Дидактические игры на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку по теме

Грачева Антонина Семёновна

 

   Дидактические игры для младших школьников  выступают как  средство побуждения, стимулирования уча­щихся к познавательной  деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дидактические игры19.27 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

 средняя общеобразовательная  школа села Пестравка

  муниципального района Пестравский Самарской области

Дидактические  игры

на уроках русского языка

Из опыта работы

учителя начальных классов

Грачевой А.С.

Игра «Раздели на группы»

Дидактическая цель: формировать умение классифицировать объекты и понятия по определенным свойствам.

       Содержание: учитель предлагает учащимся набор слов. Учащиеся должны разделить эти слова на группы по каким либо свойствам.

В зависимости от поставленной задачи выбирается степень сложности задания.

1. Учитель сам задает свойства, по которым будет проводиться классификация, например, проверяемые безударные гласные в корне слова – проверяемые согласные в корне слова.

2. Учащиеся самостоятельно определяют свойства, количество групп и проводят классификацию.

        Эта игра может быть использована при закреплении ранее изученного материала, обобщении изученного.

        Например, после изучения тем «Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Проверяемые парные согласные в корне слова», «Непроизносимые согласные в корне слова» необходимо провести обобщение по теме «Орфограммы корня». В этой ситуации игра позволяет сделать это обобщение в более доступной и понятной форме.

        Даны слова: низко, смотреть, звездный, праздник, рукавчик, кормушка, домовой, местный, зубчик.

        После разделения на группы учащиеся должны аргументировать свой выбор, что позволяет развивать умение рассуждать, доказать правильность своих действий.

Игра «Исправь ошибку».

Дидактическая цель: развивать орфографическую зоркость, находить ошибки в текстах, повторять правила, уметь применять их на практике, способствовать выработке навыка орфографического письма.

Учитель предлагает текст или набор слов, с ошибками в некоторых словах. Задания могут подразделяться по уровню сложности:

1. С указанием количества ошибок.

2. Без указания количества ошибок.

3. С ограничением по времени или ввести элементы соревнования между учениками.

        Учитель или сам предлагает слова или выбирает их из детских работ, что позволяет отработать наиболее частые ошибки, допускаемых учащимися.

Учащиеся должны обнаружить ошибки и оформить результаты работы в указанном виде (исправить прямо в тексте, выписать слова с ошибками и т.д.).

Дидактическая игра «Твердый – мягкий»

Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».

Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

Дидактическая игра «Чудо – дерево».

Цель игры: создать условия для комплексного повторения способов словообразования.

Сегодня, ребята, мы должны с вами вырастить дерево. Посмотрите оно еще совсем маленькое. А чтобы деревце выросло красивое, большое и крепкое. Нам нужно, ребята, образовать новые слова и записать их в свою тетрадь. Подсказка у вас уже есть. Вам даны словообразующие части слова, и корни, от которых нужно образовать новые слова. Разделимся с вами на 3 команды. Первая команда образовывает слова с корнем шум, вторая команда образовывает слова с корнем зверь, а третья команда рассказывает нам, какой способ словообразования использовался при получении новых слов. Каждый член команды образовывает по одному слову. (слова, которые должны получиться у учащихся: бесшумно, шумный, пошуметь, зашуметь, шумок, звереть, зверюшка, зверек, звериный.

Ребята, прочитайте, какие слова у вас получились.

Дидактическая игра «Рассыпанный текст».

     К нам на урок, ребята, сегодня пожаловал гость по имени Незнайка. Он хотел попросить вас помочь озаглавить его сочинение, т.к. Незнайка слышал, что вы большие профессионалы в подборе заголовков к текстам. К сожалению, у Незнайки, пока он до нас добирался, случилось несчастье. Все слова в его предложении перепутались, рассыпались. Незнайка не может вспомнить, в каком порядке они находились в предложении.

Ребята, давайте поможем Незнайке. Вернуть его сочинение в прежнее состояние.

