рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Шемякина Вера Александровна

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Светская этика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svetskaya_etika._shemshurina.doc304 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к основной образовательной программе

с изменениями,

утвержденными  приказом от 29.08.2018 г. №02-02-435

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4

Р А Б О Ч А Я        П Р О Г Р А М М А

учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики. Модуль "Основы светской этики»

Класс: 4

Уровень образования: основное общее образование

Срок реализации программы -2018 /2019 гг.

Шемякина В. А.

Количество часов по учебному плану:

всего – 34 ч/год; 1ч/неделю

Рабочая программа по основам религиозных культур. Модуль "Основы светской этики" составлена в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным  Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.

авторской программой по « Основам религиозных культур и светской этики.» автор А.И.Шемшурина -  «Основы светской этики» , рекомендованной  Министерством образования и науки Российской Федерации.

г. Сургут,  2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая  программа по Основам  религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса  разработана на основе Рабочей программы к учебнику «Основы светской этики» для 4 класса автора А.И. Шемшуриной, с  опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования, которые подлежат обязательному изучению в основной школе.

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6. Основы светской этики.

Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Цели и задачи обучения модуля «Основы светской этики» 

В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики.

Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей: 

  • развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
  • осознание ценности человеческой жизни;
  • воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Место комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

в  программе обучения

     На основании ООП НОО МБОУ СОШ № 4  (с изменениями и дополнениями), утвержденной приказом от10.06.2016 №02-05-223,  изучается модуль в объёме 34 часов (1 час в неделю) в 4 классе. 1-й и 31—34-й уроки модуля могут проводиться вместе с учащимися, которые изучают разные модули предмета ОРКСЭ.

Результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Познавательные УУД

Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний : самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах ( текст, таблица, схема, рисунок и др. )
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую : составлять простой план учено – научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую : представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД.

Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
  • Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением и быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести « диалог с автором» ( прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять( себя ); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.

Ценностные ориентиры содержания образования

Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы, основанная на ценности жизни, на осознании себя частью природного мира, живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего, бережное отношение к ней как к среде обитания, а также переживание чувства красоты, гармонии, осознание совершенства природы, желание сохранить и приумножить еѐ богатство.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, означающая необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви. Ценность истины – ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, нормального существования личности и общества.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, представителя народа, страны, государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Модуль «Основы светской этики» (Шемшурина А. И.)

Добрым жить на свете веселей. Правила общения для всех. От добрых правил — добрые слова и поступки. Каждый интересен. Премудрости этикета. Красота этикета. Простые школьные и домашние правила этикета. Чистый ручеёк нашей речи. В развитии добрый чувств — творение души. Природа — волшебные двери к добру и доверию. Чувство родины. Жизнь протекает среди людей. Чтобы быть коллективом. Коллектив начинается с меня. Мой класс — мои друзья. Ежели душевны вы и к этике не глухи. Жизнь священна. Человек рождён для добра. Милосердие — закон жизни. Жить во благо себе и другим. Следовать нравственной установке. Достойно жить среди людей. Уметь понять и простить. Простая этика поступков. Общение и источники преодоления. Ростки нравственного поведения. Доброте сопутствует терпение. Действия с приставкой «со» — вместе. С чего начинается Родина… В тебе взрослеет патриот и гражданин. Человек как чело века. Слово, обращённое к себе.

Основное содержание курса (34 часа)

  • Россия − наша Родина. Духовный мир человека. Культурные традиции.
  • Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.
  • Культура и мораль. Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали.
  • Особенности морали. Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.
  • Добро и зло. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла.
  • Как менялись представления о добре и зле в ходе истории.
  • Добродетель и порок. Кто такой добродетельный человек.
  • Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.
  • Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.
  • В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.
  • Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.
  • Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.
  • Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.
  • Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом».
  • Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений.
  • Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?»
  • Подготовка и защита творческих работ и проектов. Методика создания морального кодекса в школе. Образование как нравственная норма.
  • Род и семья – исток нравственных отношений. Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная.
  • Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?
  • Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.
  • Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.
  • Что такое честь. Что такое достоинство.
  • Что такое совесть.
  • Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть».
  • Нравственные идеалы. Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка.
  • Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.
  • Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства.
  • Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый.
  • Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать.
  • Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
  • Любовь и уважение к Отечеству. Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Основное содержание программы

Содержание и последовательность изучения всех разделов соответствует авторской программе в полном объеме.

