Совесть и раскаяние
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Чуличенко Наталья Евгеньевна

Урок по ОРКСЭ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 10.  Совесть и раскаяние

           для 4 класса

Ключевые понятия: добро, грех, совесть, быть в ладу со своей душой, раскаяние (покаяние), покаянные молитвы.

Цель урока: осмысление понятий греха, связи греха и зла; формирование убеждения, что человек может справляться с грехами, а значит, бороться со злом, преумножать добро в себе и мире; осмысление того факта, что грех без раскаяния ведёт к неизлечимым болезням души, её очерствлению.

Оборудование урока: мультимедиа проектор, слайд со словарными определениями слов добро, зло, грех, совесть (по современным толковым словарям, не по словарю Даля), бумага для письма

Ход урока:

I. Работа с вопросами под рубрикой «Вопросы и задания».

Тема на доске не написана. Тему урока учащиеся сформулируют сами в ходе работы, направленной на выявление восприятия.

На доску выписать ключевые понятия урока, провести с учащимися работу, направленную на выявление  понимания ими ключевых понятий урока. Например, со словом «добро» и его однокоренными словами составьте словосочетания (творить добро, излучать добро, добрый поступок, добрые люди и т. д.), затем со словом «грех» и его однокоренными словами (сотворить грех, покаяться в грехе, грешный человек, греховный поступок, смертный грех).

Проблемное задание: попробуйте поменять в словосочетаниях местами слова «добро» и «грех». Какие слова не сочетаются? Можно ли сказать  «раскаяться в добре»? А можно ли сказать  «смертное добро»? Какой вывод можно сделать из этого наблюдения?

Вам знакомы слова содружество, соединение, собрание и другие с приставкой «со». Приставка «со» означает соединение с чем-либо. С чем (или Кем?) происходит соединение, когда мы чувствуем укоры совести?

Что означает выражение «быть в ладу со своей душой»?

Совесть сопряжена с умом или душой? Или с тем и другим?        Достаточно ли осознавать грех умом?

2. Обсуждение возможной темы урока. Запись темы на доске.

3. Чтение статьи учебника

Работа со статьёй учебника после прочтения.

Что показалось тебе самым главным в статье, выпиши эту мысль.

Выпиши в тетрадь определения добра, зла, греха, совести, как это понимают православные христиане.

Сравни с определениями словарей. Что главное в определении обсуждаемых понятий у православных христиан (человек может управлять злом, побеждать его, может активизировать добро, может трудиться над своей душой).

4. Послушайте отрывок из повести Л.Н. Толстого и постарайтесь уловить чувства Николеньки в этом отрывке: (до чтения надо рассказать детям, что действие сцены, которая будет прочитана, происходит после того, как за обедом, шаля, Николенька проливает квас на скатерть).

После обеда я в самом весёлом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начал тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!». Меня так это обидело, что я разревелся от злости.

«Как!  говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлёбываясь от слёз. Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты и ещё бьёт меня по лицу мокрой скатертью как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»

Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесённое мне оскорбление.

Через несколько минут Наталья Савична вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

 Полноте, мой батюшка, не плачьте, простите меня... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке; я, отвернувшись, принял подарок, и слёзы потекли ещё обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.

Попытайтесь представить «партитуру» чувств Николеньки (как меняется его настроение):

Веселье – злость – желание мести – заговорила совесть – стыд – любовь.

Что же помогло Николеньке освободиться от злобы и досады, уязвлённой гордости? Какое название носит это чувство?

5. Демонстрация репродукции картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». Не сообщая названия картины, учитель проводит с учащимся беседу о сюжете картины, как его понимают дети. Как вам кажется, кто изображен на картине? В какой момент жизни изображены два человека? Почему один из них не показан лицом зрителю? Почему он стоит на коленях? Какие чувства отражены на лице человека, обращенного лицом к зрителю. Знаете ли вы, как называется картина? Какой сюжет лёг в её основу? Из какой книги этот сюжет?

  1. Подведение итогов урока.


Предварительный просмотр:

К уроку №   10. Тема урока: Совесть и раскаяние

Цель урока: Познакомить учащихся с православными представлениями о добре и зле в поведении и внутреннем состоянии человека.

