Разработка урока "Альтруизм и эгоизм"
методическая разработка (4 класс) на тему

Методическая разработка урока по учебнику "Основы светской этики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_13.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №13

Тема «Альтруизм и эгоизм»

Ключевые понятия урока: «альтруизм», «эгоизм», «разумный эгоизм»

Дидактическая цель: Осмысление понятий «альтруизм»,  «эгоизм».

Задачи урока:

  1. формировать убеждение, что человек должен уметь находить середину между двумя крайностями
  2. формировать умение видеть связи и отношения между объектами и процессами, умения видеть и находить различные точки зрения
  1. способствовать развитию речи учащихся, расширять словарный запас учащихся.
  1. воспитывать эмоциональное отношение и интерес к изучаемому предмету.

Оборудование:

  1. учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики», издательство «Просвещение», 2012
  2. иллюстрации, см. приложения

Ход урока

  1. Вводное слово учителя. Постановка проблемы.

Учитель предлагает ученикам рассмотреть иллюстрацию (см. приложение рис.1) и соотнести с одной из фраз: «Не будь эгоистом!», «Да ты – альтруист!».

Дети знакомы с понятиями «эгоизм», «эгоист» на основании своего жизненного опыта, поэтому они соотносят рисунок,  на котором чаша весов со словом «Я» значительно перевешивает другие слова «Вам», «Вы», «Он», «Она», «Они»,  с фразой «Не будь эгоистом!». Пользуясь иллюстрацией, дети могу сказать, кого называют эгоистом.

Учитель спрашивает, каким может быть рисунок для второй фразы: «Да ты – альтруист!». В ходе обсуждения дети делают вывод, что «альтруист» это понятие противоположное понятию «эгоист».

Учитель ставит проблемный вопрос «Почему эгоистические поступки осуждаются, а альтруистические поощряются? Что такое альтруизм и эгоизм?»

  1. Работа с текстом

Ученики обращаются к рубрике «Вы узнаете», читают пункты рубрики и знакомятся с планом работы по  тексту учебника.

Учитель предлагает ученикам, пользуясь соответствующим разделом найти ответ на вопрос «Что такое альтруизм?», текст учебника подтверждает первоначальное предположение о полярности понятий  «альтруизм» (от «альтер» - другие) и  «эгоизм» (от «эго»  - я)

         Далее ребята работают в парах. Чтение разделов, связанных с понятиями «альтруизм» и «эгоизм». Ученики выделяют в тексте те фразы, мысли, которые вызывают у них вопросы, кажутся непонятным и (или) спорными. После прочтения дети задают вопросы.

        Чтение следующего раздела «разумный эгоизм» учитель предлагает начать с вопроса «Какую бы иллюстрацию вы предложили бы для этого понятия? »

        

        

  1. Обсуждение информации.

Учитель предлагает детям соотнести слова «искренний», «бескорыстий», «симпатия», «сочувствие», «лень»,  «себялюбие» с понятиями «эгоизм» и «альтруизм».  Дети делают вывод, что осуждается и поощряется в  эгоистическом и

альтруистическом поведении.

        Работа с рубрикой «Вопросы и задания». Коллективное обсуждение вопросов: «Можно ли назвать Золушку, Старика Хоттабыча альтруистами?». В ходе обсуждения учитель способствует выделению детьми неоднозначности мотивов поступков этих сказочных персонажей, поощряет рассуждения и дискуссии, использует иллюстрации (см. приложение рис. 2, рис. 3)

  1. Искренне ли Золушка помогала сёстрам и мачехе?
  2. Были ли ее поступи вызваны желанием помочь или Золушка выполняла тяжелую работу из сочувствия к своему отцу?
  3. Хоттабыч выполнял свои желания или желания Вольки?
  4. Сможете ли вы назвать чудеса, сотворенные джинном, ради других людей?

Обсуждая эти вопросу дети приходят к выводу, что в разных ситуация люди ведут себя по-разному.

  1. Включение в обсуждение дополнительных фактов.

Дети работают с рубрикой «Мудрые мысли». Учитель предлагает задуматься над высказываниями этой рубрики, поразмышлять, какие советы дают философы Плутарх, Цицерон, писатель С. Е. Лец. Учитель обращает внимание детей , что авторы этих высказываний жили в разные эпохи, Плутарх и Цицерон  - мудрецы древности, а Лец – наш современник; изменилось ли представление  людей об этих понятиях?

  1. Выявление точек зрения

Коллективное обсуждение понятия «разумный эгоизм». Обсуждение вопроса «Всегда ли альтруистическое поведение является правильным?»

VI. Опыт детей.

Учитель предлагает обратиться к личному опыту детей. Желающие могут поделятся примерами, ситуациям из своей жизни, когда они сталкивались с альтруистическим и эгоистическим поведением, что побудило их совершить тот или иной поступок, как каким последствиям это привело, пытаются дать оценку своим действиям.

VII. Рефлексия

Учитель использует прием незаконченного предложения, ученики  продолжают следующие фразы  «Я понял, что ...», «Для меня осталось непонятым …», «Я задумался о ….»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский эгоизм. Консультация психолога.

Людмила ПУТЛЯЕВА, психологВаш ребенок — эгоист?– Был такой чудный ребенок, а сейчас всех замучил. И откуда это в нем? – Ах! Да вся молодежь теперь такая – все только себе!Из разговора в автобус...

ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм"

Конспект урока по предмету  "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Светская этика", тема урока "Альтруизм и эгоизм"...

Конспект урока Курса ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм".

Тема урока : Альтруизм и эгоизм.Цель урока:  формирование у обучающихся  представлений об альтруизме и эгоизме.В течение всего урока идёт  формирование личностных, метапредметных, предм...

урок по курсу "Основы религиозной культуры и светской этики "урок №13 "Эгоизм и альтруизм".

Урок по теме «Эгоизм и альтруизм» курса «Светской этики» в рамках программы духовно -нравственного развития. Обучающийся знакомится с понятиями   «эгоизм» и «альтруизм», определяет  со...

Презентация к уроку ОРКиСЭ по модулю "Светская этика" 4 класс по теме "Альтруизм и эгоизм"

Данная презентация содержит определения  основных понятий урока (альтруизм и эгоизм), знакомит с признаками эгоистичного человека. Притча и предложенные иллюстрации  к известным литературным...

Альтруизм и эгоизм

Урок на тему  «Альтруизм и эгоизм»  в виде слайдов из презентации...

Методическая разработка - конспект урока по ОРКСЭ. Тема: "Альтруизм и эгоизм"

Конспект предполагает использование в паре с презентацией....