Тема раздела

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

1

Этика-наука о нравственной жизни человека.

2

1

2

Этика общения

4

4

3

Этикет

4

4

4

Этика человеческих отношений

4

4

5

Этика отношений в коллективе

4

4

6

Простые нравственные истины

4

4

7

Душа обязана трудиться

4

4

8

Посеешь поступок- пожнешь характер

4

4

9

Судьба и Родина едины

4

4

Итого

34

34

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках

Формы и виды учебной деятельности основываются на сочетании различных методов обучения:

  • словесных, которые наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности;
  • наглядных, которые наиболее успешно решают задачу развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса и формирования культурной эрудиции;
  • практических, проблемно-поисковых и методах самостоятельной работы,применение которых необходимо для закрепления теоретических знаний и способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию самостоятельности мышления и познавательного интереса;
  • репродуктивных, необходимых для получения фактических знаний, развития наглядно-образного мышления, памяти, навыков учебного труда;
  • индуктивных и дедуктивных, оптимальное чередование которых (с преобладанием индуктивных) обеспечит сохранение логики содержания и будет способствовать развитию логического и предметного мышления.

Изучаемый учебный материал в рамках курса выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).

При организации работы в группе необходимо учитывать личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.

Беседа. Является фронтальной формой работы, поэтому важно, чтобы она не превращалась в лекцию учителя, т. к. в лекции реализуются в большей степени между учителем - носителем информации и учеником - реципиентом этой информации, что не способствует повышению мотивации к обучению и значительно снижает его эффективность. При организации и проведении беседы на уроке учителю необходимо владеть способами установления, поддержания и активизации механизмов обратной связи. В основе беседы лежит хорошо продуманная система логически связанных вопросов, которые по содержанию и форме соответствуют уровню развития учащихся и особенностям изучаемой темы. Беседа может быть репродуктивного или эвристического характера. В первом случае предполагается сознательное усвоение и последующее воспроизведений учащимися знаний. Беседа эвристического характера нацелена на стимулирование и мотивацию учебной деятельности учащихся, на создание проблемных ситуаций.

Интервью. Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Драматизация (театрализация). Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Драматизация может быть включена в урок в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Особое внимание хочется обратить на некоторые сквозныевиды учебной деятельности учащихся, которые проходят через все уроки в рамках курса, являясь его содержательными и методологическими связующими звеньями.

Составление словаря терминов и понятий способствует систематизации и усвоению материала курса. Содержание словаря составляют понятия, наиболее характерные для конкретного содержательного модуля, являющиеся ключевыми для понимания мировоззренческой и культурной специфики изучаемого. Работа со словарем способствует не только пониманию сути изучаемых явлений и фактов, но и совершенствует навыки работы с источниками информации, навыки устной и письменной речи, т.к. требует создания точных, понятных, грамотных формулировок. При составлении понятийного словаря учащиеся должны не просто осмыслить изучаемое явление и отобрать или сформулировать наиболее удачное определение понятия, но и мотивировать свой выбор, объяснить, почему данное понятие является значимым, определяющим для данной культуры.

Целесообразно включать работу над составлением понятийного словаря в завершающий этап урока, подводя, таким образом его итоги, а в завершении изучения курса проводить работу по обобщению и систематизации собранного материала.

Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе - требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения.

Ресурсы сети Интернет также являются незаменимым источником для проведения заочных экскурсий и поиска справочной информации по теме.

Система оценки результатов обучения по предмету

Уроки по курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.

Поэтому для оценивания учащихся на уроках по данному курсу используются вербальное поощрение, похвала, одобрение.

Формы контроля и оценки планируемых результатов

 В процессе  изучения  курса, учащихся должны выполнить  проектную работу, предусмотренную в конце разделов, в основу которых положен системно–деятельностный подход. Дети, занимаясь групповой  исследовательской деятельностью, научатся отбирать  необходимый материал, составлять презентации. Данная деятельность позволит повысить интерес детей не только к исследовательской деятельности  при выполнении практических работ, но и к предмету в целом.

Достижение учащимися планируемых результатов  выявляются в процессе:

- текущего и систематического собеседования по основным разделам программы;

- составления банка работ, выполненных в учебном процессе;

- защиты  собственных исследовательских и творческих проектных работ;

- выставки работ учащихся.

