Рабочая программа по ОРКСЭ.
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Китаева Любовь Михайловна

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс А.И. Шемшурина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_orkse.docx40.43 КБ

Предварительный просмотр:

2. Пояснительная записка

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль «Светская этика» для 4 класса составлена на основе:

  1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2012 г. № 84-р
  2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений.
  3. Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом  Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г.       № 1089»;
  4. Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 г. №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г.  № 1312» .

      Учебник А. И. Шемшуриной «Основы светской этики» 4 класс, «Просвещение» 2014 Курс ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учеников с основными нормами нравственности, дать первичные представления о морали. Поставлена задача нравственного развития младших школьников, воспитания культуры поведения с опорой на представления о положительных поступках людей. В процессе учебной деятельности предстоит дать детям новые нравственные ориентиры и упорядочить уже имеющиеся у них.

Модуль «Основы светской этики» выступает в качестве связующего звена всего учебно-воспитательного процесса, обобщая знания об этике и этикете, полученные в начальной школе. Модуль призван обеспечить общественно-значимую мотивацию поведения детей, их поступков. Школьникам следует научиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение других учеников.

На уроках этики учащимся предстоит выяснить, что такое хорошо и что такое плохо, почему добрым жить на свете веселей, что такое этикет, в чем проявляется патриотизм, в чем заключается золотое правило нравственности и многое другое.

Цели и задачи модуля «Светская этика»

Цель: Формирование нравственных качеств личности

Задачи:

  1. Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
  2. Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  3. Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;
  4. Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  5. Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной  и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

3. Планируемые результаты

Личностными результатами изучения данного курса должны быть следующие умения

школьников:

  • Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.
  • Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.
  • Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются хорошими и плохими.
  • Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • Опираясь на эти правила, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях.
  • Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
  • Испытывать уважение к своему народу, к другим народам, принимать ценности других народов.

Метапредметными результатами изучения курса должны быть перечисленные ниже

универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
  • Совместно с учителем составлять план решения задачи.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
  • Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.

Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.
  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст,
  • таблица, схема, рисунок и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления;
  • определять причины явлений и событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
  • Составлять сложный план текста.
  • Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе. Предвидеть последствия коллективных решений.
  • Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога

(побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.

Предметными результатами изучения курса должны быть знания и умения, перечисленные ниже.

  • Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
  • Строить толерантные отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций.
  • Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
  • Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.

Диагностика успешности достижения этих результатов выполняется, прежде всего, в ходе

проектной работы учащихся. Основной способ диагностики – рефлексивная самооценка каждого ребёнка и коллективная оценка детьми друг друга под руководством учителя. Дополнительный способ диагностики – экспертная оценка учителем в результате наблюдения за деятельностью учащихся при осуществлении проектов и представлении их классу.

Формы контроля знаний:

Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:

  • участие в проектах;
  • подведение итогов урока;
  • творческие задания;
  • зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
  • мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
  • самооценка события, происшествия;
  • дневники достижений;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

  • «найди отличия» (можно задать их количество);
  • «на что похоже?»;
  • поиск лишнего;
  • «лабиринты»;
  • упорядочивание;
  • «цепочки»;
  • хитроумные решения;
  • составление схем-опор;
  • работа с разного вида таблицами;
  • составление и распознавание диаграмм;
  • работа со словарями;

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки»;
  • поиск информации в предложенных источниках;
  • взаимоконтроль;
  • «ищу ошибки»
  • КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

  • составь задание партнеру;
  • отзыв на работу товарища;
  • групповая работа по составлению кроссворда;
  • «отгадай, о ком говорим»;
  • диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
  • «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» и т. д.

4.Содержание учебного предмета, курса.

Содержание учебного курса ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики») 34 часа

.

Этика – это наука о нравственной жизни человека (1ч)

Этика. Светская этика и её значение в жизни человека. Вежливость, приветливость, доброжелательность. Культура человека. Нравственные нормы поведения.

Этика общения (4ч)

Добрым жить на белом свете веселей  (1ч)

Что такое доброта? Качества доброго человека.

Правила общения для всех (1ч)

Что такое чуткость, тактичность и деликатность? Золотое правило нравственности. Принципы общения.

От добрых правил – добрые слова и поступки (1ч)

Добро и зло - главные этические категории. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Связь между добрым словом и добрым поступком.

Каждый интересен (1ч)

Каждый имеет свою особенность, индивидуальность. Правила общения. Что такое дружба?

Этикет (4ч)

Премудрости этикета (1ч)

Что такое этикет. История этикета. Правила этикета

Красота этикета (1ч)

Расширение знаний о этикете. Правила поведения за столом.

Простые школьные и домашние правила этикета (1ч)

Правила школьного и домашнего этикета.

Чистый ручеек нашей речи (1ч)

Речь и речка – что в них общего? Что должно выражать слово? Характеристика нашей речи.

Этика человеческих отношений (4ч)

В развитии добрых чувств – творение души (1ч)

Что такое душа, дух, духовность? Что значит – быть человеком?

Природа – волшебные двери к добру и доверию (1ч)

Природа – волшебные двери к добру и доверию. Доброе отношение к окружающему миру.

Чувство Родины (1ч)

Род. Родина. Отчизна. Патриотизм

Жизнь протекает среди людей (1ч)

Кто такой хороший человек? Чувство собственного достоинства. Уважение к людям.

Этика отношений в коллективе (4ч)

Чтобы быть коллективом (1ч)

Понятие «коллектив». Отношения в классе. Нравственные установки в коллективе.

Коллектив начинается с меня (1ч)

Как укрепить дружеские отношения в классе? Как заслужить уважение в классе?

Мой класс – мои друзья (1ч)

Чуткость, внимательность, отзывчивость по отношению к одноклассникам.

Ежели душевны вы и к этике не глухи (1ч)

Золотое правило этики. Общечеловеческие ценности.

Простые нравственные истины (4ч)

Жизнь священна (1ч)

Материальные потребности. Духовные потребности. Жизнь – наивысшая ценность.

Человек рожден для добра (1ч)

Добро и зло в русских народных сказках. Добро – основа продолжения жизни. Истина. Красота.

Милосердие – закон жизни (1ч)

Сочувствие, сопереживание, сострадание. Понятие «милосердие»

Жить во благо себе и другим (1ч)

Нормы нравственного поведения людей. Понятия «справедливость» и «тактичность» и из роль во взаимодействии людей.

Душа обязана трудиться (4ч)

Следовать нравственной установке (1ч)

Понятие «нравственная установка». Твои нравственные усилия. Что значит думать и поступать с позиции добра.

Достойно жить среди людей (1ч)

Дерево мудрости. Как «победить дракона» в себе? Что значит жить достойно? Понятие «бескорыстие».

Уметь понять и простить (1ч)

Понятие «гуманность». Что значат слова «понять и простить»? Умение контролировать свои необдуманные порывы.

Простая этика поступков (1ч)

Нравственный выбор. Этические правила твоих поступков. Что значит быть терпимым?

Посеешь поступок – пожнешь характер (4ч)

Общение и источники преодоления обид (1ч)

Общение с одноклассниками: что радует и что огорчает. Как преодолеть обиду. Человек, приятный в общении - какой он?

Ростки нравственного опыта поведения (1ч)

Азбука поведения с людьми. Привычка поступать в соответствии с нравственными нормами и правилами.

Доброте сопутствует терпение (1ч)

Понятия «терпение» и «терпимость». В чем разница между этими понятиями. Терпение – это сила или слабость человека?

Действия с приставкой «со» (1ч)

Сочувствие, сопереживание, сострадание, соболезнование, соучастие, содействие. Образ жизни неравнодушного человека.

Судьба и Родина едины (4ч)

С чего начинается Родина (1ч)

Родина, ее связь с семьей, с природой. Понятия «Родина», «семья», «цветы».

В тебе рождается патриот и гражданин (1ч)

Понятия «патриот», «гражданин». Твои гражданские обязанности. Патриот и гражданин в твоей семье.

Человек – чело века (1ч)

Человек, назначение человека, внутренний мир человека, смысл жизни

Слово, обращенное к себе (1ч)

Дерево мудрости: нравственная установка, живите дружно и легко, понять и простить, гуманность, бескорыстие, СО значит вместе, опыт нравственного поведения, терпимость, терпение.

Региональный компонент реализуется путем включения в содержание уроков сведений о родном крае.

5. Календарно-тематическое планирование.

№ п.п

Кол-во часов

Тема, основное содержание темы

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата

Предметные результаты освоения материала

УУД

Вводный урок (1ч)

1

1

Этика – наука о нравственной жизни человека.

иметь представление о понятиях: Родина, Россия, национальность, раса пересказывать прочитанное, составлять рассказ с введением в него новых фактов

П- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;  

-формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народностей.

Этика общения (4 часа)

2

1

Добрым жить на белом свете веселей.

формирование первичных представлений об этике как науке и о содержании курса, который предстоит изучать

П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики; - владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами;

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач; -определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

3

1

Правила общения для всех.

4

1

От добрых правил-добрые слова и поступки

5

1

Каждый интересен

Этикет (4 часа)

6

1

Премудрости этикета

- знать о морали и нравственности, их значении в жизни людей, - познакомиться с основными нормами светской и религиозной морали, понимать их значения в выстраивании конструктивных отношений

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - слушать мнение собеседника, воспринимать его этическую позицию, вести диалог, признавать возможность различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную нравственную позицию; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей освоения этических категорий и определять условия ее реализации; - определять наиболее эффективные способы достижения результатов в сфере освоения этики; - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

7

1

Красота этикета

8

1

 Простые школьные и домашние правила этикета

9

1

Чистый ручеек нашей речи

Этика человеческих отношений (4 часа)

10

1

В развитии добрых чувств – творение души

ориентироваться в словарях и справочниках; - определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; - искать информацию в цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий.

К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания, осознанного построения речевых высказываний и высказывания собственного мнения по этическим вопросам;

Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

11

1

Природа – волшебные двери к добру и доверию

12

1

Чувство Родины

13

1

Жизнь протекает среди людей

Этика отношений в коллективе(4 часа)

14

1

Чтобы быть коллективом

формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; понимать и сопереживать чувствам других людей; проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями.

15

1

Коллектив начинается с меня

16

1

Мой класс – мои друзья

17

1

Ежели душевны вы и к этике не глухи

Простые нравственные истины(4 часа)

18

1

Жизнь священна

формирование представлений о нравственных качествах человека и их значении; об отзывчивости и честности

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных учебных ситуациях; понимать и сопереживать чувствам других людей; проявлять доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

 Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

19

1

Человек рожден для добра

20

1

Милосердие – закон жизни

21

1

Жить во благо себе и другим

Душа обязана трудиться(4 часа)

22

1

Следовать нравственной установке

- формирование первичных представлений о нравственном выборе и его значении в жизни человека - осознавать ценность человеческой жизни

П., - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий. К., - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку нравственного поступка; - определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения, уметь договориться о распределении ролей; - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость.

 Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

23

1

Достойно жить среди людей

24

1

Уметь понять и простить

25

1

Простая этика поступков

Посеешь поступок – пожнешь характер (4 часа)

26

1

Общение и источники преодоления обид

формирование первичных представлений об ответственности как нравственном качестве, о значении ответственности в жизни людей

П., - владеть логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации этических понятий, установления аналогий и причинно-следственных связей между этическими феноменами; - строить рассуждения, в соответствии с известным понятиям новых этических категорий

 К., - владеть навыками смыслового чтения текстов нравственного содержания - понимать и сопереживать чувствам других людей; - проявлять доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость.

 Р., - осознавать и проявлять свои эмоциональные состояния, связанные с этическими переживаниями

27

1

Ростки нравственного опыта поведения

28

1

Доброте сопутствует терпение

29

1

Действия с приставкой «со-»

Судьба и Родина едины (6 часов)

30

1

С чего начинается Родина

- знать, понимать и принимать ценности: Отечество, семья, религия - как основы культурной традиции многонационального народа России

П., - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности по освоению этики; - владеть логическими действиями установления причинно-следственных связей между этическими феноменами;

К., - адекватно использовать речевые средств и средства информационно-коммуникативных технологий для решения этических задач;

- определять общие цели групповой деятельности, и пути ее достижения;

Р., - планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

31

1

В тебе рождается патриот и гражданин

32

1

В тебе рождается патриот и гражданин

33

1

Человек - чело века

34

1

Слово, обращенное к себе

6. Материально-техническое обеспечение.

Для учащихся:

2. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. М.: «Просвещение», 2014г.

Для родителей: 1. Гончарова В.Н., Демидов В.Г., Клемперт А.И., Кудрина А.В., Метлик И.В., Мубаракшина И.В., Теплова Е.Ф., Хабибуллина Г.Ю., Шевцова А.А. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей.- М.: Центр «Школьная книга», 2013г. – 24 стр.

Для учителя: 

1. Авторская программа А.И. Шемшуриной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики.», утверждѐнной МО РФ

. 2. Шемшурина А.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4 класс. М.: «Просвещение», 2014г. 24

3. Мацыяка Е. В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы светской этики», «Просвещение», 2010) Список дополнительной литературы 1. Агапова И.А, Давыдова М.А.Праздник в школе: сценарии, конкурсы, викторины (1–5 кл.). М., 2005. 2. Азбука для несовершеннолетних / сост. А. Алексеева, А. Стреляный. М., 1985. 3. Азбука нравственного воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1975.

 4. Аникин В.П.Живая вода: сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. М., 1987.

5. Архарова Л.И., Гребѐнкина Л.К., Демидова С.Б.Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений.М., 2005.

6. Басманова Э. Гостевой этикет, или На высшем уровне. М., 2006.

7. Безгина О.Ю. Этикет старших дошкольников. М., 2005.

8. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: пособие для учителя. М., 1982.

 9. Васильева-Гангнус Л.В. Правила этикета: краткий справочник. М., 1992.

10. Глушко Е., Медведев Ю. Словарь славянской мифологии. Н. Новгород, 1996. 11. Даль В.И. Пословицы русского народа: в 3 т. М., 1994.

12. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1–4 классы. М., 2001.

 13. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Развитие ребенка – в ваших руках: книга полезных советов для родителей, воспитателей, учителей, психологов, дефектологов. М., 2000.

14. Камычек Я. Вежливость на каждый день. М., 2002.

15. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 2000.

16. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе: практическое пособие. М., 2004.

17. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых: учебное пособие. М., 2001.

18. Насонкина С.А. Уроки этикета. СПб., 2003.

19. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания / под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой. М., 1979.

20. Остер Г. Вредные советы. М., 1998.

21. Панкеев И.А. Энциклопедия этикета. М., 1999.

 22. Поддубская Л.Р. Этикет от А до Я. М., 2003.

 23. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. М., 2004.

24. Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим. М., 1999.

25. Разум сердца. Мир нравственности в высказываниях и афоризмах / сост. В.Н. Назаров, Г.П. Сидоров.М., 1990.

26. Словарь по этике / под ред. И.С. Кона. М., 1983.

 27. Современная энциклопедия: этикет / авт.-сост. И.Е. Гусев. М., 1999.

28. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990.

29. Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!»: речевой этикет в нашем общении. М., 1987.

 30. Шемшурина А.И. Основы этической культуры: книга для учителя. М., 2000.

31. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. М., 2004.

32. Шипицина Л.М., Защиринская О.В. Азбука общения. СПб., 2005.

33. Этика: словарь изречений и афоризмов. М., 1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по ОРКСЭ "Школа России" 4 класс...

рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса для коррекционной школы 5 вида

рабочая программа написана на основе учебника М. Т. Студеникина "Основы светской этики"....

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" 4-5 классы

Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "ОПК" Кураева 4-5 классы...

Рабочая программа по ОРКСЭ в 4 классе

Календарно-тематическое планирование курса Основы религиозных культур и светской этики для 4 класса....

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"

Рабочая программа  по ОРКСЭ 4 класс по программе УМК "Начальная школа 21 век"...