Дидактические игры на уроках русского языка
статья по русскому языку (1 класс) по теме
Данный материал содержит описание дидактических игр на уроках русского языка в 1 классе. Проводимые игры помогут сделать урок более интересным
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskie_igry_na_urokah_russkogo_yazyka.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на уроках русского языка
Главная забота учителей, работающих с шестилетками,— помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство. .
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой — решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.
Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А. С. Макаренко о том, что «хорошая игра похожа на хорошую работу», каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.
На первых уроках при ознакомлении детей с составом предложения, с последовательностью слов в предложении особое место может быть отведено игре «Живые слова». Вот как я ее проводила.
К доске вызываю трех учеников (это дети, выступающие в роли слов), а остальным даю задание составить предложение, в котором столько же слов, сколько детей стоит у доски.
По картинке дети составляют предложение, например: Ёжик несёт яблоко. У вызванного ученика спрашиваю, в роли какого слова он будет выступать (или дети сами выбирают себе слова из составленного предложения). Классу даю задание поставить «слова» в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение.
Затем дети, выступающие в роли слов, называют каждый свое слово по порядку, и все слышат предложение, которое составили коллективно.
В другом варианте игры я сама предлагаю детям, выступающим в роли слов, слова, например: белка, грибы, сушит. Остальные дети составляют из них предложение, правильно выстраивая «живые слова» у доски. Дети-«слова» произносят свои слова, и у них получается предложение: Белка сушит грибы.
Возможен и еще один вариант.
На перемене я готовлю детей, которые будут выполнять роль «живых слов», обучаю их произносить слова хором, но каждого свое слово. На уроке я сообщаю классу, что «живые слова» приготовили предложение и сейчас они произнесут его. Дети-«слова» произносят свои слова хором.
В беседе дети пришли к выводу, что предложение не получилось, потому что слова в предложении произносились не строго друг за другом. Учащиеся выстраивают «живые слова» в нужной последовательности, дети-«слова» произносят друг за другом свое слово. Предложение Солнце светит ярко понимают все дети.
Восстановление последовательности слов в предложении развивает у детей умение определять количество слов в предложении, составлять предложение по заданному количеству слов, а также способствует лучшему пониманию детьми членораздельности и строгой последовательности слов.
Игру «Живые слова» в разных вариантах можно использовать не только на первых уроках по ознакомлению детей с предложением, с его словесным составом и последовательностью слов в предложении, но и в более поздний период, когда дети будут записывать небольшие предложения под диктовку.
Эту игру можно использовать и при изучении темы «Слово», когда дети начнут учиться делить слово на слоги, составлять слова из слогов. Назвать эту игру уже нужно не «Живые слова», а «Живое слово» или «Живые слоги».
При ознакомлении детей со звуковой стороной слова, при обучении звуковому анализу важное место также отводится игре. При изучении и выделении звуков хорошо использовать игру «Назови слова, в которых есть данный звук». Так, при изучении звука [у] расставляю на столе игрушки. На уроке в гости к детям приходит нарядная кукла Аленка. Из письма, которое она принесла, дети узнают, что у нее сегодня день рождения. — Давайте подарим Аленке игрушки, в названиях которых слышится звук [у],— предлагаю учащимся.
Дети произносят слова, называющие игрушки:
— Кукла, уточка, петушок, кубики, курочка, гусь.
Когда все предметы были названы, спросила у детей: «А что бы вы 'могли подарить Аленке из своих игрушек, в названиях которых есть звук [у]?»
А вот другой вариант игры «Назови слово...». При изучении звука [и] говорю детям:
— Представьте себе, ребята, что сейчас зима и вы катаетесь на горке. Назовите слова о зиме, в которых слышится звук [и].
Дети называют слова: зима, снеговик, сани, коньки. Второе задание:
- А теперь назовите слова, в которых не было бы звука [и].
- Мороз, каток, холод, горка, лёд, снег.
Развитию внимания, умения определять на слух нужный звук способствует игра «Какой звук заблудился?».
Дети охотно подбирают материал для игры из журнала «Веселые картинки».
Во время урока, посвященного изучению буквы ж, я дала детям такое задание:
— Послушайте стихотворение и назовите слово, в котором заблудился звук. Определите, какой звук заблудился.
