Дидактические игры на уроках ОПК
учебно-методический материал по орксэ

Тур Татьяна Григорьевна

     Игра – современное средство диагностики психического состояния ребёнка, его личностного развития, превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии.  С помощью игры становится эффективнее обучение ребёнка и приятнее его воспитание. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_urokah_opk.docx22.28 КБ
Файл didakticheskie_igry_na_urokah_opk.pptx1.99 МБ

Предварительный просмотр:

1 слайд.  

Игре стали уделять самое серьезное внимание. Она пришла на помощь воспитанию, обучению и развитию ребенка. Душа человеческая – «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на все доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают взрослые. О некоторых духовных дарах сказано, что Бог утаил от мудрых и разумных, и открыл то младенцам (Мф. 11,25). Поэтому именно в игре – самой близкой ребенку деятельности, он лучше всего постигает нормы нравственности и красоты. «Не наука делает людей благополучными, — писал русский поэт И. А.Крылов, — а честность и добрая совесть». К этому хочется добавить замечательные слова св. Амвросия Оптинского: «Если вы будете жить и учиться так, чтобы ваша научность не портила нравственности, а нравственность научности, то получится полный успех вашей жизни». А жить и учиться с игрой веселее и интереснее.

Зачем нужна игра в школе?

Во-первых – это школа произвольного поведения (по определению известного детского психолога Д. Б.Эльконина). Заставьте ребенка стоять смирно, он не простоит и двух секунд, но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будет достигнута.

Во-вторых, игра – школа морали в действии (так определил ее другой известный психолог – А. Н.Леонтьев). При умелой организации взрослых игры учат многим христианским добродетелям; терпимости к другим, смирению, например.

В-третьих, игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка. В остальные возрастные периоды ее роль не преуменьшается для человека, только меняется ее содержание, и с возрастом игра приобретает свои особенности.

По мнению о. Василия Зеньковского, «игра – свободное творчество, важнейшее проявление эстетического начала в человеке», средство проникновения в сферу смыслов, постижение единства мира и его Творца. (В. Зеньковский Проблемы воспитания).

Игра, по мнению психологов, является источником радости для человека, потому что она реализует духовную потребность, природный интерес. Человек во время игры раскрепощается, ощущает состояние физического и психологического комфорта, эмоционально настроен на восприятие, непроизвольное внимание и запоминание, усвоение. В игре личность удовлетворяет потребности в самовыражении, самоопределении, самореализации. Поэтому включение игры в учебный процесс приносит успех в педагогической деятельности.

Педагогическая игра, по мнению Г. К. Селевко, обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуется учебно-познавательной направленностью.

С помощью игры становится эффективнее обучение ребенка и приятнее его воспитание. Игра — современное средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Одним из самых молодых психологических методов является игровая психотерапия.

Какие же темы могут быть затронуты в игровой форме на уроках Основы православной культуры?

Профессор Московской государственной консерватории В. В. Медушевский в «Концепции духовно-нравственного воспитания средствами искусства для общеобразовательных школ» называют важнейшие предметы осмысления на уроках культуры, раскрываемые на разных этапах обучения в посильной мере и в соответствующей возрасту словесной форме. Перечислим эти главнейшие предметы:

1.  Основные понятия истории, понятия традиции, культур.

2.  Важнейшие для понимания искусства ключевые вехи истории: рождение христианской культуры, гуманистическое Новое время с его двумя «солнцами» — церковным и светским.

3.  Сквозная тема — видение сущностных и исторических связей церковного и светского искусства в Новое и Новейшее время.

4.  Эпохальные стили – барокко, классицизм, романтизм, западный реализм и духовный реализм России

5.  Особенности национальных стилей.

6.  Индивидуальные стили

7.  Жанры

8.  Художественная форма, стороны формы

9.  Исполнительское искусство

10.Деятельность слушателя (ученика, в частности), когда он вместе с композитором и исполнителем (а также и интерпретатором-педагогом) устремлен в бесконечность красоты.

Сердцевиной всей этой предметной сферы внимания являются сами

шедевры культуры, в частности православной.