В его тексте пять предложений. Вам необходимо составить цельный текст. Знайте, слова в предложении перепутаны, и предложения в тексте тоже.

Прошу вас разделиться на пять групп. Каждая группа получит свое «рассыпанное» предложение.

Учащиеся получают следующие наборы слов.

Первая группа: стоял, денёк, морозный, зимний.

Вторая группа: получилась, горка, хорошая.

Третья группа: во, строили, дворе, горку, ребята.

Четвертая группа: с, весело, дети, на, катались, горки, санках.

Пятая группа: день, трудились, целый, дети.

Ребята, прочитайте, какие предложения у вас получились.

Учащиеся читают предложения, учитель вывешивает составленные верно предложения на доску. Затем учащиеся смотрят, в каком порядке лучше всего разместить эти предложения. Объясняют, почему получившийся набор предложений является текстом. Затем учащиеся подбирают заголовок к сочинению Незнайки.

Пример, получившегося текста.

Отличная горка.

        Зимний, морозный стоял денек. Ребята строили во дворе горку. Дети трудились целый день. Хорошая получилась горка! Дети весело катались с горки на санках.

     Ребята, Незнайка говорит вам огромное спасибо за помощь, которую вы ему оказали. Теперь он точно получит пятерку за сочинение. В благодарность вам он оставляет жетончики самых мудрых и творческих ребят.

 

Дидактическая игра «Атака»

Задания:

- Сколько букв в алфавите? (33)

- Сколько гласных звуков? (6)

- Какая 10 буква в алфавите? (и)

- Сколько букв и звуков в слове Яна? (паяет, поет, ясень и др.)

- В каком глаголе слово «нет» слышится сто раз? (стонет)

- В каком слове семь гласных? (семья)

- Что принадлежит только тебе, а употребляется другими чаще, чем тобой? (имя)

- Какое слово состоит из трёх одинаковых букв? (три – о)

- Какая часть растения бывает и частью слова? (корень)

- Какие буквы обозначают два звука, если стоят в начале слова или после гласной?

- Как из маленького хвостика сделать большой? (убрать –ик: хвост)

- Можно ли рыбу превратить в человека? (добавить –ак: рыбак)

Игра «Собери лукошко». 

Цель игры: закрепление  падежей и предлогов

       Вы знаете, что падежи существительных – хорошие друзья с предлогами. Некоторые предлоги характерны только для одного падежа, другие для нескольких. Так как мы собираемся в гости к падежам, неплохо было бы принести им гостинец. Дорога наша лежит через лес, давайте поищем здесь предлоги для падежей. У нас и падежные корзинки найдутся (В игре используются 6 корзинок с наименованиями падежей, грибки с предлогами на шляпках). Но собирать предлоги нужно тщательно и положить каждому падежу только свой предлог. И.П. -; Р.П. – от, до, из, без, у, для, около, с; Д.П. – к, по; В.П. – в, на, за, через, про; Тв.П. – с, за, под, над, между, перед; П.П. – о, в, на, при.

- Какая корзинка осталась пустая? Почему?

- А какая корзинка всегда будет полной?

 - Падежи гостей любят, тем более что вы им подарки принесли, но без дела в их доме не сидят, они вам игру придумали. (5-6 человек из класса получают индивидуальные карточки)

 «Хорошо (птичка) в золотой (клетка), а еще лучше на зеленой (ветка). Мне приходилось ездить на (автомобиль), на (трамвай), на (лошадь)”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках русского языка

В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"....

Учебно-методическое пособие « Дидактические игры на уроках русского языка»

Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, но...

Дидактические игры на уроках русского языка

Данный материал содержит описание дидактических игр на уроках русского языка в 1 классе. Проводимые игры помогут сделать урок более интересным...

Дидактические игры на уроках русского языка. (1-4 классы)

Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, новые до...

Дидактические игры для уроков русского языка в начальной школе

Дидактические игры помогают формированию орфографической зоркости, расширению словарного запаса....

Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе

Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе...

«Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя). Курсовая работа.

Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до с...