Гостеприимство как традиция народа.
план-конспект урока по орксэ (3 класс)

Власова Галина Вениаминовна

Воспитывать доброжелательность во взаимоотношениях детей, культуру поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gostepriimstvo_kak_traditsiya_naroda.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Гостеприимство как традиция народа.

Цель урока: Ознакомление учеников с понятием «гостеприимство», конкретизацией полученных представлений с опорой на Евангельские сюжеты.

Задачи урока:

Личностные: Воспитывать доброжелательность во взаимоотношениях детей, культуру поведения.

Метапредметные: Развивать устную речь, обогащать словарный запас.

Предметные: Формировать знания о правилах хорошего тона гостеприимного хозяина. Познакомить с правилами поведения в гостях и с гостями.

Оборудование: презентация, аудиозапись по теме, иллюстрации картин, раздаточный материал.

Сценарий урока.

Организационный момент. 

Учитель: Добрый день. Мы рады приветствовать наших гостей.

Ребята, чтобы определить цель нашего урока, мы прочитаем высказывания знаменитых людей разных стран мира (на партах заранее подготовлен  раздаточный материал).

(Дети зачитывают)

Гостеприимство – качество, которое складывается из первобытной простоты и античного величия.  Сара Бернар

Нельзя обижать гостя. Юлий Цезарь

Проявляя гостеприимство, не делайте этого только на словах; пусть ваши сердца преисполнятся радушием и любовью ко всем, с кем пересекутся ваши пути. Абдул-Баха

Учитель: Какова цель нашего урока?

(Предполагаемые ответы: О гостеприимстве. Гостеприимство как традиция народа.) (Слайд2)

  • А вы любите ходить в гости?
  • Любите ли вы принимать гостей?
  • Кого вы приглашаете в гости?

Наш русский народ всегда славился гостеприимством. Давайте зачитаем народные традиции. (Приложение 1)

Не просто принимать гостей в своем доме. Иногда бывают и неприятности.

Вот какие шуточные советы дает поэт Самуил Маршак во избежание неприятностей.

Будь вежлив с каждым воробьем,

Не будь заносчив с муравьем,

А в обществе курином

Не замыкайся о своем

Пристрастии к перинам.

Когда навстречу бык идет,

Давай свернем с дороги,

Поскольку он – рогатый скот,

А мы с тобой - безроги.        

Какие уроки вы извлекли для себя из шуточных советов поэта? (Дети: самое главное – быть вежливыми всегда и со всеми.)

Учитель: Доброму делу можно учиться на ошибках других. Поэтому мы с вами понаблюдаем один «прием гостей» и проанализируем, в чем были допущены ошибки общения. Перед вами сказка Самуила Яковлевича Маршака «Кошкин дом».

(Чтение эпизода из пьесы или просмотр мультфильма)

Какую же главную ошибку допустила кошка? (Дети: она забыла о правилах гостеприимства)

Истоки гостеприимства заложены в ветхозаветной и евангельской историях. (Слайд4)

Посмотрите внимательно на картину К. П. Брюллова и скажите, о ком пойдет речь? (Дети: об Аврааме)

Учитель: спустя долгое время после Ноя, жил такой же благочестивый человек. Его звали Авраамом. Он старался делать добро, чтобы благодарить Бога за Его милосердие. Но благочестивый и богобоязненный Авраам жил между людьми нечестивыми и злыми. Вот однажды явился ему Милосердный Бог и сказал: «Послушай, мой возлюбленный Авраам, уйди с земли, на которой ты теперь живешь. Я отведу тебя на большую, прекрасную землю, которую отдам твоим детям. Из твоих потомков образуется большой народ. И в этом народе родится обещанный Адаму и Еве Спаситель, через которого все народы земные будут благословенны».

Авраам послушался и пошел на землю, которую указал ему Господь Бог. Эта земля называлась Ханааном. Там было хорошо. Авраам сейчас же сделал алтарь, или жертвенник, на котором можно было приносить Богу жертву, и начал рассказывать другим людям о Милосердном Боге, чтобы все люди знали, как добр Господь Бог. (выдержка из Библии для детей)

А сейчас мы узнаем, как Авраам принимал у себя в гостях трех странников. (Приложение 2)

Учитель: по своей старости Сарра сочла, что это невозможно, и потому рассмеялась. (Аврааму было 100 лет, а Сарре-90 лет.) Господь, который видит не только то, что делается за стенами, но и то, что делается в душе нашей, сказал Аврааму: «Почему Сарра смеется? Разве для Бога трудно дать дитя родителям и в старости?» Тут Сарра в испуге стала отказываться и говорила, что она не смеялась. Но Господь сказал ей: «Нет! Ты рассмеялась».

Радушному Аврааму жаль было расставаться со своими гостями, и он пошел провожать их.

