Разработка интегрированного урока "Пасха"
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Трунова Светлана Владимировна

    Урок "Пасха" проводился в рамках декады МО учителей ИЗО, технологии, музыки и ОПК. К ведению урока можно пригласить представителя духовенства РПЦ по предварительному согласованию с администрацией школы и родителями учеников 4-х классов. 

     Технология интегрированного обучения была определена учителем как основная, метод продуктивного чтения обеспечивает качественное осмысление детьми текста учебника, Пасхального тропаря, текста попевки. В учебный материал урока, в его смысловую и эмоциональную ткань была вплетена область музыки. Учащиеся получили возможность услышать и сопоставить музыкальность древнегреческого, церковно-славянского и современного русского языков, на которых исполнялся тропарь Пасхи, проникнуться звучанием пасхального звона, разучить мелодию пасхальной попевки и исполнить ее вместе с учителем и родителями, приглашенными на урок. Домашнее задание по разукрашиванию черно-белых рисунков пасхальных яиц для оформления, в дальнейшем, пасхального панно обеспечивает интегрирование в область ИЗО, а следующий урок, на котором дети получили навыки и умения по изготовлению пасхальных открыток обеспечил интегрирование в область технологии. Урок найдет свое продолжение во втором полугодии, когда во время Пасхальной седмицы для учеников 4-ых классов будет проведена интерактивная экскурсия на колокольню Храма св. ап. Андрея Первозванного.

    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integrirovannyy_urok_-_pasha.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по Основам православной культуры

Тема урока: «Пасха»

(в рамках декады МО учителей ИЗО, технологии, музыки и ОПК: «Метод продуктивного чтения на уроках»)

Тип урока – открытие новых знаний. Урок интегрированный: ОПК, музыка, ИЗО.

ЦЕЛЬ: сформировать у младшего подростка мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций России и уважении к ним на примере праздника Пасхи, дать детям эмоционально-полноценное представление о праздновании Пасхи на Руси.

Задачи: сформировать представление о понятии «Пасха»; помочь осознать смысл обычаев и традиций, связанных с праздником Пасха; дать общее понимание о Пасхальном богослужении; познакомить с тропарём праздника Пасхи на греческом, церковно-славянском и русском языках, донести смысл этого текста; познакомить с музыкальной культурой праздника православной Пасхи.

В области формирования УУД:

познавательные - умение выделять существенную информацию из различных источников, УМЕНИЕ РАБОТАТЬ С ТЕКСТОМ (учебник ОПК автора А.В. Кураева);

регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и удерживать ее в процессе всего урока; понимать цель выполняемых действий;

коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы; воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию коллективного творчества.

Стратегия учителя – следуя технологии здоровьесбережения учащихся (дозировка заданий, своевременная смена видов деятельности), обеспечить углубленное усвоение материала о Пасхе так, чтобы чтение различных текстов стало наиболее    продуктивным. Результатом совместных действий учителя и ученика должно стать осмысленное чтение текста учебника, Пасхального тропаря, текста попевки. Прочитывая тексты, предоставленные на уроке, ученик должен:

- по ходу чтения ставить к тексту вопросы и составлять свое мнение о дальнейшем его содержании, проверять его в процессе чтения и давать ответы в соответствии с текстом;

- уяснять значение каждого слова, словосочетания и предложения с целью размежевания понятного и непонятного, а также малопонятного; при этом используются вопросы: что это означает, как это понять;

- выявлять новые, неизвестные, непонятные или малопонятные слова, находить при помощи учебника их смысловое значение;

- найти в тексте ключевые слова, словосочетания, предложения или отдельные их части и при их помощи уяснить основную мысль, объединяющую группу предложений в единое целое.

        На уроке применяется технология здоровьесбережения (дозировка заданий, смена видов деятельности учащихся, физминутка), а также:

1. Приём «Работа с учебником»;

2. Приём «Работа с Православным календарем».

3. Приём «Таблица «Знаю. Узнал.»;

4. Приём «Кубик Блума» (технология критического мышления);

        Методическое и техническое обеспечение урока:

1) Кураев А.В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. Носителе / А.В. Кураев. - 2-е изд. – М.:  Просвещение, 2013. – 95 с.

2) рабочая тетрадь;

3) Православный календарь за 2019-2020 гг.;

4) таблица «Знаю. Узнал. Хочу узнать»;

5) мультимедийная аппаратура для воспроизведения: электронной презентации к уроку, аудиоматериала (Тропари Пасхи, попевка) и видео (фрагмент Пасхального богослужения – Крестный ход).

ХОД урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Дети заходят в класс под Праздничный перезвон колоколов. Приветствие детей.

