Сценарий внеклассного занятия по ОРКСЭ
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Мунгалова Наталья Владимировна

Сценарий внеклассного занятия по ОРКСЭ тема "Милосердие и сострадание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_miloserdie_i_sostradanie.docx42.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа

село Калининское Марксовского района Саратовской области

413083, Саратовская область Марксовский район село Калининское ул.Центральная д.40

тел. 8-845-67-6-56-37, shkalininskoe@mail.ru 

Сценарий внеклассного занятия по ОРКСЭ

модуль «Основы православной культуры» 

4 класс

Тема: «Милосердие и сострадание» 


Учитель начальных классов

 Мунгалова Наталья Владимировна                      

2018 уч.год

Ф.И.О. учителя:  Мунгалова Наталья Владимировна                              

  Дата проведения:  31.10.2018г.            

Кружок ОРКСЭ модуль «Основы православной культуры»                       Класс: 4        

Тема занятия: Милосердие и  сострадание.                                                 

Цель:   формировать представление о милосердии и сострадании; умение поставить себя на место нуждающихся в помощи людей - первый и самый главный шаг на пути к рождению в сердце великого человеческого богатства - милосердия.

Задачи: 

1. Создать условия для осмысления понятий «милосердие», «сострадание», «милостыня». Способствовать формированию  у учащихся милосердного и сострадательного отношения к людям.

2.Способствовать развитию мыслительной деятельности: памяти, внимания, умения сравнивать, анализировать и делать выводы; способствовать развитию готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию, понимать значение нравственности, веры в жизни человека и общества.

3.Содействовать воспитанию личности гуманной, стремящейся к милосердию и доброте, способной к состраданию и оказанию помощи.

Планируемые результаты: 

Предметные: задумаются над понятиями милосердие и сострадание; узнают, что одно из дел милосердия – милостыня; познакомятся с притчей  о добром самарянине;  

Личностные: осознают значимость чтения, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать;

Метапредметные:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, применяют модели для получения информации;

- коммуникативные: составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.        

Основные понятия:   долг, ответственность, милосердие, сострадание, близкий, любовь к врагам, милостыня.

Виды  деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации,  участие в  диалоге.

Оборудование: учебник  Кураева А. В. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры» 4—5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений / А.В. Кураев. — М. Просвещение, 2012, интерактивная доска, презентация, индивидуальные листы, тетради, ноутбуки, проектор, диск по курсу ОРКСЭ («Основы православной культуры»); притча «О саморянине», м/ф «Просто так!»  словари, сердечки.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

1.Организационный этап. 

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас присутствуют гости. Повернитесь к гостям и поприветствуйте их.
Мне очень хочется, чтобы наша встреча принесла всем нам радость, общение и наполнила наши сердца добрыми чувствами.
Улыбнитесь друг другу! Подарите радость! Просто так!
Внимание на экран (Просмотр фрагмента мультфильма “Просто так”)

Приветствуют гостей.

Улыбаются друг другу и гостям.

Тихо садятся.

2.  Актуализация знаний.  

1. Устный опрос:

Мальчик совершил добрый поступок, а создатели этого мультфильма подарили хорошее настроение. Просто так! Потому что у них большие добрые сердца!
Как вы думаете, ребята, можно назвать героев мультфильма милыми? Почему?
Кто такой милый человек?
Сегодня мы познакомимся с одним из самых красивых слов на свете. Оно говорит о сердце, которое милует, жалеет, любит, сострадает. Догадались, что это за слово?
Правильно, это милосердие.

Ответы учащихся

Слушают притчу.

2. Формулирование темы и целей урока.

Тема нашего занятия “Милосердие и сострадание.”
Сегодня мы с вами постараемся понять:
Что такое милосердие?
Что такое сострадание?
В чем проявляется милосердие?
Кто нуждается с сострадании?
Так же вы узнаете, кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям?
Давайте вместе будем находить эти ответы на вопросы. А как вы думаете, где мы можем узнать о значении слов милосердие и сострадание

Мы сегодня поговорим о милосердии и сострадании.

Тема: «Милосердие и сострадание».

В интернете, библиотеке, в словаре, в газете, в журнале, спросить у родителей

Ответы детей.

3. «Открытие» нового знания.

1. Словарная работа. Работа со словарями.

- Ребята, как вы понимаете значение  слов «милосердие» и «сострадание».

- Найдите определения этих слов в толковых словарях русского языка С.И. Ожегова, В.И. Даля.

