урок по основам православной культуры " Как христианство пришло на Русь"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Джигир Татьяна Борисовна

Урок , дающий представление о том, как на Русь пришло христианство

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Как христианство пришло на Русь.

Дидактические цели: осмысление учащимися факта Крещения Руси как основы развития ее культуры, факта, обусловившего особенности ее быта, системы жизненных ценностей ее граждан.

Задачи в соответствии с УУД:

- личностные: нравственно-эстетическое оценивание нового материала, воспитание любви и уважения к православным святым России;

- коммуникативные: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией.

- познавательные: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала в виде творческой работы; заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

- регулятивные: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания, рефлексия.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, чтение стихотворений, презентация, самостоятельная работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, работа в группах.

Основные термины и понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь, спасение души.

Оборудование: мультимедийная установка, выставка рисунков на тему: «Храмы», смайлики – три цвета, карточки с пословицами, карточки с вопросами, слайды, книга:  «История  России.»

Ход урока

1.Организационный момент

2.Актуализация имеющихся знаний

Учитель: Как вы понимаете слово ХРАМ?

Ответ: Храм в православии – здание для совершения литургии или другого общественного богослужения.

Учитель: Кто какой храм нарисовал?

(рассматривание работ учащихся)

Выставка рисунков.

Учитель: В каких храмах вы бывали?

Ответы учащихся.

Учитель: Какой храм есть на территории нашего города?

Ответ: храм Святого великомученика и целителя Пантелеимона

В Москве – храм Христа Спасителя.

Учитель: Что вы можете увидеть войдя в православный храм?

Ответ: иконы, свечи, священники и т.д

Учитель: Для чего приходят в храм?

Ответ: Помолиться очистить свою душу, когда грусть в сердце

Учитель: Что такое икона?

Ответ: Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

Учитель: Можно ли молиться без иконы?

Ответ: Можно молиться и без иконы, но икона помогает собраться с мыслями.

Чтение стихотворения М.Лермонтова «Молитва» - читает наизусть ученик:

        В минуту жизни, трудную,

        Теснится в сердце грусть,

        Одну молитву чудную

        Твержу я наизусть.

        С души как бремя скатится

        Сомненье далеко –

        И вертится, и плачется,

        И так легко, легко

Учитель: Какая самая известная молитва христиан?

Ответ: «Отче наш»

Учитель: Что еще много можно увидеть в храме?

Ответ: Свечи.

Учитель: Почему священник говорит о том, что хочется быть похожим на эту свечу?

Ответ: Потому что ее огонек тянется вверх, но свет и тепло она отдает тем, кто рядом с ней. Вот такой должна быть жизнь человека: душой тянуться к небу, а своими делами помогать ближним.

Учитель: Что такое иконостас?

Ответ: Иконостас – целая стена из икон. В центре иконостаса – царские врата. Справа  от Царских врат всегда икона Христа. Слева – всегда икона Марии, Божией Матери

Учитель: Что находится за иконостасом?

Ответ: За иконостасом находится алтарь. Это место, где молится священник, никто не имеет право туда входить.

Учитель: Это секретная комната?

Ответ: Нет. Просто человек может понимать, что не все ему позволено.

Учитель: Вот также в любой культуре есть система запретов, направляющих рост человека, его развитие.

На доске слова:

 Чтобы этому научиться, надо уметь слушать. Надо уметь ждать и понимать. Надо уметь служить Богу, людям, Родине.

Чтение стихотворения учащимися (3 человека)

        «Люблю я службу в сельском храме» К.Случевский

        Люблю я службу в сельском храме.

        Открыты окна, воздух льет;

        По лику образа, по раме

        Тихонько бабочка снует.

                И в церкви сад: над головами

                Пришедших девушек цветы

                Живыми тянуться рядами,

                Полны весенней пестроты;

         Святым словам молитвы вторя

        При освещении даров,

        Пичужки резвые, гуторя,

        Щебечут в окна из кустов.

3.Сообщение темы урока

-Постановка целей

-Мотивация

4.Работа по учебнику

-Чтение текста:

    Притча.