II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА. Детям предлагается изучить оформление кабинета, приготовленный к уроку: на экране слайд – «Икона Воскресения Христова»; на стене – Православный календарь, раскрытый на странице месяца «Апрель», где дата 19 апреля и название праздника выделены красным цветом; на столе учителя находится корзина с букетиками декоративной вербы и церковными свечами, деревянные сувениры «крашенки» (пасхальные яйца). Голова учителя повязана белой кружевной косынкой.

        Организуется работа в группах (по рядам). Учитель направляет детей к нужным предметам и объектам исследования. После того, как детьми будет высказана мысль о том, что урок будет посвящен Пасхе, учитель предлагает обратиться к учебнику, найти урок, проведенный неделю назад и убедиться, что следующая тема в учебнике - «Пасха».

        В сопровождении колокольного звона учитель (на доске), ученики (в тетради) записывают число и тему урока.

        Раздаются таблицы, в которых указан глоссарий урока. Колонка «Знаю» заполняется в начале урока, колонка «Узнал» по ходу урока. Колонка «Оценка» заполняется в конце урока. После урока таблица вклеивается в рабочую тетрадь самим учеником.

ЗНАЮ

ПОНЯТИЯ

из ГЛОССАРИЯ

УЗНАЛ

ОЦЕНКА

Великий Пост

Если ты считаешь, что уяснил большую часть урока и

готов узнать больше о празднике Пасхе, то поставь знак «плюс» …

Если тебе

многое осталось неясным

или

 узнавать о Пасхе ты больше не хочешь – знак «минус» …

Воскресение

Значение имени

 Иисус

Спаситель

 

Пасха Христова        

Пасхальный Гимн

Пасхальная полночь

Похристосоваться

Пасхальное яйцо

Кулич

Как приветствуют люди друг друга на Пасху?

Когда в храме разрешают любому человеку звонить в колокола?

III. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА. Ученики, пользуясь таблицей и учебником формулируют цель и задачи урока - «Что мы хотим узнать?». Сформулированы должны быть такие вопросы, как: «Что такое Пасха? Почему ее называют Воскресение?», «Кто и зачем воскрес?», «Почему христиане называют Праздник Пасхи Великим?». «Откуда мы можем узнать про Пасху?», «Какие традиции Пасхи сохранились сегодня?».

IV. ВЫЯВЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ и ПОИСК ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ. Работа с текстом учебника – постепенное заполнение таблицы. Остановка на понятии «Пасхальный гимн». Объясняется, что «Пасхальный гимн» и «Тропарь Пасхи» - синонимы.

IV. РАБОТА С ТЕКСТОМ ТРОПАРЯ ПАСХИ. На слайде показывается текст Пасхального тропаря на греческом языке, одновременно звучит Тропарь Пасхи на греческом языке в исп. сербской певицы Дивны Льюбоевич.

Χριστὸς ἀνέστη ἐκ νεκρῶν, θανάτῳ θάνατον πατήσας, καὶ τοῖς ἐν τοῖς μνήμασι, ζωὴν χαρισάμενος!

Христо́с ане́сти эк некро́н Фана́то фа́натон пати́ссас Кэ́тис э́нтис мни́маси, зои́н Хариса́мэно́с!

Перед детьми ставится задача найти знакомые слова зрительно и по звучанию. Учениками определяется только одно знакомое слово «Христос».

       На экран выводиться текст Пасхального тропаря на церковно-славянском языке, одновременно звучит Тропарь Пасхи в исполнении мужского хора Сретенского монастыря (Глас 5).

Хрїстосъ воскресе изъ мертвыхъ, Смертїю смерть поправъ, И сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ!

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ,

и сущим во гробех живот даровав!

Ученики вновь определяют знакомые слова. Знакомы и понятны по смыслу почти все слова, кроме: «поправ», «сущим».

       Следующий слайд – Тропарь Пасхи на русском языке.

Христос воскрес из мёртвых, победив своей смертью смерть,

и прежде умершим подарил жизнь!

Смысл каждого слова становится понятным. Учитель раскрывает смысл основ православной веры посредством понятий «Воскресения Христа» и «Христос победил своей смертью смерть», сопровождая объяснение слайдовой презентацией.

V. РАБОТА С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА. Ученики завершают заполнение таблицы, узнавая о традициях празднования Русской Пасхи. Демонстрируется видео - фрагмент Пасхального богослужения (Крестный ход).

VI. ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (вокал). Для формирования эмоционально-полноценного представления о праздновании Пасхи на Руси детям ставится для прослушивания пасхальная попевка «Звонят, звонят колокола» и показываются слайды с «пасхальными открытками» начала XX века. Текст попевки выводится на экран. РАБОТА С ТЕКСТОМ НА ЭКРАНЕ. Разбирается смысл текста, разучивается мелодия. Попевка исполняется хором, дети встают и исполняя попевку имитируют движения человека, звонящего в колокола - ФИЗМИНУТКА  

        Звонят, звонят колокола.

        Динь-дон, динь-дон.

        Настала светлая пора.

        Динь-дон, динь-дон.

        И льется музыка с небес.

        Динь-дон, динь-дон.

        Христос воскрес (2 р.)

        Динь-дон, динь-дон.

VII. РЕФЛЕКСИЯ. Игра в кубик Блума. «Кубик Блума» - куб, на гранях которого написано: «Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи», «Придумай», «Поделись». Тема, сформулированная в начале урока, обозначает круг вопросов, ответ на которые закрепляет знания, полученные на уроке. Ученики делятся на шесть групп (каждый ряд делится на две группы). Один из учеников группы бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать (со слова на грани кубика и должен начинаться вопрос). Ученики каждой группы, пользуясь заполненной таблицей, с помощью учителя, формулируют вопросы другим группам.

VIII. ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА. Учитель выставляет оценки за урок. Для выполнения домашнего задания раздаются черно-белые рисунки пасхальных яиц для разукрашивания. Под звуки детской песни «Праздник пасхи так чудесен» учитель вручает детям иконки Воскресения и букетики вербы.

ПРОДОЛЖЕНИЕМ Пасхальной темы станет следующий урок технологии, на котором они научатся делать пасхальные открытки. В последней учебной четверти, после праздника Пасхи, для детей запланирована интерактивная экскурсия на колокольню Храма святого апостола Андрея Первозванного город Фокино.

Приложение

Глоссарий для урока по теме: «Пасха»

Великий Пост – в течении 40 дней перед Великой Пасхой православный человек ограничивает себя в пище и, самое главное, старается больше обычного искоренять свою раздражительность озлобленность, тщеславие, гордость и активно стремится к совершению добрых поступков.

Воскресение – 1) русский народ так назвал свой еженедельный праздничный день недели; 2) Воскресение Иисуса Христа (воскрешение после смерти), победа Христа над смертью, день возобновления жизни.

Иисус – это имя означает «Бог Спасает».

Пасха – в переводе с древнееврейского языка означает «переход», «избавление». Праздник был установлен в честь вывода иудеев из Египетского плена ветхозаветным Пророком Моисеем.

Крестный ход – фрагмент богослужения, когда священник несет крест, а люди с иконами и зажженными свечами обходят вокруг храма.

Кулич – традиционный для Пасхи сладкий хлеб, похожий на кекс.

Пасха Христова - великий праздник православных христиан, который длиться 40 дней.

Пасхальное яйцо – главный подарок праздника Пасхи (как правило раскрашенное), символ новой жизни.

Пасхальная полночь – самая торжественная часть праздничного (Пасхального) богослужения.

Пасхальный Гимн (тропарь Пасхи) – краткий текст, в котором заключен основной смысл праздника Пасха, исполняющийся на распев.

Похристосоваться - дружеский поцелуй и объятие.

Спаситель (Спас) – так именуется Иисус Христос, который пошел на крест ради спасения людей.

Христос – слово означает «помазанник». В древнем Израиле помазанниками называли царей, первосвященников и пророков;

«Христос Воскресе!» - «Воистину Воскресе!» - традиционное приветствие на Пасху.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока- проекта "Какая она Гжель?"

Хочу поделиться опытом работы по проектной деятельности. Этот проект часть работы, которую мы с моими учениками проводим. Итогом проекта стал детский альбом "Всё о Гжели" и презентация....

Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония"

Разработка интегрированного урока математика-окружающий мир в 3 классе по УМК "Гармония" по теме: "Птицы Пермского края в математических задачах (закрепление таблицы умножения)"...

методическая разработка интегрированного урока "Мы волшебники" 3 класс

Данную разработку можно использовать как открытый урок для родителей. Совмещены фрагменты уроков математики, русскогоязыка, литературного чтения, окр. мира, информатики....

Разработка интегрированного урока 4 класс о космосе

Конспект интегрированного урока, посвящённого Дню Космонавтики, для учащихся 4 класса...

Методическая разработка интегрированного урока технологии и информатики и ИКТ

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации в рамках реализации ФГОС, является создание проблемных ситуаций в учебном процессе. Представляю  вашему вниманию разработку и...

Разработка интегрированного урока обучения грамоте Тема: «Звук [ш],буквы Ш, ш. Закрепление».

Урок обучения грамоте по теме "Закрепление. Звук и буква "ш". УМК "Школа России". На уроке использован материал для создания эмоционального настроя учащихся, учащиеся учатся работать в парах, учатся а...