«Национальные базовые ценности в модуле ОПК в курсе ОРКСЭ»
статья по орксэ (4 класс)

Максимова Жанна Анатольевна

В феврале-марте каждого учебного года во всех общеобразовательных школах проводятся общешкольные родительские собрания по выбору одного из шести модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики». Родителям будущих четвероклассников необходимо познакомиться с содержанием всех модулей, чтобы сделать выбор, соответствующий их мировоззрению. Я же, как учитель, преподающий Основы православной культуры, должна преподнести родителям суть и глубину предмета.

Эта работа может помочь учителям выстроить логику презентации модуля "Основы православной культуры" на родительском собрании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bazovye_tsennosti_v_opk.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

С  1 сентября 2012 года Приказом Министерства образования и науки  в базисный учебный план начального образования (IV класс) введен учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в объеме 34 часа в год.

Предмет ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных школах представлен шестью модулями: 1. Основы православной культуры; 2. Основы исламской культуры; 3. Основы буддийской культуры; 4. Основы иудейской культуры; 5. Основы мировых религиозных культур; 6. Основы светской этики.  Из этих модулей родители (законные представители) обучающегося выбирают один.  

Для большинства родителей это непростой выбор, если речь не идет о принадлежности семьи к той или иной религиозной культуре.  В феврале-марте каждого учебного года во всех общеобразовательных школах проводятся общешкольные родительские собрания по выбору одного из шести модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики». Родителям будущих четвероклассников необходимо познакомиться с содержанием всех модулей, чтобы сделать выбор, соответствующий их мировоззрению. Я же, как учитель, преподающий Основы православной культуры, должна преподнести родителям суть и глубину предмета. Конечно же, все мы заинтересованы в том, чтобы наши дети росли и обучались  в традициях родной государствообразующей православной культуры, воспитывались в ценностях высочайшей христианской нравственности. Как преподнести родителям эти важные смыслы? Какими доводами воспользоваться? Духовно-нравственное развитие и воспитание личности основывается на Базовых национальных ценностях, которые определяются Концепцией фундаментального ядра содержания общего образования и Концепцией духовно-нравственного развития личности гражданина России. Эта работа может помочь учителям выстроить логику презентации модуля на родительском собрании.

Для начала мне хотелось бы процитировать слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь. До первого нужно дорасти, до второго стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не лёгкое». Мне кажется, что из всего спектра модулей, что предлагается для выбора, самый достойный по содержанию - модуль основ православной культуры. Мы жители культурной столицы России. И если рассматривать Санкт-Петербург как воспитательную среду, то стоит учитывать, что наш город замышлялся и создавался Петром Великим как столица православной империи, история которой, как и история нашего города, формировалась в условиях преобладания ценностей православной культуры, её традиций. И поэтому культура Петербурга непосредственно связана с православной культурой. Следовательно, выбор модуля ОПК представляется закономерным. Нужно отметить, что речь пойдет не о выборе религии, а о выборе культуры, в которой развивалось наше общество, происходило становление русской государственности. Зачем вообще введён курс ОРКСЭ? Из письма Министерства образования и науки о введении обязательной для обучения предметной области ОДНКНР и ОРКСЭ, цитата: «Для духовно-нравственного образования, формирования личности учащихся, разделяющих российские традиционные духовные ценности». Что же такое ценности? Современные учёные говорят, что нет такого понятия как общечеловеческие ценности. Ценности связаны с той культурой, в которой формируется страна, народ. Обращаясь к историческим источникам, открывая страницы истории нашей родины, мы узнаём, что государство возникает с того момента, как князь Владимир выбирает религию христианства, православие. Православная культура, это культура, прежде всего государствообразующая. И поэтому, даже если человек, приезжающий жить в Россию, исповедует другую веру, он должен знать  культуру, в которой намеревается жить, чтобы понимать среду, которой будет окружён. Кстати сказать, мусульманским народам, живущим в нашей стране, интересны русские традиции, в этом им нужно отдать должное. Тем более нам следует интересоваться культурой наших исторических предков.