         При оценке предметных результатов освоения модуля используются виды контроля, применяемые  в системе безотметочного обучения:

- стартовый контроль, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся;

- прогностический контроль, т. е. «проигрывание» всех операций учебного действия в уме до начала его реального выполнения;

- пооперационный контроль, т.е., контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения исследовательских работ учащихся;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов;

- рефлексивный контроль — контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- итоговый контроль, на основе которого определяется уровень сформированности знаний по предмету и основных компонентов учебной деятельности школьников.

Оценка деятельности учащихся в конце каждого занятия, раздела осуществляется по ряду   критериев:

- понимание изучаемого материала;

- степень самостоятельности в подборе необходимого материала;

- самостоятельность суждений;

- умение поддержать и выстроить диалог;

Итоговый контроль осуществляется  качественной оценкой – «зачёт»   или « незачёт».

Образовательный продукт: кроссворды, викторины, проекты, сообщения, творческие работы.

Используемый учебно-методический комплект

Учебная

программа

Учебники,

учебные пособия

Методические

материалы

Дидактические

материалы

Материалы

для контроля

Программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». М.: Просвещение, 2011.

Шемшурина А.И.

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс: учебн. для общеобразоват. Организаций/ - М.: Просвещение, 2013.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей. – М.: Просвещение, 2011.

Основы светской этики. Электронное пособие к учебному пособию. – М.: Просвещение, 2011.

Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.Е.Егоркина и др.; под ред. А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

Контрольно-измерительные материалы – критерии оценивания проектных и творческих работ, составленные учителем

Материально-техническое обеспечение курса

Технические средства обучения.

1. Классная магнитная доска.

2. Компьютер.

3. Принтер лазерный.

4. Мультимедийная установка, интерактивная доска.

5. Аудиоцентр.

Электронные образовательные ресурсы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Эл. ресурс. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России // Эл. ресурс. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Тема урока

Дата

Образовательный продукт

план

факт

Раздел 1 Этика-наука о нравственной жизни человека 2 ч.

Предметные  результаты:  знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России. Развитие представлений о понятиях мораль, нравственность, светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готовность слушать собеседника и вести диалог.  

Метапредметные:  П. - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики, строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К.- адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; Р. - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и  определять   условия ее реализации.

Личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, уважение к религиозным и этическим ценностям; развитие интереса к изучению предмета.

1

Россия  - наша Родина

Составление вопросов для беседы,

2

Этика – наука о нравственной жизни человека

Словарь терминов.

Раздел 2 Этика общения- 4 часа

Предметные  результаты:  знакомство со значениями слова «культура», понимание того, что культура — вторая природа, знакомство с происхождением морали , осознание особенностей морали, знакомство с нормами морали, принятыми в обществе, формирование понимания, что есть добро и зло, их проявления, знакомство с изменением представлений о добре и зле в ходе истории.

Метапредметные: П. - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий, владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий. К.- владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам; слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию. Р.- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

Личностные: - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций;  развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях.

3

Добрым жить на свете веселей.

Словарь терминов.

4

Правила общения для всех.

Памятка правил общения.

5

От добрых правил – добрые слова и поступки.

Рассказ на тему.

6

Каждый интересен.

Сообщение на тему.

Раздел 3 Этикет- 4 часа

Предметные  результаты: знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности,  воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России., овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения.

Метапредметные: П. - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля. К. -  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка. Р. - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

.Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний.

7

Премудрости этикета.

Памятка.

8

Красота этикета.

Словарь терминов.

9

Простые школьные и домашние правила этикета.

Памятка.

10

Чистый ручеёк нашей речи.

Памятка.

Раздел 4 Этика человеческих отношений- 4 часа

Предметные  результаты: обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.), толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

Метапредметные: П. - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля. К. - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка. Р. - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями, определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики.

.Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

11

В развитие добрых  чувств – творение души.

Сообщение на тему.

12

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

Рисунок по теме.

13

Чувство Родины.

Сообщение на тему.

14

Жизнь протекает среди людей.

Мини- сочинение.

Раздел 5 Этика отношений в коллективе-4 часа

Предметные  результаты: знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей.

Метапредметные: П. - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля. К. - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка. Р. - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями, определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики, вносить соответствующие коррективы в учебные действия на основе оценки и учета характера ошибок.

.Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

15

Чтобы быть коллективом.

Словарь терминов.

16

Коллектив начинается с меня.

Мини-сочинение.

17

Мой класс – мои друзья.

Фотоколлаж.

18

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

Сообщение на тему.

