Урок по православной культуре " Зачем творить добро"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

– формировать осмысленный взгляд на взаимоотношения  между людьми, между человеком и природой, осознание особой роли  человека в мире и обществе;

– воспитывать осознанную общегражданскую и личную ответственность человека за свои поступки, за вверенный ему мир;

– способствовать освоению христианского представления о мире, социально значимых знаний, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной социализации; знания об устройстве общества и общественных нормах; о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе; пониманию роли религии и этики в жизни человека и общества;

–  привлечь внимание к нравственно-социальным проблемам современного мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл luchshiy_urok.docx34.1 КБ

Предварительный просмотр:

          Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа

с. Ягодное муниципального района Ставропольский Самарской области

Лундина Галина Викторовна

учитель начальных классов

Номинация: «Лучший урок (занятие) по основам православной культуры (основам духовно-нравственной культуры народов России) для общеобразовательного учреждения»

Тема и номер урока : «Зачем творить добро», № 21

Базовый учебник – А.В. Кураев «Основы православной культуры», М.: «Просвещение» 2014 г.

Дополнительная литература:

  • А. Лопатина, М. Скребцова «Ступени мудрости. 50 уроков о добрых качествах», М: «Философская книга» 2014 г.;
  • А. Лопатина, М. Скребцова «Мудрость на каждый день»,  М: «Философская книга» 2014 г.;
  • А. Лопатина, М. Скребцова «Азбука добрых качеств», М: «Философская книга» 2014 г.

Тип урока: открытие новых знаний

Цель урока:

        –  знакомство учащихся с христианскими взглядами и отношением к добру и злу,

        – создание условий для получения учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, нравственным установкам, ценностного отношения к окружающей жизни.

Задачи:

– формировать осмысленный взгляд на взаимоотношения  между людьми, между человеком и природой, осознание особой роли  человека в мире и обществе;

– воспитывать осознанную общегражданскую и личную ответственность человека за свои поступки, за вверенный ему мир;

– способствовать освоению христианского представления о мире, социально значимых знаний, которые нужны человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешной социализации; знания об устройстве общества и общественных нормах; о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе; пониманию роли религии и этики в жизни человека и общества;

–  привлечь внимание к нравственно-социальным проблемам современного мира.

Понятия урока: самоотверженность, святой.

Планируемые результаты:

Предметные:

- моделировать на основе приведенного текста самостоятельные высказывания;

- воспринимать и осмысливать ключевые понятия урока;

- анализировать текст, осознанно извлекать  необходимую информацию.

Метапредметные:

Регулятивные:

- организовывать рабочее место;

- осуществлять контроль выполненных действий;

- оценивать свою деятельность.

Познавательные:

- ориентироваться в материале учебника;

- осуществлять поиск и выделение информации в разных источниках;

- выдвигать гипотезы и их обосновывать;

- устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные:

- развивать личную ответственность за принятые решения и совершенные поступки;

- развивать этические чувства;

- уметь вести себя в дискуссии, демонстрируя корректное поведение в случае разногласий;

- ориентироваться на успешную деятельность.

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания:

- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей

 среде (экологическое воспитание);

- Воспитание ценностного отношения к прекрасному (эстетическое воспитание).

- Воспитание гражданственности;

- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Межпредметные связи (области): окружающий мир, история, литература,

 экология.

Основа работы (технология, формы, методы, приёмы): проблемное обучение, работа в группах, в парах, дискуссия-диалог, игровые технологии, исследовательская работа с текстом, тестирование.

Ресурсы, необходимое оборудование:

- мультимедийная установка;

- презентация к уроку (Microsoft PowerPoint);

- раздаточный материал – карточки;

- фоторяд;

- видеосюжеты;

- доска;

- учебник, тетрадь.

                                 

План урока с хронометражем

       1.Этап мотивации к учебной деятельности.   (1-2 мин)

       2.Этап актуализации и пробного учебного действия (1-2мин)

       3.Этап выявления места и причины затруднения        

       4.Этап построения проекта выхода  из затруднения   ( 10 мин)

  • Притча о добре и зле (чтение)  
  • Обсуждение (работа в группах)    

        5.Этап реализации построенного проекта.       (10 мин)          

  • Работа с текстом учебника  
  • Работа с понятийным аппаратом                

         6.Физминутка  (2 мин)

         7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин)

             Дифференцированная самостоятельная работа

       8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

       9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке  

Рефлексия    ( 5 мин)

Домашнее задание   ( 1-2 мин)

               

                       

          Ход урока.

