Апробация курса ОРКиСЭ
статья по орксэ (4 класс)

Зернова Наталья Викторовна

Анализ введения курса ОРКиСЭ в 4 классе по результатам внедрения курса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_15.12.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» несет в себе большой воспитательный потенциал.

1) Он оказывается значимым, в том числе и для реализации принципов толерантности в современном обществе. Основа толерантности как взаимоуважения и терпимости в отношениях граждан в современном демократическом обществе заключается как в уважении и почитании общенациональных гражданских идеалов и ценностей, так и в понимании особенностей культуры и традиций различных социальных и этнических групп.

2) Воспитательные возможности ценностей данного курса в школе состоят и в том, что ими поддерживаются определенные аспекты общезначимого гражданского воспитания и развития личности детей и молодежи, в частности:

•  воспитание гражданственности, сознание себя гражданами единого общества;

•  воспитание патриотического сознания, любви к нашей общей гражданской Родине - России на основе знания ее исторического прошлого и культуры. Дмитрий Сергеевич Лихачев называл знание своей культуры и истории «нравственной оседлостью» человека. Без нее, как он полагал, не могут развиваться ни личность, ни народ, ни государство. «Нравственная оседлость» невозможна без осмысления своего прошлого, а значит, и реабилитации такой жизненно важной способности человека, как историческая память.

•  воспитание веротерпимости, уважения прав и свобод  сограждан, прав личности в духовной сфере жизни общества в целом;

•  развитие национального самосознания молодежи, приобщение к ценностям национальной культуры;

•  развитие нравственных начал личности, этической культуры, моральных принципов поведения, принятых в нашем обществе;

•  семейное воспитание - выработка уважения к семье, старшим, самостоятельности и ответственности в области семейной жизни;

- актуализация мировоззренческих позиций у школьников, направленность личностного развития на высокие духовные образцы в противовес усилившейся пропаганде безнравственности, цинизма, асоциальности и приспособленчества.

Темы, которые предлагаются школьникам при изучении различных модулей: «Россия – наша Родина», «Добро и зло», «Совесть», «Нравственные идеалы», «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь». «Любовь и уважение к Отечеству», «Христианская семья» и др..

Хочется несколько слов сказать об обеспечении данного курса,  как методической литературой, так и материалами к урокам (книги для обучающихся, книги для родителей, электронное сопровождение к книге для учащихся). Учебно-методический комплекс разработан с учетом психологических и возрастных особенностей  обучающихся. Красочные учебники, содержательные задания и красивые иллюстрации в электронном пособии к учебникам.

Говоря об УМК, хотелось бы отметить, что большую методическую помощь оказывает электронное приложение к учебнику, в котором  есть интерактивные модели по темам, иллюстративный ряд, разделы «Это интересно», «Золотое слово», «Контроль» и «Тренажер». Вместе с тем, затрудняют работу: мелкий шрифт, невозможность увеличения шрифта. В электронном приложении не достает отрывков из фильмов, авторского чтения художественных произведений, мал иллюстративный ряд, желательно, чтобы материалы учебника были дополнены отрывками из художественных произведений по темам, терминологическим словарем.

 Работа с электронным пособием в большинстве своем проходит дома, часто как домашнее задание.

Книга для учителя содержит материалы по истории религии, основным религиозным направлениям, специальный раздел посвящен светской этике. В данном разделе содержатся материалы непосредственно для учителя, но нет практических рекомендаций по урокам, недостаточно   литературное сопровождение. Таким образом, при подготовке к урокам требуются дополнительные справочные и методические материалы.

В книге для учителя нет материала, непосредственно направляющего к разработкам уроков. А  хотелось бы иметь под рукой такую книгу-помощник, которая помогала бы учителю при составлении конспектов. Приходится использовать различные справочники, Интеренет, энциклопедии, что отнимает очень много времени.

Действительно, наши ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. Безоценочная система не сковывает детей. Они много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто учитель просто направляет беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Ребята очень любят работать с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали. Очень часто дети самостоятельно хотят  подготовить сообщения к урокам, делятся своими знаниями.

Преподавание курса проходит не в традиционной форме, когда учитель сначала рассказывает новый материал, а потом спрашивает учеников, как они его освоили, а в форме интерактивного взаимодействия «учитель-ученик». Школьники не заучивают содержание нового предмета, а осваивают его в ходе диалога, дискуссий с учителем, работы в группах.

В качестве наиболее важных методов, способствующих освоению содержания курса, можно назвать такие:

Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.

Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.

Исследовательский метод – при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.

Результатом проведенных уроков в 5 классе стало обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.

В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость и внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях.

В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог.

В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.

Иногда у меня создавалось впечатление, что они знают больше меня. Это очень подстегивает, заставляет учителя самосовершенствоваться. Хочу отметить, что для меня многие факты из этого курса были открытием. Чтобы владеть информацией, приходилось обращаться к дополнительным справочникам.

        Вообще подготовка к урокам этого курса занимает большее количество времени, так как это новый предмет, незнакомый и преподается он в начальной школе. Очень важно учесть возрастные особенности ребят.

      Для своих уроков использую разные игры и задания. Постоянно использую компьютер, составляю презентации с новыми терминами, картинные галереи, иллюстрации к текстам учебника.

Хочу привести примеры заданий, которые я использую на уроках «Основы мировых религиозных культур».