Задачи урока: 

Обучающая: узнать значение и связь слов «добро», «зло», «грех», «совесть» в русской православной культуре

Развивающая: осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть.

Воспитывающая: понять, что значит «вести диалог со своей совестью».

Ключевые понятия урока добро, грех, совесть, быть в ладу со своей совестью.

На доске выписаны слова:

Добро:                                                                Грех:

- помогает росту души человека;           недоброе движение

 - помогает другим людям;                            чувства, мысли,

      - радует Бога                                           воли человека

                                                                       

Вопросы для повторения:

- Какие свойства человеческой души вы можете назвать?

-  Какие качества человеческой души приближают человека к Богу?

Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

  • Всегда ли легко различить добро и зло?
  • Что помогает нам это сделать?

- Как вы думаете, есть ли совесть у животных?

- А если человек потеряет совесть, он останется человеком?

Описание урока

Здесь нужно раскрыть значения и связь слов  «добро», «зло», «грех», «совесть». Объяснить учащимся, что значит «быть в ладу со своей собственной совестью», почему это важно для верующего человека.

К уроку  №  10. Тема урока. Cовесть и раскаяние

Цель урока: Дать представление о роли покаяния в духовной жизни человека

Задачи урока: 

Обучающая: познакомиться со смыслом и значением  покаяния в православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.

Развивающая: усвоить влияние покаяния на состояние совести.

Воспитывающая: осознать разницу между покаянием и признанием ошибки.

Ключевые понятия урока раскаяние (покаяние), покаянные молитвы

На доске выписаны слова: 

                                       Покаяние:

согласие с криком совести    -    изменение душевных стремлений

     

Вопросы для повторения:

  1. Легко ли поступать по совести?
  2. Что побуждает человека слушать голос совести?

Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:

- Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести?

- Чем раскаянье отличается от мучений совести?

Описание урока Осмысление статьи учебника. Обратить внимание на христианское отношение к совершенным человеком ошибкам и проступкам - сделанные неблаговидные дела исправляются также делом, искреннее покаяние всегда рождает искреннюю радость, которую ощущает раскаявшийся человек.



Предварительный просмотр:

Предательство Иуды

На картине русского художника XIX в. Николая Ге «Тайная Вечеря» изображена последняя трапеза Христа с Его учениками незадолго до Его Распятия. На этой вечере Христос предсказал ученикам Свою Смерть и сказал, что все они отрекутся от Него, а один из них и вовсе окажется предателем – поможет врагам схватить Учителя. Услышав об этом, ученики стали спрашивать: «Не я ли, Господи?» Спросил и Иуда, уже договорившийся с людьми, желавшими смерти Христа, что предаст им Его за тридцать сребреников (монет). Спаситель ясно ответил Иуде: «Ты», желая устыдить его и отвратить от предательства. Но Иуда не отступил от своего замысла и ушел с вечери, чтобы исполнить его. На картине Николая Ге все слова уже произнесены и Иуда покидает собрание.

(Мария Медведева)

Илл. Н.Н. Ге. Тайная Вечеря. XIX в.

  1. Как художник изобразил Иуду? Почему?
  2. Рядом с самой темной на картине фигурой Иуды художник поместил самую светлую – апостола Петра. Почему Н. Ге изобразил фигуру этого ученика светлой, ведь он скоро трижды отречется от своего Учителя?



Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь. Урок 10

Раскаяние

Задание 1.

Внимательно посмотри на схему.

Покаяние (Раскаяние)

1. Сожаление о том, что сделано

2. Готовность исправить свой поступок и понести за него наказание

3. Твердое решение больше так не поступать

Как ты думаешь, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Ответь на вопросы.

  1. Всегда ли есть возможность исправить свой поступок? ________________________
  2. Всегда ли есть возможность покаяться? _____________________________________

Задание 3.

Прочитай рассказ писательницы Валентины Осеевой:

Кто наказал его?

        Я обидел товарища. Я толкнул прохожего. Я ударил собаку. Я нагрубил сестре. Все ушли от меня. Я остался один и горько заплакал.

- Кто наказал его? - спросила соседка.

- Он сам наказал себя, - ответила мама.

1. Как ты думаешь, почему мальчик заплакал? _____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Почему мама сказала, что мальчик сам себя наказал? _____________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Что должен сделать мальчик, чтобы вернуть любовь окружающих? _________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Предварительный просмотр:

Рабочая тетрадь. Урок 10

Совесть

Задание 1.

Как бы ты определил сам для себя – что такое совесть? ______________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вспомни случаи в своей жизни, когда тебя обличала совесть. _________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Заполни таблицу.

Подумай и напиши, какими качествами ты хотел бы обладать.

Подумай и ответь, от каких недостатков тебе хотелось бы избавиться

Напиши, что ты будешь делать для того, чтобы приобрести хорошие качества и избавиться от своих недостатков.

1.

2.

3.

4.



Предварительный просмотр:

Раскаяние истинное и ложное

Когда Иуда предатель узнал, что Иисус Христос осужден на смерть, он понял весь ужас своего поступка. Он, может быть, не ожидал такого приговора, либо полагал, что Христос не допустит этого, или избавится от врагов чудесным образом. Иуда понял, до чего довело его сребролюбие. Мучительное раскаяние овладело его душою. Он пошел к первосвященникам и старейшинам и возвратил им тридцать серебренников, говоря: "согрешил я, предав Кровь невинную" (т. е. предал на смерть неповинного Человека).

Они же сказали ему; "что нам до того; смотри сам" (то есть сам отвечай за свои дела).

Но не захотел Иуда смиренно покаяться в молитве и слезах перед милосердным Богом. Холод отчаяния и уныния объял его душу. Он бросил серебрянники в храме перед священниками и вышел. Потом пошел и удавился (т. е. повесился).

(Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий)

Илл. 1. Отречение апостола Петра и раскаяние Иуды. Фреска церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в. Вверху справа – первое отречение Петра (фигура самого апостола почти не сохранилась), внизу – второе его отречение (у костра). Вверху слева – повесившийся на дереве Иуда.

Илл. 2. Отречение и покаяние апостола Петра. Фреска церкви Федора Стратилата на Ручью в Новгороде. XIV в. Внизу – третье отречение Петра. Вверху слева – апостол Петр стоит облокотившись на колонну и плачет от раскаяния.

  1. Вспомните историю жизни апостола Петра после отречения и покаяния (§ 10). Чье покаяние было истинным – Петра или Иуды?
  2. В чем ошибка Иуды?



Предварительный просмотр:

Сила покаяния

(Благоразумный разбойник)

1. На фрагменте фрески «Страшный суд» из собора Рождества Богоматери Снетогорского монастыря близ Пскова (XIV в.) изображен рай. Три ветхозаветных праведника – Авраам, Исаак и Иаков восседают посреди райского сада (позади них изображены райские деревья и птицы). Рядом – врата, которые после грехопадения и изгнания Адама и Евы из рая охраняет огненный херувим. К райским вратам подходят святые и праведники во главе с апостолом Петром. Они сейчас войдут внутрь, но один из праведников уже находится в раю. Рассмотрите как следует его изображение. Как вы думаете, кто это? (Подсказка: Почему он держит в руках Крест?).

2. Благоразумный разбойник покаялся в последние минуты жизни и первым вошел в рай. Как вы думаете, можно ли специально откладывать покаяние «на старость» и спокойно грешить всю жизнь?

Илл. 1. Рай. Фрагмент фрески «Страшный суд». Собор Рождества Богоматери Снетогорского монастыря близ Пскова. XIV в.

Илл. 2. Благоразумный разбойник. Фреска собора монастыря Хора (Кахрие Джами). XIV в.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совесть и раскаяние

презентация к уроку ОРКСЭ...

Добро и зло, совесть и раскаяние.

ОРКСЭ Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг  и совесть - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека....

Добро и зло, совесть и раскаяние.

Презентация к уроку основы православной культуры....

конспект урока по курсу ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"

 на уроке даётся  представление о роли покаяния в духовной жизни человека. Возникает потребность детей узнать о значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; уз...

Основы православной культуры. Урок Совесть и раскаяние

Презентация - урок  по предмету "Основы православной культуры"...

ОПК Урок № 10 "Совесть и раскаяние"

Урок по теме "Совесть и раскаяние"...