1.Этап мотивации к учебной деятельности.

- Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы снова отправимся в удивительный мир православной культуры. Нас ждет встреча с новыми понятиями и открытиями .
-Закройте глаза на минуту, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите: у нас в классе стало светлее. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица.

2.Этап актуализации и пробного учебного действия.

Подведение к проблемному вопросу

Учитель: - Ребята, сегодняшний урок я хочу начать с одного древнекитайского изречения.

«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства.

Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне, - вот это и есть мои пороки».

Учитель:- А вы знаете, что такое добро? ( Высказывают свои суждения по вопросу учителя)

-Известный русский историк Василий Осипович Ключевский так выразил своё мнение:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».  

3.Этап выявления места и причины затруднения

Ребята, как вам кажется, что же важнее: делать добро или не делать зла? 

4.Этап построения проекта выхода  из затруднения

Учитель:- Я вам предлагаю прочесть одну притчу.

«Жил-был юноша с плохим характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо.  В первый день он забил 37 гвоздей. В последующие недели научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день. Понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наконец, наступил тот день, когда юноша не забил в ворота ни одного гвоздя. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость. Тогда отец сказал юноше: «Вынимай один гвоздь из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения».  Наконец, наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.  Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они не будут такими, как раньше»

Учитель:- Я вам предлагаю обсудить эту притчу.  Поработаем в группах

Правила работы в группе

1.Будь вежлив с товарищем в группе                      

 2.Умей выслушать мнение каждого.                  

3.Доказывай своё мнение.  

 4.Придя к единому мнению, выберете представителя от группы для ответа у доски.

5. Внимательно выслушай мнение в других группах.

 6.Задай вопрос на понимание

-Почему наступил тот день, когда юноша не забил в ворота ни одного гвоздя?

-Почему так много дырочек осталось на воротах?

-О чём эта Притча?

(Дети: О добре.)

Вывод:

-Когда ты с кем-то ругаешься или говоришь ему плохие вещи, то оставляешь раны как те, что на воротах.

Учитель. Итак,  какова тема нашего урока?

(Дети: -Зачем творить добро?)

-Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим на уроке?

-Попробуйте сформулировать тему и цель сегодняшнего урока.

Подводит к точной формулировке и предлагает записать тему урока в тетрадь.  

Что такое добро и зло.

Зачем творить добро?

-Для чего нам нужно понять, что важнее: делать добро или не делать зла?

(Стремимся к самосовершенствованию, чистоте души, помыслов; стараемся заботиться о ближних).

В нашем исследовании нам помогут:

-Фоторяд

-Словарь

-Притча

-Видеотека

           -Учебник

5.Этап реализации построенного проекта

1. Работа с фоторядом

После ответов учащихся учитель вывешивает на доске ряд фотографий.

Предлагает сгруппировать фотографии:

1 группа – добрые деяния

2 группа – зло

Задает вопрос: Сумели ли мы ответить на вопрос: «Что важнее: делать добро или не делать зло?»

Может нам поможет прийти к верному ответу информация из словаря?

Предлагает найти этому предположению подтверждение в толковом словаре Ожегова.

2. Работа со словарём

Открытие нового знания

Что такое добро?

«Добро – нечто хорошее, полезное, положительное, противоположное злу». «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Что такое зло?

«Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру».

«Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий».

3. Работа с таблицей

На доске прикреплены слова, которые нужно поместить в таблицу.

Проверяет заполнение

4. Работа с притчей «Два волка»

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

– В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

 – А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

– Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

5. Дискуссия-диалог

Задаёт вопросы:

– Ребята, а  какого волка вы кормите и чем?

– Бывает ли человек только добрым или только злым?    