Задания на уроках «Основы мировых религий»

1.  ФИЛВОРД

Как закрепление изученных терминов можно предлагать ребятам ФИЛВОРД, это задание немного легче кроссворда и дети с удовольствием находят знакомые слова, соревнуются – кто быстрей найдет.

Например при подведении итогов урока    «Культура и религия» предлагаю ребятам найти в филворде термины, изученные на уроке.

П

А

И

Т

О

Л

Ь

М

С

В

А

И

Т

И

П

И

Р

М

М

Х

А

У

Р

К

А

Е

И

М

И

С

О

С

С

Р

И

В

О

Г

Х

П

У

П

О

Л

Ш

В

И

В

О

А

Р

Н

Л  

Ш

Д

С

Ь

А

Л

К

А

Б

У

Д

Д

И

З

М

А

В

Л

М

А

А

О

А

В

П

А

И

О

Ь

И

Л

Д

Л

В

И

Л

Е

А

О

В

С

П

И

Т

О

Б

А

Ы

Ь

К

С

С

А

П

Р

О

А

М

Р

Р

Ы

Х

Р

И

С

Т

И

А

Н

С

Т

В

О

М

Ц

Ц

Р

Х

Р

И

Е

А

В

Р

О

Т

Л

2.  КРОССВОРД

Тоже используется для закрепления изученных понятий.

Например, при подведении итогов урока или при беседе на следующем, использую кроссворды. Вот кроссворд из урока «Хранители религий».

8

5

1

2

7

9

10

3

6

4

  1. христианский служитель религиозного культа
  2. сообщество верующих, то есть весь исламский мир.
  3. Хранитель  преданий
  4. в иудаизме учёное звание, обозначающее квалификацию в толковании Торы и Талмуда.
  5. название буддийской общины
  6. авторитетный учитель, ведущий верующих по пути, указанному Буддой.
  7. предводитель мусульман
  8. служитель богов
  9. лицо, проходящее церковное служение на низшей степени священства.
  10.  в переводе с греческого - надсматривающий

 

3. НАЙДИ СООТВЕТСТВИЯ

Этот вид работы широко представлен в электронном пособии к учебнику. Ребятам необходимо найти соответствие между термином и его определением, термином и религией. Например, при проверке домашнего задания предлагаю ребятам соединить слова и определения стрелками. Так на уроке «Искусство в религиозной культуре» предложить ребятам соединить термины и их определения:

Икона                                         Сложный орнамент из повторяющихся                                                                                         узоров

Арабески                                    Изображение Христа или святых

Фрески                                        Росписи стен

Каллиграфия                              Искусство письма

Это задание можно предложить как на  доске, так и на карточках.

4. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНОВ В ТАБЛИЦЕ

Этот вид работы тоже представлен в электронном пособии к учебнику. Очень хорошо использовать его при повторении, закреплении полученных знаний. На доске черчу таблицу и предлагаю ребятам распределить термины, изученные на уроках в нужный столбик.

Заполнение таблицы – это самый распространенный прем на уроках при изучении мировых религиозных культур. Во время урока вместе ребятами заполняется таблица, а потом сопоставляются все религиозные культуры и делается вывод.

На уроке «Религии мира и их основатели» заполняется таблица по ходу работы с книгой. Этой таблицей ребята могут пользоваться и на других уроках, так как она четко рассказывает где, кто, когда явился основателями данных культур.

Православная культура

Исламская культура

Буддийская культура

Иудейская культура

I в.

Палестина (Израиль)

Иисус Христос

 

VI в.

Аравийский полуостров

Мухаммад

Кн. 2 тыс. до н. э.

Индия

Сиддхартха

Гаутама

VI в. до н. э.

Палестина (Израиль)

Пророк Моисей

5. Четвертый  лишний

  • Буддизм
  • ИудаизМ
  • Ислам
  • Христианство

4. Верю – не верю

  • Верите ли вы, что тело Будды было сожжено, а прах ученики поместили в специальные сооружения – ступы?
  • Что молитвенное здание в исламе называется минарет?
  • Что самое священное место в христианском храме – алтарь?

5. ЛОТО на обобщающих уроках

Библия

Мечеть

Мантра

Типитака

Тора

Алтарь

  1. Священная книга буддистов, «Три корзины»
  2. Первая часть Библии  - Пятикнижие- у иудеев
  3. Книга христиан
  4. Молитва в буддизме
  5. Священное сооружение в исламе
  6. Самое священное место в христианском храме

Хотелось бы сказать об отношении детей к данному курсу. С первых дней у детей сложилось положительное отношение к курсу. Ребята с удовольствием готовятся к уроку, выполняют поделки, подбирают примеры, сочиняют рассказы, составляют кроссворды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анализ работы школы по апробации курса ОРКиСЭ

Цель анализа. Выявление состояния деятельности  МБОУ Тогучинского  района Тогучинская  начальная  общеобразовательная   школа  по  апробации учебного ...

Работа над понятиями в курсе ОРКиСЭ

Методические условия, обепечивающие усвоение понятий....

Тесты по курсу ОРКиСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур")

В 4 классе введён курс "Основы религиозных культур и светской этики". Предлагаю тесты по модулю "Основы мировых религиозных культур"....

Статья. Формирование УУД на уроках надпредметного курса «Мир деятельности» (из опыта апробации курса)

Школа сегодня стремительно меняется. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший ...