Урок "Милосердие"
презентация к уроку по орксэ (4 класс)

Азаова Оксана Асланбековна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_religiya.pptx896.06 КБ
Файл urok_miloserdie.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»  4 класс

Пояснительная записка

Данный урок направлен на освоение младшими школьниками ценностного смысла понятия милосердия в религиях мира. Мировые религии по-разному объясняют устройство мира и место человека в нем, но проповедуют общие правила поведения, учат людей доброму отношению к окружающим, терпению и милосердию. На уроке используется групповая форма работы, развивающая у школьников умение анализировать текст совместно с другими людьми, вести исследовательскую работу в группе. Изучение нового материала проводится с помощью стратегии “Знаю - хочу узнать - узнал”. Дети вспоминают то, что знают по теме, задают вопросы о том, что хотят узнать. После работы с информацией записывают то, что узнали нового. Используя данную стратегию учащиеся учатся соотносить известное и новое, определять свои познавательные запросы, обосновывая их известной информацией. На этапе рефлексии таблица “ЗХУ” помогает фиксировать новое содержание, изученное на уроке. Для эмоционального акцента в урок включена песня-притча Светланы Копыловой “Про кота”.

Ожидаемые результаты:

- учащиеся узнают, как разные религии учат состраданию, милосердию и помощи людям;

 - познакомятся с ключевыми понятиями урока, начнут использовать их в собственной устной и письменной речи;

 - будут учиться понимать необходимость осознанного отношения к собственным поступкам;

 - учащиеся усовершенствуют умения в области коммуникации, чтения и понимания прочитанного, ответов на учебные вопросы разных типов, построения связного высказывания, работы в группах.

Технологическая карта урока

Тема: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь (1 ч)

Цель: освоение учащимися ценностного смысла понятия милосердия в религиях мира; развитие ценностного отношения к собственным поступкам.

Задачи для учителя:

1. Познакомить учащихся с представлением о милосердии в религиях мира;

2. Познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока;

3. Создать условия для размышлений учащихся об осознанном отношении

к собственным поступкам;

4. Развивать личную ответственность за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах;

5. Развивать коммуникативные и познавательные УУД.

Основные термины и понятия: милосердие, взаимопомощь.

Тип урока: ОНЗ

Форма урока: групповая, фронтальная, индивидуальная работа

Методы обучения: словесные, практические, исследовательские, наглядные, контроль.

Оборудование:

1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. «Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2012.

2. Карточки со словами. Цветок ромашка со словами. Сердечки.

4. Презентация Microsoft Office Power Point.

5. Видео притча “Про кота”.

Этап урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

Включение в деловой ритм.

Эмоциональный настрой на урок.

Эмоционально настраиваются на урок.

Личностные (Л.) :самоопределение к деятельности;

Коммуникативные (К.): планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Актуализация опорных знаний.

Организует повторение знаний.

Демонстрируют знания, выполняют тест на соответствие

К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Познавательные (П.) Постановка темы и целей урока.

Создает познавательную ситуацию, побуждает учащихся к принятию темы, цели, учебных задач урока.

Слушают притчу, анализируют. Работают над значением слова «милосердие».

Выдвигают и осуществляют отбор учебных задач.

Регулятивные (Р.): целеполагание, способность принимать и охранять учебную задачу, планировать свою работу

П.: общеучебные (формулирование познавательной цели)

Логические (выдвижение гипотез)

К.: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по определению учебной деятельности.

Задачи:

Открытие нового знания.

Создает проблемную ситуацию.

Организует работу в группах.

Наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

Организует отчёт групп.

Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать своё мнение, умение работать в группе на общий результат.

Организует проговаривания.

Осуществляют поиск, сбор и анализ информации, составляют ответы на поставленные вопросы.

Обсуждают найденную информацию.

П.: формирование навыков поисковой деятельности.

Способность анализировать и действовать позиции содержания.

Л.: развитие учебно-познавательной мотивации; развитие самостоятельности и личной ответственности за работу.

К.: формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения вопросов.

К.: Умение строить понятные для собеседника высказывания, дополнять, уточнять высказывания

одноклассников.

П.: логические.

Л.: действие нравственно – этического оценивания.

Л.: самоопределение. Объясняют, доказывают свою точку зрения.

Закрепление:

Проводит диагностическую работу.

На основе своего опыта и приобретенных знаний заполняют «сердечки».

Р.: контроль, коррекция, оценка.

Л.: самоопределение

Итог урока:

Организует подведение итога урока.

Организует рефлексию деятельности на уроке.

Высказывают свое мнение.

Анализируют деятельность.

Р.: контроль, оценка.

П.: умение ориентироваться в содержании предмета.

Домашнее задание:

1. стр. 72-73, ответить на вопросы; нарисовать свой символ милосердия.

I. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть. Недавно я услышала притчу,

которой непременно хочу поделиться с вами:

“ Спросил как-то наставник троих учеников: “Почему бьется оконное стекло,

когда в него бросают камень?”

