Альтруизм и эгоизм
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Моргунова Елена Сергеевна

Урок по ОРКСЭ (модуль светская этика) 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта урока26.17 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШКОЛА № 5

ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА г. САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

Итоговая зачётная работа

слушателя курсов повышения квалификации учителей ОРКСЭ "Сравнительный обзор модулей: "Основы мировых религиозных культур", "Светская этика" и "Основы православной культуры"

на тему:

«Альтруизм и эгоизм»

Выполнила: Моргунова Е.С.

Учитель начальных классов

ГБОУ школа № 5

Центрального района

Санкт-Петербург

 2018 г.

Технологическая карта урока

Предмет: ОРКСЭ (модуль светская этика)

Класс: 4В

Тема урока: Альтруизм и эгоизм.

Цель урокаформирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.

Задачи:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий
  • Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас
  • Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами
  • Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Результаты:    

личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.

метапредметные: в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной  задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе  в группе

предметные: в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»»

Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».

Участники: учащиеся 4 класса.

Форма урока: комбинированный

Этапа урока

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

 Повторение

 - Ребята, давайте вспомним, как называется наш урок?

- О каких понятиях мы говорим на наших уроках?

-О чём мы говорили на прошлом уроке?

-Что такое справедливость?

-Для чего нужна справедливость?

- Наш урок называется основы религиозных культур и светской этики, модуль светская этика)

- На уроках нашего курса мы говорим о культуре и морали, о добре и зле, о добродетели и пороке, о моральном долге, о свободе и моральном выборе человека, о свободе и ответственности, о справедливости…

- Мы говорили о понятии «Справедливости».

- Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград, наказаний и доходов…

- Справедливость защищает личность и достоинство человека, Справедливость направлена на исполнение обязательств человека перед другими людьми и перед самим собой.

Вводно-мотивационный этап.

-Послушайте внимательно притчу. О чём она?

Однажды ученики спросили своего Учителя:

— Скажи, Учитель, почему одни люди ломаются в трудных ситуациях, а другие проявляют стойкость? Почему для одних мир рушится, другие же находят в себе силы продолжать жить; первые уходят в депрессию, а для вторых она не страшна?

— Это потому, — ответил Учитель, — что мир каждого человека подобен звёздной системе. Только у первых в этой системе имеется лишь одно-единственное небесное тело — они сами. Вся их вселенная вращается исключительно вокруг их самих, а потому любая катастрофа приводит и к гибели всего такого мира. Вторые же обитают в окружении других небесных тел, они привыкли думать не только о себе, но и о тех, кто рядом. В трудные минуты жизни их мысли не сосредотачиваются лишь на собственных проблемах. Потребность заботиться и помогать другим у них берёт верх над тяжкими раздумьями. Участвуя в жизни окружающих и поддерживая их в трудную минуту, такие люди, сами того не сознавая, спасают от гибели самих себя.

- Как вы поняли слова учителя?

- Какие люди противопоставлены друг другу в притче? 

-Какие люди считают, что вселенная вращается исключительно вокруг их самих?

-Что означает потребность заботиться и помогать другим, участвовать в жизни окружающих?

Слушают притчу, отвечают на вопросы, делают выводы, определяют цели урока.

- Люди, живущие в своём мире, которые думают только о себе, и люди, живущие для других, которые оказывают помощь окружающим

-Эгоисты

- Эту потребность испытывают люди сострадательные, отзывчивые. Они совершают поступки не для себя, а во благо других.

Изучение нового материала

- Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за это благодарности?

Сегодня на уроке мы будем говорить об альтруизме и противоположном понятии – эгоизм.

-Что такое альтруизм? Обратимся к толкованию в словаре Ожегова.

- Какие поступки совершают альтруисты?

-Почему люди совершают альтруистические поступки? Они ждут чего-нибудь взамен? 

-Альтруизм (от латинского слова альтер - другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

-Бескорыстные поступки, ради блага другого человека

-Только потому, что могут помочь.

Физминутка

Работа с учебником

-Так, что же такое альтруизм?

-Посмотрите на картинку учебника. Что за история произошла?

Оцените его поступок.

- Кому человек раздавал свои покупки, бедным людям?

- Зачем тогда он с ними делился?

- Альтруистом быть хорошо?

Противоположное понятие альтруизму – это эгоизм.

Что означает это слово прочитайте в учебнике

-Но есть ещё одно понятие. Кто обратил на него внимание, читая статью учебника. -Каким может быть эгоизм?

Эгоизм и альтруизм однажды заскучали.

И решили потянуть к себе одеяло.

Эгоизм кричал: "Всё мне!" Альтруизм отдать хотел.

Эгоизм себя любил, альтруизм взаимным был.

Эгоизм права качал, альтруизм мудро молчал.

Эгоизм всё злился, злился - в альтруизме растворился.

И мораль здесь такова: серединка золота!

Мудро, смело размышляй и собою управляй!

- Альтруизм - готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.

-На рисунке человек отдает все, что купил, людям.

-Нет, они хорошо одеты

- В итоге он остался без всего и уже не может помочь бедному человеку!

-Да, но надо помогать в первую очередь нуждающимся людям…)

- Эгоист – от лат. Эго – «я» - это человек, ЛЮБЯЩИЙ СЕБЯ больше других.

- Эгоизм — это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.

Разумный эгоизм-способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу.

Разумный эгоист понимает, что удовлетворить свои интересы он может, только заботясь об окружающих его людях и обществе, в котором он живёт.

Первичное закрепление материала

Давайте с вами разберём ситуацию:

Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Как Костя повёл себя в данной ситуации?

Варианты ответов:

  1. А) Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.
  2. Б) Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.
  3. В) Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти.
  4. Г) Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.

- Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?

- Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?

Перед вами задание:

-  Распределите слова на соответствующие группы: сочувствие, равнодушие, сопереживание, понимание, себялюбие, чёрствость, отзывчивость, зависть, осуждение, человеколюбие, милосердие, безжалостность.

Выбирают варианты ответов.

Альтруизм                                       Эгоизм

сочувствие        равнодушие

сопереживание        себялюбие

понимание        чёрствость

отзывчивость        зависть

человеколюбие        осуждение

милосердие        безжалостность

Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала.

Милосердие – Да, это слово близко понятию альтруизма.  Наверное вы слышали такие понятия как «сестра милосердия» или «брат милосердия». Движение милосердия имеет свою историю в России.

-Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага).   Родоначальником благотворительности считается креститель Руси - князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы - раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных.  В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично. Представители царского дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.  Благотворителями так же были Савва Морозов, Константин Станиславский, Федор Шаляпин, Павел Третьяков и др.

 - Как вы думаете в нашей с вами жизни есть ли место милосердию, альтруизму?

-Что мы можем с вами сделать?

Волонтёрство - Это добровольная работа на пользу обществу, на помощь конкретным людям, нуждающимся в дополнительной социальной защите и поддержке.

- Волонтерское движение. Оно существует и набирает обороты, становится очень популярным в России.

-2018 год объявлен годом добровольца и волонтёра в России.

- Милое сердце или доброе сердце.

- Это различные субботники, помощь старикам, больным и немощным детям, тем кто рядом с нами. Надо просто оглянуться вокруг себя и прислушаться.

Рефлексия

Дополните пожалуйста фразу:

-На уроке я работал… (активно/пассивно)

-Своей работой на уроке я… (доволен/недоволен)

-Урок для меня показался… (коротким/длинным)

-За урок я… (устал/не устал)

-Моё настроение стало… (лучше/хуже)

-Материал урока был…          (полезным/бесполезным)

(интересным/не интересным)

(лёгким/трудным)

Дополняют фразу  

… (активно/пассивно)

… (доволен/недоволен)

… (коротким/длинным)

… (устал/не устал)

… (лучше/хуже)

… (полезным/бесполезным)

… (интересным/не интересным)

… (лёгким/трудным)

Подведение итогов.

  - В заключение нашего урока хочется повторить самое главное правило которое мы с вами усвоили сегодня – это…

- Если можешь помочь–помоги.

Заключительный этап

Благодарит детей за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Альтруизм и эгоизм"

Методическая разработка урока по учебнику "Основы светской этики"...

ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм"

Конспект урока по предмету  "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Альтруизм и эгоизм"...

Конспект урока Курса ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм".

Тема урока : Альтруизм и эгоизм.Цель урока:  формирование у обучающихся  представлений об альтруизме и эгоизме.В течение всего урока идёт  формирование личностных, метапредметных, предм...

Презентация к уроку ОРКиСЭ по модулю "Светская этика" 4 класс по теме "Альтруизм и эгоизм"

Данная презентация содержит определения  основных понятий урока (альтруизм и эгоизм), знакомит с признаками эгоистичного человека. Притча и предложенные иллюстрации  к известным литературным...

Альтруизм и эгоизм

Урок на тему  «Альтруизм и эгоизм»  в виде слайдов из презентации...

Открытый урок по курсу "ОРКСЭ" модуль "Светская этика" на тему: "Альтруизм и эгоизм".

Открытый урок  по курсу "ОРКСЭ" модуль "Светская этика" на тему: "Альтруизм и эгоизм"....

Презентация к открытому уроку по курсу ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм".

Презентация к открытому уроку по курсу ОРКСЭ на тему "Альтруизм и эгоизм"....