Дидактические игры на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Бирюкова Марина Викторовна

В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry_na_urokah_russkogo_yazyka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры на уроках русского языка в работе с безударными гласными в корне слова.

Все слова, используемые в играх, содержат орфограмму: безударная гласная в корне слова проверяемая ударением.

  1. РЕБУСЫ.

Г                 (гроза)                                                  (вода)

  1. КРОССВОРД.   2 класс.   Непроверяемые безударные гласные. Словарные слова.

  1. ВИКТОРИНА ПОСЛОВИЦ.

По двум словам нужно отгадать всю пословицу. За каждую отгаданную пословицу команда получает 1 очко. Команда, составившая пословицу поднимает флажок.

1. Дело-мастер.                                                     2. Труд-лень.

1. Дело мастера боится.                                       2. Труд человека кормит, а лень портит.

  1. “СОСТАВЬТЕ ТЕЛЕГРАММУ !”

Из слова “сумка” составить предложение со словом с безударной гласной. Сегодня убежал медведь. Караул, администрация.

                                  “Кто отгадает?”

  1. ОТГАДАТЬ ЗАГАДКИ.                  (+ с коллективным   ответом)

На шесте дворец                                                    Лежит верёвка,

В дворце певец                                                      Шипит плутовка.

А зовут его …….(скворец)                                   Брать опасно-

            Укусит, ясно?

Отгадать и сказать, какая безударная гласная в корне отгадки и как её проверить.

  1. ИГРА “ТИПОГРАФИЯ”.

Составьте из букв слова “грамотей”другие слова (герой, море, гром, рот, маг, торг, тема).

  1. ЭСТАФЕТА “ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ”

На доске записаны 3 столбика слов с безударными гласными:

моря -……..                             старик -……..                                      дома -……..

столы -……                              коса-……….                                      роса-…...…

Каждый член команды должен подчеркнуть безударную гласную и написать проверочное слово, поставить ударение.

  1. ОРФОГРАФИЧЕСКОЕ ЛОТО.

Карточки для каждого игрока 15х9 см., разделённые на 9 клеток. В средней клетке написано правило: “Безударную гласную в корне проверяй ударением.” В остальных 8 клетках записаны слова с пропущенными безударными гласными в корне. Для закрывания клеток у каждого ученика должны быть фишки из плотной бумаги. Водящий достаёт из мешочка по одной карточке, читает написанное на ней проверочное слово, а игроки закрывают фишками клеточки с родственными словами. Игра продолжается, пока 2-3 человека не закроют свои карточки. Они выходят к доске, читают свои слова, объясняют, какие гласные в них пропущены, и доказывают проверочным словом. На карточках: бежать, года, дома, зверьки………..

Проверочные слова:  бег, год, дом, зверь………..

  1. “СМОТРИ В КОРЕНЬ!”

На доске записывается столбик проверочных слов с ударением на гласной корня, а рядом с каждым проверочным пишется по 2 родственных слова с пропущенными безударными гласными в корне:

бег - б…жать - б…гуны,

пар – п…ровой – п…ровоз…

Дети списывают с доски, обозначают ударение, вставляют пропущенные безударные гласные. Победители 3 ученика которые правильно выполнят задания и объяснят написание безударных гласных.

  1. “ЧЕЙ РЯД ЛУЧШЕ?”

У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами А,О,Е,И,Я. Все результаты (ошибки) каждой команды отмечаются на доске.

Ведущий называет слова: трава, роса, длина, трясти… . дети поднимают карточку с нужной буквой, которую нужно написать в этих словах.

  1. КОНКУРС ЗНАТОКОВ.

На столе обратной стороной вверх разложены карточки со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне: кр…снеть, сл…за, м…хать, г…сить, в…зить, ч…рнеть. Участники игры выбирают карточку, читают слова, говорят, какую гласную нужно вставить в каждое слово и как проверить. Класс оценивает работу знатоков и выбирает победителей.

  1. “БЫСТРЫЙ ОТВЕТ”.

Класс-2 команды. У ведущего список  слов с безударной гласной в корне: ночной, словарь, тр..пинка, м…рской. Ведущий называет слово и указывает на игрока, который должен отвечать. Отвечающий быстро называет гласную, которую нужно писать в корне, и подтверждает проверочным словом, например: “Конец, пишем О, кончить”. В случае задержки или неправильного ответа команда получает штрафное очко. Выигрывает команда с наименьшим числом штрафных очков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие « Дидактические игры на уроках русского языка»

Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, но...

Дидактические игры на уроках русского языка

 Дидактические игры для младших школьников  выступают как  средство побуждения, стимулирования уча­щихся к познавательной  деятельности....

Дидактические игры на уроках русского языка

Данный материал содержит описание дидактических игр на уроках русского языка в 1 классе. Проводимые игры помогут сделать урок более интересным...

Дидактические игры на уроках русского языка. (1-4 классы)

Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, новые до...

Дидактические игры для уроков русского языка в начальной школе

Дидактические игры помогают формированию орфографической зоркости, расширению словарного запаса....

Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе

Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе...

«Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя). Курсовая работа.

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до с...