Дружба
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Купрякова Анастасия Владимировна

Модуль - основы светской этики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_orkse.docx29.92 КБ
Файл vyberi.docx10.66 КБ
Файл pravila_druzhby.docx11.54 КБ
Файл razdeli.docx10.59 КБ
Файл soedini.docx11.2 КБ
Файл zhetony.rar236.63 КБ
Файл tablichki.rar326.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 А классе МБОУ «СОШ №12»

Купрякова Анастасия Владимировна

Модуль: Основы светской этики

Тема: Дружба

Цель: Формировать представления у учащихся о понятии "дружба" и "настоящем друге", присвоить их нравственную ценность и раскрыть значения в жизни каждого человека

Тип урока: Изучение нового материала

Форма организации: Групповая

Формируемые УУД:

Личностные: осознавать роль предмета ОРКСЭ в жизни; проявлять уважение к учителю и одноклассникам; быть готовым к учебному сотрудничеству; мотивировать свою деятельность на успешный результат обучения; осознавать роль определенных качеств человека; принимать наиболее лучшие качества в жизненной позиции; осознавать последствия своего поведения в будущем; осознавать роль дружбы в жизни человека; осваивать нравственную ценность дружбы; выражать свои чувства и эмоции согласно изучаемой теме; высказывать свое мнение, основываясь на личном опыте; выражать свое чувство по отношению к дружбе и ее компонентов; адекватно оценивать свою деятельность на уроке

Предметные: уметь распределять основные качества альтруизма и эгоизма; различать понятия альтруизм и эгоизм; знать терминологию, согласно изученному материалу; пользоваться знаниями по теме «дружба»

Метапредметные:

Познавательные: проводить действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач

Регулятивные: управлять познавательной и учебной деятельностью  посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования; определять вывод урока, тем самым находить решение проблемы урока

Коммуникативные: уметь слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

Оборудование: жетоны для распределения по группам и рефлексии, жетоны для оценивания, таблички для распределения по группам, толковые словари разных авторов, презентация, мультфильм, аудиозапись песни «Дружба крепкая», цветные карандаши, учебник, тетрадь, карточки для работы в группах, конверты

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент

(Встречаю учащихся у входа в класс, выдаю жетоны. Детям необходимо сесть за стол, изображение которого соответствует жетону)

Звонок прозвенел,
Урок начать велел!

Доброе утро, ребята. Меня зовут Анастасия Владимировна, этот урок у вас проведу я. Мы все недавно проснулись, давайте потянемся и резко отпустим руки, прогоним с нашего урока лень и усталость. Садитесь.

Жетоны помогли ваш класс распределить на 4 группы. Как вы уже поняли, работать мы будем сегодня в группах. Какие правила помогут вам?

За хорошие ответы группы будут получать жетоны.

3 жетона за хороший ответ

2 жетона за неполный ответ.

Ученики заходят в класс и распределяются на группы путем жеребьевки

Мотивируются на результативную деятельность.

Не перебивать друг друга, прислушиваться к мнению окружающих, высказывать и доказывать свою точку зрения.

Личностные (осознавать роль предмета ОРКСЭ в жизни; проявлять уважение к учителю и одноклассникам; быть готовым к учебному сотрудничеству; мотивировать свою деятельность на успешный результат обучения)

  1. Актуализация опорных знаний

Возьмите в конверте карточку с названием «Раздели»

Ваша задача внимательно прочитать слова и разделить их только на две группы. Ниже у вас есть строки, на которых вам нужно записать слова.

Проверим, как вы разделили их.

Как можно назвать эти группы?

Вспомните, что такое альтруизм?

А что такое эгоизм?

Молодцы!

Выполняется задание в группах.

1 группа – Сострадание, Ласка, сочувствие, долг, добродушие, любовь, терпимость, сопереживание, отзывчивость, понимание, милосердие, человеколюбие, доброта, самопожертвование, забота, жалость

2 группа – равнодушие, черствость, бездушие, злость, зависть, жестокость, осуждение, безжалостность, жадность, высокомерие, гнев

Альтруизм и эгоизм

Альтруи́зм— понятие, которым осмысляется активность, связанная с бескорыстной заботой о благополучии других;

Эгои́зм — поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, когда индивид ставит свои интересы выше интересов других.

Личностные (осознавать роль определенных качеств человека; принимать наиболее лучшие качества в жизненной позиции; осознавать последствия своего поведения в будущем)

Предметные (уметь распределять основные качества альтруизма и эгоизма; различать понятия альтруизм и эгоизм; знать терминологию, согласно изученному материалу)

Коммуникативные (уметь слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя)

  1. Целеполагание

Посмотрите на экран.

Мультфильм «Чебурашка ищет друзей»

Знаете, что это за мультфильм?

Правильно, это советский мультфильм, созданный по рассказам детского писателя Эдуарда Успенского.

Какому человеку проще найти друга, товарища?

Альтруисту или эгоисту?

Конечно альтруисту.

Посмотрите на экран.

Что объединяет эти слова?

Правильно, их объединяет дружба.

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

А что вы хотели бы узнать о дружбе?

Сегодня мы узнаем, какие отношения существуют между людьми, что такое дружба и чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Смотрят фрагмент мультфильма

«Крокодил Гена и Чебурашка»

Альтруисту

Дружба

Дружба

Что это такое, какая она бывает, кого называют другом……

Личностные ( осознавать роль дружбы в жизни человека; осваивать нравственную ценность дружбы; выражать свои чувства и эмоции согласно изучаемой теме)

Предметные (различать качества альтруистов и эгоистов)

Регулятивные (управлять познавательной и учебной деятельностью  посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования.)

  1. Изучение нового материала

Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

Что же значит слово дружба? Как вы думаете?

Что поможет нам определить истинное значение этого слова?

Откройте толковые словари и найдите слово дружба.

Каждая группа представьте свой словарь и значение слова.

С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»

В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»

 С.А. Кузнецов «Большой толковый словарь русского языка»

М.С  Лапатухин «Школьный толковый словарь русского языка»

Откройте 32-ю страницу учебника и найдите понятие дружба.

Похоже ли между собой все эти толкования?

Какой мы сделаем вывод? Что такое дружба?

Запишите в тетрадь понятие из учебника.

Продолжаем работу в группах. Возьмите в конверте карточку с заголовком «Выбери» и выберите на слайде, какие понятия мешают дружбе, а какие помогают.

Проверим.

Узнаем о дружбе больше. Начинаем читать по цепочке параграф в учебнике.

Физминутка

 

Варианты детей

Толковые словари

 ДРУЖБА. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Дружба - взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении.

Дружба – Отношения, основанные на взаимной привязанности, доверии, духовной близости.

Отношения между кем-либо, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.

Дружба – это отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах.

Похожи

Это взаимные отношения людей с общими интересами…

Записывают

 Помогают - Понимание, деликатность, близость взглядов, доброта, прощение, благородство, сдержанность, самокритичность, обдуманность фраз и поступков, искренность, приветливость, честность.

Мешают - мелочность, неуверенность, зависть, равнодушие, болтливость, нахальство, раздражительность.

Личностные (осознавать роль обучения и получения новой информации в жизни; принимать ценностное отношение к дружбе)

Коммуникативные (уметь слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя)

Познавательные (Проводить действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач)

  1. Закрепление изученного материала

Возьмите в конверте карточки с заголовком «Соедини»

Ваша задача соединить части пословиц и объяснить их значение ( каждая группа объясняет по 1 пословице)

Послушайте рассказ В. Осеевой «До первого дождя»

Таня и Маша были очень дружны и всегда  ходили в детский сад вместе. То Маша  заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался  сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей  Маша.

В детском саду  воспитательница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Можно ли назвать Машу настоящей подругой? Как бы вы поступили?

Возьмите в конверте карточку «Правила дружбы»  и пусть каждый участник группы составит по одному правилу.

Послушаем ваши правила.

Посмотрите какие правила получились у меня.

Я хочу, чтобы вы отправили ваши послания в сундук сокровищ. Как вы думаете, почему?

Правильно, ведь дружба это настоящее сокровище.

Сундук мы закроем и оставим в вашем классе. И если ваш класс забудет что такое дружба, откройте сундук и вспомните, как правильно дружить.

И если вы вдруг поругаетесь с другом, какие слова вам помогут помириться?

Будете друг за дружку держаться – можете ничего не бояться.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Добро потеряешь – опять наживешь, друга потеряешь – уже не вернешь.

Кто оторвался от друзей товарищей, тому не на кого рассчитывать в беде.

Слушают рассказ

Нет. Поделился бы плащем.

1. не ссориться

2. уступать друг другу

3. быть вежливым

4. не жадничать

5. помогать друг другу

6. быть честным

7. быть внимательным

8. не обижать своего друга

9. если обидел, то не бояться просить прощение и т.д.

Прости, давай снова дружить, давай поговорим….

Личностные (высказывать свое мнение, основываясь на личном опыте)

Предметные (пользоваться знаниями по теме «дружба»)

Коммуникативные (уметь слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя)

  1. Итог, рефлексия

Подведем итог урока.

Кто такой друг?

Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?

Для чего нужны друзья?

Каждый ли человек может быть другом?

А может ли дружба распасться? По каким причинам?

Возьмите жетоны, которые вы получили в начале урока. Как вы думаете, почему на них изображены солнце, луна, месяц и звезда?

Конечно, все они дружат на небе.

Закрасьте обратную сторону жетона зеленым цветом, если у вас не возникло на уроке проблем. А если были какие-то неудачи, закрасьте красным.

Поднимите ваши жетоны, устроим млечный путь вашего урока.

Хочу закончить урок песней «Дружба крепкая»

Домашнее задание написать письмо другу к Новому году, поздравьте его, напишите, почему вы с ним дружите, расскажите что он для вас значит, пожелайте ему благ.

Близкий человек

Честность, отзывчивость…

Чтобы было хорошо жить и кого поддерживать

Непонимание

Оценивают свою работу на уроке

Небесные светила

Слушают песню

Записывают домашнее задание.

Личностные (выражать свое чувство по отношению к дружбе и ее компонентов; адекватно оценивать свою деятельность на уроке)

Регулятивные (определять вывод урока, тем самым находить решение проблемы урока)



Предварительный просмотр:

Выбери

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность.

Выбери

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность.

Выбери

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность.

Выбери

Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность.



Предварительный просмотр:

Правила дружбы

Правила дружбы

Правила дружбы

Правила дружбы



Предварительный просмотр:

Раздели

Сострадание, ласка, равнодушие, сочувствие, чёрствость, бездушие, долг, добродушие, любовь, злость, терпимость, зависть, сопереживание, отзывчивость, жестокость, осуждение, понимание, милосердие, безжалостность, жадность, человеколюбие, высокомерие, доброта, гнев.

                                                             

Раздели

Сострадание, ласка, равнодушие, сочувствие, чёрствость, бездушие, долг, добродушие, любовь, злость, терпимость, зависть, сопереживание, отзывчивость, жестокость, осуждение, понимание, милосердие, безжалостность, жадность, человеколюбие, высокомерие, доброта, гнев.

                                                         

Раздели

Сострадание, ласка, равнодушие, сочувствие, чёрствость, бездушие, долг, добродушие, любовь, злость, терпимость, зависть, сопереживание, отзывчивость, жестокость, осуждение, понимание, милосердие, безжалостность, жадность, человеколюбие, высокомерие, доброта, гнев.

Раздели

Сострадание, ласка, равнодушие, сочувствие, чёрствость, бездушие, долг, добродушие, любовь, злость, терпимость, зависть, сопереживание, отзывчивость, жестокость, осуждение, понимание, милосердие, безжалостность, жадность, человеколюбие, высокомерие, доброта, гнев.



Предварительный просмотр:

Соедини

Будете друг за дружку держаться -                                                    а врозь скучно.

Вместе тесно,                                                                                     опять наживёшь.

Добро потеряешь-                                                                                 тому не на кого                                      р                                                                                                      рассчитывать в беде.

Кто оторвался от друзей                                                     можете ничего не бояться.
                   и товарищей,

Соедини

Будете друг за дружку держаться -                                                    а врозь скучно.

Вместе тесно,                                                                                     опять наживёшь.

Добро потеряешь-                                                                                 тому не на кого                                      р                                                                                                      рассчитывать в беде.

Кто оторвался от друзей                                                     можете ничего не бояться.
                   и товарищей,

Соедини

Будете друг за дружку держаться -                                                    а врозь скучно.

Вместе тесно,                                                                                     опять наживёшь.

Добро потеряешь-                                                                                 тому не на кого                                      р                                                                                                      рассчитывать в беде.

Кто оторвался от друзей                                                     можете ничего не бояться.
                   и товарищей,

Соедини

Будете друг за дружку держаться -                                                    а врозь скучно.

Вместе тесно,                                                                                     опять наживёшь.

Добро потеряешь-                                                                                 тому не на кого                                      р                                                                                                      рассчитывать в беде.

Кто оторвался от друзей                                                     можете ничего не бояться.
                   и товарищей,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий общешкольного праздника для начальной школы "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

Сценарий внеклассного мероприятия для всех учащихся начальной школы, включающий стихотворные и музыкальные инсценировки, сопровождающийся презентацией "Без друга в жизни туго"  и фильмом "Мы вмес...

урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»

Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....

«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.

Урок внеклассного чтения для учащихся 1-2 классов.Основная цель - развивать умение различать понятия: дружба, эгоизм, зависть; отличать настоящую дружбу , преодолевать отрицательные проявления в дружб...

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.

«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» .  Игра-урок о товариществе и дружбе....

"Друг,дружба,законы дружбы"

Внеклассное меропприятие для учащихся в начальной школе....

Сценарий праздника "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"

Праздник проведён для родителей в конце 1 четверти 2 класса.Направлен на формирование дружного сплочённого коллектива детей, родителей и учителя....