Вскоре действительно у Авраама от Сары родился сын. Этого младенца назвали Исааком. Маленький Исаак рос и был так же добр и благочестив, как его отец. Но послушайте, что случилось!

Однажды Бог сказал Аврааму: «Возьми Исаака, твоего единственного сына, которого ты так любишь, пойди в страну Мориа на гору, которую Я тебе укажу. Там ты должен принести Исаака в жертву». Удивительно, непостижимо, чего потребовал Бог!

Авраам сейчас же подумал: «Бог сказал это. Он хочет этого, и я должен исполнить Божью волю, а Господь может воскресить умерщвленного мною сына для исполнения Своего обещания о многочисленном потомстве и о будущем Спасителе всего мира». (Выдержка из Библии для детей)

Учитель: расскажите, как Авраам принимал незнакомых ему гостей?

 Варианты ответов детей.

Учитель: так что же такое гостеприимство? (Работа со словарем.)

Дети зачитывают: Гостеприимство – радушное отношение к гостям, это готовность и желание принимать гостей, угощать их.

Как вы думаете, из каких слов оно образовано? Правильно от слов «гость» и «принимать».

Учитель: гостеприимство Авраама отражено на иконе 15 века «Троица» кисти великого русского иконописца Андрея Рублева. (Слайд) (На фоне представлены дом- палаты Авраама, дерево-дуб Мавританский - древо жизни, гора Мориа. Небесный свет струится от иконы. Три ангела, склонившись друг к другу, сидят рядом. Взгляды их устремлены в вечность. Силуэты двух Ангелов, сидящих по бокам, образуют собой чашу.  А на престоле посередине стоит чаша- символ Евхаристии. На столе нет еды, только чаша с головой тельца-символ будущей жертвы Христа.

Закрепление материала.

Учитель: ребята, а как же в наше время встречают гостей? (ответы детей).

Учитель: как и прежде, встречать гостя необходимо, как самого близкого человека.

Встречайте гостей не с лестью, а с честью гласит народная мудрость. Хорошее настроение, радость, улыбка у хозяев - самое главное при встрече гостей.

Наверняка все вы ходили в гости. А кто-то и приглашал гостей, давайте обсудим вместе, как это должно происходить. Сейчас я вам раздам карточки, на которых написаны правила поведения гостей и хозяев, используйте при ответах на мои вопросы.  Ваша задача в нужный момент поднять руку и правильно применить вашу карточку так, чтобы всем стало понятно, как хозяин встретил гостей, а гость вел себя в гостях. Выберите те нормы и правила, которые общеприняты в обществе.

  1. Как правильно пригласить гостей? Можно по телефону, письменно или лично за несколько дней до торжества.
  2. Как встретить гостей?  Встречаем гостей у дверей, приветливо, с улыбкой. Помогаем раздеться, провожаем в комнату и рассаживаем удобнее.  
  3. Кто первым садится за стол? Первым за стол садится хозяин, т.к. его задача следить за тем, чтобы тарелки гостей не были пустыми. Угощаем всем, что есть на столе.
  4. Чем и как развлекаем гостей?  Придумываем игры, конкурсы, сюрпризы. Можно завести разговор, в котором может принять участие каждый
  5. Как правильно себя вести при уходе гостей. В обязанности каждого хозяина входит проводить гостей до дверей и помочь одеться.
  6. Что нужно сделать, если вас пригласили в гости. Поблагодарить и готовиться к визиту, готовить подарки и продумать свой наряд.
  7. Когда надо прийти в гости? Прийти вовремя, приходить раньше или опаздывать – бестактно.
  8. Что необходимо при вручении подарка? Сказать несколько теплых слов.
  9. Как правильно вести себя за столом? Не следует садиться к столу, положа ногу на ногу, класть локти на стол, тянуться за едой через весь стол, выбирать лакомые кусочки. Не принято за столом громко разговаривать, а также разговаривать с полным ртом. Во время еды не следует громко прихлебывать, стучать ложкой по тарелке. Не есть ложкой то, что можно есть вилкой. Закончив еду, столовые приборы положить на тарелку, рот и руки вытереть салфеткой.
  10. Как правильно выходить из-за стола? Закончив есть, приборы кладут параллельно друг другу с правой стороны тарелки. Встав из-за стола, поблагодарите хозяев.
  11. Как правильно уходить из гостей? При уходе попрощаться с хозяевами, поблагодарить их за прекрасно проведенное время.

Учитель: судя по тому, как вы отвечаете, вы у нас воспитанные и гостеприимные.

А сейчас мы с вами посмотрим прием гостей, описанный в Евангелии. Проанализируем эту историю.

