальных работах Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, и др. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).

    (10 слайд)

    • технология использования схемных и знаковых моделей

    (Методика обучения Виктора Федоровича  Шаталова. Запоминание идет через опорные сигналы.)

    (11 слайд)

    • гуманно-личностная технология образования

    (Шалва Александрович Амонашвили. Используются в работе с целью создания условий, в которых дети получают расширенные и углубленные знания. Служат для развития способностей ребенка, учитывают его психологические и физические возможности и особенности. В процессе использования раскрываются личностные качества ребенка для воспитания благородного человека)

    (12 слайд)

    • технология опережающего обучения

    Лысенкова Софья Николаевна Народный учитель СССР (1990), с 1946 г. — учительница начальных классов школ г. Москвы. Данной педагогике придерживались В.Ф. Шаталов и Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин и Н.Н. Палтышев, И.П. Волков и И.П. Иванов, В.А. Караковский и Б.П. Никитин. В их числе также была и С.Н.Лысенкова.

    Идея комментированного управления учебным процессом. по предложению учительницы, один из учеников вслух проговаривает все свои учебные действия, точнее — операции. Проговорить все действия 2 + 3 = 5.Так выдерживается высокий темп урока. У ребенка развивается: речь логическое мышление. Идея опережающего обучения, характерного для методической системы С.Н. Лысенковой, навеяна мыслью Л.С. Выготского о зонах актуального и ближайшего развития. Реализация опережающего обучения имеет три этапа: I — предварительная подготовка учащихся: введение первых порций (элементов) будущих знаний; II — уточнение новых понятий и их применение; III — открытие новых перспектив, развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий. Плюсы опережающего обучения: В результате опережающего обучения школьники легко и сознательно усваивают сложную тему. Экономится время, поскольку дети быстрее воспринимают новый материал. Благодаря разработанной системе ей удалось добиться нормальной успеваемости всех учащихся.

    (13 слайд)

    • проектная деятельность

    Технология проектного обучения. Применяется с целью развития у ребят самостоятельности, развитию умений находить знания в различных источниках. Учащиеся учатся пользоваться приобретенными знаниями, происходит развитие исследовательских умений и системного мышления.

    (14 слайд)

    • ИКТ

    Компьютерные технологии являются эффективным способом повышения мотивации и индивидуализации учения, развивают творческие способности, помогают создать благополучный эмоциональный фон

    (15 слайд)

    Игровые технологии Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В играх формируются нравственные качества ребенка. В ходе игры дети учатся оказывать помощь одноклассникам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается дисциплина, воля, характер. Игра усиливает интерес к предмету, познанию окружающего мира

    При выборе формы работы учитываются возрастные особенности детей, их интересы и склонности.

    Одним из самых сложных этапов учебно - исследовательской работы с детьми в методическом отношении является момент первичного включения учащихся в собственную исследовательскую деятельность. Первый шаг в этом деле, как и во многих других, часто представляется самым трудным, и начинать его необходимо именно на первой ступени обучения.

         Вводятся элементы обучения по индивидуальным программам (рассказать и показать)

    Формы работы с одаренными учащимися начальной школы:

    • кружки по интересам
    • олимпиады, творческие конкурсы различного уровня
    • участие в предметных неделях
    • исследовательская деятельность
    • работа по индивидуальным планам

     Интернет-форумы-олимпиады (Совенок, Кенгуру, Медвежонок, Зимние интеллектуальные игры, Игры разума и т.д.)

    Следует признать нецелесообразным в условиях школы выделение таких учащихся в особые группы для обучения по всем предметам (примеры рассказать)

     Одаренные дети должны обучаться в классах вместе с другими учащимися. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся для выполнения ими различного рода проектной деятельности, творческих заданий.Для полного раскрытия   таланта ребенка, необходимы новые технологии в образовании.

    Рекомендации педагогам при работе с одаренными обучающимися:

    1. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы, предполагает творческую деятельность учителя и ученика.

    2. Работа с талантливыми детьми должна быть повсеместной, начиная с особого внимания к ним на уроках, продолжая эту работу в кружках, на факультативных занятиях, а также используя индивидуально-групповые формы работы и консультации во внеурочное время.

    3. Привлекать способных творчески мыслящих учеников к сотрудничеству, предлагая им выступать в роли оппонентов.

    4. Чтобы включить в творческий процесс одарённого ученика необходимо создать проблемные ситуации, пусть небольшие, но заставляющие удивляться, искать пути решения проблемы, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать свои умозаключения. А это и есть творческий поиск, который ведёт к развитию творческого мышления.

    (16 слайд)

     Опыт работы учителей начальных классов школы в реализации модели работы с одаренными детьми показывает, что самостоятельно добываемые учениками знания усваиваются лучше. Собственное творчество детей помогает им прочнее запоминать информацию, которую сообщает учитель.

    Проведение интеллектуальных конкурсов, игр, фестивалей облегчает решить проблему мотивации. Детей не приходиться «заинтересовывать» предметом, учебным материалом. Сами ученики выбирают, какой предмет изучать, насколько глубоки познания юного дарования в данной области. Это интересно самому ребёнку. Так он реализует свои природные задатки. Развиваясь, младший школьник самореализуется. Создание классным руководителем эмоционального комфорта в классе сопровождает весь процесс познания начинающего творца.

