Методическая разработка внеклассного мероприятия "Варнава Гефсиманский "
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Милёшина Надежда Викторовна

Преподобный Варнава Гефсиманский – известный всему миру русский святой. Но так ли хорошо знаем мы о его жизненном пути, подвиге, учении? Сегодня нам обязательно следует знакомить наших учеников с жизнью Преподобного Варнавы Гефсиманского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл varnava_gefsimanskiy.docx133.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
          «Полх-Майданская средняя школа»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного мероприятия

 

4 класс

Преподобный Варнава Гефсиманский

                                                                             

Разработала:  Милешина Надежда Викторовна,

                                    учитель начальных классов

2019 год

Введение

Преподобный Варнава Гефсиманский – известный всему миру русский святой. Но так ли хорошо знаем мы о его жизненном пути, подвиге, учении? Следует ли нам сегодня знакомить наших учеников с жизнью Преподобного Варнавы Гефсиманского?

Ответ на этот вопрос однозначен - да. Нравственный авторитет скромного Преподобного Варнавы Гефсиманского велик. Читая книги о жизни и духовном подвиге Преподобного Варнавы Гефсиманского, дети наглядно убеждаются, что он – не вымышленный герой, а великий труженик, задумываются над такими понятиями, как Послушание, Терпение, Смирение, Подвиг, Любовь. Своим усердием и старанием, чистыми помыслами и добротой снискал он уважение, почтение и любовь людей.

В процессе воспитания и обучения очень важны образцы для подражания, на опыт которых могли бы опираться и учителя, и ученики. 188 лет прошло со дня рождения Варнавы Гефсиманского из Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры в России. За это время Россия явила миру множество по-настоящему великих людей, а образ Преподобного Варнавы Гефсиманского до сих пор не померк. «Он не был ни политическим деятелем, ни предпринимателем, не имел какого-то высокого церковного сана, но многим людям он смог помочь и наставить их. Он обладал удивительным даром веры, который был так необходим людям в XIX веке.

Вера преподобного Варнавы была простая, евангельская. Для каждого он находил правильное слово - утешения, любви или порицания, но не обидного, а доброго. И  людям надо не только умиляться житию святого подвижника, но и, вдохновляясь, стараться следовать его примеру, иметь в себе «соль земли», жить во славу Божию».

Основная часть

Класс: 4

Тема: «Преподобный Варнава Гефсиманский»

 Количество часов: 1 час

Цель: расширение знаний обучающихся о житие Преподобного Варнавы Гефсиманского и его роли в истории Русского государства; развитие мотивации обучающихся к познанию основ православной культуры; воспитание нравственных норм жизни.

Задачи:

  • формировать интерес к чтению русской духовной литературы;
  • дать представление о важнейших чертах, необходимых православному человеку: искренности, любви, единения в семье;
  • расширять представления  о православии, об исторической, духовной ценности православной культуры;
  • воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому нашей Родины;
  • развивать умения использовать в речи новые слова, понятия, термины;
  • способствовать развитию навыков коммуникативного общения, умению аргументировать свою точку зрения
  • создавать условия для нравственного развития личности каждого обучающегося.

Ожидаемые результаты:

  • будут сформированы представления о жизни редкого по силе духа и веры человека;
  • формирование начальных понятий основ православной культуры;
  • овладение способностью ставить новые учебные задачи;
  • умение проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • овладение навыками самостоятельно оценивать свои действия и вносить необходимые коррективы в исполнение;
  • умение осуществлять поиск необходимой информации;
  • умение аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • беседа
  • работа с ключевыми словами
  • работа с иллюстративным материалом
  • выбор верного утверждения
  • работа в группах

Используемые методы:

  • наглядный
  • частично-поисковый
  • беседа

Технические средства и наглядность:

  • раздаточный материал (кроссворд, зашифрованная фраза)
  • компьютер, проектор, экран, презентация, созданная в программе Microsoft Office Power Point;

Ход мероприятия

          1.Организационный момент.            

          2. Введение в тему

          Учитель:

- Сегодня мы перенесёмся с вами в далёкое прошлое нашей страны. (слайд 4)

Посмотрите, какой красивый город. Это город Выкса, который находится в   Нижегородской области. Как вы думаете, как он связан с нашим уроком? (предположения учащихся)

Словарная работа

- Посмотрите на экран. Вы видите новые слова (понятия): СВЯТОЙ и ПРЕПОДОБНЫЙ. Что они значат? Что вы слышали об этих понятиях? Кто-то, может быть, вам рассказывал? Как вы понимаете значение этих слов? (ответы детей).  ( слайд 5)

- Давайте проверим себя: правильно ли мы понимаем эти слова: смотрите на экран, читайте определение слов, взятое из словаря.    (слайд 6)

Святой - обладающий высшим совершенством и силой; божественный.

Преподобный - особый разряд (лик) святых, угодивших Богу монашеским подвигом. Иными словами, преподобные — «святые из монахов, кто молитвой, постом и трудами стремился быть подобным Господу Иисусу Христу»  и преуспел в этом уподоблении.

Сегодня мы с вами поговорим о жизни Преподобного Варнавы Гефсиманского его роли в истории Русского государства.

2.1 Детство Преподобного Варнавы Гефсиманского  (слайд 7)

Родился будущий старец 24 января 1831 г. в благочестивой крестьянской семье под Тулой. Родители его были людьми добрыми, глубоко верующими и трудолюбивыми. Их добродетельная жизнь стала для мальчика первым примером, благой основой душевного и духовного воспитания. Мальчик был крещен 29 января, в день памяти трех святителей, и назван при крещении Василием (в честь святителя Василия Великого). С раннего возраста Василий Меркулов  вместе со старшими  ходил на богослужения, стараясь на память учить молитвы, а первыми его «взрослыми» книгами были Псалтирь и Часослов. Когда мальчик подрос, его стали учить по распоряжению помещика слесарному ремеслу. Главной же радостью отрока было посещение Троице-Одигитриевской Зосимовой пустыни близ села Наро-фоминского. Ходил он там к отшельнику старцу Геронтию, жившему скитнической жизнью невдалеке от пустыни. Старец Геронтий особенно полюбил богомольного и богобоязненного Василия.

2. 2  Необычные способности ребёнка  (слайд 8)

Необычный случай, приключившийся с ним в отрочестве, был указанием на богоугодность его занятий и близость к миру высшему, духовному еще на первых ступенях жизни. Однажды во время приступа тяжелой болезни удушливый кашель заставил его приподняться на постели, и в этот момент Василий увидел юношу в светлом одеянии, который, перелистывая книгу, ласково и кротко смотрел на него. Явление Ангела, открытое детскому взгляду, подтвердилось и мгновенным исцелением – боль утихла, словно и не было болезни.

2. 3 Уединение в Гефсиманский скит (слайд 9)

Но поворот в судьбе Василия определило паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, куда он направился вместе с матерью осенью 1850 года. К богослужениям они ходили вместе, стараясь не пропускать службу, и однажды у мощей преподобного Сергия Василий пережил необычное благодатное явление. Спустя годы он решил, если будет на то Божие благословение, поступить под кров обители Преподобного Сергия.

В 20 лет Василий Меркулов поступил в число братии, а вслед за ним пришел в Лавру и его наставник – отец Геронтий, с наречением имени Григорий. По благословению духовника и с дозволения наместника монастыря, молодой послушник поселился в расположенном в 3-х верстах от Лавры Гефсиманском скиту. Здесь он встретил нового руководителя – старца Даниила, подражавшего подвигам древних святых.

 Наместник Лавры отец Антоний с самого начала отнесся к молодому послушнику с особым вниманием и впоследствии уважал его и чтил. Например, Василий уже через месяц пожелал перейти в более уединенное место - Гефсиманский скит и получил на то разрешение наместника. Духовный отец Григорий вручил его на послушание старцу монаху Даниилу, жившему в лесу “Корбухе”, окружавшем Гефсиманский скит. Юноше было дано в скиту послушание слесаря. Старец Даниил воспитывал своего питомца и обучал его полному отвержению своей воли и рассуждения даже в поступках, казалось бы, совершенно добрых. «Без благословения старца я ничего не мог делать, - вспоминал в последствии старец Варнава, - иначе батюшка строго взыскивал с меня за своеволие.

Несколько лет пробыл Василий на слесарном послушании. Затем он был приставлен к свечному ящику, также получил благословение читать в церкви Апостол и поучения из Пролога. Затем около 1859 года он был переведен в Пещерное отделение скита (будущий Черниговский скит), в котором он и остался до самой своей кончины. Ему было дано послушание – водить богомольцев по пещерам. Одновременно он исполнял послушание келейника у своего старца монаха Даниила.

