Особенности морали
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Урок ОРКСЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_morali.docx40.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

урока светской этики

на тему: «Особенности морали»

проведённого

Мизякиной Анной Сергеевной

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
конструирования урока

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Светская этика

Класс

4 «В»

Тема урока

Особенности морали

Дидактическая цель

Создать условия для формирования ценностно-смысловых установок у учащихся через расширение представлений об

особенностях морали.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л 1. Проявлять учебно-познавательный интерес к вопросам об

особенностях морали

Л 2. Положительно относиться к учебной деятельности.

МПознавательные

МП1. Развивать умение выделять главное в тексте в соответствии с учебным

заданием;

МП2. Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

МРегулятивные

МР1. Выполнять учебное задание, используя алгоритм.

МР2. Соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

МКоммуникативные

МК1. Уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение.

МК2. Конструктивно взаимодействовать в группе

П 1. Знать основные понятия особенностей морали;

П 2. Иметь целостное представление о том, что все люди вносят свой

посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание

П 3. Знать и принимать взаимосвязь морали и совести.

П 4. Уметь находить мораль в произведениях искусства (кинофильм, книга)

 

Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

Какие особенности морали существуют?

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Элементы диалоговой технологии, работы в паре, группе,рефлексивной и здоровьесберегающей.

Основные понятия

Мораль, нормы морали, совесть.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Презентация к уроку

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской

этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений — М.:

Просвещение, 2010. – с 10-11.

Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-

5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений — М.: Просвещение,

2010. – с 239.

Раздаточный материал

Приложение 1.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

П/Р

I. Орг. момент(0,5 мин.)

Здравствуйте, меня зовут Анна Сергеевна. Сегодняшний урок светской этики проведу я.

Давайте проверим вашу готовность к уроку. На столах лежит: учебник, пенал.

II. Актуализация знаний

 

Сейчас я прочту стихотворение С.Я. Маршака:

В тех краях, где кошельком

Мерят всё на свете,

Правда ходит босиком,

Катит ложь в карете.

Ложь всегда опередит

Истину немножко.

Но не бойтесь: победит

Правда-босоножка.

О чём идёт речь в этом стихотворении?

А что нам помогает говорить правду?

Все эти качества личности входят в одно понятие. Как называется правила поведения человека, нормы, основанные на понятиях «добро» и «зло».

III. Постановка темы (целеполагание) (4 мин.)

Из определения слова «мораль» ясно, что это какие- то нормы, но чем они отличаются от других?
Как вы считаете, какова тема нашего урока?


На листочках написаны вопросы. Каждому из вас необходимо ответить: Верите ли вы в это утверждение или нет.

Приложение 1.

Что же мы сегодня должны выяснить, какая цель нашего урока?

В чём особенности морали?

Есть ли единый список моральных правил?

Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе?

Все эти вопросы важны, для того, чтобы узнать особенности морали.

IV. Работа по теме урока

Первичное усвоение новых знаний. (30 мин)

У меня задание для каждой из групп:

  1. Прочтите второй абзац в учебнике на стр. 10 и определите первую особенность морали.
  2. На стр. 11 прочтите 1 абзац и найдите вторую особенность.

Теперь задание каждому. Найдите третью особенность.

  1. На стр. 11 прочтите 3 абзац и найдите третью особенность.

Итак, первая особенность морали гласит о том, что она нигде не записана. Действительно ли это так? Существует ли то, что можно прочитать и узнать мораль?

Верно, назовите автора книги и мораль, которую вы вынесли после прочтения.

Мы с вами узнали, что в книгах есть мораль, как и, к примеру, в фильмах, мультиках и т.д.

Верно ли, что моральные нормы не записаны в законах?

Но законы не называются моральными нормами. Можно сказать, что закон-  это правило.

Давайте рассмотрим на примере: неужели в законе нашей страны написано, что мы должны уступать места пожилым людям?

Но почему вы это делаете?

Верно, нас воспитывают и учат этому.

Когда мы соблюдаем моральные нормы, как и законы, мы делаем лучше не только свою жизнь, но и жизнь окружающих нас людей лучше.

Как вы считаете: а закон основан на правилах морали? Почему?

Ребята, а почему нет специальных людей, профессий, которые следят за соблюдением морали?

А как все люди могут вносить вклад в поддержание морали? Что это значит?

Почему абсолютно все должны его вносить.

А если я веду себя хорошо, а мой друг плохо. то что я должен сделать?

Вспомните себя: неужели вам нравится, когда вас ругают?

В такой ситуации нужно помочь стать лучше ваше другу, знакомому и даже первому встречному.

Первичное применение новых знаний

Физкультминутка.

«Если нравится тебе, то делай так…»

Однажды предрассветною порой

Три мудреца склонились надо мной,

И я спросила их, поднявши веки:

– Что главное, скажите, в человеке?