Раздел 6  Простые нравственные истины-  4 часа

Предметные  результаты: обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.), знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

Метапредметные: П. - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля. К. - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка. Р. - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями, определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики, вносить соответствующие коррективы в учебные действия на основе оценки и учета характера ошибок.

.Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

19

Жизнь священна.

Мини-сочинение.

20

Человек рождён для добра.

Сообщение на тему.

21

Милосердие – закон жизни.

Словарь терминов.

22

Жить во благо себе и другим.

Сообщение на тему.

Раздел 7 Душа обязана трудиться- 4 часа

Предметные  результаты: анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях. 

Метапредметные: П. - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля. К. - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка. Р. - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями, определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики, вносить соответствующие коррективы в учебные действия на основе оценки и учета характера ошибок.

.Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

23

Следовать нравственной установке.

Вопросник по теме.

24

Достойно жить среди людей

Словарь терминов.

25

Уметь понять и простить.

Вопросник по теме.

26

Простая этика поступков.

Сообщение на тему.

Раздел 8 Посеешь поступок – пожнёшь характер- 4 часа

Предметные  результаты: знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

Метапредметные: П. - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля. К. - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка. Р. - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями, определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики, вносить соответствующие коррективы в учебные действия на основе оценки и учета характера ошибок.

.Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

27

Общение и источники преодоления обид.

Вопросник по теме.

28

Ростки нравственного опыта поведения.

Мини-сочинение.

29

Доброте сопутствует терпение.

Вопросник по теме.

30

Действия с приставкой «СО».

Викторина.

Раздел 9 Судьба и Родина едины- 4 часа

Предметные  результаты: знакомство с ценностями:  Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России, анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Метапредметные: П. - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля. К. - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка. Р. - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями, определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики, вносить соответствующие коррективы в учебные действия на основе оценки и учета характера ошибок.

.Личностные: развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этических чувств как регуляторов морального поведения.

31

С чего начинается Родина.

Мини-сочинение.

32

В тебе рождается патриот и гражданин.

Словарь терминов.

33

Человек – чело века.

Проект.

34

Слово, обращённое к тебе. Подведение итогов. Презентация творческих работ.

Проект.

        Литература для учителя и учащихся

1.А.И.Шемшурина Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики.. Учебник для 4 класс. – М.: Просвещение, 2015.

2. Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.

3. Остер Г. Вредные советы. М., 1998

4. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.

5. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2015.

Дополнительная литература для учащихся:

  • Андерсен Г.Х., Снежная королева.
  • Губарев В.Г., Королевство кривых зеркал.
  • Гайдар. А.П., Тимур и его команда.
  • Кун Н.А., Легенды и мифы Древней Греции.
  • Лагин Л.И., Старик Хоттабыч.
  • Линдгрен А. Малыш и Карлсон.
  • Маршак С.Я., Двенадцать месяцев
  • Погорельский А., Чёрная курица или Подземные жители.
  • Пушкин А.С., Сказка о попе  и его работнике  Балде.
  • Пушкин А.С., Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
  • Перро Ш., Золушка.
  • Толстой А.Н., Золотой ключик, или приключения Буратино.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Дата

Планируемые результаты

план

факт

Предметные

результаты

Метапредметные

                Личностные

1.

Россия  - наша Родина

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России

П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

 Формирование основ российской гражданской идентичности,

чувства гордости за свою Родину.

2.

Этика – наука о нравственной жизни человека

Развитие представлений о понятиях мораль, нра-вственность, светская и религиозная этика, какое значение имеет в жизни человека этика, готов-ность слушать собесед-ника и вести диалог.

П. строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и  определять   условия ее реализации

- уважение к религиозным и этическим ценностям;

развитие интереса к изучению предмета

Раздел 1 Этика общения- 4 часа

3.

Добрым жить на свете веселей.

Знакомство со значениями слова «культура». Понимание того, что культура — вторая природа. Знакомство с происхождением морали.

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

4.

Правила общения для всех.

Осознание особенностей морали. Знакомство с нормами морали, принятыми в обществе.

П.,строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей .

-формирование гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,

5.

От добрых правил – добрые слова и поступки.

Формирование понимания, что есть добро и зло, их проявления. Знакомство с изменением представлений о добре и зле в ходе истории.

П.,владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий,

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

6.

Каждый интересен.

Формирование понимания, что есть добро и зло, их проявления. Знакомство с изменением представлений о добре и зле в ходе истории.

П.,осуществлять информационный поиск для выполнения  заданий по вопросам этики;

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов

- развитие представлений о самосовершенствовании человека;

- воспитание уважения к этическим ценностям;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Раздел 2 Этикет- 4 часа

7.

Премудрости этикета..

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности.

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., -  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

-развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

8.

Красота этикета.

Установка взаимосвязи между  культурой и поведением людей.

П., - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;

К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

-становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

9.

Простые школьные и домашние правила этикета.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

10.

Чистый ручеёк нашей речи.

Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России. Овладение логическими действиями анализа готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

состояний;

Раздел 3 Этика человеческих отношений- 4 часа

11.

В развитие добрых  чувств – творение души.

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий,

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

12.

Природа – волшебные двери к добру и доверию.

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей. Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения.

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;  

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

13.

Чувство Родины.

Обучение толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России.

П., - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;

К., - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

14.

Жизнь протекает среди людей.

 

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

П.,осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;

К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

Раздел 4 Этика отношений в коллективе-4 часа

15.

Чтобы быть коллективом.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами;  

К., -  сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях;

-находить выходы из спорных ситуаций;

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

 

16.

Коллектив начинается с меня.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

П., - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности в процессе освоения модуля;

К., - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

Р., - вносить соответствующие коррективы в учебные действия на основе оценки и учета характера ошибок;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

17.

Мой класс – мои друзья.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

П., - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;

 - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

18.

Ежели душевны вы и к этике не глухи.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

П., - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

; - формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов

Раздел 5    Простые нравственные истины-  4 часа

19.

Жизнь священна.

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения,  классификации этических понятий,

- К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний ;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- наличие мотивации к бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

20.

Человек рождён для добра.

Обучение анализу жизненных ситуаций, выбору нравственных форм поведения, сопоставляя их с формами религиозной культуры (православной и др.)

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания,  осознанного построения речевых высказываний

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

21

Милосердие – закон жизни.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - понимать и сопереживать чувствам других людей;

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, - развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

22.

Жить во благо себе и другим.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

Раздел 6    Душа обязана трудиться- 4 часа

23.

Следовать нравственной установке.

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

П.,осуществлять информационный поиск ;

- строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и  определять   условия ее реализации;

- формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

24.

Достойно жить среди людей

Знакомство со взаимосвязями между культурой, моральными традициями и поведением людей.

П., - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;

К., - владеть навыками смыслового чтения,  осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

25.

Уметь понять и простить.

Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.

П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;

К., - понимать и сопереживать чувствам других людей;

- проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- становление гуманистических ценностных ориентаций;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

26.

Простая этика поступков.

Анализ моральных и этических требований, предъявляемых к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе и религиозных традициях.

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог,

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий ;

становление гуманистических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов.

Раздел 7   Посеешь поступок – пожнёшь характер- 4 часа

27.

Общение и источники преодоления обид.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

П., - осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий по вопросам этики;

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- становление гуманистических  ценностных ориентаций;

 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

 

28.

Ростки нравственного опыта поведения.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения;  

К., - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного  поступка;

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния.

- становление гуманистических  ценностных ориентаций;

 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, ;

29.

Доброте сопутствует терпение.

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

П., - понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности ;

К., - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей;

Р., - осознавать и проявлять  свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

- становление гуманистических  ценностных ориентаций;

 - развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, ;

30.

Действия с приставкой «СО».

Знакомство со значением этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей

П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики;

- К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность  различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию;

Р., - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики;

 

- становление гуманистических ценностных ориентаций;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах,

Раздел 8   Судьба и Родина едины- 4 часа

31

С чего начинается Родина.

Знакомство с ценностями:  Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

П., - осуществлять информационный поиск ;

- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и  определять   условия ее реализации;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

32

В тебе рождается патриот и гражданин.

Знакомство с ценностями:  Отечество, долг и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

П., - осуществлять информационный поиск ;

- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и  определять   условия ее реализации;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

33

Человек – чело века.

Анализ важности соблюдения человеком нравственных и моральных норм

П., - осуществлять информационный поиск ;

- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и  определять   условия ее реализации;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

34

Слово, обращённое к тебе. Подведение итогов. Презентация творческих работ.

Участие в диспутах, обучение слушать собеседника и излагать своё мнение.

П., - осуществлять информационный поиск ;

- владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и  определять   условия ее реализации;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...