Однажды молодой христианин зашел в храм к старому священнику, который славился святостью своей жизни. И вдруг услышал, что тот с ошибкой произнес молитву. Юноша говорит:

- Отче ты не прав!

Старый священник не соглашается:

- Я молюсь так, как меня научили. Если бы я был неправ, Бог не посылал бы ангелов, которые часто молятся вместе со мной.

Юноша попросил священника спросить ангелов – кто же из них прав…

        На следующий день священник сказал ему:

- Ангелы сказали, что прав ты. А когда я их спросил, отчего же они раньше молчали, и они сказали, что Бог так устроил, что люди должны научаться от людей

-Исследовательская работа с текстом

Учитель: Найдите главную мысль в этой притче? (дети находят в тексте и зачитывают)

«Бог так устроил, что люди должны научаться от людей». Т.е. все люди зависят друг от друга.

Учитель: А в чем мы зависим друг от друга?

Ответ: Люди из поколения в поколение копят жизненный опыт и так создают культуру. Вне культуры человек не будет отличаться от животных.

Учитель: Как называется передача накопленного опыта от поколения к поколению? Что передают традиции?

Ответ: Правила и поведение, жизненный опыт, культуру и ценности.

Учитель: Как по-вашему, вера может определять поведение и культуру?

Ответ: Да. Вера формирует внутренний мир человека, направляет его в сторону добра

5.Физкультминутка

Вот мы руки развели,

Словно удивились,

И друг другу до земли

В пояс поклонились.

Наклонились,выпрямились,

Наклонились,выпрямились,

Ниже,ниже, не линись,

Поклонись и улыбнись.

6.Продолжение работы  по теме урока

Учитель:

        

Источник своей истории Христианство видит в Боге. Но живет оно также в мире людей. Слова Христа люди записали обычным человеческим языком и обычными для той эпохи средствами: на папирусах. Затем люди (а не ангелы) веками разносили эти записи по всему миру. И для проповеди Евангельского учения христиане использовали те же средства, что и любая развитая культура использует для связи людей и поколений: книгу, школу, музыку, живопись, беседы. Люди, ставшие христианами, объединяются в общество, которое называется Церковь. Когда Церковью называют общество верующих людей, то слово пишется с заглавной буквы

Из истории.

        Князь Владимир I Святославович – внук великой княгини Ольги и сын великого князя Святослава Игоревича.

        Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. С 970 года он княжил в Новгороде, потом с 978 года и до смерти в 1015 году – в Киеве, столице Киевской Руси. До принятия крещения князь Владимир, как и его отец, был язычником. Владимир ревностно возводил идолов, перед которыми совершались жертвоприношения, в том числе человеческие. Как пишет летопись, «и приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесами… И осквернилась кровью земля Русская .(Язычник – это многобожие.) 

        Почти через тысячу лет после жизни Христа на востоке Европы начало свою историю русское государство. Вот такая маленькая была тогда Киевская Русь и даже не имела закрепленных границ. Наши соседи с юга – болгары и греки – к тому времени уже стали православными христианами. Именно в греческую столицу – Константинополь – киевский князь Владимир послал своих послов.

        В этом огромном городе, теперь носящем имя Стамбул и поныне высится прекрасный храм святой Софии. София в переводе с греческого «Мудрость». Это одно из свойств Христа и, значит, именно в Его честь был назван самый величественный храм христианского мира.

        

-Чтение и анализ текста

Учитель: Попробуйте ответить на вопрос, почему Русь крестилась в православие?

Фрагмент из «Повести временных лет», «Выбор веры».

        Когда старцы и князья обратились к своему князю Владимиру: «В год 6495 (987). И созвал князь Владимир бояр своих и старцев и сказал им: вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все бывшее с ними». И обратился к послам: «говорите перед дружиною». Они же сказали: «Ходили де к болгарам, смотрели, как они молятся в храме… И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах.  Не можем мы забыть красоты тойУчитель: Что для послов князя Владимира стало основанием выбора именно православия?

Ответ: И князь Владимир решил принять православие. В 988 году от Рождества Христова он принял Крещение в городе Корсунь, ныне это город Херсонес и призвал жителей Киева креститься в реке Днепр.

        

-Выборочное чтение текста учебника (с. 59 «Крещение»)

Учитель: В чем смысл обряда Крещения? Как вы думаете, что обновляется в человеке после принятия Таинства Крещения?

Ответ: После крещения в человеке обновляется совесть. Слово «Крещение» как обозначение начала христианской жизни закрепилось, возможно, потому, что священники вешали крестики на крестившихся – чтобы отличать их от еще некрещеных.

        Воды крещальной купели воспринимаются как пограничные между жизнью и смертью: погружается в них один человек, а выходит уже другой. Нередко при крещении человек меняет имя. Принимая крещение, человек просит, чтобы Бог обновил его совесть. И, конечно, он этим выражает свое согласие далее жить по велениям совести, по учению Христа и по правилам Православной Церкви-Работа в тетради с печатной основой

 

   - Ответы на вопросы. Взаимопроверка тетрадей.

         - ( Раскрашивание  картинки - творческая работа)

Учитель: Что изменилось с принятием христианства на Руси, как преобразило христианство Русь?

Ответ: Грамота, школы, храмы, милосердие, единство, рождение качественно новой культуры, одним из ярких достижений была книга.

        

Учитель: Под каким прозвищем князь Владимир вошел в народное сознание?

Ответ: Владимир Красное солнышко.

Учитель: Почему прозвище князя Владимира «Владимир Красное солнышко», как это связано с его решением принять христианство?

        

Высказывание церковного историка А.В.Карташова: «Сам князь Владимир, когда-то неистовый язычник, стал совершенно другим человеком и правителем. За 25 лет своего христианского правления он не только крестил русичей, но и сумел воплотить евангельское благовестие в общественную жизнь. Святого Владимира теперь именовали «ласковым князем» и «красным солнышком». Его любил бедный люд как справедливого судью и защитника. Князь завоевал сердца своих современников, особенно простого народа сказочной щедростью. Он устраивал пиры для бедных каждое воскресенье, щедро оделял милостыней нищих и убогих. Это была впервые осуществляемая на Руси социальная помощь. Владимир действовал как христианин и как князь-государственник, понимавший, что в его попечении нуждается простой люд. На примере святого равноапостольного князя Владимира мы убеждаемся в том, что под влиянием веры безжалостный эгоизм, жестокость уступили место любви и милосердию

Церковь прославила князя Владимира как равноапостольного святого. Так, в лике равноапостольных прославлена великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, первая среди правителей Киевской Руси принявшая христианскую веру.

        

-Показ иллюстраций из книги:»История России»

В 2010 году в Российской Федерации был законодательно установлен новый праздник – День Крещения Руси в память о событии 988 года.Отмечается он также 28 июля – соответственно церковному дню памяти крестившего Русь князя Владимира.

-Чтение стихотворения (1 учащийся)        

        Вся Русь поныне чтит Владимира Святого,

        При нём блеснул над ней

        Христианства первый луч,

        И в горькой участи изгнанья рокового,

        Мы молимся ему:» Предстателем нам будь!»

        О Ты! страны родной, великий Просветитель!

        Владимир – Солнышко!Её отцом ты был,

        Молись за нашу Русь, которой сам Спаситель,

        Крещением святым грехи её омыл»

Учитель: За что Русь называют Святой?

Ответ: Русь называют святой за ее стремление к святости.

7.Рефлексия.

Работа в группах.( 3 группы учащихся)

Задание 1. Ответить на вопросы.

 Вопросы 1  группе учащихся.

1.В каком году крестился князь Владимир Киевский?

2.Столица Византии, в которой находится Софийский собор?

3.Что такое крещение?

4.Какая была первая столица Руси?

Вопросы 2 группе учащихся.

1.Как назывался город,где крестился князь Владимир?

2.Под каким прозвищем князь Владимир вошёл в народное сознание?

3.Почему?

4.Как назывался город, где прошло первое крещение россов?А река?

Вопросы 3 группе учащихся.

1.Женщина,которая первая проложила дорогу к христианству и приняла крещение в Константинополе?

2.Какая вера была на Руси до принятия христианства?

3.Когда празднуется Крещение Руси?(число и месяц)

4.Какой называют Русь?

Задание 2. Сложить пословицы из слов.

         - Жить - Родине служить.

          -Россия -мать умей за неё постоять.

         -Любовь к Родине сильнее смерти.

Оцените, как работала ваша группа:

Проверить и оценить свои достижения вам помогут эти знаки.

(смайлик-жёлтый -     На все вопросы ответили правильно. Молодцы!

(смайлик-зелёный- Ответили не на все вопросы, допустили ошибки. Надо ещё поработать!

(смайлик-красный- Не ответили на вопросы. Придётся начать сначала!

-Что на уроке вам давалось легко?

-В чём вы чувствовали затруднения?

-В какой помощи нуждались?

- Что больше всего запомнилось вам сегодня на уроке?

8.Подведение  итогов  урока

         - Что нового узнали на уроке?

    -Какую роль сыграло Крещение Руси для нашего Отечества?

    - Какими знаниями вы поделитесь дома с родителями?

     - Мне хочется верить, что сегодняшняя наша встреча не прошла даром,                        и вы смогли понять истинный смысл православной культуры и ее     значение для русского народа.Желаю всем вам добра, любви и милосердия

Чтение стихотворения «Русь моя, родимая» Ольги Абреимовой.

        Чтецы-8 человек учащихся.

        

Русь моя, родимая, в веточке березовой,

        В ярком свете солнышка утром ярко-розовым,

                В поле, хлеб рождающем, рожью колосистою,

                В пеньи птицы, маленькой, трелью голосистою.

        Земли тут богатые, на Руси, на матушке,

Но не златом славятся, а людьми отважными,

        Думами широкими, полными до донышка,

        И лицом приветливым, озаренным солнышком.

Эй, вы, люди добрые, на Руси рожденные,

Сердцем Богородицы мы благословенные!

        Только вы задумайтесь: чудо здесь нам было

        Пресвятая Матушка по сей земле ходила!

Что же, Православные, вдруг мы удивляемся,

С верою рожденные на свет мы появляемся!

        Ах ты, Русь родимая – поле васильковое,

        Ласковая матушка, сердцу так знакомая!

        

9.Домашнее задание

   

    с.58-61 по учебникуА.В.Кураева »Основы православной культуры»,

       ответить на вопросы и выполнить задания.

           Побеседовать с родителями о вашем крещении.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по основам православной культуры по теме "Как христианство пришло на Русь".

Тема урока: Принятие Христианства на Руси.Задачи:-обучающая: познакомить учащихся с великим событием в истории нашего государства – крещением Руси; принятием  христианской веры;-развивающая: разв...

Конспект урока в 4 классе "Как христианство пришло на Русь"

Цель урока: формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, как этапа, с которого началось  качественно иное развитие нашей государственности и культу...

План-конспект, презентация к уроку №18 по основам православной культуры." Как христианство пришло на Русь"

План-конспект, презентация к уроку №18 по основам православной культуры." Как  христианство пришло на Русь"...

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Как христианство пришло на Русь"

Урок ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" на Тему:"Как христианство пришло на Русь"...

РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ ОРКСЭ НА ТЕМУ "КАК ХРИСТИАНСТВО ПРИШЛО НА РУСЬ"

данный материал может быть использован К УРОКУ ОРКСЭ В 4  КЛАССЕ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему: «Как христианство пришло на Русь » Модуль «Основы православной культуры»

Урок «Принятие христианства на Руси. Православие» включен в систему занятий модуля «Основы православной культуры», знакомит обучающихся с важнейшим историческим событием для на...

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль ОПК "Как христианство пришло на Русь"

Подробная технологическая карта урока (с УУД), раздаточный материал, презентация...