– Конечно, разум, – первый мне ответил. – (прикрепляю карточку)

С ним каждый путь и правилен и светел.

– Благодарю, что просветил меня. –

Я поклонилась, голову склоня.

Второй ответил: – Воля на пути, (прикрепляю карточку)

Который нужно с гордостью пройти,

Чтобы достойно подойти к концу. –

Я поклонилась в пояс мудрецу

– Да нет, не то, – заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил:

[Пауза…]

Вопрос: Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?

Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим

совпадения.

Давайте сравним с ответом мудреца:

– Да нет, не то, – заволновался третий.

Послушайте, что строго он ответил:

– Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека – совесть!

Применение знаний в измененной ситуации

Как вы думаете, что такое совесть?

Мораль, совесть помогает нам принмать решения и в трудных жизненных ситуация.

Давайте просмотрим видеофрагмент о мальчике, который совершил героический поступок.

Как вы считаете, почему мальчик поступил именно так?

Приведите примеры неравнодушного поведения в сложных или опасных ситуация.

Дополнительное задание:

Вы услышите два высказывания. Выберите то, которое понравится вам больше.

Читать нужно медленно, ставя логическое ударение.

Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка, с.605)

«Совесть – чувство ответственности за своё поведение

перед окружающими людьми, обществом»

Даль В.И. (т.4, с.256)

«Нравственное чутьё в человеке, внутреннее сознание

добра и зла, тайник души, в котором отзывается

одобрение или осуждение каждого поступка. Способность

распознать качество поступка, чувство, побуждающее к

истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная

любовь к добру, истине»

V. Итог, рефлексия

Итак, теперь заполните второй столбик таблицы. «Верите ли вы?»

Приложение 1.

Ребята, какая тема урока?

Чему мы научились?

Рефлексия

Ребята, я вам раздала листочки.

На доске вы видите лесенку из трех ступенек. Подумайте, как вы работали сегодня на уроке, справились ли с поставленными задачами, готовы ли вы ответить на вопросы по теме. Определите свое место на этой лесенке.

Спасибо за внимание, урок закончен!

Приветствие, проверка готовности к уроку.

О том, что правда всегда побеждает ложь.

Честность, честь, достоинство…

Мораль.

Особенности морали.

Заполнение таблицы.

Выяснить особенности морали, отличие моральных норм от прочих.

  1. Моральные нормы (правила) нигде не записаны.
  2. Моральные нормы не имеют документального оформления.

  1. Все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание.

Да, это книги, труды учёных, литературное произведение, фильмы.

Учащиеся называют различные варианты: басни Крылова, Пушкин «Сказка о мертвой царевне», «Золушка», «12 месяцев», «Репка».

Да, потому что Конституция записана на основе моральных правил.

Пожилых надо уважать.
Нас научили.

Да, потому что мораль раскрывает такие понятие, как «добро» и «зло».

Потому что мораль- это внутреннеt правило человека. Его воспитание.

Это значит как ведет себя человек.

Важно участие каждого.

Поругать его.

Выполнение физкультминутки.

Учащиеся записывают на полоске бумаги самое главное (по их мнению) качество и

прикрепляют полоску к доске.

Что заставляет нас действовать правильно.

Совесть не позволила ему сделать иначе.

Учащиеся приводят примеры.

Первое, т.к. мы несем ответственность перед всеми за свое поведение.

Второе, т.к. тут говорится про мораль.

МК1

МК1

П 2

Л1

Л 2

МК1

МП1

МК1

П 2

Л 2

МК1

Л 2

МК1

П 2

П 1

МК1

Л 2

МК1

П 3

Л 1

МР1

П 1

П 1

П 3

П 4

Л 1

П 1

МР1

МК2

Л 1

Л 2

П 1

П 3

П 4

П 1

МП1

Л 1

П2

МК1

МР1

П 1

П 3

Л 1

МР1

МК1

МР2

Приложение 1.

Вопрос

“+” верю,

“-” не верю

“+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что моральные нормы (правила) нигде не записаны?

 

2. Верите ли вы, что моральные нормы не написаны в законах?

 

3. Верите ли вы, что все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание?

 

Вопрос

“+” верю,

“-” не верю

“+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что моральные нормы (правила) нигде не записаны?

 

2. Верите ли вы, что моральные нормы не написаны в законах?

 

3. Верите ли вы, что все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание?

 

Вопрос

“+” верю,

“-” не верю

“+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что моральные нормы (правила) нигде не записаны?

 

2. Верите ли вы, что моральные нормы не написаны в законах?

 

3. Верите ли вы, что все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание?

 

Вопрос

“+” верю,

“-” не верю

“+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что моральные нормы (правила) нигде не записаны?

 

2. Верите ли вы, что моральные нормы не написаны в законах?

