Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс, с дом. заданиями
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Цыденжапова Светлана Цыбеновна

Рабочая программа по ОРКСЭ,  4 класс, с дом . заданиями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ОРКСЭ 4 класс, программа51.06 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  образовательное учреждение

«Петропавловская СОШ№1»

 Согласовано                                                                                                              Утверждаю                                                                                                                                                                                                                                                             

 Заместитель директора по НМР                                            Директор МАОУ ПСОШ №1                                                                                            

_________________  В.Ц. Чойбсонова                                                 ________ Б.А.Ринчино                                                                                                       

«___»___________________2018 года                                               «__»__________2018 года      

                                                                                           

                                                         

                       

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ОРКСЭ

на 2018-2019 учебный год

Ступень обучения: начальное общее образование

Класс: 4 «Г»

Количество часов: всего-34 часа, в неделю-1 час     Уровень – базовый

Учитель: Цыденжапова Светлана Цыбеновна

Рабочая программа составлена на основе: Федерального государственного образовательного  стандарта Начального Общего

Образования,  примерной программы начального  общего образования по основам религиозных культур и светской этики,  концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.

РАССМОТРЕНО на  МО

Протокол №________от

«___»___________2018г.

Руководитель МО_______

Х..Б. Цынгунова

с. Петропавловка

Оглавление

1.Пояснительная записка …………………………………………………………………………….с.3 - 7

3. Учебно – тематическое планирование…………………………………………………………….с.8

4.Календарно-тематическое планирование………………………………………………………….с.10

4. Учебно – методическое обеспечение………………………………………………………………15

Пояснительная записка

        Рабочая программа составлена на основе:

1. Требований Стандарта (п. 12.4);

2. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков] – М.Просвещение, 2010 г.

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа [сост. Е.С.Савинов].—2-е изд., перераб. — М. Просвещение, 2010. — п.5.2.6

4. Примерной программы по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». [Составители: учёные Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, представители религиозных конфессий].

  Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).  

Модуль  «Основы  светской этики» является единой комплексной учебно-воспитательной системой.  Модуль согласуется  педагогическими  целями, задачами, требованиями  к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного модуля, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.

      Модуль «Основы  светской этики»  является культурологическим и направлен на развитие у школьников  представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

      Преподавание знаний об основах светской этики призвано сыграть важную роль не только в  расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

В учебном плане на изучения модульного курса «Основы светской этики» отводится 34 часа в 4 классе, по 1 часу в неделю.

Цель модульного курса «Основы светской этики» - формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных  традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи модульного курса «Основы светской этики»

1.  Знакомство обучающихся с основами  светской этики;

2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3.  Обобщение знаний, понятий и представлений о  культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

4.  Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

     Место модульного курса «Основы светской этики» в  программе обучения.

Модуль, раскрывающий основы  светской этики изучается на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. Модульный  курс создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Модуль создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры.

Освоение учебного содержания модуль  должно обеспечить:

понимание значения  нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

  •   знание основных норм светской  этики,  понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

  •    формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах светской этики в России;

  •   знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, культура  - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  •  укрепление веры в Россию;

Включение  модуля  «Основы  светской этики» в основной вид деятельности обучающихся - в урочную деятельность интегрирует духовно-нравственное развитие и воспитание детей в образовательный процесс, способствуя концентрации содержания воспитания вокруг базовых национальных ценностей:

  • Патриотизм
  • Социальная солидарность
  • Гражданственность
  • Семья
  • Труд и творчество
  • Наука
  • Традиционные российские религии
  • Искусство и литература
  • Природа
  • Человечество

               Планируемые результаты изучения учебного предмета  «Основы светской этики»

Обучение детей по программе  модульного курса «Основы светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

 Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, её роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Планируемый уровень подготовки выпускников
 
на  конец 4 класса:

- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
 - знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
 - формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
 - осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Национально-региональный компонент