    Важно в работе с одарёнными детьми на начальном этапе обучения сопроводить его позитивную самореализацию. Со стороны учителей, родителей, педагогов дополнительного образования нужно всячески помогать и одобрять труд ребёнка, стимулировать его творческие идеи.

    Учитель должен принимать всё то, что есть в ребёнке , как естественное, сообразно его природе.

    Основное в работе учителя начальных классов с младшими школьниками является выявление, сохранение и развитие природных способностей каждого воспитанника. Для этого необходимо создать среду, условия для развития природных способностей ребёнка.

    (17 Слайд)

    Благодарю за внимание.

    Творческих успехов, коллеги!



    Предварительный просмотр:

    Анкета для родителей одаренных детей

    Анкета "О талантах ребёнка: как их выявить" (методика А. Де Хана и Г. Кафа).

    Ваш ребёнок обязательно имеет склонность к одной из областей человеческой деятельности. Познакомившись с "признаками" талантливости, оцените каждый из них в баллах от 2 до 5. Если какая-то характеристика особенно подходит, ставьте 5 баллов, если она выражена только хорошо - 4, и так далее. Затем сложите баллы каждого из восьми разделов, полученную сумму поделите на число признаков.
    1. У вашего ребёнка совершенно очевидные
    ТЕХНИЧЕСКИЕ способности, если он:
    - интересуется самыми разными механизмами и машинами;
    - любит конструировать модели, приборы;
    - сам находит причины неисправностей механизмов;
    - пробует чинить испорченные механизмы, создаёт новые предметы из разных запчастей;
    - любит рисовать чертежи и эскизы;
    - интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.
    2. Ваш ребёнок имеет
    МУЗЫКАЛЬНЫЙ талант, если он:
    - любит музыку, всегда стремится туда, где можно послушать её;
    - очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них и запоминает;
    - поёт или играет на музыкальном инструменте и делает это с большим вдохновением;
    - сочиняет мелодии.
    3. У вашего ребёнка способности к
    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ деятельности, если он:
    - обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;
    - умеет чётко выразить словами чужую мысль или наблюдение, причём нередко высказывает их не с целью похвастаться, а для себя;
    - проявляет интерес к научно-популярным изданиям, взрослым статьям и книгам, опережая сверстников;
    - с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкции, схем, коллекций;
    - не унывает, если его проект не поддерживают, садится за изобретение нового.
    4.
    АРТИСТИЧЕСКИЙ талант проявляется у ребёнка в том, что он:
    - часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства жестами;
    - стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чём-то рассказывает;
    - меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
    - с большим желанием выступает перед аудиторией;
    - пластичен и открыт всему новому;
    - любит и понимает значение красивой или характерной одежды.
    5. У вашего ребёнка незаурядный
    ИНТЕЛЛЕКТ, если он:
    - хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
    - обладает хорошей памятью;
    - легко и быстро схватывает новую познавательную информацию;
    - задаёт много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
    - интересуется книгами;
    - обгоняет своих сверстников в знаниях;
    - гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно;
    - обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчётлив;
    - очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и неожиданное в жизни.
    6. У ребёнка
    СПОРТИВНЫЙ талант:
    - он энергичен и всё время хочет трудиться, двигаться;
    - смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
    - почти всегда берёт верх в потасовках или выигрывает в спортивных играх;
    - неизвестно, когда научился ловко управляться с коньками, лыжами, мячами;
    - лучше многих сверстников физически развит и координирует свои движения, двигается легко, пластично;
    - предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, даже бесцельную беготню;
    - никогда всерьёз не устаёт;
    - у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
    7. У вашего ребёнка
     ЛИТЕРАТУРНЫЕ дарования, если он:
    - рассказывая о чём-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
    - любит фантазировать или импровизировать;
    - изображает персонажи своих рассказов живыми и интересными;
    - любит, уединившись, сочинять рассказы.
    8.
     ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ способности вашего ребёнка могут проявляться в том, что он:
    - не находя слов, прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства или настроение;
    - в своих рисунках и картинках отражает разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, не останавливаясь на достигнутом;
    - серьёзно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьёзным, когда его внимание привлекает какое-то произведение;
    - охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;
    - любит создавать прикладные вещи - украшения для дома, одежды и т.д.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Современные технологии в работе со способными и одаренными детьми в начальной школе» Коновцева Н.В.

    Слайд 2

    «Если не хотим серой и мрачной жизни, убогости человеческой души, то мы обязаны находить и поддержать одаренного человечка …» Один из российских учителей

    Слайд 4

    Цель - с оздание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.

    Слайд 8

    • технология развивающего обучения, • технология использования схемных и знаковых моделей, • гуманно-личностная технология образования, • технология опережающего обучения; • проектная деятельность; • ТРИЗ; Кейс; «Перевернутый класс» Использование на уроке с учетом возрастных ориентиров педагогических технологий, основанных на применении исследовательского метода обучения:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на районном методическом объединении учителей начальной школы по проблеме реализации национально-регионального компонента

    Представляю вашему вашему вниманию материалы по реализации национально-регионального компонента в начальной школе...

    Доклад на районном методическом объединении учителей начальных классов на тему: "Формирование познавательной активности на уроках математики путём использования современных информационных технологий"

    Очень часто учитель, готовясь к урокам математики, задумывается о том, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету и активность на протяжении всего урока. Как сделать так, чтобы процесс об...

    Выступление на заседании районного методического объединения учителей начальных классов на тему: "Новая редакция ФГОС НОО: методология, методика, технология."

    Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых ...