Методическая разработка урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Пронина Надежда Фёдоровна

Урок позволяет обучающимся познакомиться с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Развивает интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащает, активизирует историко-культурный словарь обучающихся. Воспитывает ценностное, уважительное отношение к православной культуре, к истории России, любовь к малой родине.

       Приобретённые знания, умения и навыки помогут детям обобщить знания о православных храмах нашего края, которые станут основой формирования знаний об архитектурных памятниках России и формирования гражданской позиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Образовательное учреждение: МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»

Республика Марий Эл

Ф.И.О. учителя: Пронина Надежда Фёдоровна, учитель начальных классов, I квалификационная категория

Номинация: «Лучшая методическая разработка по предмету: «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики. Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Тип урока: Урок предъявления новых знаний

Тема урока: «Христианство. Христианские храмы и монастыри».

Цель: познакомить учащихся с православным храмом

Задачи урока

Обучающая: познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.

Развивающая: развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.

Воспитывающая: воспитывать ценностное, уважительное отношение к православной культуре

Основные понятия урока

Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь. Кадило. Канун.

Планируемый результат

Познавательные универсальные учебные действия:

  • уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательной цели;

 • развивать навыки продуктивного чтения;

  • находить ответы на вопросы;
  • уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую:
  • составлять ответы на вопросы.  

 Коммуникативные универсальные учебные действия

 • уметь слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем;

 • уметь строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

 Личностные универсальные учебные действия

 • уметь соотносить события с принятыми этическими принципами.

• осознавать себя представителем православной культуры, проявлять интерес к своей культуре

  • усвоить уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре;

 Метапредметные универсальные учебные действия

• учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, добывать новые знания.

Межпредметные связи

Литературное чтение, ИКН, окружающий мир.

Ресурсы

- основные: учебник: Е. В. Саплина, А. И. Саплин «Основы духовно-нравственной культуры народов России», Пособие для учащихся. М., Дрофа, Астрель, 2009

 - дополнительные: классная доска, компьютер, мультимедийная презентация, листы с кроссвордами для самостоятельной работы;

Формы организации учебного пространства

Фронтальная работа (Ф), индивидуальная работа (И), парная работа (П)

Этап урока

Цель,

методы и приемы работы

ФОУП

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный этап

(1 минута)

Настроить учащихся на урок

Словесный метод

АМО «Улыбнемся друг другу»

Ф

-Ребята, сегодня у нас на уроке много гостей. Давайте поприветствуем их

-А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Тихо садитесь.

Приветствуют учителя и гостей, проверяют готовность к уроку

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать и понимать других

РегулятивныеУУД:

Уметь самостоятельно организовывать свое рабочее место

Формулирование темы

(3 минуты)

Организовать

формулирование темы учащимися

Создание проблемной ситуации

Ф

Учитель формулирует задание

-Пожалуйста, внимательно прослушайте то, что сейчас прозвучит (звучит колокольный звон 1 мин.).

 -Какие первые ассоциации у вас возникли?

-Назовите эти слова.

 Вывод:

- У многих из вас колокольный звон ассоциируется с храмом.

 -Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Учащиеся слушают колокольный звон, отвечают на вопросы учителя, формулируют тему урока.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

РегулятивныеУУД:

  Уметь определять и формулировать тему урока

Актуализация опорных знаний.

Постановка цели урока

(5 минут) 

Подвести учащихся к формулированию цели урока

Словесный наглядный метод

Проблемный диалог

Прием «знаем-не знаем»

-Что такое храм?

-Приходилось ли вам бывать в храме?

-Какие чувства вы испытывали, находясь в нём?  

-Что больше всего запомнилось?

-Что вы знаете о храмах?

(это в таблицу знаем)

- Что бы вы хотели узнать о храме? (это в таблицу хотим узнать)

Знаем

Хотим узнать

Узнали

                

Вывод. Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой нашего народа. Как вы считаете, какова цель нашего урока?

- Храм - это здание, в котором люди молятся Богу, ставят свечки.

- В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

- В храме много икон.

-Есть священник,

- В храме человек приближается к Богу, благодарит его или просит о чём-то.

Устройство храма

Формулируют цель урока.

- познакомиться с внутренним устройством православного храма

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

РегулятивныеУУД:

 Уметь определять и формулировать цель урока

Первичное усвоение новых знаний

(10 минут)

Дать определения новым понятиям

Словесный, наглядный метод

Ф

Учитель организует просмотр презентации  «В храме»

- Откуда мы можем узнать информацию о православных храмах?

-Давайте отправимся на заочную экскурсию по храму.(включается презентация)

Издавна храмы строили в самых красивых местах, но перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

-Прежде чем войти в храм, давайте рассмотрим его снаружи

-Каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

   - Храм по своему внешнему виду отличается от прочих зданий.  По своей архитектуре  храмы бывают разные:

  • В виде  креста. Это означает, что храм посвящен Господу, распятому за нас на кресте.   
  • Храм  может быть  виде продолговатого корабля. Это  означает, что храм, подобно кораблю, ведет верующих по морю жизни
  • Храм  иногда устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность
  • Храм может быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, которая сияет в этом мире.

-Здание храма  завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

-Купол заканчивается наверху главою, называемой также маковицей, на которой ставится крест

-Храм может быть однокупольным и многокупольным

-Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

- Как вы думаете, зачем нужны колокола?

-Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

-Вот мы в самом храме.

-Как же устроен храм внутри?

Православный храм делится на три части:

Притвор, собственно храм (средняя часть), алтарь.

     В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Здесь продаются церковные принадлежности и свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении. 

Вторая самая большая часть -  место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. В центре стоит аналой с иконой праздника. На аналое лежит праздничная икона или образ святого. Это икона празднуемого события (например, Рождества Христова) или святого, чью память Церковь празднует в этот день. Эти иконы меняются в зависимости от календаря.

Здесь и у других икон мы можем поставить свечи о здравии наших близких и родных. С левой стороны стоит панихидный столик,  здесь обычно ставятся свечи за упокой, служатся панихиды, т. е. заупокойные  богослужения. В самом храме мы видим: иконы, Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории.

 свечи, к своду подвешено паникадило (большая люстра)

     Главнейшая часть храма — это алтарь, место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь символизирует собой  Царство Небесное. Христианские храмы строятся алтарем на восток – где восходит солнце.

Алтарь отделяется от храма иконостасом - перегородкой, на которой в несколько рядов располагаются иконы, обращенные ликами к молящимся верующим.

Возвышение перед иконостасом называется солея.

Середина солеи называется амвоном, т. е. восхождением.

В иконостасе есть 3 двери, главные из которых средние (Царские врата), потому что через них проходит Сам Господь в Святых Дарах. Поэтому через Царские врата могут проходить только священнослужители.

 Когда Царские врата открыты, то вы можете увидеть, что находится внутри алтаря.

    Самое важное место в алтаре — престол - особо освященный четырехугольный стол, украшенный двумя материями: нижней - белою из полотна и верхней - из парчи. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники.

Кадило – храмовый предмет, им священник совершает каждение, металлическая чаша. Покадить кому-то – это значит выразить почтение, поэтому священник кадит и перед иконами и перед прихожанами

Мы можем обратиться к нашему учебнику, можем посмотреть в словарях, в интернете, а можно совершить экскурсию.

Учащиеся смотрят презентацию  «В храме».

У него есть купол, на котором находится крест. 

Учащиеся слушают и смотрят заочную экскурсию по храму

Коммуникативные УУД:

Уметь слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

 Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Физкультминутка

(3 минуты)

Снять усталость и напряжение

Наглядный метод

Ф

-А сейчас немножко отдохнем и сделаем гимнастику для глаз. Встаньте. Следите глазками за бабочкой на экране.

-Теперь потянитесь, сделайте поворот вправо, влево, тихо садитесь.

Учащиеся следят за бабочкой на экране, повторяют упражнения за учителем.

Регулятивные УУД:

Снять усталость и напряжение, внестим элемент непринужденности и расслабления

Первичная проверка понимания

(10 минут)

Закрепить знания, полученные на уроке

 - проверить умение работать с информацией

Учитель контролирует чтение учащихся, слушает определение понятий, расширяет информацию о прочитанных понятиях:

-А теперь давайте закрепим полученную информацию..

Откройте учебник. Внимательно прочитайте текст.

Послетекстовая коллективная работа.

Вопросы и задания:

-Что такое канун?

-Кому молятся православные христиане?

-Может ли православный христианин молиться без иконы?

-Как вы понимаете слова: «Встанем, перекрестясь, и пойдем, помолясь»

-А что значит, когда человек кладет крест не на себя, а на другого человека?

-Что такое благословение?

-Что такое иконостас?

-Какие иконы в нем присутствуют всегда?

-Люди часто говорят о Владимирской богоматери, Смоленской, Казанской. Это значит, что в каждом городе своя Богоматерь?

-Есть в храме такое место, куда могут войти не все. Что это за место?

-Почему туда нет общего доступа, зачитайте.

- При встрече с детьми, священник сказал важные слова о там, какой должна быть жизнь человека?

-Попробуйте найти эти слова и зачитать их.

Дети читают про себя текст в учебнике и рассказывают учителю о понятиях: части храма, иконостас, икона, царские врата, алтарь

-это панихидный столик, там ставят свечи и молятся о людях, ушедших из земной жизни

Христу, ангелам и святым.

-Может, но икона помогает собраться с мыслями.

-Рисует на себе невидимый крест и молится Христу

-Он благославляет его во имя Христа

-Стена из икон

Икона Христа и Божией Матери

-алтарь - место святое

Познавательные УУД:

Смысловое чтение  текста: уметь находить ответы на вопросы в тексте

Коммуникативные УУД:

  Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Первичное закрепление.Самостоятельная работа

(8 минут)

Организовать работу учащихся

 решить проблемную ситуацию

организовать выполнение самопроверки

 Наглядный метод

Контроль

И

Ребята, а сейчас мы проверим, как вы запомнили понятия, которые мы рассматривали на уроке. Перед вами рабочий лист с заданиями. Внимательно посмотрите и выполните задание. (см.Приложение 1)

-Давайте проверим. (Слайд)

-Поднимите руку кто выполнил правильно? (у кого были ошибки?)

-Молодцы.

Работают самостоятельно, выполняя задание Устройство  «рама. Проверяют правильность ответов.

Коммуникативные УУД:

Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

Регулятивные УУД:

Уметь планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей

Познавательные УУД

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов

Подведение итогов. Рефлексия

(5 минут)

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

 Подведение итогов

Прием «Знаем - не знаем -узнали»

Словесный метод

Ф

Учитель организует рефлексию учащихся, самооценку собственной учебной деятельности.

-Подходит к завершению наш урок.

-Вспомним, какая была цель нашего урока?

Давайте заполним таблицу  ответив на вопрос, что вы сегодня узнали о  православном храме.

(заполняется третий столбик  таблицы)

-Храм всегда был центром жизни русского человека.

-На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются, строятся новые церкви,

-Закончим наш урок фразой, которая вам больше понравилась:

 Мне понравилось….

 Мне запомнилось….

 Я узнал…..

 Мне бы хотелось….

-Вы все хорошо поработали на уроке, а дома расскажите родителям о том, что запомнили на уроке

Урок окончен. Всем спасибо.

Учащиеся заканчивают  понравившееся предложение

-В каждом городе есть свои прекрасные храмы, не исключение и наш город. Какие же храмы есть у нас? Об этом расскажет нам Боронин Никита.

Никита рассказывает учащимся о храмах города Козьмодемьянска

Личностные УУД: 

 Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

Список использованной литературы:

1. Книга для родителей  «Основы религиозных культур и светской этики» под ред. В. А. Тишкова, Т.А. Шапошниковой  для 4-5 классов М.: Просвещение,2010.

2. Символика и устройство православного храма, Москва «Лепта Книга»,-2008;

3. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  для 4-5 классов М.: Просвещение,2010

4 . http://www.predanie.ru/muz/kolokola/

5.  http://old-rus.narod.ru/prav.html     

 6.  http://www.rus-sobori.ru/info/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Основы духовно-нравственной культуры народов России". Модуль «Светская этика» Тема: «Счастье и смысл жизни»

Тема: «Счастье и смысл жизни». 4 класс. Данный урок  является четвертым из 5 тем в разделе «Как отличить добро от зла». Цель урока:дать представления о поня...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Технологическая карта урока "Основы духовно-нравственной культуры народов России"

Технологическая карта урока в 4 классе по предмету Основы православной культуры "Основы духовно-нравственной культуры народов России"...

Технологическая карта урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Технологическая карта урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»...

Презентация к уроку «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

Урок позволяет обучающимся познакомиться с назначением, внешним видом и устройством православного храма. Развивает интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащает, ак...

Методическая разработка урока Основы религиозных культур народов России по теме "Священные сооружения".

Методическая разработка урока Основы религиозных культур народов России по теме "Священные сооружения"....