Работаем по группам: 1 группа находит значение слова «милосердие», 2 группа–  значение слова «сострадание». Зачитайте значения слов.

- Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

 

-  В дальнейшей работе нам поможет лестница познания милосердия. Я приготовила для вас маршрут движения по этой лестнице, он у вас на парте, возьмите его и шагните на первой ступеньку. Запишите значение слов милосердие и сострадание.

- Как вы думаете, что лежит в основе милосердия и сострадания?

- Молодцы! Верно! Любовь.

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. Например, при встрече с любимым человеком лицо озаряется радостью, улыбкой и счастьем.
Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь подсказывает тебе: чужой беды не бывает

(Видеоролик).

Еще минуту назад этот человек был тебе даже не знаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.
Сердце откликнулось и повелело остаться, выслушать, поговорить, помочь.
Если видишь голодного, уже ни к чему оценивать его – хороший он или плохой.

Идем дальше по нашему маршруту, внимание на экран. Прочитайте слова и подумайте какие слова лишние?
Помощь, обида, благодать, радость, счастье, любовь, милосердие, прощение, злорадство, доверие, равнодушие, жалость, бескорыстие, жадность, доброта, месть.
Из всех слов, которые относятся к милосердию мы соберем наш красивый цветок. Украсим цветок лепестками.

-Скажите, а можно научиться милосердию?
Посмотрите на слайд.
Кто эти женщины на фотографии? Как их называют?
Верно! Существует такое словосочетание – сестра милосердия. Это женщины, которые помогают больным и нуждающимся.
(Выступление учащихся с сообщением, на слайдах показать сестер милосердия)

Выступление учащейся с сообщением:

-Орден сестер милосердия в России основала великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны. Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту, русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, сидела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мариинскую обитель милосердия.

В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и представительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете. Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали раненых солдат и офицеров. Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора средств на помощь нуждающимся.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь.

- Наша страна большая и сильная, но многие люди нуждаются в помощи, есть дети-сироты, которым не так уж хорошо живётся, хоть государство и заботиться о них в меру своих возможностей. Есть у нас и дома для престарелых, где живут пожилые люди, за которыми некому ухаживать. К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь открылась Марфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существуют благотворительные фонды, где каждый желающий может оказать посильную помощь. Проводятся благотворительные акции. Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным.

Это хорошо, когда люди помогают друг другу, выручают друг друга, прощают. А особенно сегодня, когда в мире происходят войны, всё больше проявляется  непонимание, грубость и даже жестокость. Нам так не хватает милосердия и сострадания.

2. Физмимнутка

Далее перейдем на вторую ступеньку лестницы.
Дела милосердия нужно творить  

Как? Кому? Почему?
Как? С чистым сердцем, с чистой совестью.
Кому? Делать всем, кто нуждается в твоей помощи.
Почему? Дела милосердия спасают всех: И тех, кто делает добро и тех, кому оказывается милость.
-Так скажите, ребята, можно научиться милосердию?

-Вы молодцы, вы отлично справились с заданием.

3. Притча о добром самарянине. Осмысление понятия «ближний».

А сейчас погрузимся в ситуацию, проявим чуткость и внимание. Всмотримся в поступки действующих лиц и вместе с ними поучимся быть милосердными.

(Просмотр притчи “Милосердный самарянин”)

Прежде чем посмотреть притчу прочтем и запомним значение слов:
Негоже – негодный, ненужный.
Притча – поучительная история.
Самарянин – в данном случае означает человек – чужак, приехавший из другой местности, незнающий местного языка и обычаев.
(Просмотр видеоролика)
Чему учат притча?
Кто такой ближний? Ближний – это тот, кто нуждается в твоей помощи.

 

6. Понятие «милостыня»

Одно из дел милосердия – милостыня. 

- А как вы себе представляете, что такое милостыня? 

- А вы сами когда-нибудь подавали милостыню?

- Какие чувства вы испытывали при этом?

- Да ребята, как правило, это радость. Радость от того, что вы помогли другому человеку.

- Христос говорил: «Всякому просящему у тебя – дай».

- А святой Дорофей пояснял: “Когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире. Но бедняк, которому ты помог, получил лишь десятую часть добра, произведённого твоим поступком. Остальное добро ты принёс самому себе. Ведь от этого твоя душа стала светлее”.

- Но  вы можете сказать, что у детей ещё денег нет. Как вы думаете, что можете сделать, пожертвовать вы?

Работа со словарями в группах.

Находят и зачитывают значение слов милосердие.

В.И. Даль: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость».

 С.И.Ожегов: «Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

Сострадание - способность переживать боль другого человека, как свою собственную.

Записывают значения этих слов в тетрадь.

В основе лежит Любовь.

Просмотр видеоролика

Работа учащихся в группе

Ответы детей.

Выступление учащихся.

Добрый самарянин – незнакомец, чужак, который пришёл на помощь.

Ближний – тот, кто нуждается в твоей помощи.

Слушают.

Любви к животным.

Рассказывают.

(Помогать ближнему)

Человек может научиться милосердию.Совершать добрые дела (например, ухаживать за больными или животными, и т.д.).

В толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Милостыня- то, что подаётся нищему, подаяние».

Да.

Радость.

- Помогать старшим, оберегать младших, ухаживать за больными, и т.д.

4. Закрепление нового материала.

Почему нужно делать добрые дела? Потому что в этом заключается смысл жизни.
Мы прошли две ступени нашего маршрута в познании тайны слова Милосердие, сочувствовали, сострадали. Вы узнали, что такое милосердие. Вы научились быть милосердными вместе с героями наших сюжетов.

А теперь каждый из вас самостоятельно должен подняться на третью, самую высокую ступень и кратко записать главное. Чему вы научились сегодня на занятии? Я верю в вас! Вы справитесь!
Кто готов озвучить то новое, что стало для вас важным после нашей встречи и что вы, надеюсь, будите дарить другим, просто так.
А теперь каждый из вас самостоятельно должен подняться на третью, самую высокую ступень и кратко записать главное. Чему вы научились сегодня на занятии? Я верю в вас! Вы справитесь!
Кто готов озвучить то новое, что стало для вас важным после нашей встречи и что вы, надеюсь, будите дарить другим, просто так.

Да.

- Нужно делать как можно больше хороших дел по отношению к окружающим, и неважно кто этот человек; проявлять заботу о других, приходить на помощь, если это в твоих силах, делать всё это бескорыстно, сочувствовать людям.

5. Подведение итогов. Рефлексия.  

- Вот и подходит к концу наше занятие.

-О чём мы сегодня с вами говорили?  

- Над чем занятие заставило вас задуматься?

- Я искренне надеюсь, что сегодняшний урок оставит в вашем сердце и памяти только добрые, светлые воспоминания, поможет задуматься о том, как стать чище и добрее.

-  Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нужную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами, радуйте других, будьте искренны. Когда отдаешь, частичку доброго сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно. Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу подарить вам «Памятки жизненных правил».

Спасибо всем присутствующим за внимание!  

ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ.

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей

2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Самооценка учащихся.

Оценить себя по плану:

-Меня удивило...

-Произвело впечатление..

-Мне понравилось..

-Меня восхищает...

-Мне запомнилось …

-Я считаю, что...

Дети по мере завершения работы подходят к доске и прикрепляют свои сердечки. 

ЛЕСТНИЦА познания МИЛОСЕРДИЯ

3. Я буду стараться в жизни быть…____________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

____________________________________

___________________________________

___________________________________

___________________________________

____________________________________

2 Дела милосердия…- нужно творить

Как?

Кому?

Почему?

1 Милосердие-…__________

_________________________

_________________________

_________________________

2 Сострадание - …_______

________________________

________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного занятия.

Предлагаемый сценарий  "Своим здоровьем ты займись, чистить зубы не ленись" создан для проведения внеклассного занятия. (Тема - здоровьесбережение).  Дополнительной длительной подготовки учи...

Сценарии внеклассных занятий по ОБЖ в начальных классах

«Путешествие в страну Здорового Образа Жизни» \2- 3 класс\   "Огонь – друг или враг? \4 класс\«Дорожные приключения Бабы-Яги».\1 класс\...

Сценарий внеклассного занятия "Путешествие в Читай - город"

Сценарий внеклассного занятия включает в себя речевые, дидактические  игры,  электронную игру на развитие  внимания, памяти. Вниманию детей предлагается  книжная выставка...

Сценарий внеклассного занятия "Праздник осени"

Сценарий внеклассного занятия "Праздник осени" содержит стихи,слайды,сценку....

План-конспект внеклассного занятия по ОРКСЭ на тему "Милосердие"( на примере жизни св.Блаженной Ксении Петербургской)

Данный материал может быть использован на уроках  ОРКСЭ(модуль"Основы православной культуры"),по теме"Милосердие"....

Внеклассное занятие по ОРКСЭ " сказка о художнике и его главной картине."

презинтация внеклассного занятия по ОРКСЭ для учащихся 4 класса...