Хорошо читающий ученик читает четверостишие:
Куклу выронив из рук
, Маша мчится к маме:
«Там ползёт зелёный лук
С длинными усами!»
— Какой буквой обозначается звук [ж] ? Составьте это слово с нужной буквой из букв разрезной азбуки.
Разнообразить игру можно такими заданиями: написать слово шрифтом, составить два предложения с данными словами (лук, жук).
При закреплении знаний о гласных и согласных буквах помогает игра «Буква заблудилась». На магнитной доске расставлены буквы, которые перепутал Незнайка.
Гласные: ОСЕМУ
Согласные: Н К И А Т
Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих слов, ставят буквы на место.
При изучении букв дети любят использовать игру «Назови букву». Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.
Я (или ученик) показываю буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук показывают ошибку.
Лучшему запоминанию букв способствует игра «Узнай букву» или «Какие эти буквы?»
Я предлагаю детям буквы, вырезанные из картона, затем одному ребенку закрываю глаза и прошу его ощупать букву назвать ее. После того как назовут все , они составляют из букв р с а у к л рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра дает шестилеткам не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова. При изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать -слияния с новой буквой можно использовать игру «Дополни до целого слова»,В гости прилетает Каркуша и приносит слоги: ка кн ко ку. Дети учатся читать подбирают такие слова, в которых данные слоги (Каркуша, карандаш, яблоко, кошка, курица, кукушка .), а Каркуша проверяет, чему научились
Игра «Дополни до целого слова» способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление. Активное участие дети принимают в играх- соревнованиях: «Кто больше?», «Чей ряд быстрее?»
При проведении игры «Кто больше?» я предлагаю детям составить слова из слогов, расположенных на доске или на слоговой це. Например, на уроке, посвященном изучению букв Гиг, даю детям слоги буквы, расположенные на магнитной доске: са ни с ки ты но ко ти т
Дети читают, а затем составляют слова: с
коты, кино, нос, кит, сани, киты, коса,
и, кони. Е
с:
-ва: сто, оса, нора, рот, роса, рост, рано, трос, нос, рос, она, он.
В следующем варианте игры «Кто больше?» требовалось заменить в слове одну букву2, например: заменить согласную в слове бочка.
«Кто больше составит слов?» — спросила я. Вот ответы детей:
бочка — точка, почка, дочка, кочка, ночка;
день — пень, тень, лень.
В другом случае дети заменяли в словах гласную букву:
пажа — полка, пилка;
мал — мел, мыл, мял, мёл.
Дети любят составлять слова из разрозненных букв или слогов. Например, на уроке закрепления букв Д и д прочитала детям стихи А. Шибаева:
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их построишь в чёткий ряд,—
Превратятся буквы в слово
И — с тобой заговорят!
Затем я предложила игру «Кто быстрее составит слово?»: о, д, м; у, д, б; в, о, р, д; с, д, а; р, о, д, в, а; т, е, д, и; ре, во, де.
Дети составили слова: дом, дуб, двор, сад, "дрова, дети, дерево.
Уроки с использованием игр или игровых ситуаций являются эффективным средством обучения и воспитания, поскольку отход от традиционного построения урока и введение игрового сюжета привлекают внимание учащихся всего класса. Содержание дидактической игры — это всегда осуществление ряда учебных задач. В игре ученики попадают в ситуацию, позволяющую им критически оценить свои знания в активном действии, привести эти знания в систему.
На уроках в моём классе происходят удивительные события: в гости к ребятам приходят Чебурашка и Буратино, веселые человечки и диковинные звери. Они часто просят помощи, совета у ребят. Как не помочь, например, трем поросятам сосчитать желуди, а Буратино разгадать схему слова, ребус или загадку? Звучит песенка с давно знакомыми словами, а ребятам надо найти в них названия предметов. От игры, интересных заданий к важной и трудной работе веду своих питомцев, развивая у них любознательность, инициативу, эмоциональную память.
Когда ребятам нужно придумать слова на заданный звук или нужную орфограмму, а также при устном счете, я даю задание и бросаю ученику большой, пестрый мяч. Тот возвращает его учителю, называя ответ. В такие минуты работать хочется всем, и даже слабые ученики чувствуют себя при ответах гораздо увереннее.