Таким образом, цель этого курса – ввести ребёнка в те традиции, в которых формировалась история и культура нашего государства. Еще один весомый аргумент в пользу выбора модуля: на протяжении последующего обучения ребёнок будет встречаться с традициями православной культуры в истории, литературе, изобразительном искусстве, музыке… То есть уже в начальной школе, в 4-м классе курс основ  православной культуры позволяет реализовать если не личностный результат, то метапредметный, так как  намечаются основы,  которые  в дальнейшем помогут ребенку изучать творчество Пушкина, Достоевского, Гоголя… Необходимо понимать особенности, в которых формировался наш народ и его история, современные дети не понимают традицию. В образовании стоит проблема ценностной дезориентации. Нам с вами, в частности моему поколению, повезло. Хоть наши родители личностно формировались в советской идеологии, но ценности им передавали ещё те, дореволюционные – ценности православной культуры. Поэтому в ситуации ценностной дезориентации важно обратиться к нашим исконным ценностям. Чего хотят сами родители? Чтобы ребёнок был умным, образованным, культурным, счастливым. Здесь важно понимать, что фактически они делают выбор за своего ребёнка. Ведь в 10 лет ребёнок не готов к самостоятельному выбору т.к. ничего не знает, и родители должны оценить тот масштаб информации, который может содержать каждый модуль. К примеру, модуль ОМРК(Основы мировых религиозных культур) – очень объёмный по своему содержанию. Многие сталкивались с этим содержанием, при обучении в вузе (Мировые религиозные культуры) и знают, насколько он объёмен по содержанию. Необходимо просмотреть программное содержание всех модулей. Насколько, например, ребёнок в 8-10 лет способен оценить, взвесить и усвоить информацию, которая содержится в модуле ОМРК. Ведь только в 5 классе начинают изучать древность (др. Грецию, др. Египет). На ОМРК его сразу знакомят с целым пластом истории, а он ещё даже хронологическую ленту истории выстроить не может. Получается, что в сознание ребёнка поступает информация обо всём и ни о чём, следовательно, просто рано давать ребёнку такой содержательный поток для усвоения. В лучшем случае он совсем мало что усвоит. И это обоснованное высказывание, сделанное на основании мониторингового опроса четвероклассников, посещавших модуль ОМРК. Мы часто не понимаем, что наши дети усваивают. Они усваивают ту информацию, которая вызвала у них больше всего впечатлений и, как правило, не положительных впечатлений. Ведь мир, в котором подрастают наши дети, очень сложный. Мы с вами были гораздо более счастливыми, нас не сопровождало такое кол-во информации. Мы жили в тишине и поэтому, когда нам говорили о добре и зле мы это четко усваивали. Сейчас перед ребёнком постоянно стоит проблема  выбора, а выбор сделать ещё сложно, в силу своей психологической неустойчивости. Выходя на улицу, мы сразу сталкиваемся  с потоком информации, обрушивающейся на нас, зачастую агрессивной и безнравственной. Мы росли в других условиях. В современных домах идёт постоянная трансляция событий с экранов телевизоров, гаджетов, компьютеров, нередко враждебная. Всё это не способствует умению концентрировать внимание, столь необходимое при обучении. На уроках ОПК ребёнок встречается с добрыми, светлыми понятиями, у него поднимается настроение от содержания, которым учитель наполняет урок. Ребёнок выходит с урока радостным, умиротворенным. Оценочной системы нет, значит, нет сопряженных с этим переживаний. Современному ребенку особенно необходимо внимание, ведь родные живут в напряженном будничном ритме, а ему необходимо, чтобы его выслушали, поддержали, в нём раскрыли человека. Это живой, личностно ориентированный предмет. На основах православной культуры ребенок получает не только знания о мире, но и о себе самом, этот предмет является отдушиной в системе образования. Что мы можем предложить? У нас есть программа, есть методические пособия, учебники, рабочие тетради. Здесь нужно учитывать, что религия и религиозная культура, это не одно и то же. Религиозная культура – это то, что создаётся на основе религии и не всегда она отражает ценности самой религии. Здесь важен подбор используемой литературы (правильно подобранная литература, в полном объёме обеспечит  достижение цели, обосновывающей преподавание модуля). На уроках используется материал, содержащий понятия о ценностях, в которых формировалась история общества. Мы всё говорим о нравственности. Но «Нравственность без религии невозможна, религия без нравственности не нужна. Ежели Бога нет, то всё позволено», - Ф.М. Достоевский. Когда мы говорим: отечественная культура, что мы представляем? Образ народа, храмовую архитектуру, музыку, литературу, произведения искусства. Ведь даже образы архитектурных элементов русского терема тесно связаны с символикой, которая заложена в православном  храмовом строительстве. Хочу подвести к тому, что есть устойчивые религиозные символы, символы религиозной культуры. В Санкт-Петербурге такими символами являются некоторые памятники, картины из собрания русского музея, храмы на улицах города. Например, храм Спаса на крови. Знакомство с архитектурой храма отражает разные пласты русской истории. Это не только 19 век и кончина императора Александра II. Здесь представлены гербы русских городов, возникших задолго до Санкт-Петербурга. И каждый герб несёт в себе определенные ценности, связанные с историей нашей русской земли.

