Методическая разработка урока По теме "Совесть"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Верченко Марина Александровна

Урок направлен на  формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятием «совесть». формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятием «совесть».

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Конспект урока, презентация868.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №11»

Методическая разработка урока в 4 классе

По теме  "Совесть"

Выполнила:

 Верченко Марина Александровна

Конспект

Цель: формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятием «совесть».

Задачи:

  • на основании формирования этического понятия совести стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
  • формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
  • развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.

Формы организации познавательной деятельности:

  • коллективная;
  • фронтальная;
  • групповая;

Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, тетради, толковые словари, тексты.

Ожидаемые результаты:

• Дети смогут составить представление о понятие  «совесть».

• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

• Осознавать, для чего людям нужна совесть.

Ход урока.

І. Эмоциональный настрой. Мотивация.

Разминка «Поговорим»

-Поговорим? О чем?

- О разном и о прочем,

Поговорим? О чем?

  О том, что хорошо,

  И хорошо не очень.

  Поговорим? О чем?

-О том, что знаешь ты,

  И то, что мне известно.

  Поговорим?

-Нам будет интересно!

Актуализация опорных знаний

-На уроках мы говорили о главных ценностях нашей жизни. Назовите их.

- У нас есть все из перечисленного: мы живы, здоровы, есть семья, Родина, мир на Земле. Все что нужно человеку! И тогда возникают вопросы: каким должен быть человек, чтобы сохранить все это? Что самое главное в человеке?

-Сейчас мы постараемся найти ответы на эти вопросы.

Кроссворд  с ключевым словом  « совесть».

1

2

3

4

5

6

7

  1.  Решительное, активное действие, совершенное человеком.
  2. Высшая нравственная ценность. Все полезное, хорошее, все, что помогает человеку и природе, идет им на пользу.
  3. Отсутствие каких – нибудь ограничений, стеснений  в чем – нибудь.
  4.  Достойное уважения и гордости моральное качество личности.
  5. Тяжелое, подавленное душевное состояние человека, которое появляется после осуждения его поведения людьми.
  6. Наука о нравственности и морали; система норм нравственного поведения человека.
  7. Система норм и ценностей, регулирующих поведение людей.

П

О

С

Т

У

П

О

К

Д

О

Б

Р

О

С

В

О

Б

О

Д

А

Ч

Е

С

Т

Ь

С

Т

Ы

Д

Э

Т

И

К

А

М

О

Р

А

Л

Ь

Тема урока (разгаданное ключевое слово) «СОВЕСТЬ».

ІІ. Формулирование темы, цели, задач урока. Постановка проблемы.

- Назовите тему урока. (Совесть)

- Прочитайте эпиграф урока.

Самое главное украшение человека – чистая совесть. Цицерон

Какие вопросы мы поставим перед собой, что мы хотим узнать?

Что такое совесть?

Нужна ли она человеку?

Что значит поступать по совести?

Какая совесть бывает чиста?

 ІІІ Поиск решения проблемы. «Открытие» новых знаний.

Где можно найти информацию о совести?

Работа над словом «совесть».

Задачи этапа:

1.Организация работы в группах.

1 группа получает задание составить кластер «СОВЕСТЬ» (что заставляет делать/не делать совесть)

2 группа Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Афоризмы:

 Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

Паскаль Блез

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Кант И.

Совесть есть светило внутреннее, закрытое, которое освещает единственно самого человека и речет ему гласом тихим без звука; трогая нежно душу, приводит ее в чувство, и, следуя за человеком везде, не дает ему пощады ни в каком случае.

Суворов А. В.

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Гольбах П.

Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

3 группа: работают со словарями (Ожегов С.И., Даль В.И.), находят толкование слова «совесть».

4 группа: работа с пословицами.

2.Обобщение знаний.

Совесть-это

Давайте еще раз вчитаемся в толкование слова В.И.Даля (обращается внимание на сочетание « тайник души»)

Тайник - хранилище, тайное убежище, душа - внутренний мир человека.

-Как в нас отзывается каждый поступок? (Отвечая на это вопрос, учащиеся приводят в качестве примеров конкретные жизненные ситуации и рассказывают, что они чувствовали.)

Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).

Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.    

– Как вы видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Паскаль, Кант, Суворов, Лихачев, Бальзак. Цицерон и др.

 Работа с учебником («Основы светской этики», с. 26)

- Какое определение совести предлагается в учебнике? (Чтение статьи)

4. Закрепление и осознание новых понятий на основе литературных произведений.

