Урок по Основам православной культуры "Отличие иконы от картины"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 4-х классов, изучающих модуль «Основы православной культуры» авторов Т.А. Костюковой, О.В. Воскресенского, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошниковой. Урок входит в раздел «Храм – дом Божий на земле» и является продолжением урока «Фреска и икона».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otlichie_ikony_ot_kartiny.docx33.61 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема: Отличие иконы от картины        

Пояснительная записка:

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 4-х классов, изучающих модуль «Основы православной культуры» авторов Т.А. Костюковой, О.В. Воскресенского, К.В. Савченко, Т.Д. Шапошниковой. Урок входит в раздел «Храм – дом Божий на земле» и является продолжением урока «Фреска и икона».

Цель мероприятия: формирование у учащихся представлений об основных отличиях православной иконы от картины.

Задачи мероприятия: объяснение особенностей изображения людей и предметов на православной иконе и на картине; развитие представлений о роли иконы в жизни православного человека; развитие представлений о нравственных и духовных ценностях.

Ожидаемые результаты учащихся (для урока, классного часа):

  1. Личностные:
  • Развитие самостоятельности, личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

–        Воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

  1. Метапредметные:

–        Формирование познавательных УУД: построение логической цепи рассуждений.

–        Формирование регулятивных УУД: внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

  • Формирование коммуникативных УУД: умение учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей.

  1. Предметные:

Формирование у учащихся представлений об основных отличиях православной иконы от картины;

Средства проведения мероприятия: классная доска, иллюстративный материал, мультимедийный проектор, презентация.

Сценарий мероприятия (урока, классного часа)

Организационный момент

Дорог мне, перед иконой в светлой ризе золотой,

Этот ярый воск, возжженный чьей неведомо рукой.

Знаю я – свеча пылает, клир торжественно поет:

Чье-то горе утихает, кто-то слезы тихо льет,

Это – светлое мгновенье в диком мраке и глуши,

Память слез и умиленья в вечность глянувшей души...

А. Майков

Актуализация знаний

– На прошлом уроке мы с вами говорили о фресках и иконах.

– Ребята, а что же такое фреска? (Техника росписи храмов, живопись по сырой штукатурке. Сами настенные изображения тоже называются фресками.)

– А икона? (Икона – слово «греческое». Это изображение (образ), который почитают. Когда человек смотрит на священное изображение, он вспоминает того, кому эта икона посвящена. Но это не только произведение искусства, это молитвенный образ. Верующий человек, стоя перед иконой, может мысленно обратиться к Богу, попросить помощи в добрых делах. Господь являет от икон различные чудеса: иконы мироточат, исцеляют, исполняют заветные желания.)

– Самое видное место в доме называется красный угол. Что в нем находится? (В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы. Такой же свет зажигается в сердце того человека, который молится.)

– А кто изображается на иконах? (Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории.)

– Как вы думаете, где еще, кроме церкви и дома, можно увидеть иконы? (В музее. Если учащиеся не вспомнят про музеи им показывается подходящее фото «Иконы в зале музея»).

– Что выставляется в музеях, для чего?

– Почему иконы можно увидеть не только в церкви, но и в музее?

– А кто из вас знает, как называется специалист в музее, который занимается изучением произведений искусства? (Искусствовед)

– Сегодня мы с вами тоже будем немножко искусствоведами, которые будут обсуждать следующие вопросы.

Постановка и формулировка проблемы 

Предлагаемые вопросы для обсуждения:

1. Отличаются ли живописные изображения – картины – от икон?

2. Чем православная икона отличается от картины?

Планирование деятельности 

– Чтобы ответить на вопросы, нам нужно узнать:

1. Как на картинах изображаются люди? А на иконах?

2. Как на картинах изображаются предметы и пейзажи? Как они изображаются на иконах?

3. Почему люди и предметы изображаются на иконах именно так?

Решение проблемы, применение знаний и умений 

– Сравним Икону Богоматери Путеводительница и картину Леонардо да Винчи «Мадонна с цветком». И там, и там один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы.

– И если мы посмотрим на картину Леонардо «Мадонна с цветком», и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого? Обычную молодую маму с ребёнком на руках. Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности.

– Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики – изменённые и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению. Христос правой рукой благословляет тех, кто идёт за ним, а в левой руке держит книгу – Новый Завет.

– Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить? Может, а значит картина – это художественный образ.

– Можно ли сказать, что икона – это образ? Икона – это не картина, икона – это святой образ.

– Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты.

– Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа).

Организация чтения учебника с комментариями. (С.82)

1. Прочитайте первый абзац в учебнике. О каком правиле, входящим в канон написания икон в нем говорится? (Как правило, изображаются удлиненные плоские фигуры.)

2. Давайте продолжим чтение. Что означают отдельные детали изображения? Есть ли на иконах детали, ничего не означающие? (Каждая деталь изображения, каждый предмет имеет свой внутренний смысл, раскрытию которого и подчиненно изображение.)

3. Прочитайте следующий абзац. Как изображаются на иконах фигуры Иисуса Христа, Богородицы и святых? Что это означает? (Для верующих те, кто находится в мире Небесном, не могут изображаться так, как обычные люди.)

4. Чтение следующего абзаца. Посмотрите еще раз внимательно на картину и икону. На иконе отсутствует задний план и горизонт. (На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.)

5. Самые внимательные из вас смогут заметить, а что же еще отсутствует на иконе? (На иконах отсутствует тень).

Как об этом нам говорят авторы учебника, мы сейчас прочитаем, и постараемся после чтения ответить на вопросы:

а) Есть ли на иконах тень?