При проведении дидактических игр на уроках курса «Основы православной культуры» следует помнить, что существует 5 видов учебной информации:

— слова

— фигуры (рисунки, архитектура, иконы)

— чертежи

— числа

— знаки (символы)

Эту учебную информацию можно использовать в различных играх.

К методам обучения можно отнести такие как:

— анализ

— синтез

— классификация

— обобщение— обществоведческие, управленческие, экономические, коммерческие

— трудовые, технические, производственные

Все эти области человеческих знаний в той или иной степени перекликаются в курсе Основы православной культуры.

Очень полезно совмещать такие уроки как литература и Основы православной культуры, география, музыка и Основы православной культуры.

Приведем классификацию дидактических игр на уроках Основы православной культуры:

— словесные

Перечислим названия некоторых словесных игр: «Доскажи словечко», «Вычлени из текста слово», «Словарик», «Найди ошибку», «Цепочка слов», «Назови современника», «Город слов», «Да-нетка», «Найди соответствия»). Речевые («Назови синонимы, антонимы к словам», «Подбери определение к слову»). «Найди слова, начинающиеся со слов «добро, или добр» и «благо или благ».

— настольно-печатные игры

Последнее время все чаще можно встретить настольно печатные игры, выпускаемые издательствами Русской Православной Церкви. К таким можно отнести – «Спешите делать добро», «Познай Православные иконы Пресвятой Богородицы» из цикла Семейная Православная школа «Отче наш», «Мы строим храм» и т. п.

Многие учителя в своей работе используют игры, изготовленные самими преподавателями или их учениками. К таким можно отнести «Лото». К такой игре можно привлечь детей разных возрастов, ставя перед ними различные игровые условия.

— сюжетно-ролевые игры

Это игры, в которых действия согласно ее правилам выполняются соответствующими участниками (исполняются роли), а содержание отражает определенный сюжет. Например, «В кельи у старца», ученики могут разыграть диалог нравственного содержания, а в игре «Паломники» поделится личным паломническим опытом.

— игры – путешествия

В этих играх преподаватель может использовать так называемые путешествия по времени, по карте, по святым местам, по литературным памятникам. Например, игра-путешествие в страну «Добротолюбие», игра-путешествие во времена Святого князя Владимира.

— игры-сказки, драматизации 

— игры-викторины

Эти игры могут подражать известные телевизионные игры или иметь иную форму проведения, но смысл заключен в следующем. Нужно найти один правильный ответ на поставленный вопрос.

Например, «Кто мог жить в монастыре?

а) схимник; б) чернец; в) Мцыри; г) все названные».

«Остров Валаам находится в:

а) Белом море; б) Ладожском озере; в) Охотском море; г) Онежском озере»,

«Учение о ценностях называется:

а) манелогия; б) аксиология; в) ксенология; г) валеология»

« Вид церковной литературы, жизнеописание святых

а) канонография; б) библиография; в) агиография; г) клерография»,

«Слово «Библия» в переводе с греческого языка означает:

а) правда; б) слово; в) книги; г) отчет».

— деловые игры

Участники деловой игры выполняют разные функциональные роли. Возможно групповое исполнение (группа учащихся, учитель, экспертная группа, например).

Разыгрывается какая-либо ситуация, поведение людей, их действия. Участники игры, выполняющие разные роли, активно взаимодействуют между собой. Процесс решения учебной задачи осуществляется на основе непосредственного обмена мнениями, догадками, оценками. Возникает дискуссия, так как даже при наличии одинаковых условий и одинаковой информации разные личности неоднозначно интерпретируют их смысл. Например, к деловой игре можно отнести такие игры как «Пресс-конференция», «Круглый стол» и т. п.

 

— военно-патриотическое учение-игра

Смысл таких мероприятий – игровое учение, известное в свое время под названием «Зарница». Сейчас эти игры взяты на вооружение педагогами православных детских лагерей. Направление таких игр – военно-патриотическое. Но смысл наполняется православными нравственными ориентирами: раскрытие совести, воспитание патриотизма, добродетелей – самоотвержение, отваги, терпения, миролюбия и других.

Такие игры можно проводить в дни школьных каникул.