- Жизнь часто ставит человека перед выбором сделать по совести или против совести. И этот выбор каждый должен сделать сам. Давайте проанализируем поступки детей в разных жизненных ситуациях из различных художественных произведений. (Каждая группа получает свое произведение)

1 группа. Л. Толстой Косточка (рассказ)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Заслушивание группы            

-Почему так называется рассказ? (ответы детей)

- Чему учит рассказ? (ответы детей)

- Почему Ваня заплакал? (ответы детей)

2 группа. М. Алешина « Маленький домик для совести»

Тане что-то не спалось. Потолок разглядывать надоело. Одеяло сползало, как будто назло. И даже любимая подушка кололась.

Таня повернулась на правый бок, потом — на левый. «Все бока отлежала» — подумала она. И вспомнилась ей та самая жирная двойка, которая красовалась в дневнике, прямо под пятёркой по литературе.

«Я не врала маме, — рассуждала она в который раз, — я просто сказала о пятёрке, а о двойке не сказала… Вот если бы мама спросила меня, не получила ли я двойку, и я сказала бы „нет“, то это было бы враньё». Тут подушка впилась ей в щеку, и Таня ударила её кулаком:

— Вот тебе!

Но, в конце концов, ей стало так плохо, что она спустила ноги, пошлёпала босиком в комнату родителей и легонько толкнула спящую маму в плечо:

— Мама!

— Что ты не спишь, Танюша? — мама совсем не сердилась.

— Мне плохо вот здесь! — и Таня показал в самую середину груди.

Мама внимательно посмотрела на дочь и спросила:

— Почему же тебе плохо?

— Я не сказала тебе про двойку, которая под пятёркой.

— Ну, вот теперь и сказала, иди спать.

— А что у меня болело вот здесь? — спросила Танюшка, прижимая кулачок к груди.

— Там живёт совесть, — ответила мама, — в маленьком домике, который называется сердцем, — она-то и не давала тебе уснуть. А теперь ты сразу заснёшь, вот увидишь, — и она потрепала Таню по щеке и поцеловала.

Танюшка пропрыгала полкоридора на левой ноге, полкоридора — на правой, плюхнулась в мягкую кровать, обняла свою любимую подушку и прижалась к ней щекой. Потом от радости поджала колени к животу и улыбнулась самой радостной в мире улыбкой — от уха до уха.

Так, улыбаясь, она и заснула.

Заслушивание группы                        

- Почему Тане не спалось? (ответы детей)

-Почему она решила рассказать про двойку? (ответы детей)

- Какие чувства испытывала Таня, когда рассказала про двойку? (ответы детей)

3 группа. Аркадий Петрович Гайдар «Совесть»

Нина Карнаухова не приготовила урока по алгебре и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые случайно не увидели, как она во время рабочего дня болтается с книгами по городу, Нина украдкой прошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять красивую бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на нее добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чем дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! - строго сказала она. - И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! - удивленно ответил малыш. - Я просто шел на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что ей пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала. Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над ее головой веселые птицы. И очень тяжело было на ее сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Заслушивание группы                        

- Почему рассказ назван «Совесть»? (ответы детей)

- Почему девочка услышала «голос совести», только после того как проводила мальчика? (ответы детей)

-Что же является главным в жизни человека? (быть в ладу со своей совестью)

4 группа рассказ В. Сухомлинский «Стыдно перед соловушкой».

5.Физминутка

6. Игра «Найди пару». Работа в паре

-        Ребята, я даю вам предложение, а вы должны найти вариант как можно его заменить

  1. Поступать вопреки своим убеждениям. (Поступать против совести).
  2. Жить честно, справедливо. (Жить по совести).
  3. Делать что-либо хорошо, добросовестно. (Делать на совесть).
  4. Жить спокойно, не испытывая угрызения совести. (Жить со спокойной
    совестью.) Ведь не случайно говорят: «Счастлив тот, у кого совесть
    спокойна».
  5. Поступать без стыда, без стеснения. (Поступать без зазрения совести).

6. Когда человек не выполнил того, что был обязан сделать, схитрил, обманул кого-то (поступок на его совести).

Самопроверка по эталону (слайд).

- Вывод. Не случайно в народе так много фразеологизмов о совести, потому   что совесть – «внутренний судья» человека.

- Прочитайте эпиграф нашего урока.

- Какая совесть бывает чиста? (Когда человек совершает хороший поступок).

Ответьте на главный вопрос урока.