б) Где на иконах источник света? (Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. На обычной картине человек – это как бы планета. На иконе каждый человек – звезда. Свет – главное в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений.)

в) Почему больше всего света на ликах святых? (Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его.)

г) Что символизирует нимб? (Нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь. Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Нет, это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир. Иногда и нога святого заступает за пределы собственно иконы. И смысл тот же самый: икона воспринимается как окно, через которое Небесный мир входит в нашу жизнь.)

6. Необычно также, что линии на иконе не сходятся вдали, а, напротив, расходятся. Когда я смотрю на мир, то чем дальше от меня предмет, тем он меньше. Где-то вдали даже самый большой предмет превращается в крохотную точку (например, звезда). А что же тогда означает, если линии на иконе вдаль расходятся? Это значит, что не я смотрю на икону Христа, а Христос с иконы как бы смотрит на меня.

– Давайте прочитаем, как об этом говорится в учебнике.

7. При написании иконы богатую символику имеет цвет. Красный – это цвет земной, цвет крови и жертвы. Синий цвет – это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый цвет – цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью). Белый – это свет преображения и цвет былых одежд праведников. Черный цвет тьмы, бездны ада, но темный или черный символизирует и божественный мрак – божественный свет ярчайший, ослепляющий. Золотой – это цвет Горнего Иерусалима.

Организация итогового обобщения нового материала (работа в группах).

1. Как вы думаете, кроме отличий в изображении людей и предметов, есть ли еще отличия иконы от картины?

2. Для чего создается картина?

3. Для чего создается икона?

– Чтобы ответить на все эти вопросы вы будете работать в парах и я вам предлагаю сравнить картину и икону. Для сравнения предлагаются картины «Сикстинская мадонна» Рафаэля и «Мадонна Литта», «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, а также иконы Божией Матери: «Донская», «Владимирская» или «Смоленская» («Одигитрия»).

Для облегчения работы детям предлагается следующая схема:

1) Авторство. Почему иконописцы не подписывали свои творения (иконописец лишь выполняет волю Бога, поэтому заботится не о сохранении своего имени, а о том, как лучше донести Его волю).

2) Особенности изображения. Как написаны одежда (закрывает ли она все тело); фигуры (реалистичность – условность); лица (лики) – глаза, губы, нос; складки одежды; свет и тени; есть ли источник света; как изображаются (и есть ли) нимбы – символы святости (на иконе они составляют единое целое с фигурой, на картине как бы парят над головой изображенного).

3) Назначение. Икона пишется для общения с Богом, Божией Матерью и святыми. Картина пишется для выражения идей и переживаний автора, чтобы выразить его отношение к миру, привлечь внимание к важным для него вещам. Икона создается для помощи верующим в их молитвах, по особым правилам, это священный предмет для верующих людей, в ней все подчинено ее главному назначению. Отсюда эмоциональность картины и бесстрастность иконы.

Рефлексия

Дети представляют свои работы с комментариями, оценивают свою работу и работу товарищей.

Список литературы:

  1. Костюкова Т.А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры. 4 кл. (4-5 кл.): учебник /Т.А. Костюкова, О.В. Воскресенский, К.В. Савченко; под ред. Т.Д. Шапошниковой. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017.
  2. Воскресенский О.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России: Основы религиозных культур и светской этики: Основы православной культуры. 4 кл. (4-5 кл.): рабочая тетрадь /О.В. Воскресенский, Т.Д. Шапошникова; под ред. Т.Д. Шапошниковой. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017.
  3. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. 4 кл. (4-5 кл.). Рабочая программа для общеобразовательных учреждений /авт.-сост. Т. Д. Шапошникова, К. В. Савченко. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
  4. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие к учебнику Т. А. Костюковой, О. В. Воскресенского, К. В. Савченко и др. «Основы православной культуры». 4 кл. (4-5 кл.) /И. Н. Каиль, В. В. Матвеева, С. А. Процкая; под ред. Т. Д. Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2013.
  5. Электронное учебное издание «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс (4–5) классы» Мультимедийное приложение к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс (4–5 классы)» авторов Т. А. Костюковой, О. В. Воскресенского, К. В. Савченко, Т. Д. Шапошниковой; под редакцией Т. Д. Шапошниковой. – М.: Дрофа, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по Основам православной культуры. Тема - Икона

На занятии по ОПК ребята знакомятся с особенностями создания икон, их предназначении,роли в жизни христианина....

Урок Основы православной культуры ИКОНА

Презентация к уроку модуля ОПК в рамках курса ОРКСЭ...

Презентация "Основы Православной культуры" Урок 1 "Основы Православной Культуры

На уроке даются понятия "Культура", "Православная культура", "Религия", "Религиозная культура", "Веротерпимость"....

Урок по основам православной культуры 4 класс. Тема «Икона- окно в вечность»

Конспект урока по ОПК 4 класс. Тема урока "Икона-окно в вечность". К уроку есть презентация. Цель: помочь осознать важность духовного мира человека через обращение к иконе.Задачи:- дать...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ (МОДУЛЬ ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ) тема МОНАСТЫРЬ

Цель урока:  раскрыть понятие монастырь, дать представление  о монахах, послушании, монашеских обетах, постриге монаха; развивать умение самостоятельное формулирование темы и цели урока...

Конспект к уроку по основам православной культуры "Человек - живая икона"

Конспект к уроку по основам православной культуры "Человек -живая икона", выполненный в рамках выпускной квалификационной работы. Рекомендован для 4 классов, предмета ОРКСЭ модуля Основы пра...

Презентация к уроку по основам православной культуры "Человек-живая икона"

Презентация к уроку по основам православной культуры "Человек-живая икона", модуль ОРКСЭ...