К игровым приемам можно отнести:

— игры-загадки

— кроссворды

— чайнворды

— ребусы

— шарады

— рисунки-задачи

Эти приемы, как и многие другие, требуют хорошей и длительной подготовки учителя к уроку. На помощь ему могут прийти сами дети, разрабатывая так называемые творческие задания дома.


Эрудит

Игра рассчитана на эрудицию, кругозор и интеллект. Проводится с небольшой группой детей и подростков примерно одного возраста. Для проведения этой игры каждому участнику необходимо иметь чистый лист бумаги и ручку.

Проведение.

На заданную букву участники должны написать:

— название столицы (город),

— животное,

— птицу,

реку или озеро (или рыбу), имя человека, растение,

— поэта, писателя, художника.

Например: буква Б — Брюссель, бобр, баклан, Байкал, Борис, барбарис, Блок, Бенуа.

За каждое правильное слово игрок получает 2 очка, если слова у играющих оказались одинаковыми, то оцениваются по одному очку.

«Дополнительное очко получает тот, кто первым написал все слова.

Выигрывает тот, кто на определенное количество букв набрал больше очков.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: «Дидактические игры на уроках основы православной культуры» Учитель МБОУ СОШ № 45 Тур Татьяна Григорьевна

Слайд 2

ИГРА Воспитание Обучение Развитие

Слайд 3

Душа человеческая – «по природе христианка», и поэтому дети так открыты, так отзывчивы на всё доброе и прекрасное, и сердце их способно воспринять значительно больше, чем считают взрослые.

Слайд 4

Бог утаил от мудрых и разумных, и открыл то младенцам ( Мф . 11, 25).

Слайд 5

«Не наука делает людей благополучными, - писал русский поэт И. А. Крылов, - а честность и добрая совесть». св. Амвросия Оптинского : «Если вы будете жить и учиться так, чтобы ваша научность не портила нравственности, а нравственность научности, то получится полный успех вашей жизни».

Слайд 6

С помощью игры становится эффективнее обучение ребёнка и приятнее его воспитание. Игра – современное средство диагностики психического состояния ребёнка, его личностного развития, но это и превосходный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Одним из самых молодых психологических методов является игровая психотерапия.

Слайд 7

Какие же темы могут быть затронуты в игровой форме на уроках Основы православной культуры?

Слайд 8

Темы: Основные понятия истории, понятия традиции, культур. Важнейшие для понимания искусства ключевые вехи истории: рождение христианской культуры. Православные праздники и обряды. Духовный мир человека. Особенности национальных культур. Семья. Семейные ценности и традиции. Воинская слава. Подвиг. И др.

Слайд 9

При проведении дидактических игр на уроках «Основы православной культуры» существует 5 видов учебной информации: слова фигуры (рисунки, архитектура, иконы) чертежи числа знаки (символы)

Слайд 10

словесные настольно – печатные игры сюжетно – ролевые игры игры – сказки, драматизации игры – викторины деловые игры военно – патриотическое учение – игра Классификация дидактических игр на уроках Основы православной культуры:

Слайд 11

Игровые приёмы: игры – загадки кроссворды чайнворды ребусы шарады рисунки - задачи

Слайд 12

Деловая игра «Строим храм» Цели: Развитие интереса к знаниям о храмах, мотивации к изучению православной культуры; активизация историко – культурного словаря учащихся; воспитание ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию: Группы детей: строители, архитекторы, экологи, историки, искусствоведы, журналисты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Дидактические игры на уроках математики» 1 класс

Данная презентация предназначена для совершенствования навыков устного счёта....

Дидактические игры на уроках окружающего мира.

Представляю Вашему вниманию серию дидактических игр на уроках окружающего мира по разным темам ( цель, задачи, ход игры)...

Дидактические игры на уроках русского языка

В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"....

Дидактические игры на уроках чтения

Данные дидактические задания помогут разнообразить самостоятельную работу на уроке или на внеурочных занятиях. Используются в качестве индивидуальных карточек....

Презентация "Дидактические игры на уроках в начальной школе"

В презентации представлены дидактические игры и занимательные задания по  математике для учащихся начальных классов....

Дидактические игры на уроках математики и русского языка

Я очень часто использую дидактические игры на уроках . Они мне помогают сделать урок интереснее, детям нравится....