2.4 Завещание духовных  наставников  (слайд 10)

В предсмертной своей болезни (в самом конце 1861 года), старец Григорий в последний раз беседовал с Василием и возвестил ему волю Божию: взять на себя подвиг старчества после смерти обоих своих наставников, то есть, его, схимонаха Григория, и отца Даниила. Старец и руководитель завещал своему духовному чаду и воспитаннику с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях. При этом он подал ему две большие просфоры и завещал ученику своему: “сим питай алчущих, словом и хлебом, тако хощет Бог!” В конце беседы старец Григорий открыл своему ученику еще одно Божие предназначение: им должна была быть основана женская обитель, притом далеко от Москвы, в местах, сильно зараженных расколом (беспоповщиной). Сама Царица Небесная попечется о будущей обители, укажет и место ее. Во имя ее и должна быть освящена обитель. 

2.5  Основание женской обители близ города Выксы Нижегородской области

(слайд 11)

В 1863 году старец-послушник Василий, имевший всего 32 года от роду, стал основателем, устроителем и духовным руководителем новой общежительной женской обители, устроенной, им близ большого торгового села Выксы Нижегородской губернии (ныне город Выкса Нижегородской области). Обитель была устроена по благословению самой Богородицы в честь Иверской иконы Ее.

Возведение обители с двумя соборами – в честь Святой Живоначальной Троицы и Иверской иконы Божией Матери – потребовало немалых вложений. Помощником о. Варнавы в деле устроения нового монастыря стал его духовный сын В.Н. Муравьев.

2.6 Старец – утешитель  (слайд 12)

 27 ноября 1866 года, в день празднования чудотворной иконы Знамения Божией Матери, рясофорный послушник Василий был пострижен в мантию с именем Варнава (в переводе с еврейского –“сын утешения”). По имени его и стало житие его - отец Варнава вошел в летопись Русской Церкви как “стаpeц-утешитель”.

29 августа 1871 года, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи, отец Варнава был посвящен в сан иеродиакона.

Полгода спустя, 20 января 1872 года, в день памяти преподобного Евфимия Великого, отец Варнава был рукоположен в иеромонаха.

С этого момента начинается известность Варнавы среди верующих. За его благословением идут паломники из многих уголков России. В свидетельствах современников, с ним общавшихся, находится множество примеров прозорливости старца.  Народ стал стекаться к нему отовсюду, и он никому не отказывал в помощи и назидании. Ежедневно он принимал от 500 до 1000 человек, каждому находя нужные слова утешения и примирения с Богом.    

 Старец прославился на всю Россию.  

 Наконец ровно через год, 20 января 1873 года, по благословению наместника Лавры архимандрита Антония он назначен народным духовником Пещерного отделения Гефсиманского скита.

Вскоре его назначают и братским духовником скита и уже около 1890 года - духовником старшей братии скита и пещер.

2.7 Предупреждения старца об испытаниях (слайд 13)

В разных концах страны раздавались в те годы предупреждения о наступающих тяжелых временах.  Отец Варнава говорил о десятилетиях богоотступничества и гонений на Церковь, но даже в такие моменты ободрял надеждой на последующее возрождение Православия: «Преследования против веры будут постоянно увеличиваться. Неслыханные доныне горе и мрак охватят все и вся, и храмы будут закрыты. Но когда уже невмоготу станет терпеть, то наступит освобождение. Храмы опять начнут воздвигаться. Перед концом будет расцвет».

Есть и свидетельства о том, что предупреждение о предстоящем ему испытании получил от старца и государь Николай Александрович, посетивший его в начале 1905 г., после трагических событий в Петербурге. Сохранилось предание о том, что преподобный Варнава благословил царя  на принятие мученического венца и терпеливое несение креста тогда, когда Господу угодно будет этот крест на него возложить.

2.8 Смерть старца (слайд 14)

Батюшка Варнава был для своих посетителей любящим отцом, мудрым наставником, добрым и верным другом. Он искренне, от души радовался с радующимися, соскорбел скорбящим, был серьезным и полезным собеседником серьезных деловых людей, отечески снисходителен и ласков с молодежью, радовался, глядя на детишек, доверчиво подходивших за благословением...»

Старец Варнава скончался в 1906 году, 17 февраля, в дни Великого поста в пятницу на первой неделе, в день памяти Феодора Тирона. Кончина старца несет в себе такое же светлое и благостное назидание, как и вся его святая жизнь. «Как поживешь, так и умрешь», - говорил преподобный Амвросий Оптинский.

2.9  Канонизация  (слайд 15)

        В 1989 году на Соборе поднят вопрос о канонизации иеромонаха Варнавы. После изучения материалов Председатель комиссии по канонизации Митрополит Ювеналий доложил Патриарху Алексию II о возможности канонизации Старца Варнавы.  30 сентября 1994 г. Патриарх направил письмо Наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Феогносту, в котором сообщил, что комиссия, единогласно пришла к выводу о возможности причисления иеромонаха Варнавы (Меркулова) к лику месточтимых святых Московской епархии в сонме Радонежских святых.
В 1995 году, в день Собора Радонежских святых, в Успенском Соборе московского Кремля Святейшим Патриархом была совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова). 

Физкультминутка.  Игра «Слово - движение»

(Дети зеркально повторяют движения за учителем).

Мы руки к небу превозносим.

И милости у Бога просим.

Чтоб он помог тебе и мне

И всем живущим на Земле

3. Закрепление
 
         3.1 Работа в парах.

- А сейчас закрепим знания, проверим, как вы внимательно слушали учителя.

         

Сейчас мы будем работать в парах.  Каждая пара учеников получит кроссворд.

 Ваша задача – быстро  отгадать кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Как звали  старца  Гефсиманского скита.

2.   Город в Нижегородской области,  близ которой  отец Варнава основал женскую обитель.

3. Как звали человека, который говорил: «Как поживёшь, так и умрёшь»?

4.  Как звали наместника Лавры?

5. Как звали государя России, которому святой старец сделал предупреждение о предстоящем ему испытании.

6. Как называется  ковчег с мощами святых?

7. Каким именем был назван мальчик, будущий преподобный Варнава,  при  крещений.

8. Кого увидел  в отрочестве во время приступа тяжелой болезни будущий преподобный  отец Варнава.

3.2  Верные ли утверждения.

- Определите, верны ли утверждения?

1.  Варнава Гефсиманский родился  24 января 1831 года.

2.  Мальчик при крещении был назван  Василием.

3.  Преподобным Варнавой Гефсиманским была  основана женская обитель недалеко от Москвы.

4. Государь Николай Александрович в начале 1907 года получил предупреждение  от старца.

5. В 1995 году, в день Собора Радонежских святых, в Успенском Соборе московского Кремля Святейшим Патриархом была совершена канонизация иеромонаха Варнавы (Меркулова). 
 6. Отец Варнава вошел в летопись Русской Церкви как “стаpeц-утешитель”.

7. Умер святой отец 17 февраля 1906 г. 

 

 3.3 Расшифровка фразы

- А теперь расшифруйте фразу.  Кому относятся эти слова?

        

А

Б

В

Г

д

Е

Ё

Ж

К

М

И

Ш

У

Ь

Т

П

Р

С

О

л

        ( Как поживёшь, так и умрёшь)

        


4. Подведение итогов

-Ребята, что вы узнали о преподобном Варнаве Гефсиманском?

 Заключение

Проблема духовно-нравственного развития школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. 

Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Необходимо знакомить учащихся с жизнью Преподобного Варнавы Гефсиманского, чтобы воспитывать в них такие качества, как Послушание, Терпение, Смирение, Подвиг, Любовь.

Используемый ресурс:

www.pravmir.ru

http://skit-chernigovsky.ru/

http://serafim.com.ru/

https://vyksa-eparhia.ru

http://xn--b1afpcldeb6j.xn--p1ai/novosti/prepodobnyy-varnava-gefsimanskiy/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию"

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Письмо солдату в армию". Составитель и автор стихов: учитель начальных классов,высшей категории МОУ "СОШ № 34 с УИП" г.Саратова Ежова Наталья Александ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия"Мой любимый город"

Открытое мероприятие о городе Новомосковске,включающее музыкальные композиции,кинокадры,конкурс рисунков,поделок,сочинений....

методическая разработка внеклассного меропиятия "Супер-мама или дочки-матери"

Возможно использование разработки ко Дню Матери, к 8 Марта...

Методическая разработка внеклассного мероприятия: "Папа,мама,я- спортивная семья".

Спортивный паздник с участием родителей и детей.Цель мероприятия сплотить семью, и школу,привить интерес к здоровому образу жизни....

Методическая разработка внеклассного мероприятия в 4 классе "Прощай, начальная школа!"

Внеклассное мероприятие "Прощай начальная школа!" проводится в 4 классе в виде выпускного вечера с целью обесечения психологического контакта и сотрудничества педагога, детей и их родителей; с целью ф...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Праздник урожая"

В некотором царстве, в некотором государстве жили – были Солнце, Земля и Труд. Было их царство большим – пребольшим. В садах росли диковинные фрукты, а поля были засеяны овощами и хлебными культурами....

КОНКУРСНАЯ РАБОТА на лучшую методическую разработку внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию обучающихся Внеклассное занятие для учащихся 4-х классов « Новомученики и исповедники Церкви Русской»

Цели:дать представление обучающимся о значении и содержании подвига новомучеников в истории России и Русской Православной ЦерквиЗадачи: дать объективные представления о причинах гонений на Церковь в н...