- Потому что камень тяжелый, - ответил один.

- Потому что стекло хрупкое, - ответил второй.

- Потому что метнувшая камень рука была сильной, а удар точным, - отвечал

третий.

- Никто из вас троих не дал правильного ответа, - ответил учитель. - Потому

что окно было закрыто!

Научитесь идти по Пути с открытыми сердцами, и ни одна вражеская стрела не разобьет их, проходя сквозь тонкую ткань души. (слайд сердца)

- Да, человеческое сердце уникально. Оно может быть добрым и злым,

большим и маленьким, любящим и ненавидящим, может быть золотым, а

может быть каменным и ледяным. Пусть ваше сердце всегда будет здоровым и любящим. Мне бы очень хотелось, чтобы сегодняшний урок нашел отклик в вашем сердце и запомнился вам. Желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы.

II. Актуализация опорных знаний.

- Ребята,  давайте, вспомним о чем мы говорили на прошлом уроке?

1. Что такое библейские заповеди? Чему они учат?

2. Кого в Исламе считают основой творения, конечной его целью?

3. Как вы понимаете слова пророка Мухаммада: «Рай находится под ногами наших матерей»?

4. Что считается основой поведения человека в буддизме?

-  Все заповеди рассматриваемых религий сводятся к нравственным нормам поведения человечества, объединяют людей в стремлении к добру.

III. Постановка темы и целей урока.

- Сейчас предлагаю вам посмотреть песню-притчу в исполнении Светланы Копыловой.

 Это одна из известных исполнительниц авторской песни. Её песни помогают человеку задуматься о смысле жизни и предназначении человека.

Песня называется “Про кота” (просмотр клипа)

- Я вижу, что эта песня не оставила вас равнодушными.

- Какие чувства возникли у вас при слушании притчи?

- Какие чувства владели девочкой, бросившейся спасать кота? (учащиеся называют чувства и качества, учитель прикрепляет заранее заготовленные карточки)

- Вслушайтесь в слова: со-чувствие, со-страдание. Что их объединяет?

(Приставка со - )

- Что она означает? (причастность к чему-либо, присоединение, общее участие).

- Как вы думаете, какое понятие вмещает в себя все названные вами качества?

(милосердие; учитель открывает серединку ромашки, на которой записано это слово)

- Как вы понимаете это слово? (ответы учащихся)

Милосердие - это готовность из сострадания оказать помощь, не требуя благодарности, награды.

- Ребята, вы, наверное, догадались, какой же будет тема нашего урока (учитель уточняет ответы учащихся).

IV. Открытие нового знания.

- Я предлагаю вам посмотреть и послушать презентацию.

Помощь бывает разной.

Одно из дел милосердия – милостыня.

Христос говорил: «Всякому просящему у тебя дай».

Милостыня – встреча двух рук: одна выражает просьбу «Христа ради», другая подает «во имя Христова».

Подавать можно не только денежные суммы, но и вещи, лекарства, продукты.

Помощь может быть и нематериальной (добрые слова, сочувствия, беседы).

В годы первой мировой войны сестры милосердия выносили раненых с поля

боя, отвозили в госпиталь, в госпиталях день и ночь дежурили, помогали при

операциях, при перевязке, раздавали больным чай и лекарства. Они облегчали страдания раненых.

 Беседа с учащимися :

- Можно ли сказать, что милосердие является одной из главных добродетелей

во всех религиях? Почему? (Все религии учат людей доброму отношению к

окружающим, терпению, помощи. Главное, чтобы эта помощь шла от чистого сердца)

- Ребята, а можно ли в себе воспитать милосердие? Как? (делать добрые дела,

совершать добрые поступки, откликаться на чужую беду, милосердие должно быть деятельным, активным.

- В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание?

(“Подарок детскому дому” приготовленные собственными руками. Навестить заболевшего одноклассника, утешить печальных, найти слова сочувствия, помочь вниманием, уклоняться от драк, не отвечать злом на зло)

- А как надо оказывать милость? (не требуя благодарности, не унижая)

- Ребята, перед вами сердечки. Напишите на них добрые дела, которые вы совершали (учащиеся пишут).

- Из этих сердечек мы сделаем большое сердце - эмблему милосердия (учащиеся прикрепляют сердечки на контур сердца, который появился на доске в начале урока). Посмотрите, какое большое сердце у нас получилось! Сколько добрых поступков вы совершили.

Я предлагаю вам разгадать кроссворд, который дан на доске.

Будьте всегда внимательны к окружающим - вдруг кому-то нужна ваша помощь.

V. Итог урока. Рефлексия.

- Над чем заставил задуматься урок?

- Какую цель ставили на уроке?

- К какому выводу пришли?

VI . Домашнее задание

- стр. 72-73, ответить на вопросы. Нарисовать свой символ милосердия.

Источники:

1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных

культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.:

Просвещение, 2012. – 80с.

2. Видео притча “Про кота”

3. Мацыяка Е.В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к

учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л.Беглов,

Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов)/