V. Творческое применение знаний.

1. Портрет совестливого человека

Так составьте, пожалуйста, словесный собирательный образ совестливого человека.

  1. Он все делает по совести, стыдится поступать…(нечестно, несправедливо.)
  2. Это – человек…(справедливый, добросовестный, ответственный. )
  3. Он, как бы, сверяет каждый свой шаг с нормами морали и поступает (сознательно, обдуманно, в строгом соответствии с ними.)
  4. Он не совершает поступков …(которые уронят его в глазах других людей, даже тогда, когда уверен, что никто об этом не узнает)
  5. Он не пройдет мимо …(беды, не увильнет трусливо там, где нужно постоять за правду.)
  6. Совестливый человек, если и совершает какие-то несправедливые поступки, то (непреднамеренно), и они вызывают у него… (глубокое раскаяние).
  7. Совесть выражается в …(глубоком внутреннем осуждении или одобрении совершаемых действий и поступков).
  8. Она побуждает человека следовать… (добру, истине и справедливости).
  9. Отвращает его от… (дурных поступков и действий).

2. Вопросы без ответа вслух.

Я задаю вам вопросы, вы обдумываете и мысленно отвечаете на них.

  • Случалось ли вам испытывать угрызения совести?
  • Было ли стыдно за свои поступки?
  • Всегда ли вы поступали по совести?

VІ. Рефлексия.

- Мы обсуждали сегодня такое важное для всех понятие, как совесть. Впереди у вас вся жизнь, которая вас будет учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я попрошу вас продолжить предложения:

  • Сегодня на уроке я узнал…
  • Больше всего мне запомнилось…
  • Я задумался…

VІІ. Итог занятия.

На совестливых людях держится мир и порядок. Их жизненная позиция определяет моральный климат общества и уровень его идеалов. Так будем же стремиться к образу совестливого человека! И в  заключение нашей беседы я хотела бы прочитать стихотворение Яны Кузовлевой «Совесть».

             Совесть.

Словно ненаписанная повесть

Поступков помыслов сердец
Нас порою обличает совесть.
Это кара или дар Небес? 

Для кого-то этот голос громок:
Слышит он души упрек немой,
Совершив проступок или промах -
Сразу же теряет свой покой. 

А другой - уже тот глас не слышит
(Он любое зло себе прощал):
Что бы ни случилось, ровно дышит
Человек, что совесть потерял. 

Знаем, что она - бывает чистой;
А еще способна укорять;
И в делах раскаяться и в мыслях
(даже тайных) может заставлять. 

Как маяк дана нам Духом Божьим
Совесть, чтоб могли свой видеть путь:
Можно - жить по совести, а можно -
Навсегда дать совести уснуть.


VІІІ. Домашнее задание на выбор.

- Стр. 31, вопрос № 2

- Составить синквейн со словом  «совесть».

- Сочинить сказку на тему «Совесть пропала»


Литература

Учебный диск «Основы светской этики. 4 класс: система уроков. УМК "Основы религиозных культур и светской этики» (издательство «Учитель»)

Электронная кадемия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, раздел ОРКС  

гуманитарная библиотека - www.gumfak.ru

Государственный музей истории религии - www.gmir.ru

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru;

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru;

Официальный сайт Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) - http://www.patriarchia.ru;

Отдел религиозного образования и катехизации РПЦ - http://www.otdelro.ru;

Сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - http://www.ombudsman.gov.ru.

Издательство «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/ork/default.aspx


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Совесть»(технологическая карта) по предмету ОРКиСЭ модуль «Основы светской этики».

Методическая разработка урока "Совесть" (технологическая карта) предназначена учителям, преподающим курс ОРКиСЭ (модуль "Основы светской этики")...

Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс

Открытый урок с  применением мультимедийного оборудования  по теме "Решение задач на движение" в 4 классе  был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....

Методическая разработка урока по теме «Совесть». «Долг» (модуль «Основы светской этики»)

Формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «долг»...

Разработка урока по теме " Совесть и раскаяние".

Разработка урока по теме " Совесть и раскаяние"....

Методическая разработка урока по теме «Совесть»

Цель: формирование представления о совести, как качестве характера, проявляющейся в поступках. Задачи:·         на основании формирования этического п...

Методическая разработка урока по теме "Килограмм"с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска" (с использованием интерактивной приставки MimioTeach) Номинация «Лучший урок начальной школы»

Данный урок  входит в серию уроков математики  1 класса по учебнику М.И.Моро (УМК «Школа России»), объединенные одной темой «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитани...