Вводный урок по ОРКЭ в 4 классе
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Чуличенко Наталья Евгеньевна

Тема урока. Россия-наша Родина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл hod_uroka.docx25.26 КБ
Microsoft Office document icon rt.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по теме: «Россия – наша Родина»

  1. Ход урока:

1 Организационный момент – 1мин

2. Знакомство с планом урока. Постановка целей и задач  урока -2мин

3. Изучение нового материала -34мин

4. Подведение итогов  урока – 7мин

5. Задание на дом -1мин

2. Знакомство с планом урока. Постановка целей и задач  урока.

ПЛАН УРОКА:

1. Наша страна  -  Россия.

2. Что такое поколение.

3. Роль различных поколений в истории нашей страны. Понятия «Родина» и «Отечество».

4. Духовные традиции и их роль в жизни семьи и общества.

Цели урока:

Образовательная

  1. Определить место и роль поколений, духовных традиций в жизни человека и историческом развитии нашей Родины в целом.

Развивающая

  1. формировать информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, обобщать материал); коммуникативные компетентности (самостоятельно составлять рассказ, делать выводы, развивать речь, внимание, память, логическое мышление, познавательные способности);

Воспитательная

          1.Начать работу по формированию у учащихся интереса к изучению

вопросов духовного наследия наших предков.

Задачи урока:

  1. Разобрать содержание понятия «поколение».
  2. Определить роль поколений в историческом развитии общества.
  3. Начать формирование в сознании учащихся  понятия «Отечество», «Родина»
  4. Составить представление о содержании понятия «Духовные традиции», определить их роль в жизни общества.
  5. Познакомиться с терминами.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор
  2. Презентация по теме.
  3. Интерактивная доска
  4. Выставка литературы по теме

3. Изучение нового материала.

  1. Вводное слово учителя.

Учитель говорит о том, что в 5 классе, в курсе «Истории Древнего мира», они будут подробнее изучать вопросы возникновения религии и религиозных верований. Что религиозное сознание является неотъемлемой частью жизни всех народов проживающих на земле. Что в процессе своего развития у различных народов сформировались различные религии.

Использование цитаты С.Н. Булгакова слайд №4.

«Известно, что религиозный культ вообще есть колыбель культуры, вернее, её духовная родина. Целые исторические эпохи, особенно богатые творчеством, отмечены тем, что все основные элементы "культуры" были более или менее тесно связаны с культом…»

Знакомство с содержанием религиозного учения позволяет глубже понимать культуру того народа, который её исповедует.

  1. Разобрать содержание понятия «поколение».

Слайд №6. История нашей страны насчитывает более тысячи лет. За это время сменилось примерно 40 – 50 поколений. Одно поколение давало жизнь другому.

     Слайд №7.

Вопрос к классу: 1.как вы понимаете, что такое поколение? После предположений, высказанных учащимися, разбирается  определение поколения.

Итак,  мы приходим к выводу, что

Поколение -группа людей, близких по возрасту, объединенных общей деятельностью

Вопрос к классу: Сколько поколений живы в вашей семье?

Завершается формирование понятия «Поколение»  материалом слайда №8.

Ты и твое поколение – младшее поколение

Твои родители –  старшее поколение

Когда ты станешь взрослым, создашь свою семью, тогда ты будешь старшим, а твои дети – младшим поколением.

Разбирается понятие роли и значения поколений в жизни отдельного человека и Родины в целом.

Вопрос к классу: Ребята, давайте подумаем: чем занимаются Ваши родители и для чего они живут?

После предположений, высказанных учащимися, разбирается  деятельность старшего поколения и её мотивация. Используется слайд №10

«учатся, трудятся, создавая материальные и духовные ценности, борются за счастье своих детей, за право свободно жить в своей стране»

Учитель обобщает: «Поколения наших предков создали для нас язык, сохранили громадную территорию, накопили богатейшие знания об окружающем нас мире, передали нам огромные материальные и духовные богатства: разработали месторождения нефти, газа различных руд, построили красивейшие города и поселки, сохранили для нас природу…»

Вопрос к классу: «Как Вы думаете: для чего и для кого они создавали все это? Кому все это они передали?» Используется  слайд №11

 «А скажите, ребята, какая задача будет стоять перед вашим поколением, когда вы станете старшим поколением из живущих?»

Используется слайд №12. Делается вывод: задача поколений состоит в том, чтобы развивать и обогащать: язык, знания, опыт, богатства, место проживания и передать следующему поколению.

В этом заключается суть исторического развития.

Разбираются понятия «Отечество» и «Родина». Используются слайды №13, 14.