        Бурятия – край России, где переплетены  судьбы многих народов.  Республика многонациональна, поликонфессиональна. Наиболее многочисленными народами являются  буряты, русские, татары, эвенки, украинцы. Наиболее распространенными религиозными верованиями являются буддизм, православие, шаманизм.  При проведении уроков ОРКСЭ опора делается на жизненный опыт детей, семьи.  Основополагающие  принципы  общечеловеческой  морали  понятны  детям.  Есть некоторые нюансы  в проведении праздников, соблюдении ритуалов, национальной одежде.   Вот здесь и можно обратить внимание детей на сходство и различие (очень тонко)  в  обычаях, традициях народов.  На религиозные верования в модуле « Основы светской этики» уделяется мало времени. Только в порядке ознакомления в начале курса.  В 3 четверти при изучении темы «Семья» можно и нужно опираться на данные семейного архива, на фотографии, на топографические данные. После во время праздника «Сагаалган», «Масленица», «Пасха» провести занятия с углублением в тему « Религиозные верования». Главное - показать детям, что почти 300 лет наши народы живут в мире, т.к. соблюдают такт, толерантность в отношении к друг другу. При изучении темы «Образцы нраственности» большим подспорьем будут исследовательские работы детей о своих прадедушках, прабабушках, которые подарили нам  свободу и мир. Также показать, что всегда есть место подвигу. Подвиг Алдара Цыдежапова – пример современным детям, молодёжи. Также рассказать о героях Бурятии (2 этаж школы – галерея героев), памятник первому Герою  Советского Союза из Бурятии  С.Гармаеву на площади с. Петропавловка.  Экскурсия в Джидинскую районную галерею, посещение выставки в КСК, участие в параде Победы – все это даст свои ростки в душах детей, понимание, что мы часть огромной страны, часть огромного мира – человечества, которое живёт по законам светской этики, морали.

.

Учебно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во

 часов

В том числе                                      

______________________ _____         Уроки               Л/р, п/р.д,экск                    

К/работы

Контроль знаний

Устные ответы

1

Россия – наша Родина.

2

2          

Индивид., ежеурочно

2

Культура и мораль

15

14                   Проект

Индивид., ежеурочно

3

Нравствен ность и безнравствен ность

10

8                      Экскурсия в музей

                      Проект

Индивид., ежеурочно

4

Этикет

3

2                       Ролевая игра

Индивид., ежеурочно

5

Человек-семья-Отечество

4

3                      Проект  

Индивид., ежеурочно

        

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Название разделов и тем

Да

та

Содержание

урока

Виды и формы контроля

Домаш нее задание

1

Россия – наша Родина

Сен

тяб

7

Богатство России. Малая Родина. Россия. Родина. Патриот.

Индивид, ежеурочно

Народы России, которые вы знаете

2

Россия – общий дом. Народы России

14

Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.

Индивид.

Сочине ние «Я мечтаю, чтобы…»

3

Культура и мораль

 21

Основатель науки «этика». Светская этика.

Какое значение имеет в жизни человека этика? Полилог.

Индивидуальный,

ежеурочно.

Мораль- найти  лексическое значение слова

4

Особенности морали

28

Что означает слово  «культура»?  Почему культуру называют второй природой? Моральные нормы в реальных жизненных ситуациях.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Сочине

ние  «Как я понимаю слово «мораль»

5

Добро и зло

Окт

5

Ознакомление уч-ся с основными этическими понятиями  добра и зла, воспитание добрых взаимо отношений.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Проект

ная работа

«Что такое хорошо и что такое плохо»

6

Добро и зло. Проект

12,

Защита проектов

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Порок, доброде тель- толковый словарь

7

Добродетель и порок

19

Создание представления у детей о понятиях добродетель и порок

Рисунок «Добро»

8

Добродетель и порок.

26

Полилог. Защита работ. Работа с толковыми словарями.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Рисунок

«Зло»

9

Свобода и моральный выбор человека

Нояб

2

Ситуация морального выбора. Ролевая игра.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Сочине

ние  « Что такое свобода»

10

Свобода и ответственность

16,

 Ознакомление с основными терминами и понятиями:ответственное поведение,свободный выбор личности, отношения ответственности

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Ответственность- работа с толковым словарем

11

Моральный долг

23

Первоначаль ные представления о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.

На основе сказок

Индивид.

Ответить на вопрос

«Какой у меня мораль ный долг?»

Сочинение.

12

Справедливость

30

Ознакомление  с основными понятиями: справедливость, моральные правила справедливого человека. Полилог.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Работа с толковым словарём

« Эгоизм, альтруизм»

13

Альтруизм и эгоизм

Дек

7

Ознакомление с понятиями эгоизм, альтруизм, разумный эгоизм.  Быть

альтруистом, не быть

эгоистичными  по отношению к близким

людям – как это понимаем? Рассуждения.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Сочинение

«Мой друг»

14

Дружба

14

Знание, понимание и принятие личностью ценностей: друг, дружба.