Упоминая о Светской этике, нужно указать на мнение многих современных учёных, утверждающих, что светской этики как таковой не существует, что она вырастает на ценностях религиозной культуры и формируется в традициях той культуры, в которой развивается народ.

20 век – это век, когда во многих странах, в том числе и в нашей стране устанавливается господство атеизма. И Светская этика атеистическая по своей сути. Само сочетание СЭ не уместно, правильно было-бы говорить - атеистическая этика.

Словосочетание СЭ как термин используется в русской философии со 2-ой половины 19 века. В европейской традиции теория о морали, начиная с Аристотеля, всегда называлась этикой, но никогда не светской. В школах Германии есть предмет этика, но он никогда не противопоставляется религиозной культуре. Вообще СЭ не должна противопоставляться  религиозной культуре, она вырастает из тех традиций, которые характерны для государства.      

Христианство утверждает абсолютную любовь, абсолютное добро, всепрощение.  Христианская культура четко ориентирует ребенка в вопросах добра и зла, что такое хорошо, что такое плохо, (что является содержательной сутью модуля светской этики).

Каждая культура формирует антропологический идеал человека, который должен быть в данном обществе. Выбирая ОМРК мы получаем размытость идеала в сознании ребенка: каким идеалам, примерам следовать, каким ценностям соответствовать? В православной же культуре очень наглядно прослеживается связь поколений и обращение к опыту предков, - образцу  для выстраивания взаимоотношений с окружающим миром.

Базовые национальные ценности, прописанные в концепции по духовно-нравственному развитию и воспитанию, рассмотрим в контексте православной веры. Только культурологические предметы позволяют сформировать у ребенка целостную и ценностную картину мира, через обращение к опыту предков, через примеры, которые передаются этим опытом. Ценностная картина мира это то, что сегодня затрудняет ученика на многих других предметах, она основывается на мировоззрении и идентичности. Что такое российская идентичность очень многие не понимают, а это осознание связи со своей историей и культурой.

Базовые национальные ценности в концепции православной культуры.

Патриотизм - от греческого слова Патриарх, - значит управляющий отец, блюститель заветов отцов, обязан был охранять чистоту веры и обычаев. Именно такими были русские цари. В кличе русских воинов: «За Бога, царя и Отечество» содержится призыв защищать веру в Бога -Отца, царя - отца государства, Божьего помазанника и землю, в которой лежат их праотцы. За трех отцов! Патриотизм для наших детей содержится, прежде всего, в идее победы в Великой Отечественной войне. А идея отечества у нас закладывается только в 14 веке, после Куликовской битвы. Русский историк Лев Николаевич Гумилев о Куликовской битве писал такие строки -  на Куликовском поле собрались серпуховчане, новгородцы, коломляне, москвичи, тверичи, а ушли оттуда русские. Идея Отечества вырастает и формируется из осознания идентичности, т.е. того, в чем люди чувствуют свое родство. Войны, и победы в войнах позволяют народу осознать свою идентичность. Военные традиции корнями глубоко уходят в религиозную культуру. Традиция военных парадов тесно связана с крестными ходами, на дорогах войны предки строили часовни, обетные храмы, хранящие идею отечества, идею жертвенности. Воспитание воина соответствовало фразе, которую говорит Христос в Евангелии, что нет больше той   любви, как  если кто положит душу свою за  други своя. Эта традиция воспитания воина-защитника отразилась в облачении воина: шлем - образ купола церкви. Долг воина - добровольно защищать отечество. Философ Иван Ильин пишет, что русское государство формировалось на основе оборонительных битв, а не захватнических  войн. Наше государство в течение всей своей истории очень редко участвовало в захватнических войнах. Церковь приходила в отдаленные уголки обширных земель, где, в частности, подвижничеством преподобного Сергия Радонежского на этих отдаленных территориях основывались монастыри, а когда православные миссии начинали страдать от набегов татар, туда приходил Иван Грозный и наводил там порядок,  присоединяя эти земли. Русский воин отличается милосердием к поверженному врагу. Если враг сдался, то он уже не враг и это характерно только для православной культуры. Все знают словосочетание «сирота казанская». Когда присоединяли Казань, то по повелению Ивана Грозного всех сирот, детей врага усыновили. Сиротства в России не было до начала 20 века. Продукт революции – дети-сироты, которых воспитывал Макаренко. У этих детей не было чувства патриотизма, ведь их родители были уничтожены как враги народа. И эта проблема долго коренилась в нашем обществе, принося недобрые плоды.

Солидарность зиждется на осмыслении ценности своей родной земли. Наше Отечество тесно и неразрывно связано с православием. Изучая былины, знакомясь с памятниками архитектуры, мы постоянно видим эту связь. Фигура Медного всадника, царя-защитника Петра 1 связана с  иконографией святого Георгия Победоносца, которая своей символикой раскрывает глубинную связь с осмыслением образа врага. Иконы, где св. Георгий на белом коне праведника, пронзает копьем дракона, появляются в 14 веке. До этого св. Георгия изображали просто воином. Такого дракона могли видеть только на стяге монгольского войска, и как олицетворение зла этот дракон переходит в иконографию. Выбор образа героя, который передается потомкам и сохраняется веками, несет в себе символы, заложенные в недрах православной культуры. Установленный факт, что императрица Екатерина II к выбору эскиза памятника относилась очень внимательно. Она хотела, чтобы в символическом образе памятника прочитывалось главное - указ Петра 1, именовать всадника на гербе Российского государства Георгием Победоносцем.  На этом примере мы видим устойчивый  государственный символ, который несет в себе смысл православной культуры.

Следующая ценность - семья. Идеал семьи в разных культурах абсолютно разный. Это важный момент, показывающий нам систему идеалов, формирующий у ребенка определенное представление о мире. Каждый хочет, чтобы их дети создали семью, и семья у них была счастливой. В буддизме, в изобразительном искусстве мы вообще не найдем образа семьи. В исламе образ семьи довольно трудно трактовать ребенку, здесь мы не найдем иллюстрации к разговору, где изображена многодетная семья, все трудятся, общаются в дружном единении за столом, собираются все вместе в праздники, вечером, как в православной культуре. Современная семья несколько разобщена из-за сложного ритма жизни, часто детям не хватает внимания.

Труд сегодня считается средством зарабатывания денег, чтобы хорошо жить. В 4, 5 классе ценность труда детьми не осознается, он не воспринимается как ценность. В традициях нашей православной культуры труд всегда сопряжен с деятельностью человека, которая направлена на благо и связана с его творческим началом. Труд нужно осознавать как неразрывную часть твоей жизнедеятельности, как счастье, как возможность самореализоваться. Служение святых приводит пример, как люди могут трудиться безкорыстно, чтобы создавать блага другим, и их внутреннее счастье напрямую связано с возможностью делать другим добро. Твой труд может кому-то помочь исполнить его мечту, сделать его счастливей, подарить ему частичку своей любви.     Психологи утверждают, что подавляющее большинство детей испытывают дефицит любви и внимания, отчасти поэтому,  они на уроках делают все что угодно, лишь бы привлечь к себе внимание.