«Отечество» потому, что:

  1. Здесь жили наши отцы, деды, прадеды
  2. Здесь они учились, работали
  3. Они защищали землю , сохраняя её для нас
  4. Мы  и наши дети будут здесь жить и работать

«Родина» потому что мы родились и живем здесь.

Учитель дает краткую характеристику  (Используется слайд №16, 17): Предыдущие поколения накопили и сохранили для нас огромные богатства.

 Природа России разнообразна и сказочно богата.

Наша страна является крупнейшей по территории страной мира.

Основное общественное сокровище России – её народы. Российская Федерация – самая многонациональная страна в мире, в ней проживают в дружбе и согласии 160 народов и народностей.

Разбираются понятия «Духовные традиции» «Духовный человек». Используются слайды №18-24 

Кроме материальных ценностей, территории, знаний, старшие поколения передали нам богатые духовные традиции.

Определение «традиции» разбирается с помощью слайда №18.

Традиции (от лат. tradere, что значит передавать) – то, что имеет большое значение для человека, но не создано им самим, а получено от предшественников и в последующем будет передано младшим поколениям. Например, поздравлять родных и близких с днем рождения, отмечать праздники и др.

Вопрос к классу: Ребята, как вы думаете, а что такое ценность?

Дети высказывают свои мнения. Учитель подводит их к правильной формулировке термина.

 Ценность – какой-либо материальный или духовный объект, который имеет большое значение для человека и общества в целом. Например, Отечество, семья, любовь, доброта, здоровье, образование, природные богатства страны и др. – всё это ценности.

        Вопрос к классу: Являются ли для нас традиции ценностью?

После обсуждения переходим к изучению словосочетания «духовные традиции».

Вопрос к классу: что же означает термин «духовные»?

Вопрос к классу: Как вы понимаете слово «духовный»?

После короткого обсуждения, делаем вывод:

Духовный - внутренний, связанный с мыслями и чувствами человека.

Переходим к изучению понятия «духовный человек».

Какие правила в отношениях между людьми мы связываем со словом «Духовный»?

Содержание термина разбираем с помощью слайда №19.

Вопрос к классу: Как вы думаете, какого человека можно назвать духовным?

        Определение разбираем с помощью слайда №20.

Вопрос к классу: Как вы думаете, какими качествами наделен духовный человек? Чем он отличается от других людей?

        Обобщаем ответы учащихся, используя слайд №21.

Вопрос к классу: Давайте подумаем, какие духовные традиции существуют и передаются из поколения в поколение в семьях?

        Разбираем содержание термина с помощью слайда №22. 

Учитель закрепляет материал, изученный детьми на уроке, повторяя новые термины и слова:

Вопрос к классу: С какими терминами мы познакомились сегодня на уроке?

Для закрепления используем слайд №23

Учитель подводит итоги урока с использованием слайда №24. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами побывали на первом уроке, посвященном изучению духовной культуры ислама. Этот курс вы и ваши родители выбрали для знакомства с одной из трех мировых религий, которая называется – ислам.  

Учитель задает домашнее задание:

Домашнее задание: пар. 1, выучит термины, ответить на вопросы.

Литература:

   Кураев А. В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2010. — 96 с. 



Предварительный просмотр:

1.Прослушайте песню «Русь называют святой». Нарисуйте три образа Земли Русской из прослушанной песни.

2. В облачке напишите наиболее понравившееся вам высказывание. Объясните свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводный урок по русскому языку в 1 классе. Закомство с учебником "Русский язык(первые уроки)" Школа 2100 "

На вводном уроке русского языка ребята знакомятся с новым учебником"Русския язык", с правилами работы с учебником, символами, знаками при работе....

конспект вводного урока по физкультуре 1 класс

Знакомство с предметом "физическая культура" проходит в игровой форме. На уроке используются доступный материал в стихах о спорте....

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "Вводный урок. Что мы будем рисовать?"

Представляю вашему вниманию конспект урока по теме: "Водный урок. Что мы будем рисовать? " в 1 классе...

урок по оркэ в 4 класса по теме"Россия-наша Россия"

урок по оркэ в 4 класса по теме"Россия-наша Россия"...

урок по оркэ в 4 класса по теме"Россия-наша Россия"

урок по оркэ в 4 класса по теме"Россия-наша Россия"...

Вводный урок по математике. 1 класс. УМК "Школа России"

laquo;Знакомство с учебным предметом. Первый учебник по математике». Урок является первым уроком по математике в 1 классе и призван познакомить с предметом математика и её ролью в жизни людей....