Классный уголок.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Устно подгото виться к полилогу

15

Что значит быть моральным

21

Как светская этика отвечает на вопрос «Что  значит быть моральным?»  Сочинение-рассуждение на  данную тему

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Устно – подгото виться к обобще нию  темы

16

Урок - обобщение

28

Групповая работа по темам

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Подготовить индивидуальные  проекты

17

Проектные работы

Янв

18

Защита проектов.  Обсуждение.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Сочине ние «За что я люблю свою се

мью»

18

Род и семья- источник нравственных отношений

25,

Рассказ о семье с использованием сочинений, рисунков, фотографии.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Старинные фотогра фии родствен ников

19

Нравственный поступок

Февр

1

Что такое нравственный поступок? Его признаки.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Устно – рассказ о чьем-либо нравствен ном поступке

20

Золотое правило нравственности

8

 Вывод : формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Выучить золотое правило нравств-ти

21

Стыд, вина и извинение

15

Что такое стыд и чувство вины? Как и когда принято извиняться. Ситуативная игра

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Устно – было ли Вам  когда-нибудь стыдно?

22

Честь и достоинство

22

Что такое стыд и чувство вины? Как и когда принято извиняться?  Полилог.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Честь, достоин ство – работа с толковым словарём

23

Совесть

Март

 1

Работа над планом сочинения.

Сочинение «Где живёт совесть?» Происхождение слова.

24

Нравственные идеалы

8

Термин «идеал»

Идеалы в русских народных сказках, былинах.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

«Мой идеал»- устный рассказ

25

Нравственные идеалы

15

Идеалы в  жизни.

Мини-сочинение

«На кого я хочу быть похож?»

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Подгото вить вырезки из газет, журналов по теме

26

Образцы нравственности в культуре Отечества

22

Просмотр  произведений искусства по теме. Презентации.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Проект «Образцы нравствн ности»

27

Видео-экскурсия  или посещение  памятников воинам , или  музея Джиды

Апр.

5

Экскурсия. Значение слов память, памятник.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Устный рассказ о впечатлениях от увиден ного

28

Светская этика. Этикет

12

Что такое этикет? Какие правила этикета должен знать каждый. Обсуждение.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Подгото вить сценарий- сценку

29

Ролевая игра «Этикет у нас в гостях»

19,

Игра ролевая по группам.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Сочинение- отзыв об игре

30

Семейные праздники

26

Чтение сочинений.

Рассказ о семейных праздниках.

ежеурочно.

Сценарий своего праздника

31

Семейные праздники

Проект

Май

3

Фотовыставка

Индивидуальный,

Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Подготовка к параду Победы – «Бессмертный полк»

32

Жизнь человека – высшая нравственная ценность

10

Беседа о жизни человека.  

Рассуждения детей о ценности человеческой жизни.

Индивидуальный,

ежеурочно. Взаимоконтроль,

Самоконтроль

Сочине ние « Что я для себя понял?»

33

Любовь и уважение к Отечеству

17

Чтение сочинений.  

Патриот, патриотизм – работа над разъяснением понятий.

Взаимоконтроль

Устный журнал

34

Итоговый урок

24

Защита устных журналов

Викторина

Учебно-методическое обеспечение

  1. Компьютер,  принтер МФУ,  мультимедиа,  интернет.
  2. Учебники
  3. Доска, жалюзи, экран.

Список литературы

1. Учебно-методический комплекс по ОРКСЭ
2. Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. А. Я. Данилюк. Москва. «Просвещение» 2012 г. 

3. «Основы светской этики», учебник для обучающихся М. Просвещение 2013
4. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение,2012
5. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение,2012
6. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2012

 

Дополнительные интернет-ресурсы:

- Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ

- Русская Православная Церковь (Официальный сайт Московского Патриархата) –

- Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви - 

- Миссионерский портал диака Андрея Кураева -

Конкурсы и фестивали Православного Свято-Тихоновского университета -

- Официальный сайт Донского монастыря -

- Московская православная духовная академия (электронная библиотека) -

- Совет муфтиев России - http://www.muslim.ru

- Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство -

- Российский исламский университет -

- Дневник Московского исламского университета - 

- Образовательный портал РУДН – 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...