Нелегко младшим школьникам работать со схемами. Куда проще усваивается схема слова в игре. И учитель предлагает игру.
Найди слово к каждой схеме.
На доске —слова только к одной схеме, соединяя их линией. Выигрывает та команда, которая правильнее и быстрее других выполнит задание.
Составь схему слова. На доске помещены три группы предметных картинок или три столбика слов. Соревнуются три команды. Каждый ученик составляет только одну схему. Выигрывает команда, правильнее и быстрее других составившая все схемы.
Спрятавшееся слово. На доске написаны слова: хлев, уточка, столб, укол, зубр, коса, полк, волк, крот, краны. Учительница говорит, что в каждом из этих слов «спряталось» еще одно слово и предлагает отыскать его.
Эхо. Учитель объясняет детям, что такое эхо и предлагает поиграть в игру с таким же названием. Игра заключается в том, что учитель называет слова, а дети хором повторяют их, но не полностью, а только их конец, так, чтобы получилось слово. Например, смех — мех, крот — рот...
Очень трудной для детей является тема «Ударение». Чтобы все дети научились определять ударный слог, используем следующую игру.
В каком слове такое ударение? Учитель выстукивает по коробочке или крышке своего стола количество слогов в слове, выделяя ударный слог громким стуком. Дети должны подобрать слово с таким же количеством слогов в нем и с ударением на том же слоге.
Большое значение придает игровому использованию пословиц, поговорок, позволяющих решать не только учебные задачи, но и ощутить силу живого русского слова.
Например, если в пословицы необходимо вставить глаголы, противоположные по смыслу: Чем зря кричать, лучше... (помолчать); От лени болеют, от труда... (здоровеют).
Для развития активного словарного запаса детей, умения быстро подбирать слова как для выражения своих мыслей, так и для решения грамматических задач учительница подбирает различные игры-соревнования. Например: дается задание записать на доске за определенный промежуток времени примеры на данное ею правило. Соревнование проводится по рядам, в нем участвуют все дети. Выигрывает тот ряд, у которого слов записано больше. В начале урока как орфографическая зарядка проводится обычно игра «Загадка в загадке»: дети долж-ны прочитать загадки, вставляя в слова пропущенные буквы и назвать отгадки. Например:
Через поле и л.сок
Подается глхок.
Он бжит по пр.в.дам —
Скажешь здесь, а слышно там.
(Телефон.)
Используются и игры-шарады «Отгадай ' слова»:
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замотать,
Суффикс в слове сказка,
Окончание в слове рыба. (Завязка.)
Очень нравятся детям такие задания, в которых им надо найти в тексте слова с одинаковым произношением, но имеющие разный смысл:
Однажды кот подкрался к попугаю: — Сейчас тебя я, братец, попугаю!
Если в норке нету норки.
Может, норка возле норки?
Нет нигде. Пропал и след.
Норка — здесь, а норки нет. :
Используя загадки, я даю детям задание записать отгадки (вместе с подходящим по смыслу именем (прилагательным, определить род и число:
1.Ходит солнышко высоко,
Наливает зерна соком.
И, как смирные ребятки,
Все они сидят в початке. (Кукуруза.)
2.И зелен, и густ
.На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом... (картошка).
Я думаю, что предлагаемые формы работы помогут организовать на уроке в 1 классе работу со словом, расширить словарный запас обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры на уроках русского языка
В статье представлены дидактические игры по теме "Правописание безударных гласных в корне слова"....
Учебно-методическое пособие « Дидактические игры на уроках русского языка»
Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, но...
Дидактические игры на уроках русского языка
Дидактические игры для младших школьников выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к познавательной деятельности....
Дидактические игры на уроках русского языка. (1-4 классы)
Перед школой на рубеже нового тысячелетия стоит ряд нерешённых проблем, которые окажут значительное влияние на формирование школы в новом веке. Быстрое развитие науки в конце двадцатого века, новые до...
Дидактические игры для уроков русского языка в начальной школе
Дидактические игры помогают формированию орфографической зоркости, расширению словарного запаса....
Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе
Дидактические игры на уроках русского языка в первом классе...
«Дидактические игры на уроках русского языка» (из опыта работы учителя). Курсовая работа.
Для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей очень действенным методом является дидактическая игра, которая может выступать как ведущая деятельность до с...