Просмотр видеофильма евангельской истории «Марфа и Мария»

Учитель: в тексте (Приложение 3) найдите слова, как ответил Иисус Христос Марфе. Как вы поняли эту историю? Объясните. («Блаженны те, кто слышит слово Божие и хранит его.»)

«Мария же выбрала лучшее дело, от которого не следует ее отвлекать». Тем самым Иисус Христос хотел сказать, что она напрасно хлопочет об угощении. Разве он нуждается в нем? Для Него нужно только, чтобы слушали и исполняли то, чему Он учит.) (Выдержка из Библии для детей)

А закончить наш урок мне хочется такими словами: Хозяин должен выполнять каждую просьбу гостя, а гость не должен просить ни о чём. Тогда не будет недовольства ни дома, ни в мире.

Домашнее задание. Прочитать сказку С. Маршака «Кошкин дом», найти пословицы и поговорки о встрече гостей. (Гостю щей не жалей, а погуще лей. Гостю почет - хозяину честь. Гостю первое место и красная ложка.)

 Приложение 1.

Народные традиции.

Русские люди радушно встречают гостей. Украшают дом к их приходу. Хозяева готовят и подают самую лучшую пищу. Приветливо встречают званных на торжество и внимательно к ним относятся. В доме звучат песни, играют на гармони, баяне, мандолине, балалайках, танцуют и пляшут, рассказывают веселые истории.

Приложение 2.

Библия для детей.

«Однажды, в знойный день, Авраам сидел под сенью дуба, у входа в свой шатер. И видит: стоят против него три странника. Авраам любил принимать гостей. Он сразу же встал и побежал навстречу им, поклонился до земли и стал звать к себе, чтобы дать им отдохнуть под деревом и подкрепиться пищею.

Странники зашли к нему. По обычаю того времени, Авраам приказал омыть им ноги. Сам же подал хлеб, тут же приготовленный его женой Сарой, подал масла, молока и лучшего жареного теленка и стал угощать их. И они ели.

Вы, кажется, хотите спросить – зачем надо мыть ноги гостям? А вот зачем, дети: в жаркую погоду странники шли пешком по накаленной от солнца дороге. Ноги покрыты пылью, ноют от жары и усталости. Как приятно, когда их омоют их чистой, холодной водой! Поэтому в южных странах первым долгом гостеприимства было омовение ног с дороги, чтобы гости немного отдохнули. А затем уже следовало угощение.

оказалось, что Авраам удостоился принять Самого Господа и двух странников.

Когда Авраам, стоя перед гостями, сам прислуживал им за столом, Господь сказал ему:

«Авраам, в следующем году Я приду к тебе, когда у Сары, жены твоей, будет сын». Авраам и Сарра были старые люди, и у них не было детей…»

Приложение 3.

Евангельская история.

Марфа и Мария.

Близ Иерусалима была небольшая деревня. Там жил один благочестивый человек по имени Лазарь с двумя своими сестрами Марфой и Мари ей.

Иисус Христос по дороге в Иерусалим зашел в деревню. Марфа пригласила Его зайти к ним. Иисус вошел в дом и стал учить. Мария села у ног Иисусовых и слушала Его. Марфа же хлопотала по хозяйству, готовила обед. Гостеприимной Марфе все приходилось делать одной. Мария ей не помогала. Наконец Марфа не вытерпела и стала жаловаться Иисусу Христу на свою сестру: «Господи, разве Ты не видишь, что сестра моя оставила меня одну служить? Скажи ей, чтобы она помогла мне». Христос отвечал ей: «Марфа! Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно. Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у нее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проект "Маленький хозяин земли Олонхо" ( формирование патриотического воспитания младших школьников на традициях народа Саха (Якутия)" (

Автор: Слепцова Саргылана Васильевна    В условиях переосмысления общечеловеческих и национальных ценностей общество вновь обращается к культурному наследию каждого народа, что ве...

комплексная рабочая программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции народов России»

Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.Мы ж...

«Духовно-религиозные традиции народов России». Сценарий к Рождеству.

Цель: способствовать:расширению у детей знаний о празднике Рождества;знакомству с христианской культурой;воспитанию любви, доброты, справедливости;  дать возможность ребятам раскрыть свои тв...

Этнокультурные традиции народов России – истоки духовно-нравственного воспитания школьников.

Современный процесс обучения и воспитания детей в национальной школе основывается не только на внедрении инновационных технологий, но и на этнокультурных традициях своего народа. Не зря,Чем...

Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана".

Мультимедийная презентация к уроку по культуре и традициям народов Дагестана на тему: " Традиционные и мусульманские праздники народов Дагестана"....

Презентация на тему “Национальные традиции гостеприимства у разных народов”

Презентация на тему“Национальные традициигостеприимства у разных народов&rdquo...

Презентация к уроку "Гостеприимство как традиция народа".

Ознакомить учащихся с понятием "гостеприимство"....