Наука на примере ученых, которые воспитывались в православной культуре. У них не было противоречий между их научным открытием и той традицией, в которой они воспитывались. Эти великие люди утверждали, что православие –  великая ценность, которую нужно сохранять и передавать потомкам, т. к. она наполняет нравственным содержанием историю народа. Дмитрий Иванович Менделеев вырос в православной вере, в семье, сохраняющей традиции, где он был 17-м ребенком. Еще один ученый, конструктор, постоявший на страже Родины – Михаил Тимофеевич Калашников, тоже был 17-м ребенком в православной семье. Его книга «Все нужное просто» рассказывает нам, какие традиции были в его семье, как его воспитывали, как важно сохранение нашей культуры. На подобных примерах мы воспитываем и обучаем детей.

Традиционные российские религии в нашей стране традиционны в тех областях, где они исторически были всегда, они характерны для узких регионов. Но в масштабах всей России определяющие основы закладываются православной культурой.

Искусство. Вся русская литература, пронизана традициями православной культуры, если посмотреть обучающие программы, то мы увидим те же метопредметные связи в содержании курса истории, изобразительного искусства, музыки.

Человечество в православной культуре осмысляется с глубокой любовью. Видеть в каждом брата, сестру выходит из Евангельской правды, что нет ни эллина, не иудея, а в каждом Христос. Ценность прощения и помощи ближнему вырастает, прежде всего, из православной культуры. Пример - Прощенное Воскресение.  Православная культура – это забота о ближнем, милость к поверженному врагу, доброжелюбие к соседу, милосердие к нуждающемуся, верность близким, любовь к человеку, как к Божьему творению. Куда не повернешь - мы возвращаемся к тому, что было заложено веками.

Почему вообще возникла эта проблема с выбором модулей? Это связано с тем, что был период атеистического государства – советского союза. Причем идеи атеизма все равно не прижились, если бы они прочно укоренились, то атеистическая этика вошла бы органично в общество и сейчас бы мы не возвращались к религии, а общество развивалось бы дальше. Но раз был этот поворот и люди почувствовали, что им нужно вернуться к прежним ценностям, значит это ценности, которые были проверены временем. Посмотрите, сколько было попыток возвращения к ним на протяжении непродолжительного периода. Взять хотя бы период Великой Отечественной войны. Есть предания о войне, в которых говорится  о помощи святых и Пресвятой Богородицы; о чудесных случаях спасения; о возвращении к вере, отступивших от нее; о жертвенности; о прощении; о патриотических заветах предков(завет – это мудрость, которая передается из поколения в поколение).  Это тот факт, который говорит, что нельзя от этих ценностей и традиций отрываться, и если мы от них отрываемся, то начинаем терять свою российскую идентичность. А это осознание себя в огромном пространстве  нашей страны, которое мы должны ценить, должны в нем себя удерживать, сохраняя национальное единство. Это пространство формировалось на главной православной ценности – Любви к своей родной земле, к людям, которые здесь живут.

В завершение хочу привести слова апостола Павла о любви. Апостол Павел говорит, что любовь – это главное, к чему должен стремиться христианин:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий.

Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто.

И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы».(1Кор.13:1-3).

«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится».

Любовь - главная ценность христианства. Бог есть любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Справедливость" модуль "Светская этика" курс ОРКСЭ

На основе литературных произведений и жизненных ситуаций дети знакомятся с понятиями: справедливость, справедливый поступок. Сделана попытка применить на уроке метод "Таба". В процессе  урока дет...

Урок учебного курса ОРКСЭ " Основы православной культуры" в 4 классе. Тема урока:«Библия и Евангелие». Базовый учебник: Автор: А.В. Кураев, издательство «Просвещение»

Познакомить учащихся со значением Библии и Евангелие для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальности.      ...

Методические находки в преподавании курса ОРКСЭ. Использование песен-притч Светланы Копыловой на уроках ОРКСЭ (модуль ОПК).

Для того, чтобы заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание к материалу, с которым предстоит познакомиться, уроки ОРКСЭ  в 4 классе должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением разнооб...

Внеклассное занятие по курсу ОРКСЭ «Семья и семейные ценности»

Внеклассное занятие по курсу ОРКСЭ «Семья и семейные ценности» составлено и  проведено в занимательной форме с элементами исследовательской и проектной деятельности. Содержание подобр...

Воспитание патриотизма как национальной базовой ценности

В существующих политических и социально-экономических условиях проблема патриотического воспитания граждан страны приобретает особую актуальность. Повседневный аспект патриотизма выражается в том...