6.«Видеотека» 

1 группа:

видеосюжет

«Стакан молока»

2 группа:

видеосюжет

«Окно»

Работа в группах

(см. приложение – видеосюжеты, тексты)

Каждой группе предлагает просмотреть ролик и подготовить ответы на вопросы к нему. Далее работа по видеосюжетам

7.«Мозговой штурм»  (Получают по 2 вопроса в каждую группу для анализа и обсуждения.  Слушают друг друга,  рассуждают)

Вопросы 1 группе:

– Нужно ли делать добро только тогда, когда тебя об этом попросят?

– Нужно ли ждать (требовать) чего-то взамен после своего доброго поступка?

Вопросы 2 группе:

– Бывает ли так, что бездействие может привести к злу?

– Какую ответственность несёт человек за свои поступки?

6.Физминутка (Выполняют упражнения по образцу)

«Дорогою добра»

7.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

1. Исследовательская работа с текстом

Работа по учебнику:

Подводит к точной теме урока: мы изучаем христианское отношение к миру, а значит, остановимся на отношениях христианина к понятиям добра и зла.

1. Организует знакомство    с Легендой о Петре (стр. 68-69) (Читают тексты, осмысливают прочитанное, анализируют по предложенному плану, делают выводы.)

2. Ввод понятий(Осмысливают понятия, записывают определения в тетрадь.)

 «самоотверженность», «святой».

Самоотверженность – стремление меньше думать о себе, отвергая порой даже явные опасности.

Святой – добрый человек, в сердце которого родился духовный опыт.

8.Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону (возможно со взаимооценкой)

1. Дифференцированная самостоятельная работа

Организует работу над пословицами по карточкам  (дифференцированы, текст представлен ниже):

- На парте у каждого карточка с пословицами. Выбери наиболее понятную для тебя и объясни смысл пословицы. Самостоятельно работают по карточкам.

Защищают свой ответ, комментируют ответ других учащихся

Регулирует защиту ответов, взаимооценку.

Пословицы:

1 вариант:

За добро не жди добра.                

Жизнь дана на добрые дела.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Доброе дело без награды не остаётся.

Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

2 вариант:

Доброта без разума пуста.

Добрые умирают, а дела их живут.

На добрый привет – добрый и ответ.

Не хвались серебром, а хвались добром.

Живи для людей, поживут люди для тебя

9.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Доброе дело настоящее, если делается:

  • по принципу «ты мне – я тебе» или

бескорыстно?

  • ради получения денег, славы или незаметно для других?
  • чтобы гордиться собой или не ради себя, а ради Бога?
  • потому что заставили или из любви к ближнему?

Задает вопрос:

– С чем человек предстанет перед Господом?

Пожелание от учителя:

Отдай миру лучшее, что есть в тебе –

и к тебе вернется лучшее, что есть в мире.

Рефлексия

– Что мы сегодня повторили?

– Что узнали нового?

– Что смогли понять?

– Что поразило, удивило?

– Что понравилось?

Домашнее задание

Направляет на поиск информации:

1. Найдите стихи, пословицы о добре и зле.

2. Соберите материал для коллажа «Лучики доброты» (фотографии, рисунки).

2. Прочитайте притчу о царе и дикаре на стр. 69 учебника.( Записывают задание в дневник.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"

Модуль «Основы православной культуры» по теме "Зачем творить добро"...

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры. "Тема: "Зачем творить добро"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры. "Тема: "Зачем творить добро"...

Урок по предмету Основы православной культуры Зачем творить добро

Конспект урока по предмету Основы православной культурыТема: «Зачем творить добро?Учитель: Титова Елена Николаевна...

Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....

«Основы религиозных культур и светской этики», модуль :«Основы православной культуры» Тема : «Зачем творить добро» 4 класс

Предмет - «Основы  религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»        Класс - 4 Тема и номер ...

Конспект урока по ОРКСЭ тема: "Зачем творить добро?"

Конспект урока по ОРКСЭ по теме "Зачем творить добро".Добро - всё положительное, хорошее, что есть в жизни. Формирование понятия, что творить добро - духовная радость....

Конспект урока Основ православной культуры Тема: «Зачем творить добро»

Цель: формирование у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании православных культурных и религиозных традиций, уважении к ним, любви к вере и ист...