 

3. Верите ли вы, что все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание?

 

Вопрос

“+” верю,

“-” не верю

“+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что моральные нормы (правила) нигде не записаны?

 

2. Верите ли вы, что моральные нормы не написаны в законах?

 

3. Верите ли вы, что все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание?

 

Вопрос

“+” верю,

“-” не верю

“+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что моральные нормы (правила) нигде не записаны?

 

2. Верите ли вы, что моральные нормы не написаны в законах?

 

3. Верите ли вы, что все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание?

 

Вопрос

“+” верю,

“-” не верю

“+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что моральные нормы (правила) нигде не записаны?

 

2. Верите ли вы, что моральные нормы не написаны в законах?

 

3. Верите ли вы, что все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание?

 

Вопрос

“+” верю,

“-” не верю

“+” верю,

“-” не верю

1. Верите ли вы, что моральные нормы (правила) нигде не записаны?

 

2. Верите ли вы, что моральные нормы не написаны в законах?

 

3. Верите ли вы, что все люди вносят свой посильный вклад в поддержание морали и в моральное воспитание?

 

Разум

Воля

Мораль

Совесть

Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка, с.605)

«Совесть – чувство ответственности за своё поведение

перед окружающими людьми, обществом»

Даль В.И. (т.4, с.256)

«Совесть- нравственное чутьё в человеке, внутреннее сознание

добра и зла, тайник души, в котором отзывается

одобрение или осуждение каждого поступка. Способность

распознать качество поступка, чувство, побуждающее к

истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная

любовь к добру, истине»

Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка, с.605)

«Совесть – чувство ответственности за своё поведение

перед окружающими людьми, обществом»

Даль В.И. (т.4, с.256)

«Совесть- нравственное чутьё в человеке, внутреннее сознание

добра и зла, тайник души, в котором отзывается

одобрение или осуждение каждого поступка. Способность

распознать качество поступка, чувство, побуждающее к

истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная

любовь к добру, истине»

Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка, с.605)

«Совесть – чувство ответственности за своё поведение

перед окружающими людьми, обществом»

Даль В.И. (т.4, с.256)

«Совесть- нравственное чутьё в человеке, внутреннее сознание

добра и зла, тайник души, в котором отзывается

одобрение или осуждение каждого поступка. Способность

распознать качество поступка, чувство, побуждающее к

истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная

любовь к добру, истине»

Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка, с.605)

«Совесть – чувство ответственности за своё поведение

перед окружающими людьми, обществом»

Даль В.И. (т.4, с.256)

«Совесть- нравственное чутьё в человеке, внутреннее сознание

добра и зла, тайник души, в котором отзывается

одобрение или осуждение каждого поступка. Способность

распознать качество поступка, чувство, побуждающее к

истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная

любовь к добру, истине»

Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка, с.605)

«Совесть – чувство ответственности за своё поведение

перед окружающими людьми, обществом»

Даль В.И. (т.4, с.256)

«Совесть- нравственное чутьё в человеке, внутреннее сознание

добра и зла, тайник души, в котором отзывается

одобрение или осуждение каждого поступка. Способность

распознать качество поступка, чувство, побуждающее к

истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная

любовь к добру, истине»

Ожегов С.И. (толковый словарь русского языка, с.605)

«Совесть – чувство ответственности за своё поведение

перед окружающими людьми, обществом»

Даль В.И. (т.4, с.256)

«Совесть- нравственное чутьё в человеке, внутреннее сознание

добра и зла, тайник души, в котором отзывается

одобрение или осуждение каждого поступка. Способность

распознать качество поступка, чувство, побуждающее к

истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная

любовь к добру, истине»

1)        Прочтите второй абзац в учебнике на стр. 10 и определите первую особенность морали.

2)        На стр. 11 прочтите 1 абзац и найдите вторую особенность.

Теперь задание каждому. Найдите третью особенность.

3)        На стр. 11 прочтите 3 абзац и найдите третью особенность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».

Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную сос...

Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков «Культура и мораль», «Особенности морали», «Добро и зло», «Добродетель и порок».

Приложение к проекту по теме: «Технологические карты уроков  «Культура и мораль», «Особенности морали»,  «Добро  и  зло», «Добродетель и порок»....

Разработка урока по ОРКСЭ (светская этика) на тему "Какие правила морали особенно важны в школе"

Данная разработка поможет учителю организовать и провести урок обобщения и систематизации знаний ОРКСЭ в 4 классе по теме "Какие правила морали особенно важны в школе" в соответствии с современными тр...

Особенности морали

презентация к уроку ОРКСЭ 4 класс...

Конспект урока "Особенности морали", 4 класс

Целями урока является формирование условий для осознания учащимися особенностей морали; способствовать развитию самостоятельности и  личной ответственности за свои поступки на основе представлени...