Рабочая программа по ОРКСЭ
рабочая программа по орксэ (4 класс)

рабочая программа и ктп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4 класс33.41 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край, г. Апшеронск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная  школа  № 18

                                                                                                              УТВЕРЖДЕНО

                                                                                                 решением педагогического совета

от 31.08. 2019 года протокол № 1

                                                                                Председатель ________      Пронина Л. Б.          

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

По основам религиозной культуры и светской этики

(модуль «Основы православной культуры»)

Уровень образования (класс) начальное общее  образование 4 класс  

Количество часов 34  

Учитель    Дмитренко Виктория Андреевна

Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений для 4 -5 классов «Основы религиозной культуры и светской этики». Автор: А.Я.Данилюк. М.: Издательство «Просвещение», 2010 г.

  1. Пояснительная записка

        Рабочая программа по основам религиозной культуры и светской этики (модуль «Основы православной культуры») составлена на основе программы  общеобразовательных учреждений для 4 -5 классов «Основы религиозной культурыи светской этики». Автор: А.Я.Данилюк. М.: Издательство «Просвещение», 2010.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

        понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

        формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

        формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

        знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

        укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Содержание модуля «Основы православной культуры» комплексного предмета ОРКСЭ излагается в рамках трех основных тематических блоков, также как и содержание всех 6 модулей.  Два из них (уроки 1 и 31-34) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Третий тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй тематический блок (уроки 2—29), дифференцируют содержание учебного курса применительно к учебному модулю «Основы православной культуры» (см.таблицу)

2. Общая характеристика учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности

к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

• общая историческая судьба народов России;

• единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

• ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

• педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

• системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

• ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

• единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

3. Описание места учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в учебном плане

          В соответствии с учебным планом школы на курс «Основы религиозной культуры и светской этики» отводится  в неделю - 1час,количество учебных недель – 34.

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

На основании выбора учащихся и родителей (законных представителей) учебный курс в школе представленмодулем: «Основы православной культуры»

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.

Основные задачи комплексного учебного курса:

• знакомство обучающихся с основами православной культуры;

• развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

• обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

• развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из модулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

• понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

• формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;

• формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;

• знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

• укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и

развития культурных и духовных ценностей.

5.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

— формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

— наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе

оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

— знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

— знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

— формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

— осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

6.Содержание учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики»

Содержание обучения,требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой по предмету.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу православных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

        Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

        общая историческая судьба народов России;

        единое пространство современной общественной жизни, включающее         развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

        ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

        педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

        системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

•        ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем
развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

•        единых требований к результатам освоения содержания  учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Таблица тематического распределения часов

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

авторская программа

Рабочая программа

1

Блок 1.Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

1

2

Блок 2.Основы православной культуры

28

28

Блок 3 Духовные традиции многонационального народа России.

2

2

Блок 4 Обобщение изученного

-3

3

Итого

34

34

7.Тематическое планирование по курсу «Основы православной культуры»

Раздел Тема урока

Характеристика деятельности учащихся

I.Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни  человека и общества

  1. Россия- наша Родина

II.Основы православной культуры

2 Культура и религия.

3 Человек и Бог в православии

4 Православная молитва

5  Библия и Евангелие

6  Проповедь Христа

7 Христос и его Крест

8  Пасха

9  Православное учение о человеке

10 Совесть и раскаяние

11  Заповеди

12 Милосердие и сострадание

13 Золотое правило этики

14  Храм

15  Икона

16  Творческие работы учащихся

17  Подведение итогов

18 Как христианство пришло на Русь

19  Подвиг

20 Заповеди блаженств

21Зачем творить добро ?

22 Чудо в жизни христианина

23  Православие о Божием суде

24 Таинство Причастия

25Монастырь

26 Отношение христианина к природе

27Христианская семья

28 Защита Отечества

29 Христианин в труде

III. Духовные традиции многонационального народа России.

30 Любовь и уважение к Отечеству

31  Патриотизм многонационального  многоконфессионального народа России

IV. Обобщение изученного.

32 Итоговый урок по разделу « Духовные традиции многонационального народа»

33 Итоговый урок по разделу « Основы православной культуры»

34 Итоговый урок по курсу

Знакомятся с историей возникновения православной религии, распространения православной культуры. Изучают основы духовной традиции православия. Дают определение основных понятий православной культуры.

Учатся устанавливать связь между религиозной (православной культурой и поведением людей. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, православной культуры. Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культур


Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. 

8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» имеются в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

оборудование:

  • ученические столы и стулья по количеству учащихся,
  • учительский стол,
  • шкафы для хранения учебных пособий, дидактических материалов и пр.,
  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

технические средства обучения:

  • классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • электронное пособие к модулю курса «Основы религиозных культур и светской этики»;
  • аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;
  • электронное приложение к учебному пособию. М.: «Просвещение», 2012;
  • медиатека: «Святые места Кубани». Краснодар. 2007 год;

библиотечный фонд (книгопечатная продукция):

  • 1. Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2012.
  • 2. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. М.: «Просвещение», 2012.
  • 3. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Книга для родителей. М.: «Просвещение», 2012.
  • 4. А.В.Бородина. Хрестоматия по основам православной культуры. М.: «Основы православной культуры», 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...